Литературная композиция “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…”, посвящённая 205-ой годовщине образования Царскосельского Лицея.
методическая разработка по теме

Измухамбетова  Альбина Серикхалиевна

Данную  разработку литературной композиции можно использовать на уроках литературы, внеклассных мероприятиях,посвященных творчеству А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий 39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная композиция

“ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…”,
посвящённая 205-ей годовщине образования Царскосельского Лицея.

Учитель русского языка и литературы:

Измухамбетова Альбина Серикхалиевна

МКОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»

Ход мероприятия.


Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!!!
Сегодня мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на  два столетия назад – в самое начало 19 века.
(звучит мелодия Вивальди)


Ведущая 1: Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке жили эти одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические лампы или свечи… Пересекали ли они свою страну на поезде, самолёте или в карете, на почтовых лошадях… носили джинсы или камзолы, треуголки… Разве мы, современники космических ракет, телевидения и компьютеров, не нашли бы, о чём спросить ребят тех лет? А они нас? Разве они не мечтали о будущем, как мечтаете вы? Разве они не вглядывались в прошлое, чтобы узнать о своих предках, как делаем это сегодня мы?

Ведущая 2: Мы приглашаем вас отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.

ЧТЕЦ 1:

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь открыл для нас чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Тогда гроза двенадцатого года

Еще спала. Еще Наполеон

Не испытал великого народа —

Еще грозил и колебался он.

Вы помните...


Ведущий 2: И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них наш сегодняшний рассказ.
(звучит вальс Шопена)
(Лицеисты выходят по одному, зажигают свечу, представляют своего героя, ставят свечу, садятся на стулья, поставленные полукругом лицом к зрителям)


Лицеист 1: ВольховскийВладимир.13 лет. Прозвище «Суворочка», «Спартанец». В нашем классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, я обладал железным характером, несгибаемой волей. Ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам, за что и прозвали меня «Суворочкой».Чтобы больше успеть  мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, я много занимался гимнастикой.
Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря для правильной осанки.Искореняя природный недостаток речи, я, подобно древнему философу Демосфену, брал в рот камешки и декламировал стихи, прогуливаясь в укромных уголках царскосельского парка.Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
Я был первым учеником, за что получил всеобщее уважение и восхищение.Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов.


Лицеист2: Князь Александр Горчаков. 13 лет. По прозвищу «Франт». Князь – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от моих товарищей. Чего только не делал я, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно моё упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея я получил малую золотую медаль.  Сделал блестящую карьеру.  Стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.


Лицеист 3: Вильгельм Карлович Кюхельбекер.14 лет. Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты меня: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась моя внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, моя страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали моих своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать  меня, так как неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а моим образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать надо мной. Перед окончанием лицея  я  чуть не утонул. В столовой за обедом так меняобидел один из товарищей, что я в полном беспамятстве выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и меня сразу вытащили, а обидчиком оказался Иван Малиновский.


Лицеист 4: Малиновский Иван Васильевич за доблесть и драчливость прозван Казаком, 14 лет. Сын директора Лицея… Вообще-то я был добросердечен и совершенно не честолюбив. Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня СанчоПанса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но  отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.


Лицеист 5: Пущин Иван Иванович. 13 лет. Самый близкий друг Пушкина. Наши комнаты были рядом. Я занимал 13 номер, а  Саша Пушкин – 14. Когда все засыпали, мы вполголоса беседовали, переживая события дня, мечтая о будущем. За высокий рост одноклассники  прозвали меня«Иваном Великим» или  «Большим Жано». Имел хорошие дарования. В общении приятен. Вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью.
Впоследствии участвовал в декабристском восстании на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.Перед смертью, старый и больной, я нашёл в себе силы приехать попрощаться с Лицеем.

Пушкин напишет  мне в письме:

Чтец 2:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!


Лицеист 6: Дельвиг Антон.13 лет. Прозвище «Тося», «Тосенька». Близкий друг Пушкина. Я не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно моё примечательное качество – мою феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка ) я, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение обо мне:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Но самые близкие друзья мои, знали, что я больше притворяюсь. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей. Именно я написал прощальную песню воспитанников Лицея:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте сыны…


Лицеист 7: Пушкин Александр. 11 лет. Его иногда называли Французом за то, что он легко болтал по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, мне нравилось это прозвище, я гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч. Я говорил о себе в стихах так:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда французом называли
Мои задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
(просмотр видеофрагмента)


Ведущий 1: Эти ребята в числе тридцати учились вместе 6 лет в Царскосельском Лицее безвыездно, даже на каникулах не ездили домой.В этих условиях и образовалась своеобразная семья – «Лицейская республика» или «Лицейское братство».


Ведущий 2: Царское Село – тихий зелёный городок, с великолепными парками, фонтанами, прудами. Недаром здесь летом отдыхала царская семья в Екатеринском Дворце удивительной красоты, который сиял голубой отделкой и позолотой. (просмотр иллюстраций)


Ведущая 1: К этому дворцу примыкал флигель, в котором и расположился Лицей.
В этот Лицей в Царское Село привёз Александра Пушкина его дядя Василий Львович.
Лицеисты часто вспоминали вступительные экзамены, когда они переживали и трепетали. Экзамен состоялся летом.


Ученик 1:  Потом начались обычные дни в этом 4-этажном городке.

 Инспектора и гувернёры жили на первом этаже. Второй этаж – это столовая, больница, конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав. На четвёртом этаже –спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. На каждой комнате номер. Мальчишки долго играли в числа, подписывали письма, записки своими номерами. «№14 не согласен с мнением №13» означало, что Пушкин не согласен с Пущиным.


Ученик 2: Уроков немало. Подъём был в 6 часов утра, потом молитва. С 7 до 9 занятия, а в 9 чай с белой булкой и первая прогулка до 10. С 10 до 12 вновь уроки, затем долгожданный обед и вторая прогулка. С14 до 15, как говорили мальчишки, нудное чистописание, но и любимое рисование. И, наконец, чай и третья прогулка. Были и гимнастика , и фехтование, и танцы - всё, чтобы воспитать широкообразованных людей. Да, по Фехтованию у Пушкина всегда были отличные оценки.


Ученик 3: Немало уроков, но немало и забав. Не пропускались их дни рождения. Проводились различные соревнования. А первой же зимой состоялся бал с иллюминацией. Ещё запомнились литературные собрания на квартире у их гувернёра Чирикова и забавные случаи: как однажды Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах: «Блеснул на западе румяный царь природы…» Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание к стихотворению:
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать
Ученик 4: Особенно любили мальчишки прозвища придумывать. У Пушкина их было много: Стрекоза, Сверчок, Искра, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром. Да и сам Пушкин говорил о себе:
А я , повеса вечно праздный.
Потомок негров безобразный,
Взращённый в дикой простоте.
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.



Ведущий 1: В Лицее у мальчишек было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первое разочарование. О любви они давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают.Первая любовь…Она пришла к лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми тёмными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи.
Ведущий 2:
Влюблённый лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
О, милая, повсюду ты со мной!
Но я уныл и втайне я грущу!
Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. 22 стихотворения для неё – это своего рода энциклопедия юной любви.
(Звучит музыка - «Вальса» Г.В.Свиридова.)


Ученик 5. В январе 1815 года был переводной лицейский экзамен с младшего курса на старший, чтобы посмотреть, чему научились лицеисты за 3,5 года. На этот экзамен приехали родственники лицеистов, а также пригласили известнейшего в то время поэта Державина. Одно из испытаний – прочесть стихотворение собственного сочинения. Когда Державин услышал Пушкина, читающего своё стихотворение, он встрепенулся и со вниманием слушал молодого таланта. Закончив чтение, Пушкин убежал из зала…Державин был восхищен, он требовал привести этого курчавого мальчишку, чтобы обнять его, Александра долго искали, но так и не нашли. А после экзамена Державин сказал, что в этом юном отроке зреет подлинный поэт, «второй Державин».
Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин. 


Г.Р.ДЕРЖАВИН:
Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.
Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.
Пантомима. Пушкин убегает в сад. 
Ведущий: Да, главным увлечением лицеистов было стихосложение… И всё же главное достояние лицеистов, которое они вынесли из стен Лицея, – 
д р у ж б а. Её ставят на первое место.


Ученик 6: Вот и пролетели 6 лет, проведённых в Лицее. В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены.17 дней сдавали повзрослевшие ребята 15 экзаменов. Потом прощальное построение. Прощальная песня на слова Дельвига:

ВСЕ ПОЮТ:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Одно лишь есть у нас желанье –
Всегда хранить к тебе любовь!
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд…


Ведущая 1: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей. 
ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ:
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Ведущий 1: Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея. 


Пушкин: А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.


Ведущий 2: Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.


ЧТЕЦ 3:
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой.
То ж к правде сильное стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь.
В несчастье – гордое терпенье
А в счастье – всем равно любовь!
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз.
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
“…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”

Ведущий: Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых вышли поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читали книги о греческих и римских героях, а сами при жизни, а потом и после смерти стали национальной гордостью нашей страны. Но главное их достояние – дружба. Дружба, которая много выше карьеры, удачи и даже любви. Многое случалось с ними, переворачивался привычный мир, но незыблемым для каждого из них на всю жизнь оставалось дорогое и светлое звание: ОДИН ИЗ ЛИЦЕЙСКОГО БРАТСТВА.

Прости! Где б ни был я в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!


Ученик 6: В 1817 году празднуется первая годовщина после окончания Царскосельского Лицея. Лицеистов уже 28 (один из ребят Ржевский умер от нервической горячки)
Не зависимо от того, куда бы ни занесла судьба этих мальчишек, они старались встретиться 19 октября. В1818 году собралось 14 человек. Вспоминали старое доброе время, пели лицейские песни.
В 1825 году Пушкин не мог присутствовать на этом празднике: он был в ссылке в Михайловском. В этот день он написал своим товарищам строки:
Пора и мне… пируйте , о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я…
Но через год не всех увидит Александр Сергеевич. После восстания на сенатской площади 1825 года, в котором участвовали два лицеиста: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – «Жано» и «Кюхля». Они были среди декабристов. Вскоре «Кюхля» был схвачен и доставлен в Петропавловскую крепость. Пущина друзья уговаривали скрыться заграницей, но «Жано» отказался, не захотел скрываться бегством.


Ученик 7: Стихотворение «19 октября 1827» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов оно было воспринято как спонтанная импровизация. Е. А. Энгельгардт: «Пушкин на лицейской сходке сделал экспромт, который так мил, что я в прозаической своей памяти сохранил его: 
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
copyright - http://sc-pr.ru

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!



Ученик 8: Бежит время. На 15-ой годовщине уже не было в живых шестерых. Среди них самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. На 25-летие лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге:
И мнится, что очередь за мной.
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений.
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений…
Это были пророческие слова. Вскоре Пушкин погибнет на дуэли. Он будет седьмым ушедшим после Дельвига. Теперь лицейские годовщины проходили без Пушкина.

ЧТЕЦ 4: 
Лицей
Парк и пруд, купола и дворец,
Вспоминается юный певец,
Он любил красоту лебедей
И родной Царскосельский Лицей.
Возносились под ветви дубов
Кружева поэтических слов,
Дева урну разбивши грустит,
Муза Пушкина здесь говорит.

ЧТЕЦ 5:
Воспоминания в Царском Селе

Воспоминаньями смущённый,
Воображал сей день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый,
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком,
То пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

Ученик 8: 19 октября 1880,1881, 1882 годов Александр Горчаков отмечал один, он был последним лицеистом первого выпуска. Они все до одного исполнили клятву, данную в молодости. Они были настоящими друзьями.

ЧТЕЦ6:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Поётся песня Юлия Кима «19 октября».

На пороге наших дней 
Неизбежно мы встречаем, 
Узнаём и обнимаём 
Наших истинных друзей. 
Здравствуй время гордых планов, 
Пылких клятв и долгих встреч! 
Свято дружеское пламя, 
Да не просто уберечь. 
Всё бы жить, как в оны дни - 
Всё бы жить легко и смело, 
Не высчитывать предела 
Для бесстрашья и любви. 

И, подобно лицеистам, 
Собираться у огня 
В октябре багрянолистном 
Девятнадцатого дня. 
Но судьба своё возмёт, 
По-ямщицки лихо свистнет, 
Всё по-своему расчислит, - 
Не узнаешь наперёд. 

Грянет бешеная вьюга, 
Захохочет серый мрак. 
И спасти захочешь друга, 
Да не выдумаешь как. 
На дорогах наших дней, 
В перепутьях общежитий, 
Ты наш друг, ты наш учитель - 
Славный пушкинский лицей. 

Под твоей бессмертной сенью 
Научиться бы вполне 
Безоглядному веселью, 
Бескорыстному доверью, 
Вольнодумной глубине. 
Царскосельский Лицей!
Голубые озера, 
Зелень тёмная елей,
Белоствольных берез,
Привезла я привет
Касмалинского бора
И сосны-сибирячки
Капли пламенных слез

Царскосельский Лицей!
Ты доступен народу:
И ребятам, и взрослым,
И седым старикам.
Ты народ вдохновил
На святую свободу,
Сердцем дал прикоснуться
К дорогим родникам.

Царскосельский Лицей!
Все здесь дышит любовью:
Каждый кустик, травинка,
Поднебесная ткань.
Здесь Всевышний скрепил
Дружбу юношей кровью
И простер над тобой
Покровительства длань.

Царскосельский Лицей!
Здесь в трудах ежечасных
Гений Пушкина вырос,
Сам собой возмужал.
И в тот памятный день
На экзаменах гласных
Голосок его звонкий
От волненья дрожал.

Царскосельский Лицей!
Русской славы обитель.
Колыбель пушкинистов,
Колыбель юных снов.
Ты бессмертен в веках,
Наш надежный учитель,
Соль поэзии русской
Как основа основ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский классный час, посвящённый 75-летней годовщине образования Краснодарского края "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа,   посвящённого 75-летней годовщине образования Краснодарского края  "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»...

Единый Всекубанский классный час, посвящённого 75-летней годовщине образования Краснодарского края "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»

Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цвету...

Литературная театрализованная игра «Под сенью дружных муз».

Игра и представление по творчеству А. С. Пушкина....

Литературна гостиная ко Дню открытия Царскосельского лицея

Сценарий внеклассного мероприятия. Литературная гостиная «Лицеисты»,посвященная дню открытия Царскосельского лицея....

Литературно-музыкальная композиция в форме театрализованного представления, посвящённая 69-ой годовщине Великой Отечественной войны.

9 Мая – День Победы, священный, святой праздник для каждого гражданина нашей Родины. 1418 дней наш народ шёл к Победе, к Берлину, к Маю.Годы Великой Отечественной войны -  в памяти каждой семьи. ...

Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный...», посвящённая годовщине снятия Блокады Ленинграда

Внеклассное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, которая  включает   стихотворения, песни, инсценировку о блокаде Ленинграда.   Подобрано музыкал...