Конспект занятия по ОПК в 5 классе на тему "Церковнославянский язык"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Чубарь Надежда Александровна

Конспект занятия внеурочной деятельности составлен в соответствии с ФГОС к УМК А.В. Бородиной для пятого класса. Также с конспектом идет весь необходимый раздаточный материал и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПК-5

Тема: «Церковнославянская азбука»

Цель: познакомить учащихся с церковнославянской азбукой, с произношением букв церковнославянского алфавита.

Оборудование: компьютер, доска, проектор, учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры. Основы духовности языка», 5 кл, 2016 г., раздаточный материал.

План

  1. Для чего мы изучаем церковнославянский язык.
  2. Церковнославянская азбука.

Ход занятия

  1. Орг. момент. Учитель приветствует учащихся, представляется. Поясняет назначение красных, желтых и зеленых кружков на партах. (1 мин)
  2. Актуализация. Учитель демонстрирует учащимся презентацию с изображениями обложки и разворота Библии на русском и церковнославянском языках. (2 мин)                                                                                                 Вопросы к слайдам:
  1. Ребята, что за книга изображена на этом слайде? (Слайд 1) Ответ: Библия.
  2. Вы можете прочитать текст на этом изображении? Ответ: Да. (Слайд 2)
  3. А в этой книге вам все понятно? Можете прочесть? Ответ: Нет. (Слайд 3)
  4. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать на нашем занятии? Ответ: на каком языке написана Библия.

Учитель: Все верно, тема нашего занятия «Церковнославянская азбука». (Слайд 4)

  1. Целеполагание. (2 мин)

Учитель: Как вы думаете, чему мы научимся сегодня?

Ответы: познакомимся с церковнославянским алфавитом, с произношением букв, их количеством, графическим изображением и т.д.

  1. Изучение нового материала. (20 мин)
  1. Для чего мы изучаем церковнославянский язык. С.83

Учитель: - Ребята, скажите, были ли вы в музее? Встречались ли вам литературные памятники русской культуры на церковнославянском языке? Вы смогли бы их прочесть? Тогда для чего вам нужно изучать церковнославянский язык? Ответ: чтобы понимать, о чем идет речь в документах.

- А ходит ли кто-нибудь из вас в церковь или бывал хотя бы один раз? Для чего вам нужно изучать церковнославянский язык? Ответ: чтобы понимать язык богослужения, язык христианских книг, язык молитв.

- А еще изучение церковнославянского языка необходимо для того, чтобы улучшить знания русского языка, повысить свою языковую культуру, изучать иностранные славянские языки, хотя бы поверхностно, потому что многие наши современники отравляются на отдых в славянские страны: Белоруссию, Сербию, Болгарию, Польшу и т.д.).

-Как вы думаете, может ли церковнославянский язык быть языком ежедневного общения?

Ответ: не может, так как он трудный.

- Верно. Именно поэтому этот язык является языком богослужения, духовного, христианского чтения, а общаться на нем может только узкий круг образованных людей.

2. Церковнославянская азбука. С.84

Учитель: - А теперь я предлагаю вам познакомиться с буквами церковнославянского алфавита. У вас на партах находятся карточки, на которых они изображены. Рассмотрите написание букв. Многие из них вам уже знакомы. Посмотрите на произношение букв. Оно изображается знаками нашего алфавита. Рассмотрите названия букв. (2мин)

- Рассмотрели? Хорошо. На ваших партах есть еще задания. У каждой пары оно свое. В помощь вам на партах карточки с русским и церковнославянским алфавитом. (2 мин). На выполнение задания вам отводится 4 мин. Если кому- то что-то не понятно в процессе работы  поднимите красный кружок. (Слайд 5)

Задание 1

Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе? (Ответ: 40, в русском алфавите – 33, буква Я)

Задание 2

Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи? (Ответ: похожи буквы А, Б, В, Г, Д, Ж,З, И,К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Ъ, Ы, Ь, Ю.

Задание 3

Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке? (Ответ: нет букв Ё, Й, Э).

Проверка выполнения задания -3 мин.

Учитель: - Молодцы! А теперь проверим, насколько вы были внимательны при изучении нового для вас алфавита. Кто догадается как образовалось слово «азбука»? Ответ: слово «азбука» образовалось от названия двух первых букв церковнославянского алфавита «Аз» и «Буки».

3. О духовном назначении славянской азбуки. С. 85

Учитель: - Ребята, вы увидели, что каждая буква церковнославянского языка имеет свое особое имя. Но славянская письменность была создана не только для передачи информации, она имеет и духовное назначение. Об этом говорят многочисленные азбучные молитвы. (Слайд 6)

В азбучной молитве каждой букве алфавита соответствует строчка молитвы, начинающейся с этой буквы, а каждая строчка помогала не только запомнить алфавит, но и связывала каждую букву с духовным знанием и стремлением славить Господа.

«Азбучная молитва» была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов. К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 43 списка «Азбучной молитвы» XIIXVII веков (из них 23 представляют извлечение из полного текста с ошибочной аттрибуцией св. Кириллу), все русского происхождения.

Создание древнейших азбучных молитв приписывают святому Мефодию или его ученику – Константину Преславскому. (Слайд 7)

(Слайд 8) Епископ Константин Преславский (болг. Константин Преславски) — болгарский писатель и церковный деятель IXX веков,  представитель Преславской книжной школы. Сведения о жизни Константина скудны. Он был учеником святого Мефодия и вместе с другими учениками подвергся преследованиям со стороны немецкого духовенства. Константин бежал в Константинополь и затем в Болгарское царство, где занял должность викарного епископа в столице Преславе. Все сочинения Константина Преславского дошли до нашего времени только в переписанном виде, самые ранние памятники датируются XII и XIII вв. В честь книжника назван Шуменский университет в Болгарии.

  1. Рефлексия. (5 мин)

- Что было интересным для вас сегодня?

- Что еще вы хотели бы узнать о буквах славянского языка?

- Используя красные, желтые и зеленые кружочки оцените ваше настроение: красный – плохое, желтый – не плохое и не хорошее, зеленый – хорошее.

VI. Итоги.

- Как вы считаете, кто сегодня работал лучше всех? (Аплодисменты)

- Но наше занятие получилось благодаря всем ребятам в классе. Давайте все вместе поаплодируем друг другу.

Спасибо всем вам за активное участие!

Приложение 1

Задание 1. Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе?

__________________________________________________________________________

Задание 1. Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе?

__________________________________________________________________________

Задание 1. Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе?

__________________________________________________________________________

Задание 1. Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе?

__________________________________________________________________________

Задание 1. Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе?

__________________________________________________________________________

Задание 1. Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе?

__________________________________________________________________________

Задание 1. Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе?

__________________________________________________________________________

Задание 1. Посчитайте буквы церковнославянского алфавита. Сколько их? А сколько букв в русском алфавите?  Какая буква церковнославянской азбуки называется и произносится так же, как в современном русском алфавите, но пишется иначе?

__________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 2. Какие буквы церковнославянского и русского алфавитов похожи?

________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Задание 3. Каких букв современного русского алфавита нет в церковнославянской азбуке?

__________________________________________________________________________

Картинки по запросу изображение русского алфавита с произношением звуков

____________________________________________________________________________

Картинки по запросу изображение русского алфавита с произношением звуков

_____________________________________________________________________________________Картинки по запросу изображение русского алфавита с произношением звуков

Церковнославянская азбука

Картинки по запросу изображение церковнославянского алфавита с названием букв и произношением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи.

Этот конспект занятия для учащихся 3-го класса, имеющих диагноз: Недостаточная сформированность чтения и письма,обусловленные общим недоразвитием речи....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ...

Конспект - занятия для 1-2 классов "Образ матери в исскустве"

В данном конспекте рассматривается образ матери  через приобщение к произведениям искусства (музыка, живопись), в которых главным является образ женщины-матери....

Конспект занятия по психологии "Калейдоскоп класса"

Цель: создание модели эффективного общения в классном коллективе.Задачи:- выявить уровень  сформированности  основных  коммуникативных навыков в классном коллективе;- расширять потенциа...

конспект занятии по технологии 7 класс

методическая разработка для учителя для проведения основного урока и ьтакже для занятии в кружковой деятельности...

План-конспект занятия "Защита проекта", 8 класс

В материале представлен план-конспект итогового занятия в 8 классе по технологии "защита проекта". Цель занятия - создание экспозиции героико-патриотического музея имени К.К.Рокосовского, посвящённой ...

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...