Конспект занятия в 7 классе.Тема: «Курение или здоровье?
классный час (7 класс) на тему

Белякова Галина Михайловна

Цели:

·         показать негативное влияние курения на человека,

·         подчеркнуть социальную и личную значимость здорового образа жизни.

Задачи:

·         раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению;

·         показать последствия этой вредной привычки для человека;

·         формировать отрицательное эмоциональное отношение к курению;

·         подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kn.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в 7 классе.

Тема: «Курение или здоровье?

Цель:

  • показать негативное влияние курения на человека,
  • подчеркнуть социальную и личную значимость здорового образа жизни.

Задачи:

  • раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению;
  • показать последствия этой вредной привычки для человека;
  • формировать отрицательное эмоциональное отношение к курению;
  • подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.

Предварительная работа: подготовить сообщения

Ход урока

Подготовительная часть

Организационный момент :  Общая организация детей.

Вводное слово.

- Здравствуйте, ребята! Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, что       вам желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.  Послушайте пожалуйста анекдот.      

Анекдот.

Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

- А почему стариком не буду?

- Потому что до старости не доживешь.

- А почему собака не укусит?

- Так ведь с палкой будешь ходить.

- А почему вор в дом не залезет?

- Потому что всю ночь будешь кашлять.

Учитель: Так, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Учащиеся: о вреде курения.

Учитель: Да, именно об этой социальной весьма актуальной на сегодняшний день проблеме мы и поговорим.  

  

Основная часть      

 Сегодня во всем мире, и в России в том числе, остро стоит проблема сохранения здоровья. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин – курение.

        Ученые, долгое время изучавшие курящих и некурящих школьников, пришли к выводу, что у курильщиков плохая память, слабое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих людей: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.

         Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией. На Западе молодежь занимается спортом, ведет ЗОЖ. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. День 31 мая объявлен как Всемирный день без табака.

 Как вы думаете, наша страна борется с курением?

Учащиеся высказывают предложения.

  Учитель  Наша страна давно пытается бороться с курением. С курением боролись еще в СССР: было много мультиков с антиникотиновой пропагандой.

 (просмотр мультфильма « Иван Царевич и табакерка»)

Сейчас в России приняты законы против курения. Ведется активная борьба с табаком.

В процессе урока я предлагаю всем записать рекомендации, которые войдут в памятку, для тех, кто хочет отказаться от курения. Пока идёт наша беседа, постарайтесь закончить предложения, которые лежат у вас на столах: "Если человек откажется от курения хотя бы:"

  • на несколько часов, то организм его...
  • на один день, то вероятность приближения.........
  • только на два дня, то уже все системы организма .......
  • на три дня, то большая часть никотина.........
  • на один год, то значительно улучшится кровоснабжение.....
  • еще на два года, то риск возникновения инфаркта.......
  • на пятнадцать лет, то вероятность преждевременной смерти....

Почему же люди начинают курить? (доску делим пополам «за» и «против»)

Основные причины:  

За: любопытство,

Подражание взрослым, курящим товарищам, звездам,

Влияние среды,

Влияние моды (чаще у девушек)

в жизни все надо попробовать

один раз не страшно

я сильный, захочу – брошу

от табака большой зависимости нет

а может быть он просто вообще не подумал

 (за компанию, из любопытства, по незнанию, упокоить нервы, казаться  взрослее и т. д.)

Против:

Отнимает жизнь

Добавляет болезни

Отравляет организм

Ухудшает внешность

Вянет кожа

Сипнет голос

Желтеют зубы

Отнимает деньги

Отравляет некурящих

Мешает работе и малому бизнесу

Причина пожаров

Это не модно

Запрещено законом


1.Из истории табака.

Сообщение Улитина Николая

2.Что мы курим (просмотр фильма о составе сигарет)

У некурящих легочная ткань тонкая, эластичная, светлая. В легких происходит насыщение кислородом крови, поэтому они являются одним из важнейших органов. Что же происходит с легкими при курении? Для наглядной демонстрации действия табачного дыма на легкие курильщика посмотрим опыт:

Эксперимент:

Необходимые материалы:

прозрачная пластиковая бутылка с колпачком,

                        шарики из ваты,

                        пластилин,

                        сигарета без фильтра,

                        спички.

В крышке бутылки проделайте отверстие размером с диаметр сигареты. Вставьте ватные шарики в бутылку, сигарету – в крышку с отверстием и замажьте отверстие пластилином. Завинтите крышку. Сжав бутылку, выдавите из нее воздух. Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.

Составные части табачного дыма всасываются в кровь и через 2-3 минуты достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в процесс обмена веществ, и человеку его постоянно не хватает. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. Чаще всего табакозависимость устанавливается за год. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность.

Давайте остановимся на вредных последствиях курения для организма человека:

Сообщение подготовила :Рузская Анастасия.

Кратковременные отрицательные последствия курения (проявляющиеся через несколько минут после первой затяжки):

  • учащенное сердцебиение;
  • рост артериального давления;
  • раздражение слизистой оболочки горла;
  • проникновение в кровь угарного газа;
  • попадание в легкие канцерогенов;
  • отравление воздуха;
  • иногда раздражение слизистой оболочки глаз;
  • снижение температуры кожных покровов.

Отрицательные последствия длительного курения:

  • рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря;
  • заболевания сердца;
  • язвы;
  • заболевания системы кровообращения, инсульты;
  • эмфизема легких;
  • хронический бронхит.

Прочие отрицательные последствия курения:

  • возможно повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, гортани, горла, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях;
  • возможное появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта;
  • возможно ухудшение обоняния;
  • возможно преждевременное образование морщин на лице;
  • пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;
  • снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

Остановимся на самых опасных компонентах табачного дыма.

Никотин - наркотическое вещество, сильный яд. Поражает нервную систему и органы пищеварения.

Окись углерода, или угарный газ блокирует способность гемоглобина связывать и отдавать кислород, то есть приводит к кислородному голоданию.

Аммиак разрушает слизистые оболочки дыхательных путей, приводит к бронхитам, кашлю, одышке, в конечном итоге - к раку легких

Синильная кислота - коварный яд, свободно проникающий в кровь и в клетки, вызывает кислородное голодание, в больших количествах - мгновенную гибель.

Канцерогенные вещества способствуют образованию рака. В состав табачного дыма входят также мышьяк, цинк, свинец, радиоактивные вещества, вызывающие облучение.

Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
Уши – поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха.
Глаза – делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения.
Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.

Сообщение о вреде на женский организм :Долгобаева Евгения

Воспитательь: Раньше по телевидению рекламировались различные табачные изделия и человек подвергался этому воздействию.

Давайте на примере рекламы курения попробуем создать вариант "антирекламы". Разделим доску на две части и запишем:

Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий?

Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

 

 

Заполняем таблицу, выслушивая предложения детей, например

Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий?

1 Красивую пачку, полную сигарет, которую герой рекламы только что распечатал.

2. Красивых, молодых, здоровых и преуспевающих людей.

3. Человек на рекламе всегда закуривает с удовольствием.

4. Курение никогда не мешает окружающим.

5. Человек, который закурил в рекламном клипе, сделал какое-то важное и нужное дело и сделал его отлично.

6. Нет сомнений - курить или не курить, главное - выбрать правильный сорт сигарет.

Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

1. Окурки в пепельницах, пустые смятые пачки в урнах.

2. Больных, несчастных людей с дрожащими, пожелтевшими от табачного дыма пальцами.

3. Человек на рекламе никогда не закашляется и не щурится от табачного дыма.

4. В рекламе никогда нет детей, родственников и соседей курильщика, которым мешает табачный дым.

5. Человек в рекламном ролике никогда не курит в безвыходной ситуации, при ссоре, проигрыше, после скандала и т.д.

6. Никогда не показывают больных, жалеющих о том, что своевременно не прекратили курить.

А сегодняшний день самая дешевая пачка сигарет в магазине стоит около 50 рублей. Давайте посчитаем сколько человек тратит в год на сигареты, если в день он выкуривает по 1пачке?

  1. 30*50=1500                   2.12*1500=18000

Мифы и реальность о табаке:

  1. одна из главных причин, почему подростки курят, - это чтобы «быть как все». (верно)
  2. некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (верно)
  3. курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (неверно)
  4. в легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает один литр табачной смолы. (верно)
  5. физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (неверно)
  6. Курение придает особую взрослость. (неверно)
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать курить. (неверно)
  8. курение является одной из основных причин заболеваний сердца. (верно)
  9. существуют безвредные сигареты. (неверно)
  10. нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку. (неверно, т.к. грань между этим очень тонка


У вас на столах лежат так называемые «Подарки» от курения, ваша задача разделить их таким образом, чтобы в одном столбике оказались «подарки» от курения, а в другом- «подарки» в результате отказа от курения.

«Подарки» от курения: снижение интеллектуальных способностей (память, внимание и т.д.), умственной и физической трудоспособности, формирование конфликтности характера, угроза возникновения заболевания сердца, гастрита, язвы желудка, хронического бронхита, эмфиземы легких, раковых заболеваний, потеря привлекательности, преждевременное старение, сокращение жизни на 10 – 15 лет.

В результате отказа от курения: укрепление здоровья, прекрасный сон, возрастание умственных и физических способностей, спокойную нервную систему, повышение устойчивости к стрессам, улучшение взаимоотношений с родителями, высокую работоспособность, повышение интереса к жизни, к творчеству, рост самоуважения.

Вы бросили курить:

- через 20 минут давление и пульс приходят в норму,

- через 8 часов уровень окиси углерода и никотина в крови уменьшается

вдвое,

- через 24 часа организм полностью очищается от окиси углерода,

- через 48 часов никотин полностью выходит из организма, улучшается вкус

и обоняние,

- через 72 часа дыхание становится ровным,

- через 2 – 12 недель улучшается кровообращение,

- через 3 – 9 месяцев проблемы с дыханием пропадают вообще,

- через 1 год уменьшается риск инсульта

- через 5 лет вероятность возникновения сердечного приступа меньше в 2

раза, чем у курильщиков,

- через 10 лет вероятность возникновения рака легких меньше в 2 раза, чем у

курильщиков.

Заключительная часть

Подведение итогов урока.

В начале урока я попросила вас предложить и записать рекомендации для тех, кто хочет отказаться от курения. Давайте вернёмся к нашему заданию и закончим предложения:

  • на несколько часов, то организм его....
  • на один день, то вероятность приближения.........
  • только на два дня, то уже все системы организма .......
  • на три дня, то большая часть никотина.........
  • на один год, то значительно улучшится кровоснабжение.....
  • еще на два года, то риск возникновения инфаркта.......
  • на пятнадцать лет, то вероятность преждевременной смерти....

Если человек откажется от курения хотя бы

А) на несколько часов, то организм получит шанс начать процесс выздоровление

Б) на один день , то вероятность приближения сердечного приступа начинает снижаться

В) только на два дня, то уже системы организма освобождаются от окиси углерода

Г) на три дня , то большая часть никотина будет выведена из системы кровообращения

Д) на один год, то значительно улучшится кровоснабжение головного мозга

Е) еще на два года , то возникновение инфаркта не будет отличаться от риска никогда не курившего человека

Ж) на пятнадцать лет, то вероятность преждевременной смерти будет такая же, как у никогда не курившего.

В завершении нашего занятия  хотелось бы прочитать стихотворение о чувствах человека, оставившего эту дурную привычку : стихотворение "Я счастлив!" В. Маяковского

Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Cтихами хотя бы поделиться.
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка, и ночь
Пронеслась, как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка...
Я стал определенный
Весельчак и остряк -
Ну просто - душа общества-
Граждане, вы утомились от ожиданья,
Готовы корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю:
Граждане, я
Сегодня - бросил курить.

Занятие окончено - будьте здоровы!

Литература:

  1. Александров, А.А. Профилактика курения у подростков / А.А. Александров [и др.] // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С. 55-61
  2. Аршинова В.В. Классные часы и беседы для старшеклассников. – М “Сфера”, 2004.
  3. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
  4.  Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.
  5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с.
  6. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения – М. “ВАКО”, 2004.
  7. Суханов В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. - Челябинск, 2006. – 375 с.
  8. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2006. – 287 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс тема "Путешествие"

Урок английского языка для 8 класса по теме "Путешествие"Учебное пособие - учебник английского языка для школ с углубленным изучением, Верещагина О.В....

Занятие мастер – класс Тема «Цветовой калейдоскоп»

Цель:Сформировать умение подбирать оттенки тёплых и холодных цветов....

Конспект открытого занятия в3 классе Тема: "Первый снег"

Занятие по изобразительному искусству...

внеурочное занятие 5 класс. Тема: "Мир астрономии"

презентация к внеурочному занятию в 5 классе по теме: "Мир астрономии"...

Конспект и самоанализ коррекционно-развивающего занятия 3 класс Тема: Развитие внимания и памяти.

Цель занятия: Развить у учащихся память и внимание (посредством выполнения индивидуальных и групповых заданий).Образовательная:помочь учащимся получить представление о памяти, внимании и наблюдательно...