Новые формы организации досуга детей
статья на тему

Талапова Елена Анатольевна

В статье рассказывается о том, как совместить досуг детей и их интеллектуальное развитие. Как заинтересовать детей учёбой,  при этом не заставляя их учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как учиться интересно?28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Новый формат дополнительного досуга детей

  1. Концепция организации досуга детей

Досуг, как составляющая свободного времени, сейчас является важной частью социально-культурной деятельности в широком смысле и дополнительным компонентом в образовательной деятельности в школе. Именно в этом процессе происходит самореализация творческого и духовного потенциала подрастающих личностей. Досуговая деятельность в школе с одной стороны – это сфера свободного, нерегламентированного поведения ребенка, дающая возможность выбора досуговой деятельности или досуговых занятий и в то же время целенаправленность, стройность, складность  самого процесса досуга, охватывающего игру, творчество, искусство, общение, развлечение, познание и другие сферы.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование детей и взрослых «направленно на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей». Данная выдержка из закона подтверждает мысль о том, что досуговая деятельность это неотъемлемая часть образовательного процесса в целом и важная составляющая часть внеучебной деятельности школьников, которую также важно организовывать, поддерживать, создавать для нее отдельные программы и условия для развития  досуговой деятельности детей. Досуговая деятельность имеет огромное значение для воспитания личности и формирования важных жизненных ориентиров, например, культура досуга, умение грамотно выстраивать свое свободное время, творческое становление собственного «Я», освоение культурного наследия человека, развитие своих познавательных сил и потенциала.

  1. Из опыта работы по организации досуговой деятельности ГБОУ школа № 371

 

Большую часть времени наши учащиеся проводят в школе. И в связи с этим наравне с образовательными задачами  школа ставит перед собой и задачу организации досуга детей. Сегодня я хочу поделиться с коллегами тем, как коллектив нашей школы решает проблему организации досуга детей.

С 2008 года наша школа является лингвистической. Школа с углублённым изучением русского, английского и французского языков. С первого класса наши учащиеся изучают по углублённой программе один из иностранных языков (английский или французский), а с пятого класса начинается углубленное изучение русского языка и добавляется второй иностранный язык. В связи с этим, начиная с пятого класса, в школе введена шестидневная учебная неделя.

В школе обучается порядка шестисот детей. В 13 классах  начальной школы, 14 классах основной школы и 2 старших классах. В школе работают группы продлённого дня для учащихся с первого по пятый классы, организованы занятия по внеурочной деятельности для классов, уже перешедших на ФГОС (с первого по пятый).

Школа имеет два структурных подразделения: Отдел дополнительного образования детей и Отдел дошкольного образования.

Кажется, что в области организации досуга сделано уже очень много. Сейчас существует огромное количество клубов, досуговых центров, домов и дворцов детского творчества, спортивные клубы и секции, открываются досуговые и образовательные пространства. Поэтому школе зачастую трудно привнести в эту область что-то новое, но мы стараемся в своей деятельности найти новое применение уже известным формам работы и применить то новое, что применимо именно в школьном пространстве.

Конечно же, организация досуга в первую очередь является главным направлением работы отдела дополнительного образования детей. Отделение на базе школы открыто одним из первых в городе, в 2005 году. Сейчас в Отделении пролицензировано и допущено к работе 30 образовательных программ; привлечено более 30 преподавателей, педагогов дополнительного образования. Для учащихся начальной школы  кружки начинают свою работу после 14 часов, для старших учащихся  - после 16 часов, а заканчивается работа отделения в 20:00. Занятия проходят 6 дней в неделю - с понедельника по субботу. Организация работы ОДОД ведется по следующим направлениям: художественное, естественно-научное, техническое, социально-педагогическое, туристическо-краеведческое, физкультурно-спортивное, военно-спортивное. Практически в каждом направлении деятельности есть кружки для детей всех возрастных групп. Для наших  учащихся открыты  студия эстрадного вокала, студия современного танца, гитарный ансамбль, театральные студии на русском и на иностранных языках, литературный журнал, различные спортивные секции, кружки, в которых можно научиться делать своими руками поделки из различных материалов, или заниматься научными исследованиями.

Также досугом детей занимаются и учителя, организующие внеурочную деятельность учащихся. В рамках внеурочной деятельности в нашей школе работа ведется по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное и общекультурное. Программы внеурочной деятельности, реализуемые в школе, предусматривают и работу, связанную со школьными предметами, но выходящую за рамки учебной деятельности, например, программы «Занимательная грамматика», «Школа развития речи» «Моя Читалия». И занятия в творческих группах: «Маленький французский театр», «Оч-умелые ручки», «Волшебный мир оригами». И вовлечение в социальную и общекультурную жизнь общества: «Дороги и мы», «Юный петербуржец», «Азбука вежливости».

Так как сегодняшняя конференция посвящена использованию ЭОР, я особо остановлюсь на том, как их применяют наши педагоги в отдельных программах Отделения дополнительного образования и Внеурочной деятельности. Конечно, не в каждой программе, да и не в каждом направлении предусмотрено использование электронных образовательных ресурсов. Чаще всего это программы интеллектуальной или научной  направленности или программы, связанные с исследованием окружающего мира.

Одной из  образовательных платформ, которые используют наши педагоги в своей работе,  является LearningApps.org.  LearningApps.org является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Данное приложение собирает интерактивные блоки и делает  их общедоступным. Для их применения не требуется интерактивная доска. Достаточно только выхода в интернет и мультимедийного проектора.  LearningApps позволяет учителю создавать самому задания различных уровней сложности, использовать задания, уже созданные другими, и самое главное – дети могут самостоятельно, используя свои знания и опыт, создавать различные задания по определенному направлению.

На сайте LearningApps.org есть база готовых интерактивных заданий, разработанных педагогами и сгруппированных по предметам и изучаемым темам. Ею можно пользоваться без регистрации.

Учитель или ученик  может создавать свои приложения-задания на основе готовых интерактивных шаблонов-оболочек. Эти задания можно применять только на своих уроках или публиковать их на сайте для общего доступа, создавать группы (классы), задавать им серию упражнений и просматривать статистику выполнения. Любое из заданий можно отредактировать «под себя» или создать новое «с нуля». Создание задания представляет собой заполнение определенного шаблона своим содержанием. В качестве объектов заданий могут выступать тест, картинка, текст для произнесения, аудио и видео.

Для учеников можно задавать серию заданий и отслеживать статистику их выполнения. Результаты выполнения заданий отражаются в статистике по каждому ученику, в которой фиксируется дата и время обращения к заданию, и результат (выполнено/не выполнено). Процесс решения никак не фиксируется.

Для разработки и сохранения собственных упражнений требуется простая регистрация.

Приложение позволяет работать ученикам в интерактивном режиме индивидуально на уроке, дома.

 Это приложение используется в работе практически всеми учителями и педагогами дополнительного образования и внеурочной деятельности.

В своей работе учителя начальных классов используют   Математический он-лайн тренажёр Мат-Решка. Этот тренажёр - интерактивная среда обучения математике    для начальной школы, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Целями использования данной среды являются:

- повышение математической мотивации;

- повышение математической подготовки;

В данной среде можно работать самостоятельно и на уроке или внеурочной деятельности. Но в любом случае эта работа проходит при непосредственном или опосредованном контроле учителя.

Мат-решка имеет 3 блока. 1 блок – локальная версия. Локальная версия содержит 50 уроков по 6 темам за первый класс. 2 блок – библиотека заданий. В библиотеке заданий все упражнения разбиты по возрастным категориям, а так же по темам. Система сначала объясняет материал, а потом предлагает тренировочные задания. 3 блок – он-лайн тренажер плюс. Для этого в системе Мат-решка необходимо создать класс и зарегистрировать всех учеников. Система подбирает вопросы, для первого тестирования исходя из возраста ученика. Стартовый тест, позволит определить  начальный математический уровень. По результатам этого теста тренажер формирует индивидуальную начальную траекторию обучения. Если ребенок хорошо справляется с заданиями, то тренажер постепенно усложняет задания, а если ребенок плохо справляется и пользуется большим количеством подсказок, то материал упрощается и данное упражнение повторяется через некоторое время. В своем личном кабинете ученик может получить информацию о собственных успехах, потренироваться по уже изученным темам, посоревноваться с детьми, зарегистрированными в Мат-решке или перейти к изучению новой темы. Заработанные за правильные ответы баллы можно потратить в Магазине Мат-Решки, где можно приобрести игрушки, домашние растения или животное, за которым надо будет ухаживать. Важной частью мотивации ребенка к работе в системе является возможность вызвать одноклассника на соревнование.

У учителя есть постоянный доступ к личной учительской странице Мат-Решки. У учителя есть возможность сравнивать продвижение учеников в классе, а также каждого отдельного ученика по разным темам и отдельным урокам.

К сожалению, данная интерактивная среда является платной. Поэтому ей пользуются в нашей школе далеко не все.

Зато в этом учебном году учителя  нашей школы стали активно использовать детский образовательный портал  для интерактивного обучения детей Учи.ру. Обучение на этой платформе построено на выполнении интерактивных заданий, которые соответствуют школьной программе. Также, как и в тренажере Мат-решка,  система сначала объясняет материал, а потом предлагает тренировочные задания. Ученик должен выполнить определённое количество карточек по каждой теме. В своем личном кабинете ученики видят свои успехи, получают награды и дипломы за успешное выполнение олимпиадных заданий и прохождение определённых уровней. Контроль работы ученика может осуществляться как учителем в своем личном кабинете, так и родителями в их личном кабинете. Кроме всего вышеперечисленного, большой плюс данной образовательной платформы в том, что до 16 часов учащиеся могут бесплатно выполнять неограниченное количество заданий. Поэтому каждый учитель начальных классов использует её как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Еще хочу немного рассказать о том, какой выход имеет работа в кружках ОДОД и группах внеурочной деятельности. В нашей школе работает много творческих коллективов как в ОДОД, так и во внеурочной деятельности. И своеобразным итогом работы коллектива школы по организации досуговой деятельности  являются традиционные школьные мероприятия. Наши творческие коллективы в течение года принимают активное участие в подготовке концертов и праздников. Первые выступления, результат работы всего нескольких дней,  нам представляют уже на линейке первого сентября. Обязательно проходят концерты ко Дню учителя и Восьмому марта. Особенные мероприятия – новогодняя елка для начальной школы и для учеников 5-7 классов, которая также готовится силами творческих коллективов и их руководителей, и новогодний бал для учеников 8-11 классов. В декабре наша школа превращается в одну большую танцевальную студию. Дело в том, что на балу каждый класс должен выступить с подготовленным заранее танцем перед другими участниками. И целый месяц во всех коридорах, в вестибюле, на сцене, в спортивном и танцевальном залах до и после уроков проходят репетиции классов.  Надо сказать, что это уже настолько стало нормой для наших детей, что они занимаются подготовкой своего номера без участия классного руководителя или руководителя танцевальной студии.

И еще два грандиозных итоговых мероприятия, на которых наши творческие коллективы и классные руководитель демонстрируют итоги своей работы. Незадолго до весенних каникул в школе проходит неделя  иностранных языков, которая заканчивается большим концертом, где все выступления творческих коллективов звучат только на английском или на французском языке. А в последние дни учебного года начальная школа радует всех своим отчетным концертом «Здравствуй, лето!».  И на этом концерте наши творческие коллективы представляют нам номера, которые мы ни разу не видели в течение года. Таким образом, получается, что досуговая деятельность организована  в школе так, что дети не только видят результат, но и понимают целесообразность своей деятельности.

Кроме того, о чем я вам рассказала, хочу упомянуть еще о некоторых видах организации досуговой деятельности в нашей школе. У нас организовано Школьное Научное Общество, в рамках которого проводится ежегодный День науки, на котором учащиеся представляют результаты своей исследовательской работы, выходящей за рамки изучения школьных предметов. Школьный туристический клуб принимает ежегодное участие в турслётах, а каждое лето в конце июня отправляется в двухнедельный лодочный поход по реке и системе озёр Вуокса.  

Еще одно традиционное, пожалуй, самое старое мероприятие это Спартакиада школьников. В этом году в нашей школе состоялась двадцатая спартакиада. Это большой спортивный праздник, в котором участвуют все классы, с первого по одиннадцатый. Проводится он в четыре этапа, по возрастным группам. Ребята соревнуются как в личных, так и в командных конкурсах.  Также в нашей школе работает волонтёрское движение. Мы оказываем помощь дому сестринского ухода в деревне Большая Вруда. Ребята, их родители, учителя школы готовят подарки к праздникам и организуют небольшие, но душевные концерты для жителей этого дома, помогают персоналу на территории.

В нашей школе кипит не только учебная, но и внеучебная жизнь. После уроков нашим ученикам некогда бежать домой, потому что в школе их ждет еще много интересных и полезных дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию "Воспитательная работа как форма организации досуга детей"

В наше время тема «Воспитательная работа как форма организации досуга детей» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно пр...

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

В статье рассказываю о том, какие формы организации  совместной деятельности с родителями и детьми  использую в своей работе как классный руководитель....

статья "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"

Статья содержит описание новых форм  организации совместной деятельности детей и родителей класса....

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса".

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"....

«Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании» 25.05.2023

Мастер-класс «Арт-терапия  в работе педагога дополнительного образования»...

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

В статье рассмотрены формы организации совместной деятельности обучающихся и их родителей...

Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании

Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании...