Внеклассное интегрированное занятие "Путешествие по России"
методическая разработка (6, 7, 8 класс) по теме

Алёхина Таисия Александровна

Методическая разработка интегрированного занятия по русскому языку и географии. Конкурс представлен в виде сказки. Дети становятся участниками событий, путешествуют по России вместе с Емелей, выполняя задания конкурса, помогают сказочному персонажу попасть домой. Цель: расширение кругозора обучающихся, пополнение активного и пассивного словарного запаса, развитие познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_rossii.docx884.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Крыловской

Алёхина Таисия Александровна,

учитель письма и развития речи

 «Путешествие по России»

(внеклассное интегрированное занятие

по русскому языку и географии)

Цель: Систематизация знаний учащихся.

образовательная: формировать умение применять полученные на уроках знания;

коррекционно-развивающая: расширять кругозор учащихся, пополнять активный и пассивный словарный запас, развивать познавательный интерес;

воспитательная: прививать любовь и бережное отношение к природе родной страны.

Форма проведения: конкурс

Участники: учащиеся 8-9 классов коррекционной школы VIII вида

Идея конкурса:     Конкурс представлен в виде сказки. Дети становятся участниками событий, путешествуют по России вместе с Емелей, выполняя задания конкурса, помогают сказочному персонажу попасть домой.

Вступление к конкурсу:    Дорогие друзья! Вы, наверное, любите сказки? А кто из вас откажется от заманчивого предложения отправиться в неизведанные  края, узнать что-то новое и интересное. Приглашаем вас в сказочное путешествие по России. Оно обещает быть необычным и увлекательным. Ваши знания, эрудиция и смекалка помогут преодолеть все трудности на предстоящем пути.  Итак, друзья, в дорогу!

   

Жил-был Емеля. Жил не тужил, ел калачи, катался на печи.

Однажды случилась с Емелей беда. Попал он, сам не понял куда. Проснулся, а вокруг пустыня снежная. Медведь почему-то белый, вместо кур пингвины бегают, в полынье моржи с тюленями плещутся, а там где давеча корова стояла, верблюд двугорбый пасётся.

Попал Емеля в Арктику. Хорошо хоть печь натоплена, да работает исправно.

Задание 1 «Животные Арктики»

Из перечисленных животных назови тех, которых можно встретить в зоне арктических пустынь: белый медведь, пингвин, тюлень, морж, верблюд.

http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2012/02/03/13/03/29769/mota_ru_2020308-1280x720.jpghttp://www.pug.ir/Portals/0/CrossArticlePictures/139106/Image53686-6.jpg

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=835182750-23-72&n=21http://gif-and-jpeg.ru/d/37581-2/jivotniy_mir1639.jpg

http://fuza.ru/uploads/posts/2013-02/1360318158_morzh2.jpg

Решение и ответ: белый медведь, морж, тюлень

Критерии оценивания:
Критерий 1:  каждый правильный ответ  – 1 балл

(Максимум – 3 балла)

Стал Емеля думать, как домой воротиться. «По щучьему велению, по моему хотению» не помогает. Абонент находится вне зоны действия. Слез Емеля с печи и обнаружил случайно прибор необычный, для него непривычный.

Задание 2 «Угадай-ка!»

Отгадайте, что нашёл Емеля. Нарисуйте отгадку.

Под стеклом всегда сидит,
Во все стороны глядит:
В лесу и в поле пригодится –
Не позволит заблудиться.

Решение и ответ: компас + (рисунок)
Критерии оценивания:
Критерий 1: правильный ответ на загадку – 1 балл

Критерий 2: рисунок компаса – 1 балл

(Максимум – 2 балла)

Повертел Емеля прибор в руках, посмотрел на стрелочку беспокойную. Развернул он печь в ту сторону, куда стрелочка красная показала (она ему больше понравилась),  да решил Емеля прикинуть, хватит ли ему горючего (дров для печки) до ближайшей заправки (леса дремучего).

Задание 3 «Природные зоны России»

Помогите Емеле.

К названию природных зон России подберите нужное изображение. Ответ запишите цифрой и буквой (Например, 1-Е и т.д…)

  1. Зона арктических пустынь

А

      http://int.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/12/step_dmitriy_bakulin1.jpg

  1. Зона тундры

Б                                                                                       http://s39.radikal.ru/i085/0903/23/e46b14c09793.jpg

  1. Лесная зона

Вhttp://www.tur-hotel.ru/upload/information_system_24/1/1/9/item_119669/information_items_property_1501122.jpg

  1. Степи

Г         http://900igr.net/data/priroda/Pustyni.files/0001-001-Pustyni.jpg

  1. Полупустыни и пустыни

Д        http://www.campingtourist.com/wp-content/uploads/2011/09/Denali-National-Park-and-Preserve.jpg

  1. Субтропики

Е         http://ruvr.ru/files/Image/RiaNovosti_foto/GORODA/Arktika.jpg

Решение и ответ: 1 – Е, 2 – Д, 3 – Б, 4 – А, 5 – Г, 6 - В
Критерии оценивания:
Критерий 1:  каждый правильный ответ  – 1 балл

(Максимум – 6 баллов)

Долго ли, коротко ли ехал Емеля, тундру проехал, до леса добрался. Слез с печи дров нарубить, да вдруг налетела туча, дождь пошёл.

Задание 4  «Погода в стихах»

Прочитайте стихи русских поэтов, внимательно рассмотрите иллюстрации и назовите явления природы, о которых идёт речь.


1 http://stat20.privet.ru/lr/0b273160781003ddf1578021f0579e81

"Золото, золото падает с неба!" -
Дети кричат и бегут за дождем...
- Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

А. Майков

2 http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-06/1245441613_konec.jpg

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Ф.Тютчев

3 http://www.vbratske.ru/i/bratsk_news/12783764658065.jpg

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом!

И ветер начал вкривь и вкось

Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя

Заволокла лесные дали.

Кромсая мрак и бороздя,

На землю молнии слетали!

Н. Рубцов

Решение и ответ:

1 дождь

2 радуга

 3 гроза

Критерии оценивания:

Критерий 1: за каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 3 балла

Промок Емеля до нитки. Хорошо, опять печь выручила. Сушит Емеля мокрую одежду на печи, а сам думает: «Откуда дождь взялся?»

Помогите Емеле ответить на этот вопрос.

Задание 5 «Осадки»

Перечисленные явления поставьте в той последовательности, которая привела к выпадению дождя:

  1. Выпадение осадков
  2. Испарение
  3. Солнечные лучи
  4. Прогревание земной поверхности
  5. Образование осадков

Решение и ответ: 3, 4, 2, 5, 1

Критерии оценивания:

Критерий 1: правильный ответ – 1 балл, нарушение последовательности – 0 баллов

 (Максимум – 1 балл)

Ехал Емеля, ехал, увидел избу. Остановился, зашёл воды попить. А хозяева метеорологами оказались. Много нового да интересного узнал наш герой о погоде, о климате России.

Задание 6 «Метеорологи»

Перед нами 5 интересных приборов: барометр, флюгер, дождемер, гигрометр, термометр.

http://www.automobielmanagement.nl/images/nieuwsbrief/artikelen_fotos_19314_800.jpghttp://www.promtehlab.ru/upload/resize_cache/iblock/ef3/400_300_16a9cdfeb475445909b854c588a1af844/58.jpghttp://ukostra.com.ua/data/big/tfa_471006.jpghttp://ufapribor.ru/writable/goods/5185fab68ca41d2e9409fa9e9d1243bfi.jpghttp://images.theage.com.au/2009/07/29/654971/2907thermometermain.jpg

Они нужны нам для измерения элементов погоды. Попробуйте определить, каким прибором можно измерить

Температуру воздуха

Атмосферное давление

Влажность воздуха

Количество осадков

Направление ветра

Решение и ответ:

Температуру воздуха – термометр

Атмосферное давление – барометр

Влажность воздуха – гигрометр  

Количество осадков – дождемер

Направление ветра – флюгер 


Критерии оценивания:

Критерий 1:  каждый правильный ответ  – 1 балл

(Максимум – 5 баллов)

Поблагодарил Емеля гостеприимных хозяев, отправился дальше. В гостях хорошо, а дома лучше.    По дороге к дому встретил он Старика Лесовика. Тот рассказал нашему путешественнику, что Лесовиком его зовут, потому что он в лесу живёт.

Задание 7 «Кто где живёт?»

Как известно, москвичи живут в Москве, ростовчане – в Ростове, а где живут

томичи,

смоляне,

куряне,

пермяки,

брянцы?

 

 Решение и ответ:

Томичи – в Томске

Смоляне – в Смоленске

Куряне – в Курске

Пермяки – в Перми

Брянцы – в Брянске

Критерии оценивания:

Критерий 1: за каждый правильный ответ – 0,2 балла, максимум – 1 балл

Чаще других встречалось Емеле в лесу красивое дерево, которое напоминало ему о родном доме.

Задание 8 «Что за дерево?»

Назовите дерево – символ России.  

Используя суффиксы –ов-, -няк-, -к-, -оньк-, образуйте новые слова.

http://static.skynetblogs.be/media/155496/dyn008_original_348_617_jpeg_2644856_b23f4bbc323e593d473b7f64e1d6bc55.jpg

http://static.skynetblogs.be/media/155496/dyn008_original_348_617_jpeg_2644856_b23f4bbc323e593d473b7f64e1d6bc55.jpg

http://static.skynetblogs.be/media/155496/dyn008_original_348_617_jpeg_2644856_b23f4bbc323e593d473b7f64e1d6bc55.jpg

http://static.skynetblogs.be/media/155496/dyn008_original_348_617_jpeg_2644856_b23f4bbc323e593d473b7f64e1d6bc55.jpg

http://static.skynetblogs.be/media/155496/dyn008_original_348_617_jpeg_2644856_b23f4bbc323e593d473b7f64e1d6bc55.jpg

-ов-

-няк-

-к-

-оньк-

Составьте рассказ, используя все полученные слова. Придумайте название своему рассказу.

Решение и ответ:

Берёза – берёзовый, березняк, берёзка, берёзонька.

Задание творческое.

Критерии оценивания:

Критерий 1: За каждое составленное слово -1 балл, максимум 5 баллов

Критерий 2: использование слов в тексте – по 0,2 балла, максимум 1 балл

Критерий 3: грамотность – 1 балл

Критерий 4: оригинальность – до 2 баллов

Критерий 5: название рассказа – 1 балл

Максимум за задание –10 баллов

Вернулся Емеля в село родное, к дому милому. Поездил Емеля по родной стране, посмотрел, как необъятны просторы России, сколько рек и озёр, сколько садов и пашен, лесов да степей, гор да морей, а родной край – сердцу рай.

Задание 9 «Моя Россия»

Ребята! У вас, наверное, есть фотографии тех мест, которые вам роднее и ближе всего, где вы любите бывать с друзьями. Когда говорят о родине, о России, вы вспоминаете именно эти места.

Составьте коллаж из фотографий по теме: «Моя малая родина».

Расскажите, где вы живёте, что значит для вас понятие «родина» (кратко опишите свой коллаж).

Решение и ответ:

Задание творческое

Критерии оценивания:

Критерий 1: соответствие заданию (выполнен коллаж) – 1 балл

Критерий 2: соответствие теме – 1 балл

Критерий 3: описание работы – до 3 баллов

Максимум за задание – 5 баллов

Рефлексия

Задание 10.

Надеемся, что после выполнения всех Заданий конкурса вас переполняют эмоции, чувства, у вас отличное настроение от проделанной работы, вам хочется поделиться с остальными участниками и рассказать «Как это было...»

Ответьте на предложенные вопросы (на некоторые вопросы могут ответить и взрослые)

  1. Какое у вас настроение после выполнения всех заданий?
  2. За что вы можете себя похвалить?
  3. Что на ваш взгляд не удалось? Почему?
  4. Что было самым трудным?
  5. Как вы преодолевали трудности?
  6. Что в конкурсе вам показалось наиболее значимым и полезным?

Постарайтесь, чтобы ответы на вопросы было интересно прочитать и другим участникам. Ответы вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ, заметка, сказка, стихотворение и др.

Критерии оценивания:

Критерий 1: рефлексия не предоставлена – 0 баллов

Критерий 2: рефлексия представляет собой формальные ответы на вопросы – 1 балл

Критерий 3: рефлексия представляет собой развернутые ответы на вопросы – 2 балла

Максимум за задание 2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.

Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубного занятия....

Интегрированное внеклассное мероприятие "Пасхальные традиции России, Великобритании, Германии"

Интегрированное внеклассное мероприятие имеет цель – формирование языковой компетенции и способности учащихся к участию в межкультурной коммуникации, что особенно важно в условиях, когда происхо...

Программа интегрированного курса истории «Россия и мир» для учащихся в 10 -11 классе

Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...

Интегрированное внеклассное мероприятие. "ВЕЧЕ. "КОЛОКОЛА РОССИИ"

Вашему вниманию представлена презентация о наиболее известных колоколах России, истории их создания, волшебстве звучания....

Интегрированное внеклассное мероприятие «Это все – Россия!»

МО эстетический цикл: изобразительное искусство, музыка, технология.Цель: Привлечь внимание подрастающего поколению к социо-культурным традициям страны и родного края, народным промыслам России, воспи...

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...