Солдат войны не выбирает
методическая разработка (11 класс) по теме

Шерстюк Нина Гавриловна
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку
(Н. В. Шелгунов)
 
  Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, ува­жения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу.
   И понятно, что решать указанные выше задачи можно не только с помощью учебных занятий. Немалая, а может быть, и большая роль здесь принадлежит внеурочной и внеклассной работе. Ведь исполь­зуемые в мероприятиях театрализация, оформление, музыка, видео- и фотоматериалы позволяют усилить эмоциональное воздействие подаваемого материала.
   Участие детей и подростков в подготовке и проведении мероприя­тий активизирует их социальную активность, помогает развить спо­собности, стать человеком творче­ским, думающим, человеком с большой буквы.
  Жизнь наша не стоит на месте, и во внеклассной работе появляют­ся новые формы, не менее эффективные, чем прежде, но более ориен­тированные на современную действительность.

      Цели и задачи урока:

  • познакомить обучающихся   с историей афганской войны (1979 – 1989 гг.);
  • показать мужество и героизм советских воинов;
  • учить объективной оценке  исторических событий, поступков отдельных людей;
  • приобщать учащихся к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • воспитывать чувство уважения к прошлому страны и ратному подвигу  солдат-интернационалистов, чувство милосердия и сострадания.
  • способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
  • приобщать обучающихся  к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности (работа с текстом, подготовка и проведение мероприятия, создание мультимедийной презентации).

        Результаты урока мужества:

  • подготовка обучающихся к участию в общественно – политической жизни страны;
  • понимание обучающимися того, что  патриотизм, любовь к Родине, стремление защищать её от врагов, служить её интересам в любое время  - это чувство великое и необходимое. И оно должно передаваться из поколения в поколение.
   Данный урок мужества  подходит для учащихся 6-11 классов.  Местом проведения может быть актовый зал школы, класс, школьный коридор и т.д. Урок  не исключает возможности приглашения ветеранов войны,  курсантов военных училищ, участников локальных конфликтов.
   Урок мужества  поможет в патриотическом воспитании подрастающего поколения, расширении знаний  по истории Отечества,  формировании умения оценивать события с позиции гуманизма, справедливости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА  МУЖЕСТВА

СОЛДАТ ВОЙНЫ НЕ ВЫБИРАЕТ

Авторы разработки:  

Шерстюк Нина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

 имени Героя России Александра Прохоренко»

Елисеева Анастасия Васильевна,

учитель истории и  обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

 имени Героя России Александра Прохоренко»

2018

     Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н. В. Шелгунов)

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, духовности, уважения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу.

      Урок мужества «Солдат войны не выбирает» направлен на  совершенствование патриотического и духовно – нравственного воспитания учащихся   МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа  имени Героя России Александра Прохоренко».

        Тема  актуальна всегда,  в 2018 году наша страна отмечает  29 – ую годовщину   вывода советских войск из  республики Афганистан  (можно использовать и как урок мужества, посвященный  39-ой годовщине  ввода советских войск  в Афганистан).

      Цели и задачи урока:

  • познакомить обучающихся   с историей афганской войны (1979 – 1989 гг.);
  • показать мужество и героизм советских воинов;
  • учить объективной оценке  исторических событий, поступков отдельных людей;
  • приобщать учащихся к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • воспитывать чувство уважения к прошлому страны и ратному подвигу  солдат-интернационалистов, чувство милосердия и сострадания.
  • способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
  • приобщать обучающихся  к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности (работа с текстом, подготовка и проведение мероприятия, создание мультимедийной презентации).

    Решать поставленные цели и  задачи можно  не только с помощью учебных занятий.  Большое значение  имеет внеурочная и внеклассная работа. Используемые в мероприятиях театрализация, оформление, музыка, видео- и фотоматериалы позволяют усилить эмоциональное воздействие подаваемого материала.

Участие детей и подростков в подготовке и проведении урока активизирует их социальную активность, помогает развить способности, стать человеком творческим, думающим, человеком с большой буквы.

        Результаты урока мужества:

  • подготовка обучающихся к участию в общественно – политической жизни страны;
  • понимание обучающимися того, что  патриотизм, любовь к Родине, стремление защищать её от врагов, служить её интересам в любое время  - это чувство великое и необходимое. И оно должно передаваться из поколения в поколение.

        Данный урок мужества  подходит для учащихся 6-11 классов.  Местом проведения может быть актовый зал школы, класс, школьный коридор и т.д. Урок  не исключает возможности приглашения ветеранов войны,  курсантов военных училищ, участников локальных конфликтов.

        В предложенном варианте урок по времени составляет 60 минут, эмоционально насыщен и не утомителен для учащихся.        

        Значительно усиливает патриотический настрой школьников чтение стихов, живое исполнение современных военных песен и показ видеоклипов. Данный урок обязательно должен сопровождаться предложенной презентацией, которая несет наглядный материал. Слайды в презентации переключаются по щелчку.

        Урок мужества  поможет в патриотическом воспитании подрастающего поколения, расширении знаний  по истории Отечества,  формировании умения оценивать события с позиции гуманизма, справедливости.  

       

УРОК МУЖЕСТВА

Солдат войны не выбирает

  (Посвящается   ___ годовщине  ввода советских войск  в Афганистан)

     Цели и задачи урока:

  • познакомить обучающихся   с историей афганской войны (1979 – 1989 гг.);
  • показать мужество и героизм советских воинов;
  • учить объективной оценке  исторических событий, поступков отдельных людей;
  • приобщать учащихся к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • воспитывать чувство уважения к прошлому страны и ратному подвигу  солдат-интернационалистов, чувство милосердия и сострадания;
  • способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
  • приобщать обучающихся  к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности (работа с текстом, подготовка и проведение мероприятия, создание мультимедийной презентации).

       Межпредметные связи: история, литература, музыка.

       Формы и методы реализации:  беседа, поисково-исследовательская технология,  метод наглядности, метод  демонстрации, ИКТ, самостоятельная работа обучающихся, выразительное чтение   стихотворений, исполнение песен, сообщения учащихся, обсуждение итогов.

       Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компакт-диск с записями песен об Афганистане, презентация «Солдат войны не выбирает» http://www.proshkolu.ru/user/ninagavrilovna/file/4055788, стенд о А. Бобкове, письма.

Предварительная подготовка

Учащиеся 11 класса подготавливают под руководством учителя стихи, дополнительный материал об афганских событиях.

Ход урока

  1. Организационный момент (мотивация)

Учитель литературы      (Слайд 1)

Наш урок мужества «Солдат войны не выбирает» посвящается трагическому и героическому событию нашей недавней истории – афганской войне, которая начинается 25 декабря 1979 года.

В декабре есть ещё одна дата

Без отметки на календаре.

  1. Информационный блок

        Республика Афганистан – государство на Среднем Востоке. Территория 652 тыс. км2. Население 16,4 млн. человек.

      Учитель истории

      Историческая справка

       В июле 1973 года в Афганистане произошел государственный переворот, в результате которого была свергнута монархия и установлен республиканский строй. Руководство страной взял на себя Революционный совет под председательством Нур - Мухаммеда Тараки, а его заместителем стал Бабрак Кармаль. В декабре 1978 года был подписан советско-афганский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В ДРА началось проведение радикальных социальных реформ. Но при этом не учитывались многовековые традиции Афганистана, роль и значение ислама в жизни народа, уровень общественного развития. Поэтому новые реформы вызвали сопротивление внутри страны, особенно со стороны мусульманского духовенства.

Весной 1979 года с территории Пакистана была предпринята попытка крупного вторжения в Республику Афганистан, а в июне - августе были вооруженные выступления и в самом Кабуле. В ДРА фактически началась гражданская война, в ходе которой в сентябре 1979 года был устранен руководитель НДПА и государства Тараки. Всю власть узурпировал премьер-министр, он же - министр обороны и внутренних дел Хафизулла Амин, который развернул в стране кампанию террора и репрессий. В сентябре 1979 года афганский лидер Тараки попросил СССР ввести свои войска на помощь просоветскому правительству. Было принято решение о вводе войск в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу». 25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА. (Слайд 2)

Изначальный смысл приказа:

оказывать помощь братскому народу. Вместе с армией в Афганистан вошли и гражданские специалисты.

На афганской земле советские люди помогали строить жилье, предприятия, школы, больницы, оросительные системы.

Затем Советский Союз позволил себя втянуть в боевые действия. (Слайд 3)

Учитель литературы

Афганская война длилась  9 лет, 1 месяц, 21 день. Сотни тысяч жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися  в чужой для нас стране гор и песков. 

(Слайд 4)    Видеоклип «Афганистан»     

 http://yadi.sk/d/LWABv_3r3k8PU 

Учитель литературы

Что есть жизнь человека? Дар свыше. В этот мир мы приходим, чтобы жить, растить детей, быть счастливыми. В истории человечества нет такого поколения, которое не познало бы войны, боли от потери близких.

  1. Аналитический блок (сообщения учащихся)

Ученик  1    (Чтение письма из Афганистана) (Слайд 5)

«Там у нас никогда так не было, чтоб у каждого свой котелок, своя ложка.  Один котелок, - все наваливаемся, человек восемь. Но Афган – не увлекательная история, не детектив. Лежит убитый крестьянин – тщедушное тело и большие руки… Во время обстрела просишь, (кого просишь, не знаю, бога просишь): пусть земля расступится и спрячет меня… Пусть камень расступится… Жалобно поскуливают  во сне минно-розыскные собаки. Их тоже убивали, ранили. Лежали рядом,  убитые овчарки и люди, забинтованные собаки и люди. Люди без ног, собаки без лап. Не разобрать, где на снегу собачья кровь, где человеческая. Сбросят в одну кучу трофейное оружие – китайское, американское, пакистанское, советское, английское, - и это всё, чтобы тебя убить. Страх человечнее смелости, боишься, жалеешь  хотя бы  самого себя… Загоняешь страх в подсознание. Не хочется думать, что будешь лежать, невзрачный и маленький, за тысячу километров от  дома. Уже в космос люди летают, а как убивали друг друга тысячи лет назад, так и убивают. Пулей, ножом, камнем…  В кишлаках наших солдат вилами деревянными закалывали…

Ученик 2   (Слайд 6 - 7)

Печально известный «черный тюльпан»

…Одному деревообрабатывающему предприятию в Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток делать гробы. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро "Чёрный тюльпан".
Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту название «Чёрный тюльпан». С тех пор название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы, или «груз 200».
 

(Слайд 8) Погибло за эти годы 14 тысяч советских солдат, ранено около 50 тысяч человек, свыше 400 тысяч получили психологические травмы.

Учитель литературы   (Слайд 9)

Трагические  афганские страницы окрашены не только страданиями и кровью, но и героизмом, верностью воинской присяге. Солдат войны не выбирает.

Участие в афганской войне – воинский долг. И это не обсуждается.  Нынешнему поколению есть на кого равняться и с кого брать пример.

Видеоклип «Боевым награждается орденом»

http://yadi.sk/d/iGKcr1Td3k8PA 

Ученик 3 (Слайд 19) 

Всё дальше в прошлое уходит та война,

Что билась по отрогам Гиндукуша…(Слайд 11)

Далёкая и дикая страна,

Где навсегда остались ваши души. (Слайд 12)

Как души  тех, кто в цинковом грабу

С последней почестью вернулись к маме, (Слайд 13)

И тех, кто вспоминает про Кабул

С протезными руками и ногами.

А Гиндукуш стоит, как пьедестал, (Слайд 14)

Как памятник исполненного долга,

Взывая к тем, кто вас к нему послал

Запомнить этот ложный долг надолго…

Далёкая и дикая страна … (Слайд 15)

Да, ты права: мы все не из металла…

Как хочется живым, чтоб та война (Слайд 16)

Для всех для нас войной последней стала.

Ученик 4    (Слайд 17)

Мы два года шагали с тобой

По горячим дорогам войны,

Нам знакомы и зной, и бой,

И тюльпаны афганской весны.

Ах, тюльпаны прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней,

Алым пламенем вы проросли, (Слайд 18)

Словно кровь наших русских парней.

Не осудят знакомые нас

И угрюмостью не попрекнут.

Мы с тобою выполняли приказ

На земле, где тюльпаны цветут. (Слайд 19)

Ах, тюльпаны прожженной земли… (Слайд 20)

Над горами плывут облака,

Словно нашей мечты корабли,

Словно нашего детства река.

Мы два года шагали с тобой,

Боль утрат с нами, радость побед.

Нам знакомы и зной, и бой,

И тюльпанов тех алых цвет. (Слайд 21)

Ах, тюльпаны прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней, (слайд 22)

Если б только могли,

Если б только могли

Воскресить вы моих друзей. (Слайд 23)

   

 Учитель истории    (Слайд 24- 25)

5418 солдат и офицеров – оренбуржцев с честью выполнили свой долг, проявили стойкость, мужество, героизм. Более тысячи награждены орденами и медалями. 182 человека погибло, пропало без вести – 4.

55 жителей нашего района проходили службу в  Афганистане, 3 человека погибли, 1 пропал без вести, 8 стали инвалидами.

Погибли в Афганистане и наши земляки.

Ученик 5 (рассказывает об А. Бобкове)   (Слайд 26)

Сочинение

Мы с тобой выполняли приказ

ученицы 11 класса

Сулеймановой Регины

Погиб в Афганистане и наш земляк Бобков Александр Александрович.

Родился Саша в селе Городки 14 октября 1961 года. В первый класс пошел 1 сентября 1969 года. Стал октябренком, затем пионером, комсомольцем.  Был таким же, как и все его одноклассники. Окончил среднюю школу,  курсы шоферов в школе ДОСААФ. 11 мая 1980 года  призван в ряды Советской Армии. Как страшно и жестоко обходится иногда с нами жизнь. Никто и представить себе не мог, что Саша будет служить в далёком Афганистане.

В одном из походов ученики  10 класса  написали свои пожелания на будущее, положили в бутылку и закопали. Собрались вновь через 6 лет, не было только Саши. Одноклассники прочли его записку. В будущем Саша мечтал о верной жене и о крепкой, счастливой семье.

Мы любили в походах

Рассветы встречать,

Ты любил бег коня

И Высоцкого слушать часами,

Ты мечтал о костре,

О беседах друзей…

Почему же навечно

Остался в Баграме?

Это строки из стихотворения  Филипповой Тамары Петровны, классного  руководителя 10 класса 1979 года выпуска.

Александр часто писал письма домой и с нетерпением ждал ответа. Антонина Петровна, Сашина мама, передала их в школьный музей. В одном  он пишет: «Когда я получил письмо,  очень  обрадовался. Знаете, когда я получаю письма, у меня эти дни бывают самые счастливые в моей армейской жизни… Поздравляю вас с наступающими праздниками,1 и 9 Мая.  Я желаю, чтобы вы были самыми счастливыми, ведь эти дни дали нам мир и свободу, без которых я не представляю себе жизнь. Мы, солдаты, удерживаем эту свободу для нашего народа, а я лично для вас… »

Саша очень скучал по Родине, родным и близким:  «Служба уже пошла на второй год. Так что еще немного, еще чуть-чуть и я буду дома… Доживём и мы до своего праздника, до возвращения домой…За прошедший год я ни разу не наступил на снег ногами, видел его только на склонах и вершинах гор».

Как и все люди, Александр строил планы на будущее. В одном из писем просил: «Узнайте, пожалуйста, где есть мореходное училище, сколько нужно учиться, какие специальности, и напишите мне».

Родители получили от командования части благодарственное письмо: «Мы искренне благодарны вам за хорошее воспитание сына – настоящего патриота – интернационалиста». Саша имел не одно поощрение по службе. Милый, нежный мальчишка стал настоящим солдатом.

Не суждено было осуществиться его мечтам. Молодые, красивые парни отдавали свои жизни за чужую землю. 2 января 1982 года комсомолец А. А. Бобков, выполняя свой интернациональный долг, погиб в Афганистане. Награждён орденом «Красной Звезды» посмертно.

В чем вина твоя,

Русский мальчишка,

Что твоя жизнь и песня

Оборвались нелепо

В том далеком Афгане,

В том жестоком Афгане?

Страшная война, страшные потери.   Мы можем лишь только догадываться, что чувствовали родные и близкие Александра, узнав о его гибели. Их боль разделили все жители села.

Учитель истории   (Слайд 27)

В 1985 году принимается решение о выводе войск, но при этом сохранялась помощь демократическому правительству ДРА.

Учитель литературы   (Слайд 28)

15 ФЕВРАЛЯ 1989 ГОДА
Февральская ночь, ледяная броня,
На скалах свет фар, автоматы в бойницах.
Колонна уходит из - под огня.
Выходим к границе, выходим к границе!
Грохочет вода в русле горной реки,
И темень в горах трассерами искрится
Сегодня последний рывок, мужики!
Последний рывок - и мы на границе.
Афган! Ты как рана в душах солдат.
Я знаю - ты будешь ночами нам сниться.
Ведь здесь вдоль дорог обелиски стоят
До самой границы, до самой границы.
На этой войне не бывает чудес,
Не всем пацанам суждено возвратиться.
Они наблюдают за нами с небес,
Они помогают нам выйти к границе.
Вот выйдем и мамам напишем: "Теперь
Не надо за нас ночами молиться!"
Поможет нам Бог, и мы без потерь
Дойдем до границы, дойдем до границы.
"Рубеж!"  -  дозор головной доложил,
И стали светлей запыленные лица,
И тихо в эфире сказал командир:
"Бойцы! Будем жить! Ведь мы на границе!"
Неужто закончилась эта война?
И с нами теперь ничего не случится!
Не зря ты заначку хранил, старшина,
Давай, доставай - мы уже на границе!  (Сергей Терехов)

Видеоклип «Мы уходим»

http://video.yandex.ru/users/bogdanow-aleksandr/view/4/?cauthor=bogdanow-aleksandr&cid=100000001#

Проходят годы.  Недавние события уже становятся историей, но мы не имеем права сплеча судить о них и давать оценку.

У нас есть только обязанность: помнить тех, кто не вернулся домой. Вспомним о них сегодня. Вспомним и помолчим….

Метроном

     Видеоклип «Память»

 http://yadi.sk/d/WzgjiEMk3kCfW

Ученик 6      (Слайд 29)  

Стих. «Помяни нас, Россия»

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,

Перед тем, как сойдешься за праздничный стол.

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил.

Кто берег тебя вечно, и в вечность ушел.

Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,

Пулемётами врезанных в скальную твердь.

Запиши нас в историю горестной былью,

И рубцом материнское сердце отметь.

Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна и воды.

Отмеряющих жизнь от привала к привалу,

От звезды до звезды, от беды до беды.

Помяни нас, Россия, в извечной печали,

Златорусую косу свою расплетя,

Мы оставшимся помнить и жить завещали,

Жить, как прожили мы, - для тебя!

IV.         Подведение итогов.  Рефлексия

Учитель литературы     (Слайд 30 - 31)

Мир такой прочный и такой зыбкий. Давайте будем беречь его. Да хранит нас Бог!

Видеоклип «Призрачно все в этом мире бушующем» http://yadi.sk/d/_Hu0ZDoL3kCfi

Учитель

  • Что нового для себя  вы сегодня узнали?
  • Что для вас оказалось нужным,  новым,  интересным?
  • О чем заставил задуматься материал нашего классного часа, на что настроил?
  • Что хотели бы ещё  узнать о Великой Отечественной войне?

  Учащиеся высказывают свои мысли.

Прошлая жизнь людей нашей Родины – это наша история, и мы должны ее знать.

Мы должны знать не только победные, но и горькие, страшные страницы истории.

Наши сегодняшние знания о войне  формируют наше отношение к старшему поколению.

Сегодняшний разговор воспитывает чувство уважения к участникам этих событий.

Мы должны помнить об этом, чтобы не оборвалась ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим.

Список используемой литературы

Громов Б. «О выводе советских войск из Афганистана», газета «Комсомольская правда» от 10 ноября 1989 года.

Касимова Т. А. «Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие». – М.:Айрис – пресс, 2005. – 64с. – (Методика).

        «Афганистан болит в моей душе…» : воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане / лит. запись П. Ткаченко. –  М.: Молодая гвардия, 1990.

Вежевич, Т. Е. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» : вечер, посвящ. годовщине вывода войск из Афганистана / Т. Е. Вежевич // Воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 72 – 75.

Ширяева, И. И. Уходили парни из Афгана… : классный час, посвящ. годовщине вывода войск из Афганистана : [Электронный ресурс] / И. И. Ширяева. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/610804/.

Информационная поддержка на сайте «Афганская война».

http://afghan-war-soldiers.ru/

http://voenhronika.ru/publ/vojna_sssr_v_afganistane/9

http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=194

Видеоклипы

http://www.proshkolu.ru/user/ninagavrilovna/file/4055788 

http://yadi.sk/d/LWABv_3r3k8PU 

http://yadi.sk/d/iGKcr1Td3k8PA 

http://video.yandex.ru/users/bogdanow-aleksandr/view/4/?cauthor=bogdanow-aleksandr&cid=100000001# 

http://yadi.sk/d/WzgjiEMk3kCfW 

http://yadi.sk/d/_Hu0ZDoL3kCfi 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Солдат войны не выбирает"

ВСТРЕЧА УЧАЩИХСЯ 7-8 классов С РОДИТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ.«Солдат войны не выбирает», это классный час. Не требует большой подготовки. Стихи хорошо учатся. Нужен диск "Песни...

Классный час "Солдат войны не выбирает"

Каждому человеку необходимо испытывать чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, а через нее – и чести Отечества. Примером м...

презентация "Солдат войны не выбирает"

В презентации рассказывается о полном кавалере орденов Великой Отечественной войны А.Г. Голодных, уроженца Омской области. Можно использовать материал на уроках истории, по краеведению, по внеклассной...

"Солдат войны не выбирает"

"Солдат войны не выбирант", мероприятие посвященное подвигу Александра Матросова, цель которого воспитывать у подростков уважительное отношение к подвигам защитников Отечества, содействовать формирова...

Солдат войны не выбирает

Сценарий классного часа по патриотическому воспитанию ко дню вывода войск из Афганистана для учащихся 7-11классов....

Солдат войны не выбирает

Сценарий может использоваться во время проведения классного часа,посвященного выводу войск из Афганистана....

Классный час "Солдат войны не выбирает"

Классный час, посвященный войне в Афганистане 1979-1989г.г....