Сценарий тематического урока по теме: «Кодирование информации»
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс) на тему

Бутрина Ольга Витальевна

Данная работа представляет собой разработку сценария тематического урока «Час кода» по теме: «Кодирование информации». Занятие рассчитано на обучающихся 7 - 9 классов коррекционной школы для детей с интеллектуалььными нарушениями. Форма учебного занятия: познавательное занятие с элементами программирования. Цель: познакомить обучающихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия363 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения тематического урока «Час кода»

по теме: «Кодирование информации»

Образовательная организация: ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа».

Учитель: Бутрина Ольга Витальевна.

Класс: 7-9

Тема учебного занятия: «Кодирование информации».

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Форма учебного занятия: познавательное занятие с элементами программирования.

Цель: познакомить обучающихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

 Задачи  урока:

- обучающие: познакомить обучающихся с кодированием, с его функцией и ролью в современном мире;

- коррекционно-развивающие: развитие познавательных интересов, навыков работы с цифрами, компьютером;

- воспитывающие: формирование системного мышления; восприятие вычислительного средства как инструмента информационной деятельности человека; расширение кругозора и информационной культуры обучающихся.

Оборудование: презентация по теме, карточки с заданиями.

 Ход урока

1. Организационный момент. 

Сообщение темы, целей и задач урока.

Слайд №2

2. Актуализация знаний.  

«Час Кода 2017», официальный ролик, просмотр, обсуждение.

Что такое «Час кода»?

Это Всероссийская акция, которая традиционно проводится в декабре и призвана популяризировать программирование и профессию программиста среди школьников и студентов. В 2017 году акция проходит с 4 по 10 декабря. В школах проводятся видеоуроки, во время которых ученикам рассказывают о профессии программиста, как создаются компьютерные программы и почему нужно это знать, даже если ты не собираешься получить профессию программиста. Школьникам наглядно демонстрируют, что информационные технологии — это инструмент создания будущего и незаменимый помощник людей.

Зачем и когда появилась акция «Час кода»?

Это всемирное движение запустили в 2013 году братья Хади и Али Партови, чтобы научить людей программированию. Они предложили людям потратить всего один час, чтобы узнать, как писать программный код.

Авторы идеи подсчитали, что сейчас очень востребованы специалисты, способные решать вычислительные задачи, причем во всех сферах. Но таких специалистов очень не хватает. Инициативу подхватили во многих странах.

Много ли участников у этой акции?

Впервые такой урок состоялся в 2014 году, и в нем приняли участие 7,1 миллиона школьников, а в 2015 году количество участников, по данным Минобрнауки РФ, выросло до 8,3 миллиона. В 2016 году, согласно оценке организаторов, в акции приняли участие свыше 9 миллионов школьников.

На момент публикации, как сообщается на сайте coderussia.ru, участие в акции-2017 приняли уже 1 159 863 человека.

«Час Кода 2017», официальный видеоурок, просмотр.

Обсуждение видеороликов.

- Что такое искусственный интеллект?

1) робот, который придумал чемодан на колесиках;

2) киборг, который должен заменить человека;

3) компьютер, который помогает делать человеку то, что он уже умеет.

- Для чего нужен искусственный интеллект?

1) чтобы искать котиков в интернете;

2) чтобы играть в игры;

3) чтобы помогать человечеству во многих сферах.

Беседа с обучающимися:

  1. Что такое информация?

/Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

  1. Какие действия человек совершает с информацией?

/Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

  1. Как человек хранит информацию?

/Хранение информации в уме – собственная (внутренняя информация) – оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

  1. Какие современные носители информации вам известны?

/Магнитные и лазерные диски, флеш-карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

Слайд №3

Слайд №4

3. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Игровой момент: определите вид сигнала….

     Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника – человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок – кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок – сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

- Ребята, что такое код, кодирование?

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (Или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

     Существует три основных способа кодирования информации:

  1. Графический – с помощью рисунков или значков;
  2. Числовой – с помощью чисел;
  3. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и текст.

      Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.

       Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

       Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

Двоичное кодирование – это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

4. Закрепление новой темы.

- Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления.

1 задание «Кодирование информации цифрами».

«Что означает надпись?»

Каждой букве в данной кодировке соответствует цифра. Нужно отгадать закодированное слово.

Ключ к заданию:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

10

5

8

м

ы

е

х

а

л

и

в

ч

е

р

а

в

5

8

11

12

13

14

15

3

а

в

т

о

б

у

с

е

Задание:

10

3

13

14

15

2

Ответ: ребусы

2 задание «Ребусы».

Нужно решить ребусы, то есть раскодировать картинки и отгадать зашифрованные слова:

 

                                                                                                                      Компьютер

Монитор

     

Память                                                     Клавиша

Загадки

3 задание «Загадки».

1)

Что за чудо-агрегат

Может делать всё подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать?

(компьютер)

2)

То-то радость, то-то смех:

На бумаге, без огрех,

Из какой коробки лезет

Текст на удивленье всех?

(принтер)

3)

По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(мышь)

4)

Думает, как голова,

Железный, а не нож,

Электрический, а не чайник.

(компьютер)

5)

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.

(письмо)

4 задание «Странное письмо».

Шифр:

Письмо:

Ответ: «До новых встреч!»

5 задание «Тест – игра «Кодирование информации».

Чтобы проверить, сможете ли вы стать настоящими шифровальщиками, вам нужно пройти тест. У вас на столах лежат карточки с 4 заданиями и карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания (приложения 1, 2, 3, 4).

№1. «Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово записано в столбик)

                                                        

__   __          м               __   .__   .   ц                . __  __ .   п            __               т

__   __   __   о                .     .            и                . __ .         р             .                 е

__   .             н                .     .   __   . ф                . .              и             __   .   __   к

. .                  и                .   __   .       р                __ .           н             .     .     .     с

__                 т                .   __            а                __             т             __              т

__   __   __   о                                            __ . .         е              

. __ .             р                                           . __ .         р              

 

№2. «Декодирование слов по номерам букв»

                                                        

23     13     6     2        ХЛЕБ                                9     15     1     12                ЗНАК

9     3     21     12        ЗВУК                                14     29     26     30                МЫШЬ

2     21     12     3    1        БУКВА                        25     10     19     13     16        ЧИСЛО

 

№3.  «Закодировать слова - заменить буквы её порядковым номером в алфавите»: А1, Б2, В3, …, Я33»

                                                

Алфавит                                                 Тетрадь

1   13   22   1   3   10   20                                20   6   20   18   1   5   30

Блокнот                                                 Циркуль

2 13 16 12 15 16 20                                          24 10 18 12 21 13 30  

 

№4. «Закодировать текст «Компьютеры и Интернет – друзья человека»,

используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)»»

                                                

Например:

Компьютер                                                Клавиатура

лпнрэяуёс                                                   лмбгйбуфсб

Слайд

№11

Слайд

№12

Слайд

№13

Слайд

№13

Слайд

№14

Слайд

№15

Слайд

№16

Слайд

№17

Слайд

№18

Слайд

№19

Слайд

№20

Слайд

№21

Слайд

№22

Слайд

№23

Слайд

№24

Слайд

№25

 Слайд

№26

Слайд

№27

Слайд

№28

Слайд

№29

Слайд

№30

Слайд

№31

Слайд

№32

Слайд

№33

Слайд

№34

Слайд

№35

Слайд

№36

Слайд

№37

5. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу.  Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня узнали:

- изучили новый материал по теме «Кодирование информации»;

- закрепили новый материал на практике и научились зашифровывать и расшифровывать информацию.

Приложение 1 -  Тест – игра  «Кодирование информации» (с ответами для учителя)

Приложение 2 -  Тест – игра  «Кодирование информации»

(карточки для обучающихся)

Приложение 3 – алфавит и азбука Морзе (для обучающихся)

Слайд №38

Приложение 1 

Тест – игра

«Кодирование информации» (с ответами)

Задание №1 «Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово в столбик)

                                                        

__   __          м               __   .__   .   ц                . __  __ .   п            __               т

__   __   __   о                .     .            и                . __ .         р             .                 е

__   .             н                .     .   __   . ф                . .              и             __   .   __   к

. .                  и                .   __   .       р                __ .           н             .     .     .     с

__                 т                .   __          а                        __             т             __              т

__   __   __   о                                            __ . .         е              

. __ .             р                                           . __ .         р              

 

Задание №2 «Декодирование слов по номерам букв)»

                                                        

23     13     6     2        ХЛЕБ                                9     15     1     12                ЗНАК

9     3     21     12        ЗВУК                                14     29     26     30                МЫШЬ

2     21     12     3     1        БУКВА                        25     10     19     13     16        ЧИСЛО

 

Задание №3  Закодируйте слова - «Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А1, Б2, В3, …, Я33»

                                                

Алфавит                                                 Тетрадь

1   13   22   1   3   10   20                                20   6   20   18   1   5   30

Блокнот                                                 Циркуль

2 13 16 12 15 16 20                                          24 10 18 12 21 13 30  

 

Задание №4 «Закодировать текст «Компьютер и Интернет – друзья человека», используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)»

                                                        

Например:

Компьютер                                                Клавиатура

лпнрэяуёс                                                   лмбгйбуфсб

Приложение 2

Тест – игра

«Кодирование информации»

ФИ  ученика                                                                                                                          класс

Задание №1 «Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово записано в столбик)

                                                        

__   __                          __   .__   .                                . __  __ .               __              

__   __   __                   .     .                                         . __ .                      .                

__   .                             .     .   __   .                              . .                           __   .   __  

. .                                  .   __   .                                    __ .                        .     .     .    

__                                 .   __                                   __                          __              

__   __   __                                                __ . .                      

. __ .                                                        . __ .                      

 

Задание №2. «Декодирование слов по номерам букв»

                                                        

23     13     6     2                                        9     15     1     12                

9     3     21     12                                        14     29     26     30                

2     21     12     3     1                                           25     10     19     13     16        

 

Задание №3.  «Закодировать слова - заменить буквы её порядковым номером в алфавите»: А1, Б2, В3, …, Я33»

                                                

Алфавит                                                 Тетрадь

                                

Блокнот                                                 Циркуль

                                         

 

Задание №4 «Закодировать текст, используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)»:

«Компьютеры и Интернет – друзья человека»

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадца...

Конспект урока по теме: "Кодирование информации"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. На этапе усвоения учащиеся работают в парах, самостоятельно анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, выпол...

Урок по теме Кодирование информации 8 класc

Данный урок проводился в 8 классе (1 год обучения информатики). Основной способ проведения урока – урок сочетания различных форм занятий, по дидактической цели –урок изучения нового материала.На протя...

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Конспект урока "Кодирование информации" ( 5-7 кл)...

Урок по теме "Кодирование информации"

Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний в 5 классе....

Урок по теме «КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»

Кодирование информации – это процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации...

Урок по теме Кодирование информации

Урок разработан для 5 классов...