"Эта Память - наша Совесть: она, как воздух, нам нужна..."
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Сценарий литературного праздника, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnogo_prazdnika.docx45.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

общешкольного праздника,

посвящённого 70-летию Победы советского народа

 в Великой Отечественной войне

«Эта Память – наша Совесть: она, как воздух, нам нужна…»

Цель: воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому народа, патриотизм, чувство сопричастности к истории и ответственности за мир сегодняшний.

Задачи: создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа;

показать мужество русского  народа в годы ВО войны;

развивать творческие способности учащихся.

Зал оформлен в соответствии с целями и задачами праздника. Приглашены гости: ветераны войны, родители, дети и др.

Ход праздника

Звучит мелодия песни «День Победы"

На фоне музыки ученик читает:

Опять война…  

А может, нам о ней забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо, не надо раны бередить!”
И может показаться:

правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как воздух, нам нужна.

Звучит мелодия довоенного танго. Это может быть «Рио-Рита» или «В парке Чаир». Несколько пар нарядно одетых юношей и девушек танцуют. Танец неожиданно прерывается звуками воздушной тревоги и разрывами  падающих бомб. Танцующие замирают, девушки приникают к юношам. Все с испугом и тревогой слушают по радио голос Левитана.

Звучит аудиозапись голоса Левитана о начале войны.

Инсценировка песни «Ах, война, что ты сделала, подлая…»

Чтец

Вокзал был тихим,

Маленьким и грустным.

Жевали с хрустом лошади овес.

Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,

И задрожали рельсы от колес.

И к полустанку выплыли теплушки.

Березы у перрона встали в строй.

И запоздало охнула частушка,

Наполненная болью и тоской:

«Милый едет воевать,

Надел рубашку белую.

Я все время буду ждать,

Изменушки не сделаю».

И лопнуло мгновенно напряженье,

Хлестнуло в сердце жарким и тугим,

И с дрожью взвился женский голос:

- Женя!

А как же мы?.. Себя побереги!..

А он пошел, уже солдат России,

К теплушкам, к погрустневшим землякам,

И сыновья с ним рядышком босые

По-взрослому шагали по бокам.

А женщина осталась небольшая, —

С нее печаль бы русскую писать!

Она в карманах суетливо шарит

И все платка не может отыскать.

И в толкотне ей удалось всмотреться:

Целует муж заплаканных ребят...

И сквозь поселок, словно через сердце,

Ушел состав в пылающий закат.

                                    (В. Соловьев. «Полустанок»)

 Чтец (девушка):

Если будешь ранен, милый, на войне,

Напиши об этом непременно мне.

Я тебе отвечу в тот же самый вечер.

Это будет тёплый, ласковый ответ:

Мол, проходят раны поздно или рано,

А любовь, мой милый, не проходит, нет.

Может быть, изменишь — встретишься с другой —

И об этом пишут в письмах, дорогой!

Напишу... Отвечу... Ну, не в тот же вечер...

Только будь уверен, что ответ придёт:

Мол, и эта рана поздно или рано,

Погрущу, поплачу.., всё-таки пройдёт.

Но в письме не вздумай заикнуться мне

О другой измене — клятве на войне.

Ни в какой я вечер трусу не отвечу.

У меня для труса есть один ответ:

Все проходят раны поздно или рано,

Но презренье к трусу не проходит, нет!

                                                     ( И. Уткин)

Радиосводка (аудиозапись):

Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.
Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради победы.
Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.
Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

Чтец:

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Сколько горя вынесло

Наше поколение,

Каждый день теряли мы фронтовых друзей,

Каждый день, задумайтесь,

День поминовения,

1418 дней.

Как я это выдюжил до сих пор не ведаю,

Самому мне встретилась тысяча смертей…

Только майский светлый день увенчал Победою

1418 дней.

Нами было сделано все во имя Родины,

И еще послужим мы Родине своей.

Всё теперь под силу нам, если нами пройдены

1418 дней.

Аудиоголос:  В тяжкие годы войны стихи и песни, звучавшие на фронте в промежутках между боями, придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть, что идет война.

       Инсценировка по поэме А.Твардовского  «Василий Теркин»

1 боец: С первых дней годины горькой,

             В тяжкий час земли родной,

             Не шутя, Василий Теркин,

             Подружились мы с тобой….

2 боец: Теркин – кто же он такой?

             Скажем откровенно:

             Просто парень сам собой

             Он обыкновенный.

3 боец: Впрочем, парень хоть куда,

             Парень в этом роде

             В каждой роте есть всегда,

             Да и в каждом взводе.

 (Солдаты сидят у костра)

Теркин (обращается к солдатам):

- Вам, ребята, с середины

Начинать, а я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу…

Вот ты вышел  спозаранку,

Глянул – в пот тебя и в дрожь:

Прут немецких тыща танков…

1 Боец: - Тыща танков? Ну, брат, врешь!

Теркин: - А с чего мне врать, дружище?

Рассуди – какой расчет?

2 боец: - Но зачем же сразу тыща?

Теркин: - Хорошо, пускай пятьсот.

3 боец: - Ну… пятьсот! Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

Теркин: - Ладно. Что там – триста, двести –

Повстречай один, хотя б …

               Танк - он слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маета:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

(все смеются)

1 боец:  Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врет

Весело да складно.

Теркин: - Вот беда: во всей колонне

Завалящей нет гармони …

2 боец:   … Гармонь-то есть …

Теркин:  - У кого гармонь, ребята?

2 боец:   Да она-то здесь, браток…

Теркин:  - Так сыграть бы на дорожку?

2 боец:    - Да сыграть – оно не вред.

Теркин:  - В чем же дело? Чья гармошка?

2 боец:  - Чья была, того, брат, нет…

3 боец:  - Командир наш был любитель…

Схоронили мы его.

1 боец:  Трое – были мы друзья…

Теркин: - Да нельзя, так уж нельзя.

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну…

И ранение имею,

И контузию одну.

И опять же – посудите –

Может, завтра – с места в бой…

1 боец:  - Ну, сыграй ты, шут с тобой.

2 боец: Только взял боец трехрядку

Сразу видно - гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз…

Позабытый деревенский
                    Вдруг завел, глаза закрыв,
                   Стороны родной смоленской
                   Грустный памятный мотив,

    3 боец:    И от той гармошки старой,
                    Что осталась сиротой,
                    Как-то вдруг теплее стало
                    На дороге фронтовой.
Ученик, исполняющий роль Тёркина играет на гармони военный вальс.

1 боец:   …Не знакомы ль мы с тобою?

Не тебя ли это, брат,

Что-то помнится, из боя

Доставляли мы в санбат?

2 боец: Вся в крови была одежда,

 И просил ты пить да пить…

Теркин: - Ну что же

Очень даже может быть.

3 боец: - Нам теперь стоять в ремонте.

У тебя маршрут иной.

Теркин:  - Это точно…

1 боец: - А гармонь-то,

Знаешь что, - бери с собой.

Забирай, играй в охоту.

В этом деле ты мастак,

Весели свою пехоту.

Тёркин: Что вы, хлопцы, как же так?..

2 боец:  Ничего…
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это — память про него...

Аудиоголос:  «Жестокость является благом для будущего... Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия… »                                                              Так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей и поработителей Европы перед нападением на нашу страну.                                                                                                       «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай...»

Чтецы.

1)Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

2)Жизнь обещала, любовь обещала,

Родина!

3)Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

4)Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

1)Пламя ударило в небо — ты помнишь,

Родина?

2)Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» —

Родина.

3)Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

4)Просто был выбор у каждого: я или

Родина.

1)Самое лучшее и дорогое —

Родина.

2)Горе твое — это наше горе,

Родина.

3)Правда твоя — это наша правда,

Родина.

4)Слава твоя — это наша слава,

Родина!

                               (Р. Рождественский. «Реквием»)

Исполняется танец «Журавли» (6 класс)

Аудиоголос: 1945 год. Еще не остыли орудия. Еще догорают пожарища. Еще не подобраны убитые...Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара. А над Рейхстагом алеет советский флаг. В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка 3-й Ударной армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, русский и грузин, подняли советский флаг над Рейхстагом.

Чтец.

Еще стояла тьма немая,

В тумане плакала трава,

Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права.

Армейский зуммер пискнул слабо.

Два слова сняли грузный сон,

Связист из полкового штаба

Вскочил и бросил телефон.

И все! Никто не звал горнистов,

Никто не подавал команд.

Был грохот радости неистов,

Дробил чечетку лейтенант.

Стреляли танки и пехота,

И, раздирая криком рот,

Впервые за четыре года

Палил из «вальтера» начпрод.

Над мутной торопливой Тиссой

И стрекот выстрелов, и гул.

К жаре привыкший, повар лысый

Зачем-то ворот расстегнул.

Не рокотали стайки «Яков»

Над запылавшею зарей,

И кто-то пел,

И кто-то плакал,

И кто-то спал в земле сырой.

Вдруг тишь нахлынула сквозная,

И в полновластной тишине

Спел соловей, еще не зная,

Что он поет не на войне.

                                     (И. Рядченко. «В день окончания войны»)

Исполняется песня «Соловьи» (Или другая по теме)

Чтец

Стираются лица, стираются даты,

Порой ваша память не все сохранит,

Но видят и нынче седые солдаты

Приволжскую степь, черноморский гранит.

Пути фронтовые припомнятся снова,

Лишь карт пожелтевших коснетесь рукой:

Снега под Москвою, дожди под Ростовом,

Апрельский туман за чужою рекой.

Какими путями прошли вы, солдаты,

Какие преграды сумели сломить!

Стираются лица, стираются даты —

Военных дорог никогда не забыть!

Далекое время вам кажется близким,

Да нет очень многих друзей среди вас —

Пути отмечая, стоят обелиски,

Ведут о боях молчаливый рассказ...

Стираются даты, стираются лица,

Но будет победно и вечно цвести

Девятого мая салют над столицей,

Связавший узлом фронтовые пути.

                                       (Матвеев. «Пути фронтовые»)

Аудиоголос: Почтим память наших соотечественников, павших на фронтах Великой Отечественной войны, минутой молчания.

Минута молчания   (Звук метронома)

Выходят ученики начальной школы с воздушными шарами.

  1. Можно нарисовать войну...
  2.  А можно нарисовать цветок...

3. Можно и тишину...

4. А можно воды глоток.

5.  Любую краску взять можно, и радугой землю разрисовать...

6. Но если черную, то возможно в мире друг друга нам потерять.

7. Любую краску может взять художник...

8. И если кистью водит добрая рука...

9. То можно нарисовать любую картину мира, счастья и любви...

10. Главное — не забыть в нее смело добавить как можно больше ярких красок...

11. Я нарисую яркое солнце...

12.  Я нарисую синее небо...

13.  Он нарисует свет в оконце...

14.  Он нарисует колосья хлеба...

15.  Мы нарисуем зеленые листья...

16.  Мы нарисуем цветную мечту...

Вместе. И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войну!

Звучит песня “Пусть всегда будет солнце”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»

В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления: военно – патриотическое,ист...

ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»

В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления: военно – патриотическое,ист...

конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"

Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция....

Методическая разработка урока башкирской литературы посвященной творчеству Б.Бикбая "Все на нашей совести"

Башҡортостан РеспубликаһыБорай районы муниципаль районыныңдөйөм урта белем биреү муниципаль бюджет учреждениеһы«Оло Баҙраҡ ауылы дөйөм урта белем биреү мәктәбе»  Башҡортостандың халыҡ шағиры...

«НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ - СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, И ВОДА».

Во  время закаливающих  процедур  организм  получает  сигнал  о  том,  что  он  попал   стрессовую   ситуацию  и  необхо...

Белгородские огнеборцы / Память наших дней. Сборник краеведческих материалов. Выпуск 2/Отв. редактор Л.М. Белогурова. - Белгород, ООО "ГиК", 2015. - с.126.

Прошло 70 лет после окончания войны. Советский народ проявил массовый героизм. Но место подвигу есть и в мирное время. Наши земляки выполняли интернациональный долг в Афганистане,  отстаивали сув...

"Эта память - наша совесть": воспитательные функции в дополнительном образовании

В статье описан пример педагогического проекта "Эта память - наша совесть"....