Программа "Библиограф"
рабочая программа (5 класс) по теме

Чаусенко Юлия Анатольевна

Программа уроков библиотечно-информационной грамотности предназначена для обучающихся средней общеобразовательной школы и ориентирована на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности обучающихся  с использованием традиционных и новых информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Никогда не будет придумано что-либо подобное книге-

способное дать вам как раз столько, сколько нужно,

 и никогда - слишком мало или слишком много,

  дать вам одному целую вселенную.

А.Азимов

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с документами: «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании в РФ», Конституцией РФ,  на основе авторской программы  Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно- метод. Пособие.- М.: Школьная б-ка, 2002.- 288 с.

Назначение программы. Одной из целей ФГОС ООО является гармоничное развитие личности и ее творческих особенностей на основе формирования мотивации к  самообразованию в течение всей жизни. Самообразование невозможно без знаний, умений и навыков работы с информаций. Данная программа способствует расширению читательского пространства; реализации  и дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика – читателя.  Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга и чтение для ребенка – труд, творчество и новые открытия,  удовольствие  и самовоспитание. Программа направлена на совершенствование умений пользования источниками информации,  на развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности в тесном содружестве библиотекаря и читателя. Содержание программы нацелено на формирование информационной культуры личности учащихся: знаний, умений, навыков учащихся при работе с информационными источниками  при взаимодействии с информационной средой.

Актуальность программы .Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь её оценить и применить, сделать полезной для себя самого. Развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные  формы работы  библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии в библиотеку и конечно, библиотечные уроки.   Преимущество библиотечных уроков перед другими формами в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество учащихся, способствуют приобретению определенной системы знаний. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых им для того, чтобы уверенно ориентироваться в многообразии современных информационных ресурсов, уметь оценить и эффективно использовать их для своей личной пользы и пользы общества, играют важнейшую роль в содержании образования.

Программа уроков библиотечно-информационной грамотности предназначена для обучающихся средней общеобразовательной школы и ориентирована на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности обучающихся  с использованием традиционных и новых информационных технологий.

Цели  программы:

  • обучение  читателя навыкам пользования библиотекой, ее фондом;
  • формирование представлений об информационно-поисковой деятельности,  как жизненно важной,  в информационном обществе;
  • формирование навыков использования справочно-библиографического аппарата;
  • формирование навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами библиотеки;
  • формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
  • содействие совершенствованию навыков аналитической деятельности, необходимых при работе с информацией;
  • углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них информационных потребностей.

Задачи :

  • научить свободному ориентированию в библиотечном пространстве; самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий как внутри школьной библиотеки, так и вне ее;
  • развить  навыки работы со справочной и другой литературой;
  • укрепить интерес к познанию окружающего мира и учебным предметам с помощью книги;
  • научить необходимым навыкам оформления научно- исследовательских и других работ;
  • привить  и закрепить первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.

Методы работы:

  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса).
  • Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений).
  • Беседы, диалоги.
  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения).
  • Репродуктивный (воспроизводящий).
  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

Общая характеристика курса. Содержание программы предполагает формирование когнитивного опыта личности (знаниевый компонент), опыта практической деятельности (формирование умений и навыков), опыта самостоятельной деятельности. Программа основана на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и личностно-деятельного подхода, которые предполагается реализовать с помощью различных методов организации деятельности. Основной формой организации учебных занятий является урок, который может проводиться в форме практического занятия, экскурсии, ситуативной игры и др.Методы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, демонстрация, практическая работа, игровая форма, метод создания ситуаций творческого поиска, создание проблемных ситуаций. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от знакомства с библиотекой- к изучению и содержанию фонда школьной библиотеки; от выбора книг- к использованию простейших картотек и каталогов, рекомендательных списков литературы; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней ; от знакомства с простыми словарями- к работе  со справочной литературой.  Темы закрепляются на последующих занятиях. Система библиографических занятий направлена не только на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, но и на развитие общественной активности школьников, а также на расширение их кругозора.

 Возрастная группа обучающихся, объем часов.  Программа состоит из 2 учебных часов (в неделю),  часы отводятся на работу с обучающимися  5-х классов.  Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (35 часов). Продолжительность занятия 1 час ( с перерывом 10-15 минут). Общее количество часов в год 70; по 35 часов в каждой параллели. Срок реализации- 1 год.

В основе понятия «информационная культура» лежат базовые понятия – «информация» и «культура». Библиотечно- библиографическая грамотность- комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно- библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре  библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них. Необходимость обеспечить продуктивную работу читателей с источниками информации, прежде всего с книгами, обусловила дальнейшее расширение границ библиотечно- библиографической грамотности и привело к появлению нового понятия- культура чтения.

Культура чтения- составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с  помощью библиографических пособий, пользоваться справочно- библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно обращаться с произведениями печати. Культура чтения рассматривается как необходимая составная часть культуры труда, обучения и самообразования.

Пропаганда библиотечно- библиографических и информационных знаний- это обучение читателей основным правилам поиска и сбора информации в пределах своей отрасли и в смежных отраслях, реферированию литературы, методам анализа состава и структуры документального потока. Интерес к изучению всего нового вокруг у современных школьников живой и неподдельный. Поэтому целесообразность создания данной программы очевидна и доказана временем. Современный грамотный ученик, владеющий передовой информацией и умеющий ее использовать для самообразования и достижения каких-либо целей, это целый «кладезь» современного общества.

Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 году в связи с появлением самостоятельной научно- обоснованной программы «Библиотечно- библиографические знания- школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9 классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы.

 В одном ряду с умением писать читать и считать сегодня актуальным является умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит: сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиене чтения; владение навыками самостоятельного выбора книг; умение пользования картотеками, каталогами, рекомендательными списками литературы; знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний , полученных учащимися на уроках. Курс «Основы библиотечно-библиографических и  информационных знаний» вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Для  учащихся подобраны темы занятий общего и частного характера, с соответствующим уровнем сложности. В процессе обучения уделяется внимание обучению навыкам самостоятельной работы с книгой и восприятию прочитанного. Каждое предыдущее занятие закрепляется следующей практической работой самостоятельной или коллективной. При этом учтены такие формы занятий, при которых библиотечно- библиографическая грамотность является не конечной целью, а средством получения знаний.

В курсе используются достижения целого ряда дисциплин: библиотековедения, библиографии, психологии, логики, информатики, культуры чтения. В работе с учащимися планируется применение различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты  и др.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с информационными источниками.  Занятия кружка сочетают различные виды практической работы с книгой. В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются  выставке.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  •  Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.)
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

  • Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  • Понимание первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; умение использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации.
  • Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на справочно-библиографический аппарат библиотеки, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • Осознание и формулирование своих информационных потребностей;
  • Умение оценить результаты собственной самостоятельной информационной деятельности.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН . 5 класс.

№ п/п

Тема занятия

5 А,Б КЛАССЫ

Теория (часы)

Практика (часы)

Общее кол-во учебных часов

1

Вводный урок. Роль информации в современном обществе. Основные понятия: информационные ресурсы, Интернет, документ и т.п.

1

1

2

История письменности (от клинописи до кассет и дисков). Викторина «Путешествуем по истории письменности»

1

1

2

3

Основное из истории книг (камень, папирус, пергамент)

1

1

2

4

Русская рукописная книга.

1

1

2

5

Книгопечатание и ее история

1

1

6

Русская печатная книга. Первопечатник Иван Федоров.

1

1

7

Современная книга, ее структура , элементы. Справочный аппарат книги. «Из чего состоит книга?» (тест)

2

1

3

8

Искусство оформления книги. Художники- оформители. Книжные иллюстрации и их создатели. Конкурс на лучший титул книги « Я –художник-оформитель»

2

1

3

9

Периодические издания для детей. Их назначение. Обзор-информация одного издания

2

1

3

10

О библиотеке и библиотеках. Библиотеки нашего поселка.

1

1

2

11

Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках.

1

1

2

12

Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители

2

1

3

13

Правила, обязанности читателя. Практическое занятие « Я- самостоятельный читатель»

1

1

2

14

Принципы использования справочного аппарата энциклопедий (серия «Я познаю мир». Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними. Библиографическая викторина «Энциклопедическая мозаика»

6

2

8

ИТОГО:

23

12

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 5 класс.

  1. Тема. Вводный урок. Вводный урок. Роль информации в современном обществе. Основные понятия: информационные ресурсы, Интернет, документ и т.п.

- Роль информации в истории человеческой цивилизации. О роли информатизации в современном    обществе. Отличие книги от других источников информации.  Анкетирование «Какой я  читатель?»

Основные понятия: информация, информационные ресурсы, документ, книга.

  1. Тема. История письменности (от клинописи до кассет и дисков). Викторина «Путешествуем по истории письменности».

- Исторический процесс  возникновения письменности и книги в процессе эволюции  человечества. Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо,  письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Викторина  «Путешествуем по истории письменности» для закрепления знаний по теме.

Основные понятия: книга, письмо, иероглифы, буквы, алфавит, кириллица, азбука.

  1. Тема. Основное из истории книги (камень, папирус, пергамент.

- Рассказать об исторических этапах книги: от камня до бумаги. Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность. Примеры из литературы.

Основные понятия: папирус, пергамент, свиток, бумага.

  1. Тема. Русская рукописная книга.

- Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних русских рукописных книг. Русская рукописная книга- исторический и художественный памятник.

Основные понятия: рукопись, миниатюра, инициал ( буквица), вязь, заставка, киноварь, устав, скрипторий, фолиант, формат, переплет, летопись.

  1. Тема. Книгопечатание и его история.

- Исторический опыт в использовании  печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Распространение книгопечатания в европейских странах. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и ее структуры с развитием печатного дела.

Основные понятия: наборная печать, шрифт, гравюра, типография, инкунабулы, титульный лист.

  1. Тема. Русская печатная книга. Первопечатник Иван Федоров.

- Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров. Роль печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 вв. Первый печатный детский иллюстрированный цветной  «Букварь» Кариона Истомина. Развитие печатного дела в России в 18 веке. Формирование внешнего облика русской печатной книги и ее структуры. Роль новых элементов в книге.

Основные понятия: иллюстрация, фронтиспис, гражданский шрифт, титульный лист.

  1. Тема. Современная книга, ее структура , элементы. Справочный аппарат книги. «Из чего состоит книга?» (тест).

- Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа.    Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм   поиска информации в книге через использование элементов справочного аппарата  (оглавление,  указатели). Использование знаний о структуре и справочном аппарате при выборе книги. Алгоритм выбора книги при ее беглом просмотре. «Из чего состоит книга?» (тест).

Основные понятия: переплет, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление ( содержание), примечания, комментарии, указатели, иллюстрации.

  1. Тема. Искусство оформления книги. Художники- оформители. Книжные иллюстрации и их создатели. Конкурс на лучший титул книги « Я –художник-оформитель»

- Книжные иллюстрации и их создатели. Художники – оформители. Связь художника и писателя, связь иллюстрации и текста. Отличие книг с иллюстрациями и без иллюстраций. Этапы создания иллюстрации. Художники-оформители детских журналов. Известные художники-оформители  детских книг и периодических изданий: Вениамин Николаевич Лосин, Евгений Иванович Чарушин, Вячеслав Дмитриевич Сергеев, Борис Аркадьевич Диодоров и др. . Практическая работа – конкурс на оформление лучшего титула книги или журнала.

Основные понятия: художник, оформитель, иллюстрация, создатель.

  1. Тема. Периодические издания для детей. Их назначение.

- Из истории периодических изданий. Отличительные признаки периодических изданий. Особенности публикаций в периодических изданиях. Детские журналы. Методы работы с периодическими изданиями.  Обзор детских периодических изданий «Добрая Дорога Детства», « Детское чтение для души и разума», « В мире животных», «В мире растений», «Жили-были», «А почему?», «ДЭ АиФ» и пр.

Основные понятия: периодические издания, средства массовой информации, газета, журнал, редакция, статья, интервью, рубрика.

  1. Тема. О библиотеке и библиотеках. Библиотеки нашего поселка.

- Библиотеки Древнего мира. Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала. Александрийская библиотека. Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях. Профессия- библиотекарь. Библиотеки нашего поселка ( детская, поселковая взрослая). Экскурсия в детскую библиотеку.

Основные понятия: библиотека, хранилище, книжный фонд, читальный зал, библиотекарь

  1. Тема. Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках.

-ББК- таблицы для детских и школьных библиотек.. Основные принципы классификации. Назначение, использование, применение при выборе книг.

Основные понятия: таблицы, систематизация, анализ, индексы,ББК.

  1. Тема. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители.

- Структура библиотечного фонда, его формирование. Алгоритм комплектования. Распределение документов по фонду. Источники комплектования. Полочные разделители- указатель-помощник для читателя.

Основные понятия:структура, фонд, формирование, алгоритм,документ, разделитель.

  1. Тема. Правила, обязанности читателя. Практическое занятие «Я- самостоятельный читатель»

- Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг на полках, полочные разделители. Справочно- библиографический аппарат библиотеки. Рекомендательные библиографические списки. Книжные выставки, библиотечные плакаты.Практическое занятие «Я- самостоятельный читатель».

Основные понятия: фонд, разделители, справочно- библиографический аппарат, библиографические списки, выставка.  

  1. Тема. Принципы использования справочного аппарата энциклопедий (серия «Я познаю мир». Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними. Библиографическая викторина «Энциклопедическая мозаика»

-Энциклопедии и словари разных издательств. Использование этих книг в учебных целях и при выполнении различных заданий. Доступная форма изложения научных знаний в энциклопедических книгах для юных читателей. Справочная литература, ее структура: алфавитное расположение материала, алфавитные, именные указатели и пр. Справочная литература: универсальная ( БСЭ, ДЭ и пр.) и отраслевая ( историческая, театральная, литературная и пр.)Библиографическая викторина «Энциклопедическая мозаика».

Основные понятия: энциклопедия, словарь, справочник, указатель, БСЭ, ДЭ.

Планируемые результаты изучения курса.

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Развитие читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю, к обществу как к носителю книжной культуры, к тексту как к сложной иерархической системе культуры.
  • Формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Форма работы:

  • индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
  • групповые консультации, беседы;
  • лекции об информационной системе и правилах ее использования;
  • экскурсии по библиотечно-информационному центру

Средства контроля

  • тестирование;
  • анкетирование;
  • поисковая работа
  • самостоятельная работа;
  • письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);
  •  составление плана, тезисов, списков литературы;

Перечень учебно-методического обеспечения:

  • Учебная, художественная, справочная, тематическая, детская литература.
  • Компьютер (программное обеспечение Microsoft Word, Microsoft  Power Point) , ксерокс.
  • Раздаточный материал (карточки), иллюстративный материал, портреты писателей.

Использованная литература:

  1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: Учебно- методическое пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей- практиков.-М.: «Издательство Либерея», 2000.-176 с.
  2. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание : продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий/ В.В. Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ.-СПб.: Профессия,2004.-304 с.- (Серия «Библиотека»)
  3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно- метод. Пособие.- М.: Школьная б-ка, 2002.- 288 с.
  4. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1993.-143 с.
  5. Диодимова Г.Н. Библиографоведение: Учебник для средних профессиональных учебных заведений.-СПб.:Профессия.-2003.-288 с.- («Серия «библиотека»)
  6. Илдаркина Е.В. Мастер-классы школьных библиотекарей / Е.В.Илдаркина,- М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.-272 с.-(Школа)
  7. Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно- библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 классы/Сост. Е.В. Илдаркина.- 3-е изд. Стер.-М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.- 160 с.-(Школьные уроки)
  8. Кинг Э. Как пользоваться библиотекой: Практ.руководство для учащихся и студ./Пер. с англ.-Челябинск: Урал LTD, 1997.-156 с.:ил.
  9. Киперман С.А. Периодическая печать в школе и дома: Опыт воспитания школьников средствами период.печати: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение,1993.-127 с.
  10. Лифшиц А. История русской письменности для школьников / А.Лифшиц.- М.: ООО «Чистые пруды», 2005.-32 с. (Библиотека «Первого сентября», серия «Литература»)
  11. Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение,1991.-224 с.:ил.
  12. Николаев Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с науч. И науч.попул.кн.-2-е изд., изм. И доп.-М.: Просвещение,1982.-191 с.,ил.
  13. Романенко В.Н., Никитина Г.В. Сетевой информационный поиск: Практ. Пособие / В.Н. Романенко, Г.В.Никитина; Российская акдемия естественных наук. Северо-Западное отделение образования и развития науки.- СПб.: «Профессия», 2003.-288 с.
  14. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX-XX вв.): Учебно- справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств.-М.: «Издательство Либерея»,2001.-80 с.
  15. Библиотечно- библиографические знания- школьникам: Практ. Пособие/Гос. респ. дет. б-ка РСФСР.- 3-е изд. Перераб. и доп.-М.: изд-во «кн. палата», 1989.- 216 с.
  16. Библиотечно- библиографическая классификация: Табл. Для дет. и б-к.-3-е изд., испр. И доп.-М.:Либерея,1998.-320 с.
  17. Домашняя библиотека/ Крейденко В.С., Гордукалова Г.Ф., Петрицкий В.А. и др.; Под общ. Науч.ред. проф. А.Н.Ванеева.- СПб., 2Профессия», 2002.-320 с., ил.
  18. Краткий справочник школьного библиотекаря / О.Р.Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общ. Ред. Г.И. Поздняковой.-СПб: Профессия, 2001.-352 с.- (Серия «Библиотека»)
  19. Мастер-классы для школьных библиотекарей.Вып.2.Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия/Авт.-сост. Е.В. Илдаркин6а.-М.: Издательство «Глобус»,2009.-232 с.-(Уроки мастерства)
  20. Средь умных книг, хранящихся на полке: Сценарии библиотечных уроков и праздников/Сост.Макарова Н.М.-М.: Школьная библиотека, 2002.- 168 с.- (Прилож. К журналу «Школьная библиотека»)