Правовое занятие "Имею право, но обязан"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

Котлашова Галина Павловна

Сценарий мероприятия для учащихся 5-7 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imeyu_pravo.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей                          «Ялгинский детский дом – школа»

Правовое занятие

«ИМЕЮ ПРАВО, НО ОБЯЗАН»

Провела:  Котлашова Г.П.,

воспитатель

Правовое занятие «Имею право, но обязан»

Цель:

     Продолжить изучение с детьми основных прав и обязанностей, изложенных в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Уставе детского дома-школы.   Научить применять их в жизни.

Задачи:

  • Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование: 

     Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, выставка книг о правах и обязанностях, цветные карандаши, фломастеры, альбом для рисования, знаки разрешающие и запрещающие, предметы и картинки, символизирующие права детей.

Участники: учащиеся 5-7 классов.

Ход занятия.

I. Вступительное слово воспитателя

      Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Наше правовое занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу и создать друг другу хорошее настроение: улыбнитесь и пожмите друг другу руки.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Воспитатель: Тема нашего занятия: «Имею право, но обязан». Прошу вас ответить на следующие вопросы.

      Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Воспитатель: А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Воспитатель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

     Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Воспитатель: Какие правила вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель:  Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги - сборники документов.

1 ученик:

     Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».

    Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

     Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

     Права – это возможность действовать, поступать каким-либо образом или пользоваться чем-либо.

2 ученик:

     Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Дата подписания – 20 ноября 1989 года.. Кем? Организацией Объединенных Наций.  Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

     Ученики зачитывают права детей: 

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • дети имеют право жить с родителями;
  • дети имеют право на медицинскую помощь;
  • дети имеют право на обучение;
  • дети имеют право на отдых;
  • дети имеют право на охрану и защиту.

1 ученик:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

III. Игра «Разрешается – запрещается»

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак и отвечать: разрешается или запрещается.


Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).


Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Воспитатель: Молодцы,  ребята! Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жестокого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит». 

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Ответы детей.

Воспитатель: Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

IV. Обязанности

Воспитатель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях.

Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.

Воспитатель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. Еще обязанности закреплены в Уставе нашего детского дома-школы. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

Работа в парах.

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое обязанности?

     Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».

- слушаться родителей

- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах

- соблюдать правила поведения в школе.

Воспитатель: Давайте повторим некоторые из них:

1.Добросовестно учись.

2.Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5.Береги школьное имущество.

6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7.Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

    Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Воспитатель: Давайте подведём итоги:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права из Конвенции вы узнали и запомнили?

     Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

     Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй.  А ещё? Уважай чужие права!

Воспитатель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

Сценка «Про Никиту». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении бабушки и внука.

Бабушка вяжет.  Забегает внук.

Никита: Бабуль, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Бабушка: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Никита: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Никита, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Никита: Бабушка, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Бабушка: Помой посуду, внучек.

Никита: Не имеешь права использовать детский труд, бабушка (садится, смотрит телевизор).

Бабушка: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Никита: Это проявление жестокости, бабушка!

V. Закрепление понятий права и обязанности. 

Воспитатель: Ребята, давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

     Дети по очереди подходят к столу, где лежат игрушки, книги, словари, красочные картинки и другой материал, символизирующий права и обязанности детей. Нужно выбрать из этого что-то одно(несколько предметов) на знание определенных прав или обязанностей.

     Например,

     КНИГИ, ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, УЧЕБНИКИ, ТЕЛЕФОН – право на получение, передачу информации, право на образование; обязанность добросовестно учиться, не использовать  и не передавать запрещенную законом информацию.

     СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, ПАСПОРТ – право на имя, гражданство;  обязанность в 14 лет получить паспорт.

     КРАСКИ, ФЛОМАСТЕРЫ, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ, АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ, ФОТОАППАРАТ, НАУШНИКИ – право на отдых, право заниматься любимым делом,  обязанность уважать права других людей.

     КУКЛА- МЛАДЕНЕЦ – право на жизнь, на имя, на защиту и заботу со стороны родителей и государства.

     ИГРУШКИ-ТРАНСПОРТ – право на свободное передвижение по стране и миру, на труд, на выбор профессии.

      БИНТ, ПЛАСТЫРЬ, ФОНОДОСКОП, МЫЛО, ЗУБНАЯ ПАСТА – право на бесплатную медицинскую помощь, обязанность следить за своим здоровьем, соблюдать санитарно-гигиенические правила и т.д.

VI. Обобщение

Воспитатель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, находясь на сегодняшнем правовом занятии?

Ответы детей: Правом на образование.

Воспитатель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

     И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

     Спасибо за работу и активное участие.

     Приложение. ПАМЯТКА об обязанностях школьника.

П А М Я Т К А

Обязанности школьника

1.  Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину.

3.  Не пропускай занятия без уважительной причины.

4.  Аккуратно веди свой дневник.

5. Береги школьное имущество.

6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8.  Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.