Доклад по самообразованию "Воспитательная работа как форма организации досуга детей"
учебно-методический материал по теме

Мёдова Людмила Петровна

В наше время тема «Воспитательная работа как форма организации досуга детей» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих.   Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗООВАТЕЛЬНАЯ

 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА ПГТ ТЫМОВСКОЕ»

Тема;

«Воспитательная работа как форма

организации досуга детей»

Выполнила

педагог-организатор

МБОО ДО ДДиЮ

Мёдова Л.П.

пгт Тымовское

2017год

Обоснование выбора темы

Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль  играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами,  с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей  не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера -  отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно  всестороннее развитие личности.

В наше время тема «Воспитательная работа как форма организации досуга детей» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих.   Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.

        Муниципальное бюджетное образовательное организация дополнительного образования  «Дом детства и юношества пгт Тымовское» является составной частью всей системы дополнительного образования в нашем районе. Здесь созданы все условия организации доступного досуга так, чтобы     каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.

  План досуговых мероприятий, составляется в начале каждого учебного года. Традиционными  в этом отношении являются:

- досуговые мероприятия для объединений  (участие в конкурсах, соревнованиях, викторины, беседы, акции и др.);

- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся «Дома детства и юношества» и  их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

    - муниципальные конкурсы.  

 

 

Цель: Создание благоприятных условий для  организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях.

Задачи: 

  • Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей; 
  • Развитие физических,  и умственных способностей обучающихся;
  • Сплочение обучающихся   через совместную досуговую деятельность;
  • Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего края, страны;
  • Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
  • Популяризация семейного досуга;
  • Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
  • Повышение культуры досугового общения обучающихся;
  • Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;
  • Рост уровня сплочённости объединений обучающихся  «Дома детства и юношества»;
  • Повышение качества проведения  досуговых мероприятий.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • Анализ подготовки и проведения мероприятия;
  • Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии;
  • Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование);
  • Самоанализ организационной деятельности;
  • Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей);
  • Социальные показатели (заинтересованность обучающихся);
  • Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

Формы проведения досуговых мероприятий:

  • конкурсно – познавательные программы;
  • конкурсно - развлекательные программы;
  • конкурсно - игровые программы;
  • акции;
  • экскурсии;
  • праздничные мероприятия;
  • выставки;
  • беседы, викторины;
  • просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
  • встречи с интересными людьми.

 

      Формы работы построены по разделам в соответствии с принятыми направлениями: здоровый  образ жизни, правовое воспитание, профилактика детского травматизма и асоциального поведения, экологическое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, профориентационное, досуговое.

Используя различные формы деятельности, надо иметь в виду, что каждая из них обладает специфическими возможностями для приобретения определенных знаний, умений и навыков.

При подготовке досуговых воспитательных мероприятий обязательно следует учитывать следующие аспекты:

  • Возрастные особенности;
  • Индивидуальные особенности;
  • Интересы детей;
  • Социокультурные потребности;
  • Мнение, запросы и предложения самих детей в выборе форм и видов деятельности.

В своей работе я использую многие формы работы:

  • Игра по станциям; «Безопасное колесо», «Квест-игра», «Кругосветка»
  • Концертные программы (тематические);(  «День Победы», «Встреча с ветеранами», «Мама-первое слово», гала-концерт «Школьная весна», «Виктория», «Новогодние представление»  и т.д.)
  • Акции («Внимание – дорога!», «Позвони родителям» (ко Дню пожилых людей), «Зачем порядок нужен вокруг?» и др.);
  • Викторины; (экологические, по сказкам, ко дню конституции, ко дню космонавтики и т.д.;
  • Спортивные мероприятия («Малая олимпиада», «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Весёлые старты», 2День здоровья» и т.д.);
  • Фотоконкурсы;
  • Конкурсы рисунков, макетов;
  • Выставка прикладного творчества;
  • Конференции.

Приподготовке досугового мероприятия педагог должен:

- определить его тему и задачи, наметить время и место проведения;

- разработать план подготовки и проведения мероприятия;

- определить ключевые моменты мероприятия;

- выбрать участников его подготовки, распределить задания между участниками и группами.

Выбор тем и форм проводимых мероприятий определяется в соответствии с целями и задачами работы Дома детства и юношества,  муниципальным воспитательным планом и воспитательным планом педагога-организатора.

Культурно-массовые мероприятия дают представление о творческих возможностях воспитанников, помогают раскрытию талантов и решают задачи по художественному воспитанию детей и подростков, а также целенаправленной организации их досуга.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.    

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе.  

Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Организация досуговой деятельности в этот период времени «бьет ключом».   Каждый день на протяжении лагерной смены проводятся масса мероприятий. Это и спортивные праздники и соревнования, развлекательные мероприятия, театрализация сказок, конкурс рисунков на асфальте, экскурсии, выезд на море, концерты, фестивали, настольные игры, игры-забавы, викторины, беседы,  кругосветка и т.д.  Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях,  приглашаем родителей на праздники.

На протяжении нескольких лет мною ведется мониторинговая работа по отслеживанию включенность школ района и объединения Дома детства и юношества  в досуговую деятельность через участие в воспитательных мероприятиях.

         Успех воспитательной работы в организации досуговой деятельности,

зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения педагога-организатора придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

 

 

 Используемая      литература:

1.ж. Дополнительное образование   №9- 2008г. Стр.22

2. Учебное пособие  «Русское слово»- М- 2009г.

3.Шехтер С.И. Н. М. Воскресенский «Гражданское образование. Содержание и методы обучения» М. Просвещение-1997г

4. Тубельский А. Н. «Школа самоопределения»   -М. 1999г  

5. интернет.ресурсы с. www Informika.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуга детей в ГПД

       Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей.  Успешная работа в ней зависит прежде вс...

организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования

организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования...

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста

Клуб - один из видов культурно-досуговых мероприятий, которые посещают младшие школьники...

Новые формы организации досуга детей

В статье рассказывается о том, как совместить досуг детей и их интеллектуальное развитие. Как заинтересовать детей учёбой,  при этом не заставляя их учиться....

Оздоровительно-рекреативные формы организации досуга основанные на применении средств физической культуры

Оздоровительно-рекреативные формы организации досуга основанные на применении средств физической культуры...

Презентация по ОСЖ "Формы организации досуга в семье"

Презентация по ОСЖ 9 класс "Семейные ситуации. Формы организации досуга, отдыха в семье"...