Региональный классный час
классный час на тему

Рогачкова Екатерина Сергеевна

Подростки являются активными пользователями Интернета. С каждым годом их становится все больше, а сообщество интернет-пользователей - молодеет. Молодое поколение виртуального пространства растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росло старшее поколение. IT-технологии, и непосредственно Интернет,  для подростков, становится одним из важнейших аспектов воспитания, взросления и, вообще, их жизни. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую, наше молодое поколение, в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети Интернет. Важная задача на сегодняшний момент, как для родителей, так и для преподавателей - сделать пребывание подростков в Интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_regionalnogo_klassnogo_chasa.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:

«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

ФИО преподавателя:

Рогачкова Екатерина Сергеевна

Курс:

1, 2  

Тип мероприятия:

Круглый стол

Форма работы:

Фронтальная, командная.

Методы проведения:

Словесные

Оборудование:

ПК, проектор.

Цель мероприятия:

обеспечение информационной безопасности студентов (подростков) через привития им навыков безопасного и правильного поведения в современной информационно - телекоммуникационной среде.

Задачи:

  • ознакомить с правилами безопасного и правильного поведения в современной информационной среде;
  • ознакомить с вредоносными программами;
  • ознакомить со способами защиты от мошеннических действий в сети Интернет;
  • ознакомить с правилами поведения и общения в социальных сетях;
  • совместно со студентами составить ряд общих правил пользования Интернетом.

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Целевая установка мероприятия.
  1. Основная часть классного часа.
  1. Знакомство с материалом.
  2. Составление ряда правил для безопасного пользования Интернетом.
  1. Рефлексивно-оценочная часть мероприятия.
  1. Подведение итогов классного часа.

Конспект классного часа.

Здравствуете!

Сегодня мы проводим единый классный час на тему: «Безопасный Интернет».

В нашем современном мире мы постоянно пользуемся Интернетом. Он стал неотъемлемой частью нашей жизни. Интернетом пользуются все поколения, можно сказать «от мала до велика». Там мы ищем нужную нам информацию, слушаем музыку, смотрим фильмы, общаемся с друзьями, совершаем покупки, а так же - учимся, работаем и отдыхаем.  В Интернете мы находим много информации, как полезной, так, и вредной. Отсюда возникает вопрос: Интернет нам друг или враг?

Сегодня, я предлагаю ответить на актуальные вопросы:

  1. Что необходимо нам знать, как пользователям, про Интернет?
  2. На что необходимо обращать особое внимание?
  3. К чему необходимо относиться с осторожностью?
  4. Что такое вредоносные программы?
  5. Какие признаки заражения компьютера вы знаете?
  6. Какие источники информационного мусора вы знаете?
  7. Что такое авторское право и что нужно знать, используя чужую информацию?
  8. Как нужно вести себя при общении в Интернете?
  9. Как не попасться на «удочку» сетевым мошенникам? Как сохранить свои пароли, логин, денежные средства на карточках?
  10.  Какие правила противодействия мошенникам вы можете назвать?
  11.  Что нужно знать при покупках в интернет магазинах?

Но, сначала, немного истории.

Что такое Интернет?

Интернет - это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Прообразом интернета стала сеть «ARPANET», разработанная по заказу министерства обороны США. В далеком 1969 году был проведен первый сеанс связи по компьютерной сети на расстоянии 640 км. Было передано слово «логин». При этом передача каждого символа подтверждалась по телефону.

Далее компьютерная сеть развивалась стремительно.

В 1971 году появилась первая программа для передачи электронной почты, а в 1973 году через трансатлантический кабель сети подключилась первая иностранная организация. В 1989 году появилась концепция всемирной паутины, единая система хранения и передачи данных. В 1990 году был зарегистрирован домен  в зоне точка «SU» и Советский Союз стал доступен через Интернет. В 1994 году был зарегистрирован первый домен точка «RU». В 1993 году появился первый браузер, а в 2010 году интернет получили на МКС.  В 2011 году была принята резолюция ООН: базовое право человека.

Сегодня для работы в интернете можно использовать разные устройства.

Перечислите, какие вы знаете устройства? (студенты перечисляют: компьютер, ноутбук, планшет, сотовый телефон). А еще, в современном мире, к Интернету подключается и бытовая техника, например: холодильник, мультиварка и более совершенное устройство «Умный дом».

При их использовании необходимо знать некоторые правила эксплуатации – это правильное подключение и своевременный заряд батарейки, но новые устройства предъявляют новые требования, например сенсорный экран. При его эксплуатации необходимо учитывать условия эксплуатации. Назовите какие? (студенты предлагают варианты ответов, среди которых звучат: чистота рук и использование при низких температурах). Флешки и карты памяти стали такими маленькими, что их легко потерять. Поэтому необходимо следить за сохранностью устройств с личной информацией.

Теперь давайте перейдем к компьютерным программам. В каждой программе нужно уметь работать. Иногда программы содержат ошибки, поэтому необходимо своевременно устанавливать обновления, т.к. эти ошибки очень часто используют «хакеры».

Какую рекомендацию можно дать в качестве совета (студенты говорят об автоматическом обновлении ПО).  

Вредоносные программы.

Теперь давайте перейдем к другой угрозе: «внедрение вредоносных программ». Как еще это называют «вредоносные программы»? (ответ: вирусы). Назовите, какие вирусы вы знаете? (Ответ: «сетевые черви», «шпионские программы», «руткиты» и т.д.).

  1. Вирус – это вредоносный код, который нарушает работоспособность системы, например: отключает Интернет, устанавливает экран блокировки, стирает или шифрует файлы и т.д.
  2. Сетевые черви – это вирусы, которые  могут самостоятельно распространяться, заражая все больше устройств.
  3. Руткиты – это вирусы, которые маскируют свое присутствие в системе и могут самовосстанавливаться или заражать компьютер при определенных условиях, например, если на компьютере работает администратор.
  4. Шпионские программы – это вредоносные программы, целью которых является слежка и похищение информации, например: похищают логины, пароли, контакты; похищают данные банковских карт; делают скрытые скриншоты и отправлять данные злоумышленникам. Некоторые вредоносные программы могут рассылать спам, сообщения в социальных сетях, совершать платные звонки и рассылать скрытно СМС сообщения.

Главными источниками вируса и заражения являются переходы по ссылкам из писем и сообщений с незнакомых адресов, посещение сомнительных и зараженных сайтов, опасные баннеры, скачивание файлов с непроверенных ресурсов, установка программ непроверенного разработчика, использование чужих зараженных флешек и т.д.

Признаки заражения компьютера:

  1. Вывод на экран странных сообщений или изображений.
  2. Подача странных звуковых сигналов.
  3. Неожиданное открытие и закрытие лотка дисковода.
  4. Произвольный запуск каких-либо программ.
  5. Неожиданная перезагрузка и завершение программ.
  6. Повышенная нагрузка и «зависание» устройства.

Как избежать заражения компьютера:

  1. Необходимо использовать современные ОС.
  2. Своевременное автоматическое обновление.
  3. Работай на своем компьютере только под учетной записью пользователя.
  4. Обязательно используй антивирусные программы с автоматическим обновлением.
  5.  По возможности, ограничь физический доступ к своему устройству.
  6. Используй только проверенные внешние носители.
  7. Не открывай файлы из ненадежных источников.

Передача, получение и использование информации.

Какие необходимо иметь основные навыки для работы с информацией? (студенты отвечают).

Преподаватель совместно со студентами делают выводы:

  1. Умение находить информацию, определять источники и стратегию поиска.
  2. Умение оценивать информацию по ее достоверности, точности и достаточности.
  3. Умение использовать результаты для принятия решений.

Интернет предоставляет доступ к огромному количеству информации. Некоторая информация необходима или интересна только узкому кругу людей и затрудняет доступ к информации нужной в данный момент. Как называют такую информацию? (ответ: «информационный мусор»).

Источники информационного мусора:

  1. Поисковый спам.
  2. Репостинг.
  3. Манипуляция информацией.
  4. Излишняя личная информация.

(студенты дают пояснения каждому пункту)

Правила поиска информации:

  1. Определить цель.
  2. Определить источники.
  3. Проверить достоверность по разным источникам.
  4. Определить достаточность.

Авторское право.

Авторское право должно защитить труд автора или авторов, которые создали произведение. Авторское право сохраняется за автором на протяжении всей его жизни и семидесяти лет после его смерти. Далее его произведение переходит в общественное достояние. Сегодня нарушением авторского права становиться использование, т.е. чтение, прослушивание и т.д. здесь акцент смещается на пользователя.

Что необходимо знать:

  1. Необходимо ознакомиться с условиями использования произведения, фотографии, программ и т.д.
  2. Иногда возможно бесплатное использование для личных и некоммерческих целей с обязательным указанием автора или источника.
  3. В интернете необходимо указывать ссылку на автора и источник.

А, сейчас я предлагаю перейти к правилам поведения в интернете.

Перед вами на партах лежат листы бумаги, яркие картинки, выражающие человеческие эмоции и клей. Необходимо составить буклет о правилах поведения в сети Интернет (по правилу – как надо себя вести и как нельзя).

По завершении, преподаватель и студенты делают выводы, перечисляя следующие пункты:

Правила поведения в сети Интернет:

  1. Помните о том, с кем Вы общаетесь!
  2.  Общаясь в сети, следуйте тем же правилам общения с другими людьми, которым Вы следуете в реальной жизни.
  3.  Помните, что Вы находитесь в киберпространстве!
  4.  Бережно относитесь ко времени и мнению других людей. Не дергайте других пользователей по пустякам.
  5.  Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников!
  6.  Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими!
  7.  Сдерживайте страсти!
  8.  Относитесь с уважением не только к своему личному пространству, но и к чужому.
  9.  Не публикуйте информацию из личных писем без согласия их отправителей.
  10.  После того как напишите письмо, перечитайте его.
  11.  Не рассылайте свои письма одновременно на сотни адресов.
  12.  Будьте терпимы к недостаткам окружающих Вас людей!
  13.  Не размещайте чужие фотографии без разрешения этого человека.
  14.  Не регистрируйтесь под чужими именами.
  15.  Относитесь тактично к людям, которые не хотят добавлять Вас в друзья.
  16.  В настройках профиля установи ограничения и регулярно проверяй доступность своего профиля и его содержимого (сделай его только для друзей).
  17.  Фиксируй угрозы и факты кибербуллинга.
  18.  Игнорируй единичный негатив.
  19.  Используй черные списки, следи за списком друзей.
  20.  Обращайся за помощью к старшим: родителям, преподавателям, к администрации интернет-ресурсов.

Сетевые мошенничества или

как сохранить персональные данные: логины, пароли, денежные средства на карточках.

Давайте рассмотрим сетевые мошенничества.

Какие мошеннические действия вам известны? (студенты дают ответ, а преподаватель дополняет информацию и подводит итог)

Сетевые мошенничества:

  1. Фишинг — компьютерное преступление, мошенничество, основанное на принципах социального инжиниринга.

Злоумышленником создается практически точная копия сайта выбранного банка. Затем, при помощи спам-технологий рассылается письмо, составленное таким образом, чтобы быть максимально похожим на настоящее письмо от выбранного банка. При составлении письма используются логотипы банка, имена и фамилии реальных руководителей банка.  

В таком письме, как правило, сообщается о том, что из-за смены программного обеспечения в системе интернет-банкинга, пользователю необходимо подтвердить или изменить свои учетные данные. В качестве причины для изменения данных могут быть названы выход из строя ПО банка или же "нападение хакеров". Во всех случаях цель таких писем одна — заставить пользователя нажать на приведенную ссылку, а затем ввести свои конфиденциальные данные на "ложном" сайте банка.  

В некоторых случаях злоумышленники размещают на подобных сайтах различные эксплойты (исполняемые коды) уязвимостей MS Internet Explorer для побочной установки на компьютер пользователей каких-либо троянских программ.  

  1. Вишинг -  (англ. vishing — от voice phishing)

 вид телефонногомошенничества, позволяющий красть у клиентов банков конфиденциальную информацию. Клиент получаетзвонок от автоинформатора, который сообщает, что с картой, например, производятся мошенническиедействия, и дает инструкции перезвонить по определенному номеру. Далее, следуя инструкциямавтоответчика либо живого «оператора банка», клиент должен сообщить или ввести на телефоннойклавиатуре реквизиты карты. Иногда злоумышленники сами звонят жертвам, убеждая, что являютсясотрудниками банка.

В банках утверждают, что в телефонных разговорах с клиентом никогда не спрашивают полный номер карты,тем более не требуют сообщать ПИН-код. Чтобы прояснить ситуацию, необходимо перезвонить в банк пономерам телефонов, указанным на официальном сайте кредитной организации.

  1. Фарминг – это перенаправление жертвы на ложный IP-адрес. Механизм фарминга имеет много общего со стандартным вирусным заражением.

Жертва открывает непрошенное почтовое послание или посещает некий web-сервер, на котором выполняется исполнимый вирус-скрипт.

При этом искажается файл hosts . Вредоносное ПО может содержать указатели URL многих банковских структур.

В результате механизм перенаправления активизируется когда пользователь набирает адрес, соответствующий его банку, и жертва попадает на один из ложных сайтов.

  1. СМС  мошенничество – СМС сообщения с незнакомых номеров могут содержать ссылки на фишинговые сайты или на зараженные ресурсы, прямые просьбы о переводе денег, просьба перезвонить на платный номер, просьба отправить СМС, которое активирует платные услуги.

Что бы противодействовать мошенническим действиям, какие действия необходимо соблюдать? (студенты дают ответ и совместно с преподавателем делают общий вывод)

Правила противодействия мошенникам:

  1. Следи за своими аккаунтами. Если ты считаешь, что аккаунт был взломан, то заблокируй его и сообщи о взломе администратору.
  2. Используй проверенные и безопасные веб-сайты, в том числе интернет магазины и поисковые системы.
  3. Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то мошенники получать доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем.
  4. Если взломали твой профиль, то необходимо предупредить знакомых о возможном спаме.
  5. Установи надежный пароль на мобильный телефон, т.о. при краже телефона злоумышленники не получат твою информацию.
  6. Откажись от хранения паролей в текстовом файле.

Правила покупок в интернет-магазинах:

  1. Выбирай проверенные интернет-магазины.
  2. Изучи отзывы других пользователей.
  3. Изучи сайт интернет-магазина, т.е. адрес, условия покупки, адрес электронной почты и т.д.
  4. Читай на сайте магазина соглашение о конфиденциальности, т.е. при вводе личных данных желательно, чтобы в адресной строке браузера появился значок ключа. Это означает, что соединение безопасно и твои данные не будут украдены.
  5. Используй виртуальную карту для оплаты или специальную карту для покупок в интернете.
  6. Внимательно ознакомься с условиями доставки, возможно доставка оплачивается дополнительно.
  7. Если возникают какие-либо вопросы, то обратись к людям, которые тебе смогут помочь (родители, учителя и т.д.).

Сегодня, мы с вами ответили на многие вопросы, составили правила, которые необходимо помнить всем пользователям Интернета, но это только малая часть того, что необходимо знать. На следующем классном часе или уроке информатике мы продолжим изучать тему «Безопасный Интернет».

Надеюсь, что эта информация вам поможет в жизни. Вы не попадетесь на «удочку» мошеннику, будете соблюдать правила пользования компьютерными программами и своевременно их обновлять. Так же, будете соблюдать правила покупок в интернет-магазинах и соблюдать правила поведения при общении в социальных сетях.

Интернет источники:

  1. Лига безопасного интернета - http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652
  2. Лаборатория «kaspersky», Вирусы - https://support.kaspersky.ru/viruses/general/2313
  3. Danilidi.ru -  http://www.danilidi.ru/bezopasnost/Farming-its-new-fishin
  4. Мир ПК - http://www.osp.ru/pcworld/2006/12/4064453/
  5. Банковская энциклопедия - http://banks.academic.ru/792/%D0%92%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3
  6. Интернет и все его секреты - http://softuhitel.com/bezopasnost-v-internete/
  7. Лаборатория «kaspersky», Защита детей в интернете -  http://www.kaspersky.ru/internet-security-center/internet-safety/kids-online-safety
  8. Хабрахабр - https://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252091/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Храмы Апшеронского района. Материал длч проведения классного часа с использованием регионального компонента.

Данныи материал может быть использован для проведения классного часа, мероприятия, общешкольной линейки ит.д....

Классный час –презентация для 9 класса «Региональные конфликты и проблема терроризма»

Классный час –презентация  для 9 класса «Региональные конфликты ипроблема терроризма»...

Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций по распространению лучших региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием

Одним из приоритетов государственной образовательной политики в России последних десятилетий является обеспечение открытости системы образования, вовлечение родительской общественности в управление об...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Всероссийские и региональные конкурсы:Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!», региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г. ,региональный конкурс "Абилимпикс"2021г.,Региональный конкурс "Лучший по профессии" 2021г.

Всероссийские и региональные конкурсы: Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!";- региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г.»;- регион...

Сценарий регионального мероприятия РДШ "Классные встречи"

Сценарий регионального мероприятия РДШ "Классные встречи"...

Региональный этап III Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий. Экологический квест «Мусорная проблема Забайкалья" - диплом 2 степени

Цель данной работы – вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению мусорной проблемы, раздельного его сбора и возможности его вторичного использования. Задачи: -привлечь внимание об...