Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Древняя Русь"
план-конспект на тему

Фролова Татьяна Валентиновна

Занятие по патриотическому воспитанию, направленое на форирование представлений о древней Руси, ее истории, жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по патриотическому воспитанию на тему

«Древняя Русь»

Цель: уточнить и расширить знания детей о русской народной культуре, углублять представления о быте наших предков.

Задачи:

- формировать интерес к отечественной культуре, желание вносить её отдельные элементы в современную жизнь.

- развивать память, внимание, мышление;

- воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.

Вводный этап

 Игра-закличка  «Солнышко»  (дети в кругу)

- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки, хорошая погода)

- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички:

Солнышко, солнышко, красное семенышко,

Выйди поскорее, будь  к нам добрее!

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облачка,

Сядь на пенек, погуляй весь денёк!

- Почувствуйте щекой тепло солнечных лучей! Почему вы улыбаетесь?                

                                                                                             (ответы детей)

Введение в тему

-  Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

Игра «Разрезные картинки»    

- Как вы думаете, о чем же у нас  сейчас  пойдет разговор?  (о жизни на Руси)

- Почему вы так решили?  (рассуждения детей)

Прежде чем начать наш разговор, я хочу прочитать стихотворение:

Чем больше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В сердце каждого человека особое место занимает чувство любви к Родине, гордости за то место, в котором он родился и живёт. Без прошлого не может быть будущего.

-А сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое, в нашу историю. История - это правдивый рассказ о прошлом. Закроем глаза, дважды повернемся вокруг себя и представим, что мы перемещаемся в прошлое, в древнюю Русь.

– Как вы понимаете слово «предки»? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень,  очень давно)

-Как называли наших предков? (славяне)

- Кто такие «славяне»?  Да, «славяне» – это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю.

Раньше наши предки славяне (русичи) строили свои жилища на холмах в близи рек и окружали их крепостью, чтобы защитится от врагов. Действительно у славян было много врагов, так как Русь была богата полезными ископаемыми (руда золото, древесиной (лес, рыбой. Враги нападали, чтобы захватить наши плодородные земли, разоряли жилица, угоняли скот. И вот чтобы этого не случилось, строили крепости.

Давайте посмотрим все на экран. Узнаем, как жили наши предки.

(детям предлагается презентация о древних крепостях, их строительстве и защите)

  • Как вы думаете, зачем строили башни на крепости?
  • Кто защищал крепость? (войско, дружина)
  • Почему войско называли дружиной? (ответы) Правильно, потому что они были дружные: один за всех - и все за одного. В бой дружины шли плотной шеренгой, т. е. плечом к плечу, чтобы не пропустить врага и чувствовать крепкое плечо своих товарищей.

Физминутка.

-Чтобы силы богатырской набраться, нужно физкультурой заниматься.

Кто шагает дружно в ряд?

Богатырский наш отряд.

Повернемся дружно вправо

И посмотрим величаво.

Не идет ли враг к границе?

Мы на страже у столицы.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Силу мы врагам покажем,

Защитим столицу нашу.

Повернемся: раз, два, три,

В бой идут богатыри!

- Свои дома русичи строили из бревен и называли их избами. Избы строили большие и просторные. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.

- Как вы думаете, почему строились избы на Руси из бревен? (Потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом в жару и зной было прохладно и свежо)

- Почему избы строили большими? (Избы строили на Руси большие с учётом прибавления в семействе)

  В старину про семью говорили так: « Семья сильна когда над ней крыша одна». Как вы думаете почему так говорили? Когда семья в сборе ничего не страшно, всё можно преодолеть. Вот мы с вами и узнали что, раньше жили большими семьями.

  Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно было набить, так как дверь в избу была низкая, а порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло. Вот такие раньше строили избы. Внутри избы была одна большая комната, называлась эта комната горница.

   Ребята у меня для вас есть загадка. Послушайте.

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящичке мучка, в мучке жучка»

Это говориться о русской печи. Русская печь была одним из главных атрибутов в избе. Про печь говорили так: « Без печи хата – не хата», «Когда в печи жарко – тогда и варко». Почему так говорили?

С русской печью связана вся жизнь людей. Русская печь обогревала избу, в русской печи пекли хлеб, готовили пищу, сушили на зиму грибы, ягоду, мелкую рыбёшку. На печи можно было спать, для этого делалась специальная лежанка. Дети очень любили поваляться на тёплой печке, долгими зимними вечерами.

  Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.

- Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

Как и избу, все что было в доме люди делали своими руками.

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

(предлагаются  карточки с изображением старинных и современных предметов быта)

Объедините  предметы так, что бы проследить путь каким предмет был, и каким стал в современном мире  (дети на коврике работают с карточками)

-В наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки? Ит.д.

-Делу время – а потехе час. Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться.  Под музыку  водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент»

- Как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках?

- Сейчас вы услышите звучание музыкального инструмента. Назовите его  и найдите карточку с его изображением (звучат свирель, гусли, балалайка, гпрмошка)

- Посмотрите, какой, по-вашему, инструмент здесь лишний? Почему? (скрипка, она не является старинным русским музыкальным инструментом)

Физ. минутка: Мы с вами поиграем в народную игру «Яша».

Выбираем водящего, завязываем ему глаза и говорим:

Сиди, сиди Яша,

Ты – забава наша,

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша встает, кружится, затем отгадывает, кто это, после слов:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

(игра проводится 2-3 раза)

 (Звучит русская народная мелодия)

Одежда

-А кто знает, какую одежду носили на Руси? Рубаха была главной одеждой. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.

- А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду? Наши ткали ткань серого цвета из льна. Что такое лен? Это растение, которое выращивали, специальным образом перерабатывали в нити и ткали ткань. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили?  В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы.

Эксперимент «Окрашивание тканей”

-А как я получила коричневую краску?       (предположения детей)

- Для того,  чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!

- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки  опускаем в блюдце с растительной краской.

- А теперь нашим тканям дадим просохнуть, перенесите лоточки на скамьи

Рисование «Украсим рушник»

- Украшали одежду цветными тканями.  А чем ещё украшали одежду, рушники?  (вышивкой)

- Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи узоры? (на солнышко, цветочки, листочки, ручейки, веточки)

- Вы правы, позаимствовали узоры наши предки-славяне у природы. Давайте мы тоже украсим рушник.  Но иглой и цветными нитками нам послужат кисть и краски!          (дети рисуют)

- Славно потрудились!

Итог

- А это «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:

- Что нового вы узнали сегодня?

- Почему Русь называли деревянной?

-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб) Угощайтесь на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Встреча прошлого и настоящего"

Цель занятия: Расширить представления детей о Великой Отечественной войне; развить интерес к изучению истории войны; воспитать чувство ответственности за свои поступки, уважения к людям старшего покол...

Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".

В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Блокада Ленинграда»

К 76-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков.Программное содержание:воспитывать чувство гордо...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. «Наша Родина — Россия»

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия.В.А. Сухомлинский....

Конспект занятия "Путешествие в прошлое ручки"

Знакомство детей с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком....