Завтрашний день готовим сегодня
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Александрова Татьяна Анатольевна

Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу, чтобы добыть знания. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. На этом занятии воспитанники смогут лучше определить свой профессиональный путь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavtrashniy_den_gotovim_segodnya.rar2.47 МБ

Предварительный просмотр:

«Завтрашний день готовим сегодня»

Цель:

Подготовить учащихся к обдуманному выбору профессии.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределение»; дать представление об успешном профессиональном выборе.

2. Коррекционно-развивающие: развивать потребность в самопознании; развивать положительную мотивацию выбора профессии; развивать высшие психические функции воспитанников.

3. Воспитательные: воспитывать ответственность, целеустремлённость, стремление приносить пользу, уважительное отношение к труду.

Оборудование:

1. Проектор;

2. Ноутбук;

3. Таблички с типами профессий.

План занятия:

Вступление

1. «Загадки о профессиях»

2. «Профессия»

3. «Профессиональное самоопределение».  «Хочу- Могу-Надо»

а. Интересы и склонности.

б. Способности

в. Востребованность на рынке труда

4. Каменщик мирового уровня

Ход занятия (40 мин.)

 Вступительное слово  (2 мин.) (Слайд 1)

        Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу, чтобы добыть знания.

        Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. После чего начинается настоящая взрослая жизнь. Юноши и девушки начинают работать по выбранной специальности. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.

        Чтобы добиться успехов, важно и правильно выбрать профессию, и уметь трудиться, и иметь характер. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно сегодня выбрать для себя профессию и не ошибиться, чтобы не сожалеть о выбранном проф. пути.

Тема занятия: «Завтрашний день готовим сегодня». (Слайд 1 – появляется тема) (на доске)

Эпиграфом будут слова К.Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» (Слайд 2)  (и на доске)

        Вы уже знаете много профессий, поэтому вначале мы разгадаем кроссворд. На столе лежат загадки и кроссвордики и по очереди мы их отгадаем. 

1. Кроссворд «Загадки о профессиях» (4 мин) (Слайд 3)

Отгадки будем записывать по горизонтали. Можно предложить поучаствовать гостям.

(Загадки загадывают воспитанники)

1.Леня А..:

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

(Пекарь)

2.Коля Б.:

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (Маляр)

3.Таня В.:

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять. (Доктор)

4.Даниил П.:

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)

5.Артем М.:

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

6.Роберт Л.:

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (Артист)

7.Толя М.:

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник)

8.Дима К.:

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота – Всех отвозить

по утрам на работу. (Водитель)

9.Оля К.:

Шью я куртки и штаны

Вы меня все знать должны: На машинке строчу лихо,

Потому что я …. (Портниха)

Какое слово получилось по вертикали?

(Ребята отвечают)

2. Понятие «профессия» (3 мин.)

(Слайд 4,5)

Вы считаете, что профессия это обязательно труд, но только ли? Что же такое профессия?

Профессия — это: (читают дети по очереди)

Стас деятельность, направленная на пользу обществу,

Оля деятельность, требующая профессионального обучения,

Роберт деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Воспитатель: Итак, профессия – трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования.

Мир профессий огромен. Их насчитывается более 50 тысяч, причем постоянно одни профессии появляются, другие исчезают или видоизменяются.

Легко ли правильно сделать свой выбор?  В первую очередь с профессией мы встречаемся дома. Нелегко было вам разобраться в профессиях ваших родителей, но вот что получилось…(Зачитываю анализ анкетирования воспитанников) В анкетах «Профессия моих родителей». Вас интересует на кого выучились ваши мамы и папы. Троим это не известно до сих пор. Труд ваших пап в основном физический, у мам имеет смешанный характер и физический, и умственный. Радует, что вы понимаете, что  родители трудятся и приносят пользу не только семье, но и стране в целом.

3. Понятие «профессиональное самоопределение». «Хочу-Могу-Надо» (15 мин.)

Теперь и перед вами стоит вопрос: «Кем быть?» Значит ли это, что нужно перебрать все существующие профессии, чтобы найти одну – единственную?

(Ответы ребят)

Конечно, нет. Помочь в этом непростом деле может профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать.

(Слайд 6 – хочу – могу – надо) Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо». Что это значит?

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей. (Слайд 6 – желания) Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»). В окружность «хочу» попали наши желания, склонности и интересы

 (Слайд 6 – способности) Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). В окружность «могу» попали наши таланты, возможности-способности.

(Слайд 6 – спрос) В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»). В окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.

(Слайд 7)

        Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения. Как вы думаете, какой вариант самый удачный?

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

  • Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)
  • Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. (№ 1.)
  • Саша хочет быть парикмахером. Она смело предлагает своим друзьям модные прически, они довольны ее работой. Очень хочет развить свои способности и талант , получить специальность и в дальнейшем открыть свое дело. Салоны красоты сегодня востребованы везде. (№3.)

(Учащиеся определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)

Работа  с анкетами воспитанников Когда я вас спрашивала

1.Какая профессия сегодня считается необходимой на рынке труда?

2.Есть ли у вас способности, возможности получить желаемую профессию?

3.Ваше физическое здоровье

4. Кем хотите стать? Я просмотрев ваши варианты ответов выяснила, что пока мы не можем отнести свой выбор к 3 варианту. Двое из опрашиваемых не имеет точки соприкосновения, остальные вариант №2.

 Как вы думаете, какой элемент из окружностей сегодня самый важный? (Ребята отвечают)

Окружность «надо» самая важная, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

а. Интересы и склонности - желания. (5 мин)  

        Чтобы легче ориентироваться в мире профессий, их разделили на 5 типов в зависимости от предмета труда: Просмотр видеоролика  https://www.youtube.com/watch?v=f81LiIof-NY 

1. Человек – человек;

2. Человек – природа;

3. Человек – техника;

4. Человек - знаковая система;

5. Человек - художественный образ. 

Как вы думаете, почему в названии всех типов профессий есть слово «человек»? (Учащиеся отвечают)

(Слайд 8,9)  Я с вами проводила опрос по типам профессий и получились такие результаты

1. Ч– п: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог.

2. Ч – т: инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей.

3. Ч – ч: врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод.

4. Ч – з: экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, нотариус.

5. Ч– х: художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф.

        (Слайд 9)По результатам работы с опросником вам больше нравятся профессии следующих типов:

ЛЕНЯ ч-т, ч-х

КОЛЯ ч-п,ч-т, ч-х

ТАНЯ ч-ч,ч-х

СТАС ч-п, ч-т,ч-х

ЛЮБА ч-ч

ДИМА ч-т

ОЛЯ ч-з

РОБЕРТ ч-п, ч-т

ТОЛЯ ч-п, ч-ч, ч-х

ДАНИИЛ ч-п, ч-т, ч-з, ч-х

        То есть учащимся нашего класса нравятся, в основном, профессии, связанные с техникой (6 человек), с природой (5  человек).

Вспомните, какие это профессии?

        Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель, кроме профессиональных знаний и умения общаться, должен обладать артистизмом.

(Слайд 10) Вывод №1: при выборе профессии необходимо учитывать все свои интересы и склонности.

Динамико-творческая разминка. Игра «Изобрази профессию» (5 мин.)

        Сейчас вы получите карточки с названиями профессий. Вам необходимо объяснить без слов, жестами, профессию так, чтобы другие ребята поняли, что за профессию вы изобразили.

(предлагаются профессии: повар, парикмахер, маляр, шофёр, фотограф, швея, врач, воспитатель, военный)

Можно предложить поучаствовать гостям.

б. Способности (5 мин.) «Могу» Выбрать ту единственную профессию помогут наши        Способности - это индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сравнить свои способности с необходимыми для выбранной профессии.

        Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся заболеваний или возникновение новых?

        Кроме того, профессии каждого типа требуют от человека определённых качеств. Прочитайте следующие качества и скажите, к какому типу профессий они относятся.

Задание на внимательность (карточки)

1._________: интерес к природе, наблюдательность, трудолюбие, доброта, терпение, смелость, выносливость;

2._________: интерес к людям, доброжелательность, взаимопонимание, выдержка, вежливость, трудолюбие, общительность;

3._________: точность, трудолюбие, аккуратность, организованность, исполнительность, интерес к технике, выносливость;

4._________: творческий подход, художественный вкус, творческие способности, трудолюбие, наличие фантазии, таланта.

5._________: аккуратность, точность, усидчивость, трудолюбие,особые требования к мышлению, памяти, вниманию.

Ответы (Слайд 11)

1.Человек – природа: 2.Человек – человек: 3.Человек техника: 4.Человек – художественный образ: 5.Человек – знаковая система:

Какое же требование повторяется для профессий всех типов? (Учащиеся  отвечают)

(Слайд 12) Правильно, все профессии требуют от человека трудолюбия.

(Слайд 13) Вывод №2: при выборе профессии необходимо учитывать свои способности и состояние здоровья.

в. Востребованность на рынке труда (5 мин.) «Надо»

        Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах.

В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

(Слайд 14 – вопрос) Назовите профессии, которые нужны для производства, например, хлеба? (Ответы детей.) (Слайд 14 – список)

        Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся ими, эти профессии будут нужны. Это рабочие профессии.

        Но мы не можем развиваться и работать без помощников рабочего люда: учителя, врачи, служащие и др профессионалы по типу «человек-человек». Мы хотим получать новые знания, иногда мы болеем, мы желаем комфортно жить, мы законопослушны и не хотим, чтобы нам мешали быть такими.

        Мы хотим культурно отдыхать, читать книги, созерцать прекрасное, поэтому нам нужны мастера по типу «ч-х». То есть мы знаем, что профессий много и они необходимы в нашей жизни.

        И когда молодой человек выбирает себе профессию, Он надеется, что его рабочие руки и мастерство будет востребовано на многие годы вперед. Стабильно! По решению правительства РФ сегодня самыми актуальными, востребованными являются  рабочие профессии.  В.Путин указал на расширение сети профессиональных Сузов и Вузов, дабы происходит рост предприятий, нуждающихся  в людях рабочих профессий по типу «ч-т», «ч-п», «ч-з».

(Слайд 15) Вывод №3: при выборе профессии необходимо учитывать потребности общества в кадрах.

5. Каменщик мирового уровня (вместо заключения) (3 мин.)

 (Слайд 16) Давайте еще раз обратимся к словам Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». В конце хочется вам рассказать о счастливом молодом человеке, который считает, что его профессиональный путь выбран удачно, и он это смог доказать.

Выступление о Павле Казанцеве

(Слайд 17) В столице Объединенных Арабских Эмиратов г. Абу – Даби в октябре этого года состоялся мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills International – 2017. 

(Слайд 18) Успешный профессиональный выбор – это такой выбор профессии, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности и потребности общества в кадрах.

(Слайд 19) Удачи вам в выборе профессии!

Текст выступления о Павле Казанцеве

В столице Объединенных Арабских Эмиратов г. Абу – Даби в октябре этого года состоялся мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills International – 2017. 


        Чемпионат мира собрал на своих площадках 1251 участника из 58 стран. Национальная сборная России участвовала в 52 видах соревнований. Наших участников было 58 студентов- выпускники колледжей, победители и призеры Национальных чемпионатов «Молодые профессионалы», в возрасте до 25 лет. По итогам чемпионата Национальная сборная России заняла первое место в общекомандном и 5 место в медальном зачете, завоевав 11 медалей, в том числе 6 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовую и 21медальон за профессионализм. Теперь эти соревнования будут проходить в г.Казань.


        В соревнованиях «Кирпичная кладка» честь России защищал представитель Республики Марий Эл, студент Йошкар-Олинского строительного техникума 
Казанцев Павел (уроженец села Косолапово). Несмотря на изнуряющую жару, Павел достойно выполнил все задания мирового чемпионата, выстоял в жесткой конкурентной борьбе и завоевал Медальон за профессионализм!

 Такие награды на чемпионатах WorldSkills присуждают конкурсантам, которые полностью справились с заданием и показали качественный уровень профессиональной подготовки. Само конкурсное задание было не простым. При его выполнении использовался кирпич ручной формовки.. задания включали в себя три самостоятельных модуля: 1. «Камин» в 3Д формате, 2. Фрагмет стены со скатной крышей и декоративной кладкой, 3.Герб-ОАЭ с изображением желтого сокола. 

Скромный сельский парнишка благодаря своей целеустремленности, индивидуальности и трудолюбию в жесткой конкурентной борьбе показал свое мастерство на мировом уровне и завоевал Медальон за профессионализм

Павла в числе российской команды поздравил сам В.Путин. С овациями встретила Йошкар-Ола, его наградили дипломом именного стипендиата главы Республики.

Теперь он будет работать мастером производственного обучения в своем родном Йошкар-Олинском строительном техникуме, сертифицированным экспертом «Кирпичной кладки» в обучении школьников, будущих участников таких международных соревнований.