Час общения "Советы по культуре речи"
методическая разработка (6, 7 класс) по теме

Котлашова Галина Павловна

Материал по формированию навыков речевого общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_po_kulture_rechi.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

«Советы по культуре речи».

Цель:  познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи,

 формировать навыки речевого общения.

 

Ход занятия

Воспитатель:

     Главная особенность человека - это способность говорить. Именно умение говорить, общаться при помощи слов является основой взаимоотношений в человеческом обществе. При помощи языка можно выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком - признак культурного человека. Культурный человек знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораздо глубже, чем их буквальное значение.

Я. Козловский писал:

«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

Воспитатель:

     Умейте, ребята, правильно применять слова и обороты в различных ситуациях. Все формулы речи имеют свою историю.

При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «ЗДРАВСТВУЙТЕ», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.

Этому слову более трёх веков. Поэтому сокращённое небрежное

«здрасьте» теряет всякий смысл и свою добрую наполненность. 

Ученик:  стихотворение А. Я. Яшина:

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» - говорим.

… Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Воспитатель:

     Ребята, слова «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ» очень важны. Они, как

волшебные ключи, открывают любые двери. И все люди с удовольствием

выполняют твои просьбы.

- В каких ситуациях вы говорите эти слова?

Ответы детей.

Воспитатель: 

     Никогда не забывайте говорить «СПАСИБО», если кто-то сделал тебе что-то хорошее. Неважно, кто тебе помог: родные, друзья, малознакомые для тебя люди, соседи, - никогда не оставляй хорошие дела без благодарности.

Задание ученикам:

- Вслушайтесь в слово «СПАСИБО» и попробуйте объяснить историю его

происхождения. 

Чтение  отрывка из стихотворения А. Н. Кондратьева:

За что мы говорим «СПАСИБО»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Воспитатель:

     Слово «ПРОЩАЙ» буквально означало «ОТПУСТИ МЕНЯ С МИРОМ».

Более мягкий вариант прощания - «ДО СВИДАНИЯ».

Человек, если он воспитан, должен извиниться,  допустив ошибку. Это нетрудно, а люди не будут держать зла. Не забывай говорить «ДО СВИДАНИЯ» при расставании с друзьями, знакомыми, с гостями, с учителями и т. д. Каждое доброе слово – подарок для любого человека. Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи». Постарайтесь, ребята, применять слова речевого этикета не только в школе на уроках, в магазине, на экскурсии, но и дома, во дворе с друзьями, на перемене. Понаблюдайте, как будут меняться в этих ситуациях ваши отношения со сверстниками и взрослыми в лучшую сторону.

Воспитатель:

     Язык - это наша история, наше богатство, культура. Это язык А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и других великих писателей, хранителей красоты и образности великого языка. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»,- писал Иван Сергеевич Тургенев.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый человек должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использовать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясняться. Культура речи состоит в яркости, выразительности, образности.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий», - писал К. Г. Паустовский.

Воспитатель:

     Вы наверняка слышали различные выражения, которые мы называем «ЖАРГОНИЗМАМИ»: «клёвая тачка», «не вешай мне лапшу на уши» и т. д. Это слова, ограниченные в своём употреблении определённой возрастной или социальной средой. Чистота нашей речи при этом утрачивается, а значит страдает литературный язык, на котором тяжким, ненужным грузом висят «лохмотья» некачественной речи. К любому жаргонизму всегда можно подобрать литературный эквивалент, и вы убедитесь, что разговаривать можно и на «чистом» языке, не засорённом нелитературными выражениями.

Большое значение для культуры речи имеют темп речи, интонация.

Очень важно владеть мимикой, жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена», - писал французский философ Вольтер.

Воспитатель:

      Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, необдуманное, резкое - беду. «Словом можно приголубить, а можно убить»,- звучит в народной мудрости. И это, действительно, так.

Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Примеры учащихся.

Беседа по вопросам.

Как связана культура речи с культурой чувств?

По каким признакам можно судить о культуре человека?

Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?

Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета при общении с друзьями?

Воспитатель:

     Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные жизненные ситуации.

Воспитатель читает ученикам легенду:

     «Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

     В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Беседа по прочитанному.

- Почему Эзоп по-разному отозвался о языке?

- Как понять это противоречие?

Воспитатель:

     Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно относиться к нему.

Воспитатель:

     Язык наш - средство общения людей. И от того, на сколько бережно мы будем относиться к нему, не использовать в речи своей лексику, вредную и опасную для детей, будет зависеть ваша культура, культура вашей речи. Изменяется многое вокруг, поэтому изменяется словарный состав нашего языка, появляются новые слова. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с быстротой поражающей». И мне хотелось бы, ребята, ещё раз обратить ваше внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева о русском языке, о значении нашего языка для каждого для нас.

«… Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…». Поэтому наша задача - беречь это клад и делать всё возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и грубыми словами.

Воспитатель:

     И в заключении нашего разговора о роли языка, о культуре речи я хочу вам прочитать, ребята, ещё один отрывок. Это отрывок из книги Л. В. Успенского «Слово о словах». Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка из книги:

     «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки, прибаутки - это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, что не видели его глаза.

Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя века … И всё это благодаря языку».

Воспитатель:

     Давайте сделаем вывод о том, что значит «культура речи».

Необходимо задуматься всем, насколько чиста ваша речь, ребята.

Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей правильной и культурной речи. Вы заметите, что и окружающие при вас будут стесняться говорить «грязно», так как считают вас культурными и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещёнными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.

Подведение итогов занятия:

- Ребята, вам понравился урок?

- Что нового вы узнали?

- Что было интересно?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Всем спасибо за работу, ребята! Я очень рада нашей встрече сегодня!

 Ребята, не забывайте о культуре вашей речи. Будьте всегда культурными и воспитанными.

      Всего доброго! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...