"Честь и достоинство" .Воспитательский час.
план-конспект на тему

Малышева Татьяна Васильевна

Воспитательский час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chest_i_dostoinstvo.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Честь и достоинство».          

Цели: дать понятие «чести и достоинства человека» на примере героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», а так же через применение его в собственном жизненном опыте; совершенствование работы в коллективе, в группе, развитие коммуникативных способностей; способствовать воспитанию нравственных качеств человека, формированию личной жизненной позиции.

Оборудование: презентация, м/ф, маленькие листочки у каждого, листы с кругами-солнышками, отдельные лучики

                                    Ход    занятия:

I. Орг. момент.

2. Сообщение темы и целей .

- На экране карточки со словами. Предлагаю вам разгадать зашифрованные слова (доброта, отзывчивость, лживость, честность)

- Что объединяет эти понятия? (качества человека)

- Какое качество для порядочного человека здесь лишнее? (лживость)

- Напишите это слово на листочке, сомните и отодвиньте его от себя.    

- Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: честь и достоинство. Раскроем смысл этих слов и узнаем, как применить, развивать в себе эти качества.

3. Работа над темой занятия.

- Чтобы легче определить понятие «честь» давайте послушаем рассказ Пантелеева «Честное слово».( м.ф)

- Как понимаете слово честь?

- Так почему же мальчик не ушел?

- Что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?

- Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно,  с уважением.

- Да, конечно маленький мальчик проявил мужество и стойкость взрослого человека. В жизни каждый выбирает свой путь, а жизненный путь всегда сложный, и чтобы не произошло, нужно всегда оставаться человеком, честным человеком.

-Что же такое честь и достоинство? Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье человека. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?

В толковом словаре В. Даля даётся следующее понятие:    «Честь -внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Согласны ли вы с этим определением?

-Как вы понимаете, что такое честь?  В чём же проявляется честь в современном обществе?  («Мозговой штурм»)  

(доблестный, честный, благородный, у него чистая совесть, уважает других людей, пренебрегает личным благом  ради других, справедлив к себе и окружающим, добрый, щедрый, готов к самопожертвованию, критичен в оценке своих поступков, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками.

-Вот  как о чести говорит народная мудрость?

Не в бороде честь - борода и у козла есть.

 Всякому своя честь дорога.

Честь на волоске висит, а потеряешь - и канатом не привяжешь.

Не кусок пирога, а честь дорога.

 Береги платье снову, а честь смолоду

- Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать благородным, совестливым, честным. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к окружающим нас людям, наше отношение к миру.

- Как же воспитать в себе честь?        

Работа в группах.        

- Каждый из нас самостоятельно делает выбор. Такой выбор я предлагаю сделать вам.

- Сейчас вы будете работать в группах, где вы сможете обсудить ситуацию и высказать свое мнение

- В наше время можно часто слышать «Хочешь жить – умей вертеться» или «Победителей не судят». Что оправдывают люди этими словами? (собственное предательство, трусость, подлость)

- Любой бесчестный поступок может привести к потери чести. Человек, обладающий честью, бережет ее. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего, он уважает себя.

4. Рефлексия деятельности.

- «Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец».  

- И в завершении нашего занятия, с помощью теста вы сможете ответить, задуматься, сделать выбор: Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? По очереди будем читать тестовое задание. Свое отношение, «да» или «нет»,  вы можете проявить с помощью «солнечных лучиков», которые вы прикрепите к нашему солнышку от каждой группы.

Тест:

Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

Честь – это ответственность за свое поведение.

Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

Достоинство – это чувство превосходства над другими.

Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.

Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.

 Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

- О, сколько солнечных лучиков засветилось у нас! Это сделали вы! Такие светлые, добрые воспитанники у меня в группе. Аплодисменты вам!

Чтение сказки А. Лопатиной «Добрая собака».

Ответьте на вопросы:

-Почему в начале сказки собака злилась на людей?

Почему сторож отличался от других людей?

VIII. Итог занятия.    

- В заключении скажу вам святые слова:  

-Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

        - Не смотри, что иной выше всех по уму,

         А смотри, верен слову ли он своему.

         Если он своих слов не бросает на ветер-

         Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.      (Омар Хайями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

игра "Честь имею!"

разработка внеклассного мероприятия для 5-7-х классов...

Да будет же честь и слава нашему языку!

Высказывания классиков о русском языке и литературе  Использованы материалы сайта GRAMMA.RU...

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!».

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!» проводится в форме игрового дуэльного поединка....

"Он честь высокую имел, не просто фразу: "Честь имею"

Литературно - музыкальная композиция....

Классный час "Была бы честь, была бы честь"

На классном часе неоднократно повторяются слова ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ. Поэтому учащиеся более осознанно и  прочувственно присоединятся к этим духовно-нравственным категориям. Классный час  соста...

Боевые Знамя Воинской чести - символ воинской чести, доблести и славы

СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ 3.1. Боевое Знамя воинской части - символвоинской чести, доблести и славы...