Внеклассное мероприятие по геометрии в 7-9 классах «Путь в мир знаний».
методическая разработка (9 класс) на тему

НОВИКОВА Елена Александровна

Тема мероприятия: «Путь в мир знаний!"

Класс: 7-9

Форма мероприятия: интеллектуально-развлекательная игра

Тип мероприятия: внеклассное занятие

Методическое обеспечение урока и средства обучения:

Методы обучения: частично-поисковые, словесные, наглядные, практические, стимулирования и мотивации

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Средства обучения: мультимедийная доска, презентация, сценические костюмы, математические газеты.

Какие приемы использует преподаватель для формирования общеучебных умений и навыков: обучение построению монологической и диалоговой речи, устная формулировка вопроса, слуховое восприятие, самостоятельное решение поставленных задач, использование ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_put_v_mir_znaniy_.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по геометрии в 7-9 классах

«Путь в мир знаний».

Методическая цель: показать результаты применения личностно-ориентированного обучения для активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих навыков во внеурочной деятельности.

Инновационные приёмы: прием «Литературное слово», создание ситуации успеха

Методы работы: наглядный, частично-поисковый, словесный, метод стимулирования.

Цель: создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений, развитие познавательной активности учащихся.
Планируемые результаты:

Личностные: способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Метапредметные:  развивать умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы; работать по общей договоренности.

Техническое обеспечение: мультимедийная установка.

Сценарий внеклассного мероприятия «Путь в мир знаний»

Цель:

Познакомить учеников с историей некоторых математических открытий, с фактами биографий известных математиков, и роли их открытий в современной жизни.

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся интерес к математическим дисциплинам.
  • Способствовать всестороннему развитию личности учащихся, развитию их познавательного интереса, творческих способностей.
  • Формировать личностные компетенции учащихся.
  • Углубить и расширить имеющиеся у учащихся знания о математике и математиках.
  • Реализовать взаимосвязь с соответствующими учебными дисциплинами.

Порядок подготовки внеклассного мероприятия:

  • Выбор темы мероприятия.
  • Создание инициативной группы.
  • Анализ методической литературы.
  • Определение состава выступающих учащихся.
  • Подготовка практических заданий и вопросов к викторине.
  • Создание презентации.

Место проведения мероприятия: актовый зал.

Время проведения мероприятия: 60—70 мин.

Ход мероприятия:

I. Организационно-мотивационный этап.

День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто еще не знает,

Что может любить математику,

Вечер математики посвящается!

II. Основной этап.

1. Вступительное слово учителя

Слайд 1. Очень часто учителям математики задают один и тот же вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится».

Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос, рассказав вам о жизни великих математиков и об истории математических открытий.

Слайд 2 Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука».

Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».

Математика – очень увлекательная, интересная и полезная наука. Она может стать захватывающим занятием не только для взрослых, но и для детей.

2. Вступительное слово учеников.

Ученик 1. Мы - это человечество, а созданное нами и то, что будет создано - это открытия, изобретения, идеи и мысли людей.

Ученик 2. Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы прикоснулись к прошлому и ощутили значимость того, что веками накапливалось в мудрости человечества, в культуре человечества - что мы создали, то с нами по сегодня.

Ученик 3. Ведь мы сопричастны к прошлому и ответственны за будущее.

Знания, открытые человечеством тысячелетия назад, можно использовать для последующих открытий и познаний.

Ученик 4.

Изобретать самому – прекрасно,
Но то, что другими найдено,
Знать и ценить –
Меньше ли, чем создавать?

Ученик 5.

Поэтому давайте совершим небольшой экскурс в историю математики, расскажем правдивые, серьезные и шутливые истории про опыты начальные и про умы пытливые, про важные события – великие открытия.

3. Экскурс в историю об Евклиде.

Ведущий 1 Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности.

Ведущий 2 Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути на познание его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги». В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась.

Ведущий 1 Кто этот математик?

Ведущий 2 Евклид!

Слайд 3. Евклид (Ш в. до н. з.). Древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии.

3.1. Историческая справка. Рассказывают ученики 7 класса.

Древнегреческий мыслитель Евклид стал первым математиком Александрийской школы и автором одного из наиболее древних теоретических математических трактатов. Биография Евклида предположительно началась в 325 году до нашей эры (это примерная дата, точный год рождения неизвестен) в Александрии. Некоторые исследователи предполагают, что будущий математик появился на свет в Тире, а большую часть взрослой жизни провел в Дамаске. Вероятно, Евклид происходил из богатой семьи, так как он учился в афинской школе Платона (на то время такое образование было доступно только состоятельным гражданам).

Немалую часть свободного времени Евклид проводил в Александрийской библиотеке – храме знаний, основанном Птолемеем. В стенах этого учреждения древнегреческий ученый занялся объединением арифметических законов, геометрических принципов и теории иррациональных чисел в геометрию. Результаты своих трудов Евклид описал в книге «Начала» - сочинении, принесшем большой вклад в развитие математики. Книга состоит из пятнадцати томов.

На протяжении двух тысяч лет пятнадцать томов «Начал» выступали в роли базового учебного пособия по геометрии. Работа переведена на арабский язык, затем – на английский. «Начала» перепечатывались сотни раз, и указанные в них базовых математических выкладок остаются актуальными по сей день.

Значительная часть материалов, которые автор включил в труд – не собственные открытия, а известные ранее теории. Суть работы Евклида заключалась в переработке материала, его систематизации и сведении разрозненных данных воедино.

До нас дошла лишь некоторая информация о работе Евклида в науке, о его личной жизни же неизвестно практически ничего. Существует легенда, что царь Птолемей, решивший изучить геометрию, был раздосадован ее сложностью. Тогда он обратился к Евклиду и попросил его указать на более легкий путь к знаниям, на что мыслитель ответил: «К геометрии нет царской дороги». Выражение впоследствии стало крылатым.

Есть доказательства того, что при Александрийской библиотеке этот древнегреческий ученый основал частную математическую школу. В ней учились такие же энтузиасты науки, как и сам Евклид. Даже на закате своей жизни Евклид помогал ученикам в написании работ, создании собственных теорий и разработке соответствующих доказательств.

Точных данных о внешности ученого нет. Его портреты и скульптуры – это плод воображения их создателей, придуманный образ, передававшийся из поколения в поколение.

Предположительно, Евклид скончался в 260-тых годах до нашей эры. Точные причины смерти не известны. Наследие ученого пережило его на две тысячи лет и вдохновляло многих великих людей спустя столетия после его кончины. 

Ученые последующих лет базировали труды на работах Евклида. Так, русский математик Николай Лобачевский использовал материалы древнегреческого мыслителя для разработки гиперболической геометрии, или геометрии Лобачевского. Формат математики, который создал Евклид, ныне известен как «евклидова геометрия». Ученый также создал прибор для определения высоты тона струны и изучал интервальные соотношения, поспособствовав созданию клавишных музыкальных инструментов.

3.2. Сценка 7 класса «Ученики Евклида»

Там, где с морем сливается Нил,

В древнем жарком краю пирамид

Математик греческий жил

Много  знающий,  мудрый Евклид.

Геометрию он изучал,

Геометрии он обучал.

Написал он великий труд,

Эту книгу  “Начала” зовут.

Чтоб попасть к нему в ученики

И постигнуть мудрость  старика,

Морем плыли, шли издалека...

А вопросы были нелегки:

—Что есть точка? — вопрошал Евклид,

Взглядом обводя своих гостей.

Точка — это то,  в чем нет частей, —

Архелай кудрявый говорит.

Правильно ответил,  молодец!

Улыбнулся ласково мудрец.

Ну, а в чем же линии секрет?

—Есть длина,  а ширины в ней нет! 

—Снова в точку.  Я б хотел узнать,

для чего ученым хочешь стать?

Ведь дороги к знаньям  не просты!

— Я богатым стать хочу,  как ты!

Я слыхал: наука -- это клад!

Я уверен: ты, Евклид, богат!

Две монеты достает мудрец,

Их берет растерянный юнец.

—Все, ступай! — Ученый говорит.

Ты теперь богаче, чем Евклид.

Теплый ветер вдруг подул сильней,

Пальмы закачал на берегу.

Кто поделит круг на пять частей?

Архилок поднялся: Я смогу!

Осветило солнце светлый лик.

Циркуль сжав уверенно в руке,

Круг он ловко делит на песке.

Головой кивнул ему старик:

—Хорошо!  Потом спросил Евклид:

А тебя к науке что манит? —

Юношу погладил по плечу.

Знаменитым стать, как ты, хочу.

Слышу всюду: “Как умен Евклид!”

Значит, славу знание сулит! 

Взял Евклид заточенный тростник,

Пишет на папирусе старик:

«Люди! Он умней, чем я, Евклид».

На, иди!  Теперь ты знаменит!

Ну, а третий думает о чем?

Что-то чертит, чем-то увлечён.

Что ты чертишь?

— Линии черчу.

Теорему доказать хочу,

Но другим путем, не как  Евклид!

Юноша упрямо говорит

Слезы на глазах у старика

Он нашел себе ученика.

—Кто же ты?

И слышит он в ответ:

— Я из Сиракуз. Я — Архимед.

3. Экскурс в историю об Архимеде.

Ведущий1.

Это удивительный человек, имя которого люди помнят уже более 2000 лет. Он был талантливым математиком, механиком и инженером. Каждому школьнику знакомо чиcло π, правило равновесия рычага, «золотое» правило механики, закон плавания тел и т.д. Кто этот ученый?

Слайд 4. Архимед, древнегреческий математик, механик, военный инженер

Ведущий 2. Имя Архимеда живёт в легендах.

Нам было интересно узнать о нём что-то новое.

Своими находками мы хотим поделиться с вами!

Слайд 3. Евклид (Ш в. до н. з.). Древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии.

3.1. Историческая справка. Рассказывают ученики 8 класса.

Архимед родился в 287 году до н.э. в Сиракузах на острове Сицилия. Отец Архимеда - астроном и математик Фидий - состоял в близком родстве с Гиероном, тираном Сиракуз. Отец привил сыну с детства любовь к математике, механике и астрономии.

В Александрии Египетской — научном и культурном центре того времени — Архимед познакомился со знаменитыми александрийскими учеными.

Именно здесь Архимед познакомился с трудами Демокрита, Эвдокса и других выдающихся греческих геометров.

Покинув Александрию, Архимед вернулся в Сицилию. В Сиракузах он был окружён вниманием и не нуждался в средствах.

Из-за давности лет жизнь Архимеда тесно переплелась с легендами.

Существует легенда о том, как царь Гиерон поручил Архимеду проверить, не подмешал ли ювелир серебра в его золотую корону. Целостность изделия нарушать было нельзя. Архимед долго не мог выполнить эту задачу.

Решение пришло случайно…

3.2. Сценка 8 класса Закон Архимеда

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.

Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались: корона!

Захотелось Гиерону сделать новую корону.

Золота  отмерил строго,

Взял не мало и не много ,-

Сколько нужно в самый раз,

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону ювелир принес корону,

И царю узнать охота: честно ль сделана работа?

-Вот корона, Архимед, золотая или нет?

И задумался ученый:

Как узнать состав короны?

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода: догадался он тогда,

И помчался  к Гиерону не обут и не одет…

-Эврика! Раскрыл секрет!

Пусть весы  сюда  несут и с собой большой сосуд.

На весы кладем корону и теперь,  такой  же  ровно.

Ищем слиток золотой.

Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда-

В чаше полная вода!

Ставлю черточку по краю,

А корону вынимаю.

В воду золото опустим.

В воду золото допустим…

Поднялась опять вода. Метку ставлю я.

Куда?

Ну конечно же, по краю.

-Ничего не понимаю.

Лишь две черточки я вижу.

Эта выше, эта- ниже.

-Но какой же вывод главный?

Равный вес. Объем – не равный!

Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой:

Тело вытеснить…

-Постой!

Говоришь: объем не равный?

Мастер мой мошенник явный!

За фальшивую корону он ответит по закону.

3.3. Историческая справка (продолжение)

Закон Архимеда является основой гидравлики – науки, изучающей законы движения и равновесия жидкостей.

Знание гидравлики позволило изобрести винтовой насос для выкачивания воды. Такой насос (кохля) до недавнего времени применялся на испанских и мексиканских серебряных рудниках. (слайд)

Малому и старому знакомо Архимедово правило рычага. (слайд) Согласно преданию ученый произнес крылатую фразу: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» Конечно, Архимед имел в виду применение рычага, но, прямо скажем, он был несколько самоуверен: кроме точки опоры и рычага понадобился бы совершенно фантастический - невероятно длинный и при этом несгибаемый стержень. (слайд)

Достоверные факты и многочисленные легенды говорят о том, что Архимед изобрел немало интересных машин и приспособлений.

Царь Гирон приказал построить огромный корабль «Сиракосия». Но он был так тяжел, что множество воинов не могли сдвинуть его с места. Тогда Архимед сконструировал механизм, который позволил сделать это одному человеку. (слайд)

Архимед был семидесятилетним стариком, когда римляме осадили его родной город Сиракузы. Чтобы помочь жителям в обороне, он изобретал военные машины. (слайд)

Чтобы отразить нападение большого римского корабля, Архимед заставил греческих воинов до блеска отполировать металлические щиты, а затем выстроиться вдоль берега. (слайд

По его указанию воины сфокусировали солнечные лучи от щитов в одной точке на борту корабля. Деревянная обшивка судна нагрелась до высокой температуры и вспыхнула - на корабле начался пожар.

Но для самого ученого все эти военные изобретения были лишь незначительными практическими приложениями его научных открытий.

Стихотворение читает ученик.

ПРО ЧИСЛО http://doc4web.ru/uploads/files/89/90466/hello_html_20b73d2a.gif3,1415926…

Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз,

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибаться,

Чтоб окружность вечно счесть.

Надо только постараться

И запомнить все как есть:

Три-четырнадцать-пятнадцать,

Девяносто два и шесть!

(слайд ) В 212 году до н.э. учёный погиб во время римской атаки. Но и после его смерти Сиракузы продолжали успешно обороняться, используя его изобретения.

О смерти Архимеда, также как о его жизни, тоже ходят легенды.

По первой, в разгар боя он сидел на пороге своего дома, углубленно размышляя над чертежами, сделанными им прямо на дорожном песке.

В это время пробегавший мимо римский воин наступил на чертёж, и возмущенный ученый бросился на римлянина с криком: «Не тронь моих чертежей!».

Эта фраза стоила Архимеду жизни. Солдат остановился и хладнокровно зарубил старика мечом.

(слайд) Вторая версия гласит, что полководец римлян Марцелл специально послал воина на поиски Архимеда.

Воин разыскал ученого и сказал:

- Иди со мной, тебя зовет Марцелл.

- Какой еще Марцелл?! Я должен решить задачу!

Разгневанный римлянин выхватил меч и убил Архимеда.

(слайд) Несомненно, Архимед – самый гениальный ученый Древней Греции. Он стоит в одном ряду с Ньютоном, Гауссом, Эйлером, Лобачевским и другими величайшими математиками всех времен. Он сделал замечательные открытия не только в математике, но и в механике, хорошо знал астрономию, оптику, гидравлику и был поистине легендарной личностью


4. Экскурс в историю об Пифагоре. Рассказывают ученики 9 класса.

Великий древнегреческий ученый Пифагор родился на острове Самос в VI веке до н. э.

Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. В молодости он побывал в Египте, где учился у жрецов. Говорят, что он был допущен в сокровенные святилища Египта, посетил халдейских мудрецов и персидских магов.  Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. Здесь же он попадает в персидский плен. В плену Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к учению халдейских мудрецов.  Они познакомили его со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией, астрологией, медициной, арифметикой.

Пробыв двенадцать лет в вавилонском плену, Пифагор возвращается на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.

Пифагор имел красивую внешность, носил длинную бороду, а на голове золотую диадему. Пифагор — это не имя, а прозвище, которое получил философ за то, что всегда говорил верно, убедительно, как греческий оракул. (Пифагор – «убеждающий речью».)

Он был первым человеком, который назвал себя философом. До него умные люди называли себя гордо и несколько высокомерно – мудрецами, что означало – человек, который знает. Пифагор же называл себя философом - тем, кто пытается найти, выяснить.

Около 530г. до н. э. Пифагор переехал в Кротон – греческую колонию в Южной Италии, где основал свою философскую школу, так называемый пифагорейский союз. В сферу интересов членов союза входили научные исследования, религиозно-филосовские искания, политическая деятельность.  Они вели суровый образ жизни, превыше всего ценили самообладание, смелость, коллективную дисциплину.

В уставе школы авторство всех математических работ приписывалось самому учителю.

Дисциплина в школе была казарменная. Пифагор составил подробный список табу для членов своего ордена.  Вот некоторые из них:

- воздерживайся от употребления в пищу бобов;
- не поднимай то, что упало;
- не прикасайся к белому петуху;
- не откусывай от целой булки;
- не ходи по большой дороге и др.

Излюбленной геометрической фигурой пифагорейцев была пентаграмма. Она служила им паролем, была символом здоровья, счастья. Чтобы приветствовать друг друга, они вычерчивали ее на песке. Фигура эта необычайно интересна. Если соединить ее вершины, то получится правильный пятиугольник – пентагон. Его диагонали, пересекаясь, делятся в отношении “золотого сечения”.

Деятельность союза была окружена тайной, поэтому никаких текстов от ранних пифагорейцев не осталось.

Пифагорейцы называли собственные исследования «математа», что означает «науки»,  и делили их на четыре части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке). Главной считалась арифметика – наука о числах. Именно она лежала в основе геометрии, астрономии и гармонии.

В то время, когда Пифагор появился в Кротоне, там, как и в других городах Великой Греции, растет общественное неравенство. Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного содержания, в ней он высказал те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству.

Вот некоторые из них: Не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь;

  • Переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него;
  • Приучайся жить без роскоши.

После такого выступления жители Кротона единодушно избирают Пифагора своеобразным духовным отцом города.

Со временем Пифагор прекращает выступления в храмах и на улицах, а учит уже в своем доме. (слайд) Система обучения была сложной, многолетней. Желающие приобщиться к знанию должны были пройти испытательный срок от трех до пяти лет. (слайд) Все это время ученики обязаны были молчать и только слушать учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение, скромность.

<слайд > Пифагор был не только учитель, но и исследователь. Исследователями становились и его ученики.

Важнейшей научной заслугой Пифагора считается систематическое введение доказательства в математику. Строго говоря, только с этого момента математика и начинает существовать как наука.

<слайд> Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики.

<слайд > В школе Пифагора впервые была высказана догадка о шарообразности Земли. Ранее пифагорейцы были убеждены, что Земля имеет сферическую форму и вместе с другими планетами, включая и Солнце, обращается вокруг центра космоса, так называемого «очага». <слайд >

Достаточно глубоко исследовал Пифагор и математические отношения. <слайд > Особое внимание он уделял числам и их свойствам. Посредством чисел он пытался осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Философские суждения Пифагора о числах стали основой науки нумерологии.

Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они ввели понятия «треугольные» и «квадратные» числа. Древние греки любили изображать числа камешками, раскладывая их на морском берегу. <слайд > Так, например, они выкладывали «треугольные» числа.

Как вы думаете, какие следующие «треугольные» числа?

<слайд > Так выглядят «квадратные» числа. Мы сейчас называем их «квадратными» - например, мы говорим: четыре в квадрате – шестнадцать.

Какие следующие «квадратные» числа?

<слайд > Пифагор обнаружил интересную связь между нечетными числами и «квадратными»: сумма последовательных нечетных чисел, начиная с единицы, обязательно будет «квадратным» числом! Например, 1+3=4; 1+3+5=9; 1+3+5+7=16 и так далее.

<слайд> Пифагорейцы были увлечены построением правильных геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Увлеченные этим «строительством» они выстроили фигуры вплоть до правильного пятиугольника и озадачились тем, как с помощью все тех же циркуля и линейки построить следующую правильную фигуру – семиугольник? Надо сразу же сказать, что это им не удалось.

<слайд> Но они не только сами озадачились, но и озадачили все разумное человечество, которое с циркулем и линейкой в руках, наморщив лбы, ринулось строить правильные семиугольники.

Не тут-то было! Эта задачка пифагорейцев оставалась неразрешимой более двух тысячелетий! Решил ее только в 1796г. 19-летний немецкий юноша Карл Фридрих Гаусс(1777-1855), прозванный позже королем математиков.

«Построил» семиугольник, юный гений случайно, занимаясь совсем другими вычислениями. Со времени возникновения задачи прошло более двух тысяч лет…

Вот сколько терпения и времени требуется иногда на решение!

<слайд > Пифагору не была уготована спокойная старость. Рассказывают: «Килон, кротонский муж, по своему роду, славе и богатству происходил из первых граждан, но был в остальном человеком тяжелым, тиранического нрава, насильником и сеятелем смуты. Всячески желая присоединиться к пифагорейскому образу жизни, он пришел к Пифагору, когда тот был уже стариком, но был им отвергнут по указанным причинам. После этого он и его друзья начали яростную борьбу против Пифагора и его соратников».

Дома пифагорейцев были разгромлены и разграблены, многие из пифагорейцев погибли. <слайд > Из-за этих событий Пифагор уехал в Метапонт, где, говорят, и окончил свою жизнь.

После смерти Пифагора, его ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там пифагорейские общества.

5. Викторина. Проводят ученики 9 класса.

 1. Вопрос. Сначала древние люди использовали узелки на веревках. Некоторые народы Европы делали зарубки на палочках, которые называли бирками, использовали фруктовые косточки. Затем люди научились писать, появилась нумерация чисел. У разных народов она была разной.

Итак, первый вопрос: какая нумерация чисел является самой древней, и как обозначали число 100000 в этой нумерации?

Варианты ответов: 1) египетская; 2) индийская; 3) римская; 4) вавилонская.

Ответ. Древнейшей нумерацией чисел является египетская нумерация. Египтяне записывали цифры с помощью иероглифов. Число 100000 они изображали в виде лягушки.

2. Вопрос. Как называли число миллион у славян?

Варианты ответов: 1) колода; 2) тьма; 3) ворон.

Ответ. Тьма.

3. Вопрос. ы знаете, что цифры, которыми мы пользуемся для записи чисел, называются арабскими, но они придуманы в Индии. Благодаря какому ученому европейцы узнали эти цифры и правила действия над нами?

Варианты ответов: 1) Омар Хайям; 2) аль-Бируни; 3) аль-Хорезми.

Ответ. Более тысячи лет назад выдающийся узбекский математик Мухамедд аль-Хорезми написал книгу «Об индийском счете», в которой изложил правила записи чисел с помощью арабских цифр и правила действия с ними «столбиком». Эта книга была переведена на латинский язык и распространилась в Европе.

4. Вопрос.Что означает слово «цифра»?

Ответ. Арабы использовали слово «цифра» при переводе индусского слова «сунъя», что означает «пустое». До 18 века вместо «нуль» говорили «цифра».

5. Вопрос. Реформы, начатые Петром 1, коснулись и образования. Как писал Ломоносов, Петр 1 усмотрел ясно, «что ни полков, ни городов надежно укрепить, ни кораблей построить, не употребляя математики», и 14 января1701 года подписал указ об учреждении математико-навигационной школы. Было поручено создать учебник математики. Эта книга написана в короткий срок и явилась знаменательным событием для отечественной науки.

 Кто этот ученый, автор первого учебника по математике в России?

Варианты ответов: 1) Ломоносов; 2) Магницкий; 3) Эйлер.

Ответ. Это был Леонтий Филиппович Магницкий (). Его книга «Арифметика» была отпечатана в 1703 году «ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей».

6. Вопрос. Этот ученый получил юридическое образование и как адвокат пользовался авторитетом и уважением. Он знал астрономию и математику, и все свободное время отдавал этим наукам. Он изучал труды Кардано, Диофанта, ввел буквенное исчисление при решении уравнений. Не случайно его за это называют «отцом алгебры». За свой ум и талант он был избран советником короля. Кто этот ученый?

Варианты ответов: 1) Гаусс; 2) Виет; 3) Эйлер.

Ответ. Это французский математик Франсуа Виет.

7. Вопрос. Какой ученый древности был победителем Олимпийских игр, и в каком виде спорта?

Варианты ответов: 1) Фалес; 2) Пифагор; 3) Евклид.

Ответ: Пифагор, в кулачном бою.8

8. Вопрос. Что выбрали в качестве талисмана пифагорейцы? Талисман служил у них опознавательным знаком.

Варианты ответов: 1) шар; 2) пятиконечная звезда; 3) факел; 4) чертеж к теореме

Пифагора.

Пятиконечная9Вопрос Назовите

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Слово учителя.

Знание – самое превосходное из владений.

Все стремятся к нему, само же оно не приходит.

Конфуций говорил, что три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий

и путь опыта – это самый горький...

Нам дано право выбора любого из этих путей. И все пути открыты для нас!

Каждая решённая проблема, всякое знание в математике порождает ряд новых задач.

Пока подводятся итоги викторины, предлагаю послушать притчу о мудром решении одного вопроса древними мудрецами.

2. Притча “Восемнадцатый верблюд”

У одного состоятельного господина было три сына. Перед смертью он пригласил их к себе и сказал, что в наследство оставляет им 17 верблюдов. Старшему сыну он оставляет половину, среднему – треть, младшему – одну девятую часть наследства.

Спустя некоторое время старик умер. Сыновья начали делить верблюдов.

Но... О, ужас! Количество не делится ни на два, ни на три, ни на девять. А часть верблюда гораздо менее ценна, чем верблюд. Поэтому они позвали мудреца, который помог бы решить эту задачу.

Мудрец сказал: “Сложный вопрос. Ну да ладно... Я одолжу вам одного верблюда, их станет восемнадцать. Тогда старший сын получит половину, то есть 9 верблюдов. Средний - треть, то есть 6 верблюдов. А младший – девятую часть, то есть 2 верблюда. И останется один верблюд, которого я забираю”.

И мудрец ушел.

Я желаю вам всегда находить компромиссное, мудрое решение любой проблемы.

Наша "Встреча с великими математиками” подошла к концу. Конечно, мы сегодня рассказали лишь о некоторых из них. Но у вас все еще впереди. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед. Спасибо всем за участие и внимание!

3. Итоги викторины. Награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по геометрии "По следам Пифагора".

Внеклассное мероприятие по геометрии для 8 класса на тему "Теорема Пифагора"....

Внеклассное мероприятие по геометрии в 8 классе "ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС"

Данное мероприятие развивает мыслительную активность, логическое мышление учащихся....

Внеклассное мероприятие по геометрии 10-11 класс

Сценарий внеклассного мероприятия«Геометрия прически» МОУ Школа №177 является школой третьей ступени, где обучаются учащиеся  10-11 классов, и наряду с общеобразовательными предметами получа...

Разработка внеклассного мероприятия по геометрии 7 класс

Итоговое повторение курса геометрии за 7 класс в игровой форме. Проводится как соревнование между 3 командами. Игра содержит два тура по 9 вопросов , с формулировкой вопросов на слайдах и с решением и...

Внеклассное мероприятие по геометрии 7 класс "Сказка о геометрических фигурах"

Это мероприятие предназначено для обобщения и систематизации знаний по геометрии за 7 класс (начало материала), а также для развития внимания и памяти. Для учащихся 7 класса этот предмет новый, трудны...

Внеклассное мероприятие по геометрии для учеников 9 класса "Шкатулка Евклида"

Внекласное мероприятие по математике позволяет в непринужденной игровой форме организовать повторение геометрического материала. В ходе мероприятия ученики не только решают задания, но и знакомятся с ...

Внеклассное мероприятие по литературе в 7-8 классах "Путь к состраданию"

Конспект урока по внеклассному чтению по литературе в 7 классе "Путь к состраданию" по произведению Ф. Достоевкого "Братья Карамазовы". Урок построен на основе отрывка из произведе...