Интегрированное внеклассное мероприятие «Это все – Россия!»
материал (6 класс) на тему

Цаплин Андрей Олегович

МО эстетический цикл: изобразительное искусство, музыка, технология.

Цель: Привлечь внимание подрастающего поколению к социо-культурным традициям страны и родного края, народным промыслам России, воспитывать патриотизм, чувство национального самосознания, гордость за прошлое своих предков, изучение истории, поддержание традиций, обычаев и фольклора русского народа, укрепление духовно – нравственного воспитания, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

1.  Создать психолого-педагогические условия формирования воспитательной среды, основанной на общечеловеческих ценностях и обеспечивающей включение лицеистов в социально-значимые проекты через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, а также развитие их социальной культуры на основе традиций нашей страны и оренбургского края.

2.  Обеспечить реализацию индивидуального творческого потенциала лицеистов в условиях языковой культуротворческой среды, интеграции общего и дополнительного образования, взаимодействия с учреждениями культуры города и области.

3.  Создать базу для научно-исследовательской деятельности учащихся по изучению истории и традиций народных промыслов России и обычаев оренбургского казачества.

4.  Обеспечить ценностное взаимодействие семьи и школы для формирования семейной культуры лицеистов, понимания ими ценностей семьи, духовности, общинного единения, национального самосознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_vse_-_rossiya_stsenariy_meropriyatiya.docx613.58 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное мероприятие

МО эстетический цикл: изобразительное искусство, музыка, технология.

Автор: А.О.Цаплин,учитель изобразительного искусства и технологии МОАУ «Лицей №1 г. Оренбурга»

«Это все – Россия!»

Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому.

А.С.Пушкин.

Эстетические отношения человека к миру охватывают все, что его окружает: предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и др. Термин «народное творчество» охватывает многие сферы народной культуры и искусства – зодчество, музыку, народные танцы, бытовое декоративное искусство, устное народное творчество, которое чаще называют фольклором. Многие ученые, педагоги и психологи считают, что начинать знакомство ребенка  с миром искусства  необходимо именно с народного творчества, так как оно наиболее понятно детям и опирается  на быт, нравы и навыки практической деятельности.

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования  представлен «портрет выпускника основной школы», где он характеризуется как «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции».  Что говорит о необходимости воспитания чувства патриотизма и национального самосознания.  В рамках реализации федеральных общеобразовательных программ в школе отводится определенное время на изучение традиций и культуры страны и родного края. Темы, посвященные народному творчеству, присутствуют во всех предметах эстетического цикла: музыке, изобразительном искусстве, технологии, литературе.  Все это позволяет выйти на новый уровень взаимодействия – межпредметную интеграцию, в рамках урочной и внеурочной деятельности.  Результаты длительной и плодотворной творческой работы мы представили в виде интерактивного, театрализованного действа, включающего в себя выставку творческих работ учащихся по мотивам народных промыслов, творческие музыкальные и хореографические номера, художественное чтение произведений фольклора.

Цель: Привлечь внимание подрастающего поколению к социо-культурным традициям страны и родного края, народным промыслам России, воспитывать патриотизм, чувство национального самосознания, гордость за прошлое своих предков, изучение истории, поддержание традиций, обычаев и фольклора русского народа, укрепление духовно – нравственного воспитания, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. Создать психолого-педагогические условия формирования воспитательной среды, основанной на общечеловеческих ценностях и обеспечивающей включение лицеистов в социально-значимые проекты через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, а также развитие их социальной культуры на основе традиций нашей страны и оренбургского края.
  2. Обеспечить реализацию индивидуального творческого потенциала лицеистов в условиях языковой культуротворческой среды, интеграции общего и дополнительного образования, взаимодействия с учреждениями культуры города и области.
  3. Создать базу для научно-исследовательской деятельности учащихся по изучению истории и традиций народных промыслов России и обычаев оренбургского казачества.
  4. Обеспечить ценностное взаимодействие семьи и школы для формирования семейной культуры лицеистов, понимания ими ценностей семьи, духовности, общинного единения, национального самосознания.


Ход мероприятия.

Скоморохи:

1 -Ну что начнем?

2 -Постой, постой!

Не принято спектакли

На сцене голой и пустой

Разыгрывать. Не так ли ?

1 -Сейчас дадут на сцену свет,

А ничего пока там нет!

Скажи администрации,

что нам необходимы

Костюмы, декорации

И бороды для грима!

2 - В сегодняшнем спектакле

все бороды из пакли.

А царская корона-

Из лучшего картона!

1 -Мы для спектакля не должны

Из камня строить стены.

Они совсем и не нужны

для сказки и для сцены!

2- Не нужно нам и дорогой,

 тяжелой обстановки.

Пускай картины за другой

Идут без остановки!

1-К чему нам бархат и атлас?!

Святящиеся краски?!

Пусть чувства светятся у нас

Во время хода сказки!

(ярмарка, слова героев)

-Покупай китайский чай!

- Говорящий попугай!

- Гуси, куры, утки!-

Несутся трижды в сутки!

- Эй мамаши и папаши!

Покупайте куклы наши!

Чуть надавишь на живот –

Кула маму позовет!

- Продаю для детворы

Разноцветные шары!

- Эй ребята подходи!

Покупай! Уди- уди!

Продавец сказок:  Сказки, сказки! О мудрой девице и семи разбойниках! Гусли самогуды!

(отмахиваясь прохожая: Да какие там самогуды!)

Похороны козла!

-певчие птицы!

Набивные ситцы!

-Вот посуда глининна!

Из села малинина!

- Пряники коврижки!

Пироги и пышки!

С пылу с жару!

Пятачок за пару!

Продавец книжек:

Ну и орут, глотки дерут!

Не перекричать!

Книжки, книжки!

Дочке и сынишке!

Малым поучение!

Старым развлечение!

Скоморохи:

1- Книжки! Ох ты ! Ух  ты!

2-Позволь, почтенный,  картинки в книжках посмотреть!

Продавец: Смотри, смотри!

Скоморохи 1,2:  Ну и чудеса!!! Скатерть- самобранка, сапоги-скрорходы! Да только много ли правды в твоих книжках? Или все нарочно придумано?!

Продавец:  А ты вот купи книжку! Прочти и узнаешь!

1 скоморох: А чего же не купить?! Да только вот беда, очков нету!

Продавец: А тут печать крупная –без очков прочтешь!

2 скоморох:  А мы ни крупную, ни мелкую! Мы не грамотные!

Продавец: А может вы все-таки купите какую-нибудь книжку позабавней, найдете грамотея, он вам и почитает в слух!

1, 2 скоморохи: Давай эту! Нет эту купим! А вот смотри!  Вот так книжка! Большая и с картинками! Вот  эту мы и купим!

1 скоморох: Глупый ли, али мудрый здесь народ!

Кто нам книжечку прочтет?!

2 скоморох: Смотри! Какая девица идет! Милая да ласковая, давай, ее попросим! Авось почитает она нам книгу!

1 скоморох:  Девушка , милая, не прочтешь ли ты нам книгу!

Девушка –Ой, какая книга, от чего ж не почитать! Да только все, про что в вашей книге написано, здесь на ярмарке увидеть можно!

Тили-тели

На золотом крыльце сидели:

Царь, царица король, королевич,

сопожник, портной

А ты кто такой?

Жил был царь,

У царя был двор,

На дворе кол,

На колу мочало,

Его ветром качало,

А не начать ли сказочку сначала?

Откуда они взялись все эти считалки, дразнилки, игры, перевёртыши, сказки, добры- молодцы, красны- девицы, старик- лесовик, Иванушка- дурачок, Сивка- бурка…Сколько на свете сказок? Тысячи, миллионы….А вот мы сейчас ещё свою попробуем сочинить! Про что? Подождите не много не всё сразу. В некотором царстве, в некотором государстве, трава-мурава растёт высокая, да шелковая, терема стоят сказочные, слышится шум мельничных крыльев, звон колоколов…

Ты взойди- взойди солнце,

Взойди красное!

Не низко взойди, высоко!

Не близко взойди, далёко!

Песня общая «Это все – Россия», слова и музыка Ю. Верижникова, исполняется всеми учащимися.

Девушка: живёт здесь весёлый и умелый народ. Ложечники да прялочники, красильщики да плотники. А вот и плотник! На все руки работник! Всё умеет делать…Нужно срубный колодец поставить - сто лет стоять будет, попросят простую доску в кружево превратит, любому строению знатное украшение. Плотник про своё ремесло так говорит:

Выходит плотник с доской ажурной: «Работаю как учили, как мера и красота скажут.» И за какую работу не возьмусь так делаю, чтобы во всём и польза и душа были. Если дом выстроить, так  дом добротный, крепкий, чтобы поглядеть было  любо- дорого. Да и в доме всё своими  же руками сработано. И поставец для посуды и сама посуда, полки да туеса, стол резной, да лавки, люлька да прялки.

Девушка: а вот деревня  Жостово своими подносами славится.  А цветы на подносах –словно живые! Как же получается красота эдакая?! Мастер жостовский нам и расскажет!

1. Мастер из Жостово:

На моём промысле в Жостово расписывают подносы прям- таки сказочные, а делаем мы их так: берём тонкий лист железа, придаём ему нужную форму, грунтуем покрываем чёрным лаком и ставим в печь. А как из печи вытащим, то и начинаем расписывать. Вначале делаем подмалевок, потом накладываем тени, прописываем светлые места. Кисточка будто сама себе дорогу прокладывает: лепесток к лепестку, цветок к цветку лепит.

Стихотворение

Букеты сказочных цветов

глядят на нас с подносов звонких

И шелк волшебных лепестков

и трепет трав в сиянии тонком…

Как удивительно тепло

и хмурый день наполнен светом,

когда в руках ожившим летом

горит такое мастерство.

Знаменитый Жостовский букет!

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе

И букет, в ночи горящий,

Птица-жар, что весть приносит.

Есть поднос, плоды дарящий...

Помолясь усердно Богу

Мастер сел за стол дубовый.

А в руках кусочек неба

Ловко из железа выбит.

Первые мазки туманны –

Путь художник намечает.

А вторые - долгожданны –

Буйной краской расцветают.

Венки цветов, букеты роз –

их аромат неувядаем.

Ах, это жостовский поднос

благоухает русским чаем.

1 скоморох:  И впрямь настоящие сказочные букеты на подносы ложатся, красота да и только!

2 скоморох: А дальще то что? Переворачивай страницу! А здесь другой мастер свое ремесло хвалит,  белоснежно - голубую посуду ту, что Гжелью зовется.

2. Мастер из Гжели:

- Покажу я вам,  какую замечательную посуду у нас в Гжели делают! Слава о ней по всему свету разошлась. А понравится вам мое искусство – заберу невесту в наши края, будет тоже мастером гжельской керамики. Мастерство это хорошо в женских руках ладится. Матушка моя тоже им занималась.Иду я бывало через поле, сорву цветок, хоть клевер или горошек, да сниму его на чашки. Вот новый рисунок и получается. Не смотри что только два цвета у нас: белый, да синий! Смотри  целый мир этими двумя цветами нарисовать можно…

Стихотворение о гжели

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы

 Животные и птицы невиданной красы

 Деревня в Подмосковье прославилась теперь

 Известно всем в народе ее названье Гжель

 Голубизну небесную, что сердцу так мила

 Кисть мастера на чашку легко перенесла.

Песня и танец  «Незабудковая гжель», слова П.Синявского, музыка Ю.Чучкова.

1 скоморох: - Ох и правда! Хороши вещи в Гжели делают. Посмотришь на такую красоту и то удовольствие великое.

2 скоморох: а это что за чудесные игрушки? И название такое странное Дымковские… их что из дыма делают?!

3. Дымковская игрушка.

Мастер: А посмотрите,  какие игрушки, да свистульки делают у нас в селе Дымково, что расположено под Вяткою.  Игрушки у нас самые яркие и нарядные! Лепим мы их вот уже более четырехсот лет из местной красной глины, смешенной с речным песком. Украшаем воланами, да оборками из глиняных жгутов. После просушки обжигаем наши игрушки в печи для крепости, покрываем белилами, да расписываем! А узоры что за диво, и нарядны и красивы! клетки, полоски, круги да точки. Узоры простые. Да яркие, веселые, как песни вешних птиц после долгой зимы!

 Здесь и петухи, и индюки  с расписными хвостами словно солнце, и кони да  бараны, козлы да уточки, барыни и водоноски  с коромыслом по воду идут и кавалеры- мужички на разных инструментах наигрывают! Посмотрите сами!

Танец- сценка «Барыня» (коромысло с ведрами и молодец хлопец).

1 скоморох: Ай да молодцы игрушечных дел мастера, а тут на картинке новой молодцы - молодые да удалые.

2 скоморох: Говорят, что из Городца приехали.

4. Городец.

Мастер: Скажите, где на свете вы видали таких женихов? Красивых, да развеселых! А уж о конях и говорить нечего! Только на наших росписях и бывают такие! Гордые, да тонконогие.  Да и цветы такие райские. Птицы такие волшебные, только в сказках, да у нас в Городце на Волге водятся! Не знаю, может на самом деле, все немножко иначе выглядит, да нам так больше нравится! Ведь кто людей веселит – за того весь свет стоит.  А вещи наши не только веселые, но и полезные. Раньше все больше прялочные донца, а сейчас хлебницы, да стулья, хозяйственные доски да детские игрушки делаем! Вот и невесте подарочек привезли – ларец расписной!

Частушки про Городецкую роспись.

Частушки:

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Тушки-татуши

Про них споем частушки.

Свое дело уважаем,

И на ложках мы играем.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан.

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

«Где же хлопцы удалые?»  

Во все стороны глядят.

Вот по улочке Петруша

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли

А теперь  мы вас попросим

Чтобы нам похлопали!

1-й скоморох: это что за кутерьма?

1, 2 хором: Золотая хохлома!

5. Хохлома.

Хохломской мастер:

 Когда мы работаем, то линии кладем плавные да большие, да пространство между линиями оставляем широкое, чтобы кисточка шла свободно. Потому что мы Волжане, душа у нас широкая, нам простор нужен. А знаешь, как простую посуду в золотую превратить? Это у нас придумали! Натираем мы ее оловом, покрываем олифой, расписываем, да и в печь ставим, а на следующий день, на зорьке. Как вытащим ее из печи – заблестит она чистым золотом!

Танец  девочки «Золотая хохлома», слова и музыка народные, в исполнении Волжского народного хора.

1 скоморох:  Не то дорого, что чистого золота, а то дорого, что мастера доброго!

Делу время, а потехи час!

2 скоморох: А здесь матрешечки у нас!

6. Матрешки.  

Мастер: А мы делаем куклы – матрешки, наши куколки особенные, знаменитые! Их знают во всех городах и селах. Сначала мы делаем самую  маленькую, не разбирающуюся куклу, вытачивая  из дерева на токарном станке, а затем все остальные подгоняем по размеру так, чтобы одна вставлялась в другую. Расписываем их вручную. Яркими анилиновыми красками вместо кисти гусиное перо или щепочка. Получаются  девочки, розовощекие, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде: сарафане - переднике, в платке с цветами. Русская Матрёна - имя на Руси очень распространённое. Отсюда и название куклам – матрешки! Сперва кажется что похожи они абсолютно, но все-таки все матрешки чем-то отличаются друг от друга.  Не верите ?! Посмотрите и убедитесь сами!  

Танец «Русские матрешечки»,  автор слов и музыки неизвестен.

1 скоморох: А чем же наш родной край славится?

2 скоморох:

Край Оренбургский - край казачий

Родная наша сторона!

Здесь не кончается Россия-

Здесь начинается она!

7. Казаки.

Стихотворение   про казаков

Удалые казаки

Средь  степных полей
И уральских ковылей,
Где Сакмара и Урал  текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
И платки  из пуха  вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Шашка – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.

Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне –
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.

Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан, да и  коса.

Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки!

7. Песня «Там, на горе, казаки стояли», слова и музыка народные.

Девушка в платке: Пока казаки защищали Родину в дальних военных походах, казачки пели песни,  платки, паутинки и шали вязали. Да какие платки! Теплые, лечебные, тонкие да красивые. Ведь такой пух только наши Оренбургские козы дают.  Неслучайно сегодня на весь мир знаменит Оренбургский пуховый платок!

Танец  под песню «Оренбургский пуховый платок» слова В.Бокова, музыка Г.Пономоренко.

«Россия начиналась не с меча!»

      Россия начиналась не с меча, 
      Она с косы и плуга начиналась. 
      Не потому, что кровь не горяча, 
      А потому, что русского плеча 
      Ни разу в жизни злоба не касалась... 

      И стрелами звеневшие бои 
      Лишь прерывали труд ее всегдашний. 
      Недаром конь могучего Ильи 
      Оседлан был хозяином на пашне. 

      В руках, веселых только от труда, 
      По добродушью иногда не сразу 
      Возмездие вздымалось. Это да. 
      Но жажды крови не было ни разу. 

      И вечно тем сильна моя страна, 
      Что никого нигде не унижала. 
      Ведь доброта сильнее, чем война, 
      Как бескорыстье действеннее жала. 

      Встает заря, светла и горяча. 
      И будет так вовеки нерушимо. 
      Россия начиналась не с меча, 
      И потому она непобедима! 

 Э.А.Асадов,  1974 г. 

 Песня общая «Звезда России» слова С.Харитонова, музыка Ю. Таран.

Финал.

Скоморохи 1, 2:

Мы мешок развязвли,

вам сказок насказали.

А теперь завяжем мешок –

и дальше пойдем,

новых сказок наберем.

 А вы нас ждите –

пироги пеките!


DSC02416


Источники информации:

  1. Использованы материалы из х/ф «Умные вещи», «Ленфильм» 1973 г.,  режиссёр Анатолий Граников по одноимённой сказке Самуила Маршака.
  2. Использованы материалы из х/ф «Народное декоративно-прикладное искусство России», киностудия «Леннаучфильм», 1979 г., автор сценария  Л. Ежелева, режиссер Э. Короленко.
  3. Богуславская И.Я.Руское народное искусство. Краткая энциклопедия / И.Я. Богуславская. СПб: Рalace Editions, 2009. – 144с.
  4. Бушухина И.В. Оренбургский пуховый платок. Том 1. / И.В. Бушухина. ООО Оренбургское книжное издательство, 2007. – 160с.
  5. Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская игрушка. Серия «Искусство - детям» / Г. Величкина, Т. Шпикалова. Мозаика-синтез, 2003. – 24с.
  6. Жегалова С.К. Росписи Хохломы: рассказ. / С.К. Жегалова. М.: Дет. Лит., 1991. – 48 с.
  7. Казин В. Х. Казачьи войска. Справочная книжка императорской главной квартиры / В.Х. Казин. — СПб., 1912.
  8. Куцакова Л. Чудесная гжель. Серия «Искусство - детям». / Л. Куцакова. Мозаика-синтез, 2003. – 20с.
  9. Межуева Ю. Сказочная Гжель. Серия «Искусство - детям». / Ю. Межуева, Ю. Дорожин. Мозаика-синтез, 2003. – 16с.
  10. Мехова Г.И.  Русское деревянное зодчество. Альбом. / Г.Т. Мехова. М.: «Советский художник», 1965. – 160с.
  11. Назарова А. Цветочные узоры Полхов-Майдана. Серия «Искусство - детям» / А.Назарова, Ю. Дорожин. Мозаика-синтез, 2003. – 24с.
  12. Стариков Ф. М. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о современном быте оренбургских казаков и карты / Ф.М. Стариков.  — Оренбург, 1890. на сайте Руниверс.
  13. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования:  http://минобрнауки.рф/документы/543.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.

Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубного занятия....

Интегрированное внеклассное мероприятие "Пасхальные традиции России, Великобритании, Германии"

Интегрированное внеклассное мероприятие имеет цель – формирование языковой компетенции и способности учащихся к участию в межкультурной коммуникации, что особенно важно в условиях, когда происхо...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...

Интегрированное внеклассное мероприятие. "ВЕЧЕ. "КОЛОКОЛА РОССИИ"

Вашему вниманию представлена презентация о наиболее известных колоколах России, истории их создания, волшебстве звучания....

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...