внеклассное занятие "хлеб -всему голова"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему

Кенина Вера Викторовна

Цель мероприятия: Воспитывать бережное отношение к хлебу

Задачи мероприятия: Познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pmatms.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доброго Вам  здоровья, гости дорогие .Сегодня  по-старинному русскому обычаю хлебом –солью встречаем мы дорогих гостей на нашем  занятии.

Злата Р.

Если мы хотим кого то

Встретить с честью и почетом ,

Встретить щедро от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюдце расписном

С  белоснежным рушником.

 

Данила  Г.

С  караваем соль подносим ,

Поклоняясь , отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб – соль из рук.

Воспитатель :

Есть в мире особые ценности. Это воздух, земля , вода, солнце  и человечес-

кая   жизнь. В этот ряд можно поставить и Хлеб – древний и вечнонеобходимый продукт человеческого труда. « Хлеб – батюшка» -ласково называли его наши предки.

С хлебом встречали дорогих гостей ,  хлебом провожали в дальнюю дорогу.

Хлеб было принято класть перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей  верности Богу. Хлеб брали с собой в дорогу . Понимая ,что «Хлеб в пути не тягость». С хлебом –солью встречали молодоженов. Использовали хлеб в качестве оберега: клали  его в колыбель к  новорожденному. Хлеб вносили в дом на новоселье « Не красна изба углами , а красна пирогами.»

Буханка хлеба и   каждый его кусок ,особенно первый ,воплощали собой долю человека; считалось ,что от обращения с ними зависит его сила, здоровье и удача. В старину люди говорили: « Хлеб в доме господин,  в работе друг ,в дороге  товарищ»

Никита К.

Не напрасно народ 
С давних пор и поныне 
Хлеб насущный зовет 
Самой первой святыней. 
Золотые слова
Забывать мы не вправе: 
"Хлеб всему голова!" - 
В поле, в доме, в державе!

В копилке народной мудрости имеется  очень   много  пословиц и поговорок

о хлебе. Давайте вспомним некоторые из них

* Без печки холодно , без хлеба голодно.

* Не ленись с плужком , будешь с пирожком.

* Пот на спине – так и хлеб на столе.

*Не шуба греет , а хлеб.

*Хлеба ни куска – и стол доска.

Воспитатель:

Я знаю  ,что вы тоже знаете поговорки о хлебе.

Кирилл П.:

1.  Хочешь  есть калачи – не сиди на печи.

Саша А.:

2.Каравай хлеба не свалится с неба.

Егор С.:

3. Хлеб от земли, силушка от хлеба.

Дима М.:

4. Без золота проживешь, а без хлеба нет.

Данила К.:

5.Хлеб в закромах – счастье в домах.

А знаете ли вы , ребята ,когда родился хлеб?

( Ответы детей)

Воспитатель :

Ученые утверждают ,что 10-15 тысяч лет назад, в глубокой древности совершилось открытие хлеба  .В те далекие времена человек стал собирать и выращивать злаки. Сначала люди ели сырые зерна, затем научились   растирать их при помощи специальных камней, получая при этом крупу и муку. Муку просто смешивали с водой и ели в виде сырой каши .Ее хлебали из миски . Возможно отсюда и появилось название «хлеб» И сегодня в некоторых странах Азии и Африки употребляют такую смесь. Древние египтяне научились разрыхлять хлебное тесто дрожжам или   скисшим молоком. Вот тогда стали выпекать хлеб в печи .Такой хлеб стоил дорого

и ели его только богатые люди. На Руси с древних времен выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным.

Трудный путь проходит маленькое зернышко ,чтобы стать частью большого

золотистого  каравая.

Инсценирование сказки. «Волк и мужик»

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь

Воспитатель:

Хлеб …

Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

Данила К.

Бьют меня палками ,

Жмут меня камнями.

Держат меня в огненной пещере.

Режут меня ножами.

За что так губят ?

За то ,что любят.

Воспитатель:

Мы с вами , ребята ,должны быть всегда благодарны тем ,кто вложил

свой труд в это доброе дело  - хлеборобу, мукомолу, пекарю.

Попробуйте отгадать загадки:

1.Он в тенечке не лежал,

А  хлеба растил и жал.  (Хлебороб)

 2.Корабль великан

По земле идет.

Поле пройдет –

Урожай  соберет. (Комбайнер)

3. Не молол он чепуху,

А  смолол зерно в муку.( Мельник)

4. он не грел на печке бок-

Каравай  ребятам пек. (Пекарь)

Воспитатель:

С раннего детства помнит каждый из нас запах хлеба.

Денис К.

Мама ставила опару,

В русской печке хлеб пекла .

Золотистый с пылу ,с жару

Нам к столу его несла.

Свежий , с корочкой хрустящей,

Золотистый пышный хлеб ,

Деревенский настоящий ,

Что вкуснее просто нет!

Разломив его на части ,

Ели , дуя на парок.

Это было просто счастье –

Мамин хлебушко кусок.

Воспитатель:

 А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!

Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!»

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. 

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


Много    разных видов хлеба создали мастера.  К примеру праздничные пироги, торты, бублики ,баранки, пряники ,сушки, кренделя .Ведь даже у каждого праздника есть  свой хлебный « символ» .К примеру на Масленицу пекут …(блины),На Пасху … (куличи),на день весеннего равноденствия  … (жаворонков),  на свадьбу   … (каравай).

В моей корзине есть  некоторые хлебные изделия изделия .  Я загадаю загадку ,а вы постарайтесь правильно ответить .

1.Что на сковороду наливают,

Да  вчетверо сгибают?    (Блины)

2.В кусочке сдобного теста нашлось для начинки место.

Внутри  него не бывает пусто – есть мясо или капуста.  (Пирог)

 

3.Это хлеб ,  но он не наш  называется … (Лаваш)

4.Маленькое сдобное ,колесо съедобное.

Я тебя один не съем , разделю ребятам всем. (Бублик)

5. Очень ароматные,

    Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце.  (Пряники)

6.Сидит на ложке, свесив ножки ( Лапша)

 

Я не ошиблась, назвав  лапшу хлебом ? (Ответы детей)

Конечно, нет. Ведь лапша тоже приготовлена из муки. Только относится она к вареному хлебу, как клецки или галушки.

Максим Л.

Что хлеб наш насущный - святые слова

Так говорили и деды и прадеды

Он в нашей жизни всему голова

Сила великая хлебушку дадена


Хлеб, как святыня для всех был всегда

Есть он – исполнилось счастье народное

Не было - голод душил города

И вымирали деревни голодные.


Воспитатель:

Нынче ж, когда у нас вдоволь его

Полки изделием хлебным завалены

То ли от сытости, толь от чего

Хлеб совершенно ценить перестали мы.


Чтобы в России люди могли

Жить в благоденствии долгие годы

Надо беречь хлеб-щедрость земли

Силу Руси, дар великой природы.

Воспитатель:

Ценить и беречь хлеб могут те ,кто познал тяготы войны,  кто жил в послевоенное время. Тогда люди мечтали о хлебе, берегли каждую крошку.

Давайте же и мы относиться к хлебе бережно с уважением.

 Помните ,тот без нужды живет ,кто хлеб бережет!

Дима М.

И в час беды, и под счастливым небом,
Вчера, сегодня завтра и вовек,
Мы дорожить должны и крошкой хлеба,
Без хлеба жить не может человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

внеклассное занятие "Хлеб всему голова"

Задачи:   Углубить и расширить знание детей о хлебе.Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации....

Внеклассное мероприятие в 5-7 классах "Хлеб - всему голова!"

Внеклассное мероприятие о значении хлеба в жизни человека...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"

Данная работа знакомит учащихся  с уникальной продукцией нашей станицы Ирклиевской. Это хлеб, который выпекается на пекарне. Знакомит с работниками пекарни и их нелегким трудом. ...

Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова

Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова...