Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра, посвящённая Дню славянской письменности
методическая разработка (6 класс) по теме

Методическая разработка игры ко Дню Славянской письменности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_ko_dnyu_slavyanskoy_pismennosti.doc936.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Людмила Геннадиевна

учитель информатики и ИКТ

ГБОУ лицей № 384 Кировского района СПб

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Игра, посвящённая Дню славянской письменности

Данная разработка представляет собой набор заданий для мероприятия-игры, посвящённого Дню славянской письменности и культуры. Возрастная аудитория – 6-8 класс. Игра не привязана к определённому классу, её можно проводить каждый год, выбирая и варьируя задания.

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов, создателей славянской письменности — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

         Впервые на государственном уровне День славянской письменности и культуры был отмечен в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием. В советское время этот праздник не праздновался. Праздник был возрожден в 1986 году, а в 1991 году получил статус государственного. 

Задание 1

Первые книги писались подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей. Эта красивая буква дала название «красная строка». Затем, после того, как книга была написана, её украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Только богатый человек мог позволить себе подобную книгу.

    bukvitsa_n     ANd9GcTvGjRbd6JPn5dXBPmONjS2rGRKcCn5MsrP-fWoHY4d_ONKQJei

Задание: нарисовать 1 команда – буквицу Ж в виде зверя

                            2 команда – буквицу У в виде птицы

                            3 команда – буквицу К в виде человека

Придумать название команды на эту букву                

Задание 2

Древние славяне говорили на одном общем языке, который назывался праславянский. Затем праславянский язык разделился на три большие группы: западнославянский, восточнославянские и южнославянские, которые существуют до сих пор. Русский язык относится к восточнославянской группе. Так как древние славяне говорили на одном языке, то очень много общего осталось и в современных славянских языках.

Задание: из нижеперечисленных языков выбрать те, которые относятся к славянским, назвать страны, в которых говорят на этом языке, и столицу этой страны.

финский, болгарский, английский, немецкий, чешский, белорусский, украинский, китайский, сербский, японский, русский, испанский, португальский, польский, арабский

Ответ:   болгарский – Болгария – София

        чешский – Чехия – Прага

        белорусский – Беларусь – Минск

        украинский – Украина – Киев

        сербский – Сербия – Белград

        русский – Россия – Москва

        польский – Польша - Варшава

Задание 3

Найти в тексте (приложение 1) все даты и записать их с помощью славянского цифрового алфавита (см. подсказка  или учебник Босова Л. Л. §4.5 стр. 93-95)

Подсказка

В Древней Руси, как и другие славянские народы, получила распространение алфавитная нумерация, сходная с греческой. Цифры обозначались буквами. Над уквой, обозначавшей цифру, ставился специальный знак      , называемый «титло».      

Вот, например, как записывались первые девять чисел:

Десятки обозначались так:

А сотни так:

 

Тысячи обозначались теми же буквами с «титлами», что и первые девять цифр, но у них слева снизу ставился знак . Например:    

Десятки тысяч назывались «тьмы», их обозначали, обводя знаки единиц кружками, например, числа 10 000, 20 000, 50 000 соответственно записывались следующим образом:

Отсюда и произошло название «тьма народу», то есть очень много народу.

Сотни тысяч назывались «легионами», их обозначали, обводя знаки единиц кружками из точек. Например, числа 100 000, 200 000 соответственно имели обозначение

Миллионы назывались «леодрами». Их обозначали, обводя знаки единиц кружками из лучей или запятых. Так, числа  1 000 000  и 2 000 000  обозначались соответственно

Десятки миллионов назывались «воронами», или «вранами», и их обозначали, обводя знаки единиц кружками из крестиков или ставя по обе стороны буквы букву К, например, числа  10 000 000 и  20 000 000, обозначались соответственно

Сотни миллионов назывались «колодами».  «Колода» имела специальное обозначение: над буквой и под буквой ставились квадратные скобки. Например, число  100 000 000 записывалось в виде

Числа от 11 до 19 обозначались так:

Остальные числа записывались буквами слева направо, например, числа 544 и 1135 имели соответственно обозначения

В приведённой системе обозначения чисел не шли дальше тысяч миллионов. Такой счёт назывался «малый счёт». В некоторых рукописях авторами рассматривался и «великий счёт», доходивший до числа 10. Далее говорилось: «И более сего несть человеческому уму разумети».

Интересный факт: если записать в славянской нумерации числа 55, 288, 1 и 498, то получится фраза: не спи, а учи.

Задание: Найти все даты и записать их с помощью славянского цифрового алфавита

Текст

Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. Было две славянские азбуки: кириллица и глаголица. Глаголица, как полагают ученые, является более древней. Считается, что появление письменности на Руси связано в принятием христианства в 988 году.

         В 1553 году Иван Грозный приказал построить печатный двор (так тогда называли типографию). Возглавить эту работу поручили мастеру печатного дела Ивану Фёдорову. 1 марта 1564 года Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец закончили свой славный труд — первую на Руси печатную книгу, она называлась "Апостол". Несколько экземпляров этой книги дошли до нас и бережно хранятся в отделе редких книг в Москве, Петербурге и других хранилищах. Время выхода в свет "Апостола" в истории принято считать началом русского книгопечатания.

В 1708—1711 гг. Пётр I предпринял реформу русской письменности, устранив надстрочные знаки, упразднив несколько букв и узаконив другое (приближенное к латинским шрифтам того времени) начертание оставшихся — так называемый гражданский шрифт. Были введены строчные варианты каждой буквы, до этого все буквы азбуки были заглавными.

         За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква — «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой.

Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в  1918 г., в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.

863

988

1553

1564

1708

1711

XVIII

1918

Ответ:

Задание 4

         Многие народы, живущие на уровне первобытнообщинного  строя, используют язык рисунков, т.е. пиктографию. Некоторые виды пиктографии используются и в наше время, это, например, вывески мастерских по ремонту обуви, часов и т.д. Пиктография годится только для передачи конкретного.

Задание: Перед вами послание первобытного человека. Попробуйте расшифровать это послание. Потом сравним с оригиналом.

         Ответ: человек пошёл на охоту, добыл шкуру медведя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал.

Побеждает команда с самым оригинальным, но близким к рисункам, рассказом.

Задание 5

         В истории известны и курьезные случаи,  когда смысл пиктограмм был неправильно истолкован.

         Когда персидский царь Дарий I (правил в 521-486 гг. до нашей эры) вторгся в Скифию в районе Северного Причерноморья в 512 году, он получил от своего противника послание, на котором были нарисованы мышь, лягушка, птица и семь стрел.

         Изучив послание, Дарий гордо объявил персидским полководцам: “Наш враг написал здесь - Персы, мы обладаем землей (мыть) и реками (лягушка). Мы хотим улететь (птица) от мощи твоей армии. Мы складываем перед тобой свое оружие (стрелы). Таким образом, трусливые скифы хотят нам сдаться, потому что боятся попробовать на своей шкуре наши сабли”.

         В ту же ночь скифы атаковали персов и разбили их.

         Только после битвы Дарий узнал подлинный смысл послания: “Персы, если вы не способны превратиться в птиц и улететь, стать полевыми мышами и схорониться в земле, или же надеть лягушачью кожу и ускакать в болото, вы будете поражены нашими стрелами”.

Задание: Зашифруйте пословицу с помощью предметов (нарисовать), а другая команда отгадывает её. (Можно предложить готовые пословицы, а можно и дать возможность ребятам самим выбрать пословицу).

Без труда не выловить и  рыбку из пруда.

На чужой каравай рот не разевай.

Задание 6

Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.

Знаки эти придумали самиты – древний народ, живший на берегах Средиземного моря. А древние греки их усовершенствовали. По первым буквам «альфа» и «бета» назвали буквенный состав.

 Специальную азбуку для славянских народов (глаголицу)  создали Кирилл и Мефодий  в 863 году. Славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица . До сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Константином (Кириллом).  Большинство современных исследователей полагает, что он создал первой глаголицу. Многие лингвисты пытались объяснить происхождение глаголицы, но единого мнения нет. Наконец ученые вынуждены были признаться, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо и скорее всего целиком изобретена солунскими братьями Кириллом и Мефодием.  

Задание: Используя подсказку( глаголическую  азбуку) перевести слова (Обратите внимание: в старославянском языке в конце слова после согласной ставится буква ):

1 группа – тело, лов, двор

2 группа – поле, кров, лоб

3 группа – небо, нос, стол

тело, лов, двор

1. , ,

 поле, кров, лоб

2. , ,

небо, нос, стол

3. , ,

 

Задание 7

Позднее появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу, которая просуществовала всего три века. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. И именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. (Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо и на одинаковом расстоянии друг от друга (без наклона)).

        Кириллица состоит из 43 букв. Первое, что обращает на себя внимание, это то, что названия букв этой азбуки представляют практически все основные части речи: существительные (Добро, Земля, Люди, Слово), местоимения (Аз, ОН, Наш), глаголы разных форм (Веди, Есть, Рцы, Мыслете, Ять), наречия (Зело, Твердо) и различного вида союзные частицы.

Задание: составить из букв слово:

аз, он, добро, веди

слово, аз, земля, аз, како

я, еры, како, земля.

люди,слово, есть, он, цы, наш

Ответы:  вода; сказка; язык; солнце

Задание 8

Есть гипотеза, что когда-то существовал общий язык всех славянских народов – праславянский, из которого произошли все современные славянские языки. В свою очередь, праславянский язык входил в большую группу индоевропейских языков. Оказывается, на первый взгляд далёкие языки имеют много общего и похожего.

         Вернувшись в Индию из России, индийский санскритолог Дурга Прасад Шастри, потрясенный тем, что понимал русский без переводчика, опубликовал статью о близости русского и санскрита. «Вряд ли найдется еще два различных языка, сохранивших древнее наследие – столь близкое произношение – до наших дней».

Задание: Переведите на русский с санскрита:

агни, ватар, два, двар, кулака, лубх, матрь, рич, самья, чашака, ягня

В Индии говорят: “Череда ночи и дня приносит забвение горя”. А как говорят в России?

Ответ: агни - огонь, ватар - ветер, два - два, двар - дверь, кулака - кулак, лубх - любить, матрь - мать, рич - речь, самья - семья, чашака - чашка, ягня – ягненок

Утро вечера мудренее

Задание 9

Это задание можно давать в том случае, если ребята готовились дома, или предложить источники, где они могут найти ответы для выполнения теста, или прошёл классный час, на котором они узнали историю славянской письменности и русского алфавита. Вопросы можно давать не все, а некоторые, менять их, если игра повторяется. На некоторые вопросы ответы встречались в предыдущих заданиях, поэтому можно составить тест именно из этих вопросов (7,12,13, 17,18,21,23,24,25,26).

Этот тест встречается в различных методических разработках, первоисточник установить невозможно. Данный вариант приводится из статьи Лошакова В.Ф. «Игра "Кто хочет быть отличником", посвященная Дню славянской письменности» (http://festival.1september.ru/articles/212805/).

Тест

1. Мирское имя Кирилла?

А. Варфоломей                   Б. Никон

В. Константин                    Г. Мефодий

2. Есть выражение ходить фертом. С какой буквой кириллицы это связано?

А. ψ                                   Б. Ф

В. Ђ                                     Г. ώ

3. Какой буквы не было в кириллице?

А. Покой                            Б. Добро

В. Твердо                           Г. Небо

4. Какая буква в русском алфавите самая молодая?

А. Ф                                  Б. Э

В. Ё                                   Г. Й

5. Какого числа не было в древнерусском языке?

А. Тройственного                               Б. Единственного

В. Множественного                            Г. двойственного

6. Назовите последнюю букву кириллицы?

А. Ижица                         Б. Фита

В. Добро                          Г. Ять

7. Когда была проведена первая реформа азбуки?

А. В 18 веке                    Б. В 17 веке

В. в 19 веке                     Г. в 20 веке

8. Кто является автором четырехтомного “Толкового словаря живого великорусского языка”, напечатанного в 1863- 1866?

А. Ожегов С. И.            Б. Даль В. И.

В. Ушаков Д. Н.            Г. Щерба Л. В.

9. Как прозвали Кирилла в Константинополе?

А. Проповедник            Б. Священник

В. Философ                   Г. Книжник

10. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке?

А. Беспредложный                 Б. Звательный

В. Местный                             Г. Указательный

11. Кем был отец братьев?

А. Военачальник                  Б. Священник

В. Воин                                 Г. Крестьянин

12. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Аз                                    Б. Буки

В. Како                                Г. Омега

13. Кто провел первую реформу азбуки?

А. Михаил Романов           Б. Петр 1

В. Александр 1                   Г. Николай 2

14. Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом?

А. Буки                             Б. Ижица

В. Ять                               Г. Юс  малый  

15. Кто изобрел букву Ё?

А. Карамзин Н.М.               Б. Ломоносов М.В.

В. Тредиаковский               Г. Пушкин А.С.

16. Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого?

А. Военачальник                                Б. Советник

В. Библиотекарь                                 Г. Священник

17. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

А. Афины                          Б. Солунь

В. Константинополь         Г. Рим

18. Сколько букв включала первоначально кириллица?

А. 43                             Б. 40

В. 33                             Г. 50

19. Какую букву называли “лодырем, дармоедом, бездельником”?

А. Ять                           Б. Ижица

В. Ер                             Г. Юс

20. Назовите год рождения буквы Ё?

А. 1797                        Б. 1897

В. 1997                        Г. 1800

21. Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

А. 1 сентября                 Б. 24 мая

В. 1 апреля                     Г. 12 ноября

22. Кого считают основоположником русского литературного языка?

А. Державина Г. Р.                     Б. Пушкина А. С.

В. Ломоносова М. В.                  Г. Лермонтова М. Ю.

23. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Живите                   Б. Люди

В. Слово                      Г. Зело

24. Когда на Русь пришла кириллица?

А. 988              Б. 862

В. 915              Г. 732

25. Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3?

А. Люди                      Б. Аз

В. Веди                       Г. Глаголь

26. Когда была создана глаголица?

А. 988 г.                        Б. 562 г.

В. 863 г.                        Г. 735 г.

27. Когда в России был установлен праздник в честь Кирилла и Мефодия?

А. 855 г.                 Б. 1349

В. 1412 г.               Г. 1863 г.

28. Какое числительное могло в древнерусском языке обозначаться словом полшеста?

А. 250                       Б. 550

В. 350                       Г. 150

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

В

Б

Г

В

А

А

А

Б

В

В

А

Г

Б

А

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

А

В

Б

А

В

А

Б

Б

Г

А

Г

В

Г

Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Игра - соревнование команд ко дню инфоматики для учащихся 5-6 классов

Игра – соревнование команд(в день информатики)21 век - век информации. 26 ноября – это Всемирный день информации (World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия- игра по физике "Счастливый случай "

Игра "Счастливый случай" проводилась в рамках недели физики в техникуме.Игра проводилась с целью повышения интереса к дисциплине....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра-квест «Путешествие из Арзамаса в Париж»

Обучать студентов и учащихся предметам естественнонаучного цикла только на уроках невозможно. Необходимы внеклассные мероприятия, объединяемые понятием «интерактивные формы образования». Одной из таки...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.

       Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной  работы и технологических решений...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Игра по станциям "ИСТОРИЯ СПОРТА"".

Здоровье человека - тема для разговора достаточна актуальная, а в 21 веке она становится первостепенной....

Методическая разработка внеклассного мероприятие «ИГРЫ ИЛЬИ МУРОМЦА»

Данное мероприятие можно проводить на спортплощадке или в спортивном зале. Участвуют юноши 8-9 классов (команда из 6 человек). Команды по маршрутному листу проходят 7 станций. На каждой станции, выпол...