Методическая разработка внеклассного мероприятия
классный час (11 класс) на тему

Криницына Наталья Васильевна

краткий обзор поэзии времен Великой Отечественной войны

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «МИАССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

внеклассного занятия

по теме:

«Поэзия периода Великой Отечественной войны»

Миасс

2017

Разработчик:                                         Криницына Н.В. - преподаватель

Тема занятия: Поэзия периода Великой Отечественной войны

Цель занятия: развитие интереса к поэзии и поэтам периода Великой Отечественной войны и формирование чувства гордости за свой народ и умение выступать перед аудиторией.

Задачи:

Образовательная: дать краткий обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Развивающая: развивать навыки чтения стихов перед слушателями.

Воспитательная: воспитывать у студентов чувство уважения к защитникам Отечества.

Методы: объяснительно-иллюстрированный.

Методические приемы: беседа, чтение стихотворений и постановка вопросов, демонстрация презентации.

Оборудование, наглядность: компьютер, мультимедийное оборудование.

Методическое пояснение

Уважаемые преподаватели!

Данная методическая разработка представляет собой краткий обзор поэзии военных лет и предназначена для студентов медицинского колледжа специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Фармация».

Целью данной разработки «Поэзия периода Великой Отечественной войны» является развитие интереса к поэзии и поэтам периода Великой Отечественной войны и формирование чувства гордости за свой народ и умение выступать перед аудиторией.

 Разработка состоит из лекционного материала, сопровождаемого презентацией «Поэты Великой Отечественной» с музыкальными отрывками и стихов, читаемых студентами.

 В конце разработки Вы найдете литературу, используемую для подготовки и приложение.

Содержание занятия

Слово преподавателя:

- Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. ( Беседа сопровождается показом презентации «Поэты Великой Отечественной»)

Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, Павел Коган, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих испытаниях, которые неизбежно принесет война, в их стихах – мотив жертвенности.

В апреле 1941 года Павел Коган, молодой талантливый поэт, погибший на войне в 1942, написал:

Нам лечь, где лечь,

И там не встать, где лечь.

…………………………….

И, задохнувшись «Интернационалом»,

  Упасть лицом на высохшие травы.

И уж не встать, и не попасть в анналы,

  И даже близким славы не сыскать.

Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые строки: «Я с детства не любил овал! / Я с детства угол рисовал! (1936). Известная всем, ставшая народной песней романтиков «Бригантина» - тоже его.

Студент 1 читает стихотворение Павла Когана «Бригантина»

Слово преподавателя:

        В этом же 1937 году им написано тревожное стихотворение «Звезда».

Студент 2  читает стихотворение Когана «Звезда».

Слово преподавателя:

        Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача (песня прослушивается в записи).

- Почему эта песня стала легендарной?

(Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны).

Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушли на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами,  танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.

- Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был не фронте, и тем, кто работал в тылу?

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

        В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:

Студент 3 читает стихотворение Занадворова «Ты не знаешь, мой сын, что такое война!»

Слово преподавателя:

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Стихотворению Иосифа Уткина (1903-1944) предпослан эпиграф из Н.А. Некрасова: «…Не жаль ни друга, ни жены,// Мне жаль не самого героя».

Студент 4 читает стихотворение И. Уткина «Из письма» (1942)

Слово преподавателя:

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». Это стихотворение переписывали, знали наизусть.

- В чем сила этого стихотворения?

Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди».

Константин Симонов (1915-1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

Студент 5, 6, 7 читают стихотворение Симонова  «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

- Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождем». «Усталые женщины», «деревни, деревни, деревни с погостами» - родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся «за в бога не верящих внуков своих». И хотя стихотворение об отступлении, вера  в то, что это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.

Досада, злость, яростное желание отмщения в стихотворении Симонова «Убей!».

Студент 8, 9 читают стихотворение Симонова «Убей!»

Слово преподавателя: По прошествии лет мы можем ужаснуться такому постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить возможна ли была победа?

Образ России в ее единстве – в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила Исаковского: «Катюша», написанная еще в 30-е годы и по-новому зазвучавшая в годы войны, «До свиданья города и хаты», «Ох, туманы мои, растуманы», «В лесу прифронтовом», «Огонек».

(Звучат отрывки из песен). 

Поэт передал всеобщее чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить нашу Родину. Вспомним стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», в котором символом родины выступает «русская речь, великое русское слово».

Студент 10 читает стихотворение Ахматовой «Мужество»

У Ольги Берггольц, так же, как у Анны Ахматовой, был свой счет к советской власти, принесший ей много горя: «проработки», «исключения», тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник»:

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного друга схоронила,

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

Я тоже ленинградская вдова.

- Как чувства выражены в этих стихах?

Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замершие, замершие в душе.

Но тот, то не жил с нами, - не поверит,

     Что в сотни раз почетней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратиться в оборотня, в зверя…

                         Я никогда героем не была.

    Не жаждала ни славы, ни награды.

 Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

                      Я не геройствовала, я жила.

Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто, как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: «Бой идет святой и правый,// Смертный бой не ради славы,// Ради жизни на земле» (А. Твардовский).

Литература

  1. Антология. Стихи Великой Отечественной. – кн. изд. Мурманск, 1974.-200 стр.
  2. Антология. Из фронтовой лирики. Стихи советских поэтов. – Сер.: Библиотека советской поэзии./ Изд. «Художественная литература», Москва, 1981. – 330 стр.
  3. Анна Ахматова. Сочинение в 2-х томах. – Издательство «Панорама», Москва, 1990. – 1052 стр.
  4. Музыкальные фрагменты// WWW.mp3ostrov.com
  5. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне.- изд. «Советский писатель», Москва, 1965. – 748 стр.

Список приложений

  1. Презентация «Поэты Великой Отечественной»
  2. Листы со стихами

Приложение 2

Бригантина

 

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза...

В флибустьерском дальнем море

Бригантина подымает паруса...

 

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись нас...

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина.

 

Пьем за яростных, за непохожих,

За презревших грошевой уют.

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют.

 

Так прощаемся мы с серебристою,

Самою заветною мечтой,

Флибустьеры и авантюристы

По крови, упругой и густой.

И в беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза.

В флибустьерском дальнем море

Бригантина подымает паруса.

 

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют,

И, звеня бокалами, мы тоже

Запеваем песенку свою.

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза...

В флибустьерском дальнем море

Бригантина подымает паруса...

Приложение 2

Звезда

Светлая моя звезда,

Боль моя старинная.

Гарь приносят поезда

Дальнюю, полынную.

От чужих твоих степей,

Где теперь начало

Всех начал моих и дней

И тоски причалы.

Сколько писем нес сентябрь,

Сколько ярких писем…

Ладно – раньше, но хотя б

Сейчас поторопиться.

В поле темень, в поле жуть –

Осень над Россией.

Поднимаюсь. Подхожу

К окнам темно-синим.

Темень. Глухо. Темень. Тишь.

Старая тревога.

Научи меня нести

Мужество в дороге.

Научи меня всегда

Цель видать сквозь дали.

Утоли, моя звезда,

Все мои печали.

Темень. Глухо.

Поезда

Гарь несут полынную.

Родина моя. Звезда.

Боль моя старинная.

Приложение 2

Ты не знаешь мой сын, что такое война!

Ты не знаешь мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землей. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

Приложение 2

Из письма.

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманчивый уют.

… Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще … письмом убьют!

Приложение 2

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины!

1

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.                2

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

        3
"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.


Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла. 

Приложение 2

Убей его!

1

Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты в люльке, качаясь, плыл...

Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы...

Если мил тебе бедный сад,
С майским цветом,
С жужжанием пчел,
И под липой сто лет назад
Дедом вкопанный в землю стол...
Если мать тебе дорога,
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть.
2
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что поцеловать ты не смел —
Так ее любил,
Чтобы немцы ее втроем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее живьем
Обнаженную на полу,
Чтоб досталось трем этим псам
В муках, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви...

Так убей же немца, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвом стоял.
Так хотел он — его вина.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его жена
Понапрасну пусть будет ждать.

Если немца убил твой брат,
Если немца убил сосед, —
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Так убей же немца ты сам,
Так убей же его скорей.
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Приложение 2

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэты Великой Отечественной

Слайд 2

МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ (1919-1943)

Слайд 3

НИКОЛАЙ МАЙОРОВ (1919-1942)

Слайд 4

ВСЕВОЛОД БАГРИЦКИЙ (1922-1942)

Слайд 5

ПАВЕЛ КОГАН (1918-1942)

Слайд 6

Лебедев-Кумач Василий Иванович (1 898 -194 9)

Слайд 7

ВЛАДИСЛАВ ЗАНАДВОРОВ (1914 – 1942)

Слайд 8

Иосиф Уткин (1903 – 1944)

Слайд 9

Константин Симонов (1915 – 1979)

Слайд 10

Алексей Сурков (1899 – 1983 )

Слайд 11

МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ (1900 – 1973)

Слайд 14

Анна Ахматова (1989 – 1966)

Слайд 15

Ольга Берггольц ( 1910 – 1975)

Слайд 16

Александр Твардовский (1910 – 1971)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...