"Толерантность-это касается каждого"
презентация к уроку на тему

Челобанова Лилия Александровна

"Толерантность-это  касается каждого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_prezentatsii.doc46.5 КБ
Office presentation icon tolerantnost_-_eto_kasaetsya_kazhdogo.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это касается каждого

Социальный педагог: Челобанова Л.А. 

  

 

 

Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.

                                                                     Декларация прав ребенка.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»  Б.Шоу

Научиться жить, как люди… Что мы под этим подразумеваем? Жить в мире и согласии. А это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в обществе.

Ведь проблема толерантности возникла ещё в античности как потребность разрешения возникающих социальных конфликтов.

Что же такое толерантность?

Существуют различные подходы к определению термина «толерантность» (от лат. tolerantia).

  Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Главные функции толерантности:

  1. воспитательная

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

- обеспечивает успешную социализацию;

- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

  1. Культуросохраняющая

- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций. Ее содержание вырастает из многообразия систем ценностей, жизненных ориентаций, человеческих интересов, мнений, потребностей и установок.

Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым и обладают примерно 5-7 % людей. Остальных этому надо учить.

А вот доцент кафедры социальной антропологии и психологии Московского Международного института, кандидат психологических наук, А.У. Хараш, ставит вопрос "Нужно ли обучать толерантности?" По его мнению, толерантность присуща человеческой природе, и потому специального обучения не требуется. Необходимо лишь устранять те препятствия, которые, формируясь в опыте, мешают ей проявляться (и доказательство тому – поведение младенцев).

Я предлагаю посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью - он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят - он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.  Существует такая притча

«Притча о двух волках»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Исправлять ошибки взрослых не так-то просто, целесообразнее их не делать.

И поэтому, учить надо, учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Возникает другой вопрос. С какого возраста начинать воспитание толерантного отношения к другому? С самых первых дней.

Еще в младенческом возрасте  ребенок через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки) приобщается с первой разновидностью культуры.

В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, что является для конкуренции с самой информацией об окружающем мире.

Позже малыш приобретает эмоциональный опыт общения с игрушкой.   Игры с куклой неотъемлемая часть духовной и материальной культуры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации.

А дальше школа. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Богатым источником для воспитания культуры толерантности являются уроки литературного чтения. Через эти уроки пробуждается интерес к общечеловеческим ценностям, развиваются нравственные качества и эмоциональная сфера личности ребёнка. На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга, учатся терпеливо относиться к высказываниям и мыслям одноклассников, при этом, сохраняя свою яркую индивидуальность. Существуют разные формы работы на уроках, но их объединяет одно – они дают школьнику возможность поделиться радостью пережитого, вводят ребёнка в мир человечности, красоты и доброты. На уроках литературного чтения дети знакомятся с таким жанром как сказки, которые позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.

На мой взгляд, в младшем школьном возрасте педагог знакомит детей доброму отношению к людям через нестандартные уроки (например, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-презентация, урок-ролевая игра, урок-выставка, урок-игра, урок-сказка). По сути, такие «нестандартные» уроки представляют собой новые формы обучения с элементами новых коммуникативных технологий, успешность которых напрямую зависит от толерантности субъектов коммуникаций.

На таких уроках регулируются взаимоотношения детей, способствуют воспитанию нравственного отношения к другому. Подобные  уроки формируют гуманные способы проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику – это и является одним из основополагающих аспектов формирования толерантности, так как педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к своим близким, привязанности к сверстникам.

Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие работы, когда ученик вносит свой посильный вклад в общее дело. Коллективная творческая деятельность способствует формированию у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, эффективного взаимодействия при решении общих задач, толерантности в детском коллективе.

Психика ребенка развивается в сотрудничестве с другими детьми.

Ведь  каждому: и ученикам тоже хочется приятия, успеха, признания, любви.

Я думаю что, комфортность среды и успешность учебы взаимосвязаны.

Следовательно, успешность усвоения предмета напрямую зависит от следующих условий:

• дети должны чувствовать свою важность и значимость;

• с детьми надо считаться;

• детей должны устраивать взаимоотношения с учителем и с одноклассниками.

Как говорил немецкий философ Ф.Ницше, «Помогай себе сам, тогда поможет тебе каждый». Чтобы изменить отношение к себе других, надо измениться самому. Это касается каждого человека любой профессии, особенно – педагога.

Поэтому воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Я желаю всем, кто занимается обучением и воспитанием детей добиться как можно больше положительных результатов в этом нелегком труде и пусть в вашей душе поселится внутренняя гармония, которая по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана будет расти «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками».

   

Помогай себе сам, тогда поможет тебе каждый

                                                                                                               Ф.Ницше     

                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толерантность – это касается каждого Социальный педагог МОУ «СОШ №16 г.Вольска» Челобанова Л.А.

Слайд 2

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу

Слайд 3

Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства

Слайд 4

Толерантность – путь к миру и согласию.

Слайд 5

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» (Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) Толерантность

Слайд 6

Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Слайд 7

Культуросохраняющая обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Слайд 8

Толерантность - это дружба . Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это уважение. Толерантность - это доброта души. Толерантность - это терпение.

Слайд 9

Толерантность - это гармония в многообразии. Tolerance

Слайд 10

Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

Слайд 11

Все – мы разные, все мы – равные!

Слайд 12

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Слайд 14

Галерея толерантности:

Слайд 15

Девизы толерантности Один за всех и все за одного! Познай себя! Не будь мстительным! Больше пряников, чем кнута!

Слайд 16

Уважение прав других прощение сострадание сотрудничество Уважение человеческого достоинства милосердие Принятие другого, таким какой он есть Толерантность

Слайд 17

Помогай себе сам, тогда поможет тебе каждый. Ф.Ницше Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

Презентация« Каждый горел усердием. Каждый превосходил себя». А. П. Ермолов, генерал, участник войны 1812 г.

Автор материалаНестерова Марина ГеоргиевнаДолжностьПреподаватель социально - гуманитарных дисциплинОбразовательное учреждениеБалейский филиал ГОУ СПО " Читинский педагогический колледж".Название матер...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Ссылка на материал http://pedsovet.su/publ/26-1-0-2727...

Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".

Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?...

« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!

laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы  изучали буквы  первой вашей книгой был  букварь.  ...