Методический материал по внеклассной работе
классный час (6, 7 класс) на тему

Борисенко Татьяна Валерьевна

Методический материал по внеклассной работе. Воспитательная  практика в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_sayt.docx920.67 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Воспитательная  практика в школе

В помощь классному руководителю

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Школа № 53»

Борисенко Татьяна Валерьевна

Рязань 2016 г.

МБОУ « Школа № 53»

Борисенко Татьяна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы,

                                                                     стаж работы: 27 лет

К 70-летию Великой Победы…

Название мероприятия: литературно – музыкальная композиция « Дети войны», подготовленная учащимися 5В и 10Б классов.

Руководитель: Борисенко Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5В класса

Дата проведения: 15 марта 2015 г.

Место проведения: МБОУ «Школа № 53», актовый зал

Организаторы:  администрация школы, МО учителей русского языка и литературы 

Целевая аудитория: учащиеся 4 – 8 классов, учителя, администрация школы, родители

Воспитательная направленность мероприятия – повышение интереса к истории своего народа, к проблеме детства в годы Великой Отечественной войны. Содержание литературно – музыкальной композиции « Дети войны» отражает положения Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 г. г.

Патриотическое воспитание – это воспитание важнейших духовно – нравственных и культурно – исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян

Цели мероприятия:

Образовательная

  • повышение  интереса к героическому прошлому своей страны, своего народа;
  • приобщение  подростков к работе с историческими источниками, документами;
  • активизация  поисковой  работы;
  • обогащение  учащихся сведениями о  жизни детей в годы Великой Отечественной войны;

Воспитательная

  • воспитание  уважительного  отношения современных школьников к подвигу юных граждан нашей страны в военное лихолетье;
  • развитие  активной жизненной позиции;
  • усиление работы  по развитию и закреплению нравственных ценностей личности;
  • совершенствование  навыков  успешной социализации

Развивающая

  • воспитание творчески развитой  личности, социально ориентированной, способной строить жизнь  достойного гражданина своей страны;
  • повышение интереса учащихся к публичному выступлению;
  • совершенствование  работы школьников со словом, текстом;
  • развитие вокальных и хореографических  навыков у пятиклассников

Задачи литературно – музыкальной композиции:

  • воспитать гордость  к подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны;
  • способствовать развитию уважительного отношения к истории страны;
  • продолжить формирование духовности и нравственности подрастающего поколения;
  • формировать у подростков ответственность за порученное дело;
  • совершенствовать  навыки публичного выступления;
  • развивать познавательные способности;
  • работать над проблемой успешной адаптации младших подростков

Данное выступление  –  это часть работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма среди школьников , что отражено в годовом плане по воспитательной работе, а согласовано  с общешкольными и общегородскими мероприятиями, посвящёнными 70-летию Великой Победы.

Содержание воспитательной деятельности ( из плана по воспитательной работе на 2014 – 2015 уч. г.)

В Концепции модернизации российского образования определены приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно – воспитательных целей.

   Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

1.                  Направление «Гражданско-патриотическое»

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи:

  1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
  2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
  3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
  4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
  5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
  6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.

Формы:

  1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
  2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
  3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
  4. Организация и проведение встреч с участниками войны;
  5. Организация и проведение экскурсий по России;
  6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.

Дата

Планируемое мероприятие

Форма проведения

Ответственный

1

Сентябрь - май

Классный час «Помнит мир спасённый…»

Интерактивная беседа

Классный руководитель

2

Сентябрь

«Их именами названы улицы Рязани»  (о героях минувшей войны)

Квест – интерактивная игра по станциям

Социальный педагог, учитель истории Макарова Т.Н.,  классные руководители

3

Октябрь - май

Встреча с ветеранами Вов. Посещение ветерана войны и труда Тонаковой Антонины Петровны

Неформальное общение, запись беседы, чаепитие

Классный руководитель, актив класса, представитель родительского комитета Суслина О.Н.

4

Октябрь - ноябрь

Коллективно – творческое дело «Письмо ветерану»

Конкурс сочинений

Классный руководитель, учитель русского языка и литературы

5

Декабрь

Общешкольное мероприятие «Читаем стихи о войне»

Публичное выступление «Горячий микрофон»

МО учителей русского языка и литературы

6

Декабрь - январь

Классный час «Моя семья в годы войны»

Выступление учащихся

Классный руководитель, родители 5В класса

7

Январь - февраль

Школьная экскурсия «Славой прадедов гордимся…»

Посещение выставки боевых наград, предоставленных учителями и учащимися нашей школы (из семейных архивов)

Завуч по воспитательной работе Савельева С.Б., библиотекарь Самойлова О.С.

8

Февраль

Подготовка и выпуск школьной газеты « Никто не забыт – ничто не забыто»

Работа по учебным

группам

Родители,

учащиеся 5В класса, классный руководитель

9

Февраль

Поздравление ветерана Тонаковой Антонины Петровны

Подготовка концерта силами пятиклассников, выход на дом к ветерану ВОв

Классный руководитель, учащиеся 5 В класса

10

Февраль

Общешкольное мероприятие

«Смотр строя и песни»

Публичное выступление

Классный руководитель,

Завуч по воспитательной работе

11

Февраль

Моя первая исследовательская работа: «Судьба детей в годы войны»

Проектные работы учащихся 5Вкласса, защита проектов,

Выпуск стенгазеты

классный руководитель, родители

12

Февраль

Общешкольное мероприятие: литературно – музыкальная композиция «Дети войны»

Выступление на общешкольном мероприятии

Классный руководитель, родители

13

Март - апрель

Подготовка к городскому мероприятию – акции «Солдатский платок»

Классный час, родительское собрание

Родители, завуч по воспитательной работе, классный руководитель

14

Апрель  

 Классный час «Пионеры - герои»

Сообщения учащихся, доклады - презентации

Классный руководитель

15

Май

Посещение ветерана, праздничное поздравление

Литературный монтаж на тему «Помнит мир спасённый…»

Общегородское мероприятие, завуч школы, классный руководитель

16

Май

Общегородская акция «Солдатский платок»

Марш школьников в общей колонне

Завуч по воспитательной работе, классные руководители, совет старшеклассников

17

Май

«Победный май »: мои впечатления от внешкольных массовых мероприятий, посвящённых 70-летию Победы;

Конкурс рисунков

Круглый стол участников акции; представление работ

Совет старшеклассников,

классный руководитель

Таким образом, создание и проведение литературно – музыкальной композиции «Дети войны» стало достойным продолжением общешкольных мероприятий, посвящённых 70 – летию Великой Победы.

Основные виды деятельности, особенности взаимодействия детей и взрослых

Тема детства – это насущный вопрос  нашего времени, близкий пониманию наших школьников.

При выборе основных видов деятельности я руководствовалась целью – через знакомство с историческими источниками, произведениями о войне, разучивание стихотворений, песен осветить одну из трагических страниц  борьбы  нашего народа за светлое будущее, счастливое детство нынешнего поколения детей.

Духовная связь поколений – необходимый шаг на пути воспитания нового гражданина России, любящего свой народ и уважающий своё прошлое. Вот почему на первом этапе подготовки мною были использованы метапредметные  компетенции образовательного процесса:

1.Приобретение новых знаний

  • изучение исторических материалов, документов, фотодокументов, воспоминаний очевидцев тех событий на классных часах;

2. Воспитание через содержание

  • знакомство с подвигами юных защитников Родины, пионеров – героев на уроках внеклассного чтения: «Книга на моей полке   (по страницам рассказа  В. Богомолова« Иван»),  
  • Урок – размышление « Памяти павших будем достойны…» по рассказам о пионерах героях (Г.Наджафов «Валя Котик», В. Морозов «Марат Казей»);
  • урок развития речи : изложение с продолжением « Её звали Таня Савичева» (адаптированный текст по рассказу В. Воскобойникова)

3. Воспитание через реализацию творческого потенциала подростков

  • подборка материала для выпуска стенной газеты « Юные герои Великой Отечественной»
  • изготовление эскизов костюмов для предстоящего выступления
  • иллюстрирование прочитанных книг о юных героях, детях блокадного Ленинграда
  • создание коллажей на тему « Мы не хотим войны! »

4.Воспитание через социализацию личности ребёнка

Сплотить детский коллектив на этапе подготовки и проведения праздничного мероприятия, дать возможность учащимся проявить свои творческие задатки, успешно пройти школьный этап адаптации – вот задача ,требовавшая серьёзного, вдумчивого подхода при работе с разновозрастной группой школьников:

1.Диагностика состояния готовности школьников к сотрудничеству

  • диагностика мотивации детей
  • диагностика уровня эмпатии
  • диагностика эмоциональной атмосферы детского коллектива
  • социометрия
  • социологический опрос
  • анкетирование

2. Психологическая работа с учащимися

  • психологические тренинги на сплочение детского коллектива
  • психологическая работа с детскими страхами
  • приобретение умения позитивно общаться через совместную деятельность

3. Включение родителей в подготовку мероприятия

  • разучивание сценария, песен с детьми дома
  • подготовка костюмов для выступления
  • выпуск стенной газеты «Никто не забыт – ничто не забыто!»
  • присутствие на празднике, эмоциональная поддержка детей
  • съёмка мероприятия

Оборудование и оформление

Мероприятие проходило в актовом зале школы.

На заднем плане – работы учащихся: плакат «Мы не хотим войны!», выполненный учащейся 10 Б класса Омельченко Анастасией , I:\DCIM\100CANON\IMG_0112.JPG

газета – плакат «Никто не забыт – ничто не забыто!» , подготовленная  родителями 5В класса;

проектор, переносной экран для демонстрации презентации « Дети войны», рисунки и коллажи, выполненные учащимися 5В и 10Б классов,

микрофоны.

Предварительная работа

Работа по подготовке к выступлению перед зрителями началась с обсуждения на классном часе темы литературно – музыкальной композиции. У пятиклассников имелся небольшой опыт сценического выступления перед сверстниками, но сама тема требовала огромной ответственности каждого члена творческого коллектива, полной самоотдачи. Важно было учесть мнения всех, и подключить, по возможности, каждого ребёнка в разработку отдельного этапа композиции.

Несколько слов об особенностях 5Вкласса:

  • детский коллектив не имеет постоянного состава;
  • в классе 17 мальчиков и 10 девочек;
  • в детском коллективе представлены 4 национальности;
  • 19 человек воспитываются в неполных семьях, 2 ученика – на опеке;
  • 4человека из многодетных семей;
  • несколько  учащихся имеют проблемы  речевого недоразвития;
  • 2 человека посещают музыкальную школу; 3 человека – спортивную секцию.

Именно поэтому  важно было увлечь детей общим делом, где проявить мог бы себя каждый ребёнок, почувствовать дружескую поддержку одноклассников. Для поддержания пятиклассников во время публичного выступления мною были задействованы учащиеся 10Б класса, которые также приняли активное участие в подготовке и проведении праздничного выступления. Так на практике был реализован воспитательный принцип «Равный обучает равного».

Этапы подготовки

Виды деятельности учителя (классного руководителя)

Виды деятельности учащихся

Особенности взаимодей -ствия

  1. Начальный:

знакомство учащихся 5В и 10 Б классов

Тренинги на сплочение; совместное составление и корректировка сценария

Занятие на принятие друг друга с использованием приёмов арт – терапии; разучивание сценария, отработка сценического действа; рефлексия

Разновозраст -ная группа детского коллектива, объединённая общей целью и задачами, на начальном этапе дала положитель -ный результат: учащиеся познакомились, узнали имена друг друга; был сформирован временный коллектив единомышлен– ников;

2.Подготовитель -ный 

Разработка окончатель -ного варианта сценария; подборка песен, работа над выразитель-ным чтением школьников;

отработка умения стоять на сцене, работать со зрителем;

Сбор информации; анкетирование учащихся 4 – 7 классов, обработка информации;

Отработка номеров; совместные репетиции;

Подготовка презентации

На подготовитель - ном этапе школьники не только разучивали слова, песни, та - нец, но и занимались самообразова -нием: познакомились с героическим прошлым пионеров – героев;

узнали о судьбе ленинградки Тани Савичевой; отрабатывали навыки осмысленного выразитель -ного чтения; учились преодолевать внутренние барьеры : скованность, страх,

3.Основной

Отслеживание эмоциональ -ного состояния всех участников концерта; поддержка учащихся во время выступления

Выступление перед школьной разновозраст -ной аудиторией

Слаженное взаимодействие всех участников творческого проекта

4.Заключительный

Самоанализ деятельности

Высокая оценка зрителей;

ожидание нового проекта

Приобщение к коллективному делу, формирование ответственности перед товарищами, учителем, школой, семьёй

Ход мероприятия (развёрнутый сценарий)

Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»

В тот день июньский, на рассвете,                               

                      Вступая в бой, святой и правый,

                         С отцами поравнялись дети

                          Геройством, доблестью и славой

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№53»г.Рязани Борисенко Т.В.

  Праздник начинается с инсценировки.

 Действующие лица:

две школьницы – пятиклассницы и старшеклассница

 Звенит школьный звонок, встречаются на перемене две подружки, которые торопятся поделиться новостью.

1 ученица: - Послушай, к вам на урок заходила старшеклассница?

2 ученица: -  Да, заходила, странные вопросы всем задавала.

1ученица: - Представляешь, и к нам заходила,  тоже необычные вопросы задавала о судьбе детей в годы Великой Отечественной войны.

Подходит старшеклассница и включается в диалог.

- А вопросы не странные, а самые важные: «Какова судьба детей войны?»

Нами было  опрошено 83 учащихся нашей школы, и, к сожалению, далеко не  все сумели ответить на этот вопрос. Именно поэтому наша сегодняшняя встреча будет посвящена теме « Дети войны»

Ведущий 1

В этом году вся прогрессивная мировая общественность  готовится достойно встретить 70-летие Великой Победы. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна.

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа .Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Звучит музыка  из к/ф «Был месяц май»

   Чтец (отрывок из стихотворения С.Щипачёва)

 Такою всё дышало тишиной,

 Что вся земля ещё спала, казалось.

 Кто знал, что между миром и войной

 Всего каких-то пять минут осталось.

Ведущий 2

В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война.

Ведущий 3

И встала страна огромная на смертный бой. Как – то сразу повзрослели мальчишки и девчонки, с тревогой вглядываясь в лица взрослых и ища ответы на недетские вопросы.

Ведущий 4 Дети и война … Нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.

Чтец (из стихотворения Ф.Васильева)

Мне на веку запомнилось немало,

 И только детства вспомнить не могу:

 Его война, как стебелёк, сломала

 Июньским днём за речкой, на лугу.

Ведущий 5

Великая Отечественная война – великое испытание для всего народа. В годы войны, несмотря на  голод, холод, лишения, тяжёлые потери, наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от боли, страданий. Ведь дети – это будущее страны. Выживут они – выживет страна: её идеалы, история, будущее.

Чтец      Коротким было золотое детство

                 Недотянувши даже до усов
                Мы , не согнувшись, приняли наследство

                 В тот горький день из рук своих отцов.

Ведущий 1.

Война не пощадила никого, она обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - бомбами, голодом, холодом. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети, кровь, смерть… Но детвора в это страшное время была в одном строю со взрослыми, мужественно переживала все военные тяготы, законы военного времени.

Чтец (А. Болутенко «Дети войны»)

Война прошлась по детским судьбам грозно,

 Всем было трудно, трудно для страны,

 Но детство изувечено серьезно:

 Страдали тяжко дети от войны.

Ведущий 2

Во время Великой Отечественной войны на детские их плечи лёг непосильный труд, ребята не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили

Ведущий 3

За годы войны много детей пришло на заводы. Одни пришли по желанию- быть полезным родине в тяжёлую минуту, других пригнала нужда: отцы – кормильцы воевали, надо было поддержать семью.

Чтец (В. Радкевич «Баллада о банке варенья»)

    Зачем ты, война,   у мальчишек их детство украла –

 И синее небо, и запах простого цветка?

 Пришли на заводы работать     мальчишки с Урала,

 Подставили ящики, чтобы достать до станка.

ИНСЦЕНИРОВКА

Действующие лица:

Мальчики – рабочие, директор завода

1 вед.  На Пермский мотостроительный завод принимали рабочих с 11 лет. Их было более двух тысяч, и съезжались они к Перми в теплушках со всей страны. « На кирпичный завод, ребята. Кирпичи делать» - улыбаясь, говорили им взрослые. А они молчали и всему верили, потому что было им максимум по шестнадцать, и ещё потому, что была война. Они были ещё детьми. Но вместо «кирпичей» делали моторы к боевым самолётам. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают. Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».

2 вед. Однажды директор завода приказал собрать в своём кабинете лучших из лучших. Ребята столпились в дверях, не решаясь войти. Директор пригласил войти:

Директор (с нескрываемым волнением):

- Дорогие мои передовики, дорогие мои мальчишки! В эти трудные для страны дни… вы – наша надежда, наши опора, достойная смена своим отцам и братьям, которые защищают нашу землю от лютого и жестокого врага. От лица всего советского народа и от себя лично я вручаю вам особую награду – банку варенья! Ешьте на здоровье!

Ребята в смущении стоят перед директором.

- Спасибо большое, мы…мы..ничего особенного…Мы ещё больше постараемся давать норму, чтобы разбили быстрее фашистов и батьки вернулись домой!

- Спасибо большое!

- Спасибо большое!

Ребята благодарят за «сладкую премию» директора и между собой обсуждают, какое богатство им вручил директор завода.

I:\DCIM\100CANON\IMG_0127.JPG

Чтец

Но каждый в себе довоенное детство нашел,

 Как только рабочую премию - банку варенья -

 Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

I:\DCIM\100CANON\IMG_0129.JPG

 И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

 Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

 Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

 Как будто бы не было больше на свете войны.

 :Ах, банка варенья, простое и верное средство

 Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

 Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,

 И синее небо, и запах простого цветка!

Видеоролик. Интервью с человеком, чьё детство пришлось на суровые годы войны

Ведущий 4

Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли.

Чтец (В. Суслов « Сыны полков»)

Горнили «к бою» трубы полковые.

 Военный гром катился над страной.

 Вставали в строй мальчишки боевые

 На левый фланг, в солдатский строй.

 Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

 Но всё равно в боях они умели

 Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага.

 В двенадцать лет по – взрослому сильны,

 Они дошли с победой до рейхстага …

Ведущая 1

Юные герои, мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми на защиту Отечества. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли…Сколько им было от роду? Двенадцать? Четырнадцать?

 Многие из этих ребят так и не стали взрослыми- их жизнь оборвалась на взлёте…

Ведущий 2

За героизм и отвагу при защите Родины 4 пионера были удостоены звания Героя Советского Союза.

Ведущий 3. Вспомним всех пионеров- Героев Советского Союза:

Валя Котик, пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулся на отряд карателей, тайно пробиравшийся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. Партизаны отбили нападение врага. Второй раз Валя был ранен, спасая командира

   Ведущая 3

Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды отряд была окружен эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду и погиб.

   Ведущая4

Лёня Голиков из деревни Лукино, Новгородской области, стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня ходил в  разведку, взрывал с товарищами мосты. Он уничтожил 78 фашистов. Однажды, находясь в засаде, Лёня подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Ценные сведения были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки, Псковской области, Лёня погиб.

Ведущая 5

Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссию. Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи, Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем Зину переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам.

Ведущий 2

И пусть каждый  задаст себе вопрос: "А я смог бы поступить так?" - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих героических ровесников, отдавших жизни за наш сегодняшний мирный день

Чтец

Сколько храбрых сердец молодых

 Беззаветно служили народу,

 Пионеры и тысячи их,

 Кто погиб за страну и свободу.

   Их могилы ты всюду найдешь:

 На дорогах минувших пожарищ.

 Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,

 То сними свою шляпу, товарищ!

Ведущий 3

У времени есть своя память – история. Мы не имеем право забывать ужасы этой войны, сделать всё, чтобы она никогда не повторилась вновь.

Мы обязаны все помнить…

ВИДЕОРОЛИК,кадры из к/ф «Щит и меч», эпизод « Детский концлагерь»

 Чтец, ученица 10Бкласса, Сердечнюк Милена

М.ДЖАЛИЛЬ СТИХОТВОРЕНИЕ « ЧУЛОЧКИ»

I:\DCIM\100CANON\IMG_0136.JPG

Исполнение вокальной группой песни «МЫ НЕ ХОТИМ ВОЙНЫ»(авторская)

I:\DCIM\100CANON\IMG_0138.JPG

Ведущий 2

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.

Ведущий 3

I:\DCIM\100CANON\IMG_0118.JPG

Наряду со взрослыми ужасы блокады испытали на себе и дети.

Они тушили зажигалки, работали на заводах, помогали в госпиталях, заботились о  людях, ослабевших от голода.

Чтец (О. Берггольц, «Ленинградская поэма», отрывок)

Я жил зимою в Ленинграде…

 Да, я не скрою: в эти дни

 мы ели землю, клей, ремни;

 но съев похлёбку из ремней,

 вставал к станку упрямый мастер,

 чтобы точить орудий части,

 необходимые войне.

Чтец (исполняется с элементами инсценировки)

Надо мною – блокадное небо.

 Мне одиннадцать стукнуло лет.

 Я гадаю над пайкою хлеба –

 до конца съесть её или нет?

Ведущий 4

С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба. Небольшой кусок хлеба - и больше никаких продуктов. К страшному слову "блокада" прибавилось слово "голод". Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.

I:\DCIM\100CANON\IMG_0130.JPG

  Ведущий 5

Жила в Ленинграде на второй линии Васильевского острова, в доме номер 13, Таня Савичева. Жила в большой весёлой семье. Танина мама и старая бабушка варили обед всей семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки печь стало не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки.

Тане Савичевой было 11 лет. Она вела дневник. Последними словами в её дневнике были:

Ведущий 6(звучит метроном – символ блокадного Ленинграда)

"Старшая сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Брат Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама 13 мая в 7. 30 часов утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня."

Ведущий 7

Умирающую Таню удалось увезти из Ленинграда. Но спасти её было нельзя. В Горьковской области, в рабочем посёлке Шатки, на её могиле поставили пионеры памятник:

Чтец (американский композитор и поэт Д. Атинский, стихотворение «Таня»)

Таня, Таня - тьме преграда,

 Как набат - на всех наречьях,

 В чутком сердце Ленинграда

 Ты останешься навечно

Ведущий

Не забыть глаза ленинградских детей, полные ужаса, горя, усталости и … надежды. Их не описать, не вычеркнуть из памяти…

Звучит стихотворение на фоне кинокадров хроники

«СТРАННЫЙ ДУЭТ» ( Е. БОЛДЫРЕВА-БОЛДЫК)

Ведущий 1

    Во Второй мировой войне погибло 13 миллионов детей.

Ведущий 2

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы…

Дети войны – боль, отчаянье!

И сколько надо им минут молчания!                                                                                              

                           Л.М. Голодяевская

ТАНЕЦ «Дети войны»

 Чтец

Не обожженные сороковыми,

 Сердцами, вросшими в тишину,-

 Конечно, мы смотрим глазами иными

 На нашу большую войну.

 Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

 О горьком победном пути,

 Поэтому должен хотя бы наш разум

 Дорогой страданья пройти!

Ведущая 4

 Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь.

Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!

Чтец (инсценировка сопровождается выразительным чтением)

Я нарисую яркое солнце!                                      

 Я нарисую синее небо!

 Я нарисую свет в оконце!

 Я нарисую колосья хлеба!

 Мы нарисуем осенние листья,

 Школу, ручей, друзей беспокойных.

 И зачеркнем нашей общей кистью

 Выстрелы, взрывы, огонь и войны!

 Поднимите рисунки выше,

 Чтобы все их увидеть могли,

 Чтобы всем был сегодня слышен

 Голос юных граждан Земли!

СЦЕНКА, ЗВЕНИТ ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК.

Действующие лица: две школьницы и старшеклассница.

Вновь встречаются школьные подруги и делятся впечатлениями.

1 школьница: - Ты знаешь, я многое сегодня  узнала о судьбах моих ровесников в годы войны.

2 школьница: - Мне  очень хочется  познакомиться с произведениями  о подвигах пионеров - героев.

Старшеклассница :

- Я рада, что вы не остались равнодушными к нашему мероприятию. Спешите в библиотеку, где для всех ребят подготовлены книги о судьбах детей военной поры.

Ведущий

Если наше мероприятие заставило кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ «КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ!»  ( автор В.Гогунский) Выходят все участники.

Эффективность воспитательной работы

Данное мероприятие достигло триединой цели : образовательной, воспитательной, развивающей. Содержание и формы литературно – музыкальной  композиции «Дети войны » способствовали формированию у учащихся коммуникативных, организаторских, исполнительских навыков. Выступление школьников вызвало неподдельный интерес у зрителей и гостей праздника. Эмоциональность исполнителей передалась окружающим, люди не скрывали слёз.

Эффективность воспитательного мероприятия – 94% (по методике М. П. Нечаева)

Анализируя проведённую работу, я считаю необходимым проанализировать, насколько изменилась психологическая атмосфера в группе (классе), насколько учащиеся стали уважительнее  и терпимее к окружающим.

Для исследования была использована методика «Оценка психологической атмосферы в группе» (адаптированный вариант Ю.А.Ханина)

В опросе принимало участие  23 человека. Положительно оценили атмосферу в классе – 20 человек (87%), не удовлетворены эмоциональной атмосферой в группе – 3 человека (13%).

Был проведён опрос родителей учащихся 5 В класса по окончании учебного года. На вопрос, какое общешкольное мероприятие с участием ваших детей запомнилось, 19 человек ответило композиция «Дети войны», 6 человек  отметили праздник «Посвящение в пятиклассники».

Таким образом, воспитательная работа, проводимая классным руководителем, охватила всех участников образовательного пространства:

Семья – ребёнок – школа – учитель - одноклассники

Данные показатели  являются отражением тех положительных изменений, которые происходят в классе после участия в общем проекте.

Использованный материал для музыкальной композиции заключал в себе большой воспитательный потенциал. Именно  поэтому важно было отследить эмоциональное восприятие  учащихся, как  они относятся к истории своих сверстников, способны ли проявлять сочувствие, жалость, уважение. С этой целью мною была использована методика «Выявления уровня эмпатии» (авт. И. М. Юсупов).

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.

В опросе принимало участие 23 человека.

Высокий уровень эмпатии обнаружили – 2 человека (9%), средний уровень – 20 человек (87%), низкий уровень – 1 человек (4%), что отражает чуткость детей к эмоциональному состоянию окружающих, есть желание помогать людям и отсутствует склонность к агрессии. Именно поэтому проведённую работу  я рассматриваю как возможность достучаться до детских сердец, сформировать у них непроизвольные нравственные мотивы, мотивации в пользу ближнего.

По окончании учебного года было проведено исследования , направленное на выявление малых групп в коллективе. Использовалась социометрическая методика. В опросе принимало участие – 23 человека.


Анализ малых групп наглядно показал, что коллектив находится в стадии формирования. Учебные занятия, тренинги на сплочения, внеклассная работа  постепенно сформировали классный актив, заинтересованный в успешном решении поставленных задач. Однако требуется время, чтобы остальные ребята почувствовали себя уверенными и  принятыми окружающими. Шагом к взаимопониманию и взаимоуважению являются мероприятия, подобные литературно – музыкальной композиции «Дети войны»



Приведённый график демонстрирует средний уровень способности в проявлении эмпатии учениками 5 В класса. Показатели убеждают нас в том, что работа над формированием детского коллектива не закончена, что школьники нуждаются в педагогической поддержке со стороны взрослых.

Классный руководитель, педагог – психолог, учитель русского языка и литературы  Борисенко Т.В.


Список используемой литературы

  1. Екимова В.И. Трудные подростки: практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения[текст]/ В.И. Екимова. – М.:АРКТИ, 2009. – 84с.
  2. Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя[текст]/ Г.Ю. Ксензова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 224с.
  3. Нечаев М.П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения[текст]/М.П. Нечаев// Учебно-методическое пособие. –М.: Центр «Педагогический поиск»,  2010. – 176 с.
  4. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики [текст]/С.Д. Поляков. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176с.
  5. Тыртышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя[текст]/М.А. Тыртышная. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. – 160с.
  6. Щукина С.Ф. «Жить, думать, чувствовать, любить…»[текст]/С.Ф. Щукина//Из опыта работы учителя литературы. –М.: Изд-во «Мнемозина», 2008. – 224с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания

Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

Материал для внеклассной работы "Математика и оборона страны"

В данном  материале показывается ,как можно использовать возможности предмета математика  для патриотического воспитания школьников...

Методический материал для внеклассной работы

Проф-игра. Конкурсное мероприятие, проводимое врамках месячника по профориентации....

Методический материал. Проведение внеклассного мероприятия. Родительское собрание в группе ГПД.

Методический материал. (Проведение внеклассного мероприятия)РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В группе продленного дня НА ТЕМУ:   «Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни »...

учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы

Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореогра...