Рекомендации для социального педагога
методическая разработка на тему

Кырлыг-Кара Татьяна Кыргысовна

Рекомендации для социального педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           1.Социальный  педагог, соблюдай  заповеди!

     Специфика  деятельности  социального  педагога  предъявляет  к  нему  весьма  

высокие  требования.  Широкий  круг  профессиональных  обязанностей  и  диапазон  действий  социального  педагога,  к  выполнению  которых  он  должен  быть  подготовлен, обуславливает  особый  интерес  к  пониманию  его  психолого-педагогической  компетентности. Психолого-педагогическую  компетентность  можно  представить  как  согласованность  знаний, практических умений  с  реальным поведением  социального  педагога  в  процессе деятельности.  

В  своей  индивидуально-профилактической  работе  социальный  педагог  должен руководствоваться  следующими  заповедями:

*не  навреди;

*не  оценивай;

*соблюдай конфиденциальность;

*принимай  человека  таким,  каков  он  есть;

*соблюдай  принцип  добровольности.

2.Основные  личностные  и  профессиональные  характеристики  социального  педагога.

1.Стабильный  авторитет  и  доверие  среди  учащихся.

2.Умение  устанавливать  и  поддерживать  положительные  контакты  и  отношения  с  детьми,  родителями  и  педагогами.

3.Способность  сохранять  тайну  ребёнка  и  его  проблем.

                                    3.Посещение  семьи  учащегося.

                              У  истоков  становления личности  стоит  семья.  Именно  в  семье  ребёнок  получает  азы  знаний  об  окружающем  мире. Семья  для  маленького  человека  школа  отношений  с  людьми. В  ней  ребёнок  включается  во  все  жизненно  важные  виды  деятельности – интеллектуально-познавательную,  трудовую, общественную,  ценностно-ориентированную, художественно творческую,  игровую, свободного  общения.

Семейное  воспитание  имеет  широкий  диапазон  воздействия:  оно  продолжается  всю  жизнь  человека.

              В  настоящее  время  большинство  семей  озабочено  решением  проблем  экономического,  а  порой  и  физического  выживания, усилилась  социальная  тенденция  самоустранения  многих  родителей  от  решения  вопросов  воспитания  и  личностного  развития  ребёнка. Родители,  не  владея  в  достаточной  мере  знанием  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  развития  ребёнка, порой  осуществляют  воспитание  вслепую, интуитивно.  Всё  это, как  правило,  не  приносит  позитивных  результатов.  В  таких  семьях  нет  прочных  межличностных  связей  между  родителями  и  детьми  и,  как  следствие,  «авторитетом»  становится  внешнее,  зачастую  негативное  окружение,  что  приводит  к  «выходу»  ребёнка  из-под  влияния  семьи.  Социальная  поддержка таким  семьям, испытывающих  трудности  в  реализации  своих  основных  функций  является  важнейшей  задачей  социального  педагога.  

При  индивидуальной  работе  с  семьёй  социальному  педагогу  следует  помнить, что  знакомство  и  визит  в  любую  семью  очень  ответственный  момент. Поэтому  социальному  педагогу  очень  важно  подготовиться  к  первому  разговору  с  взрослыми  членами  семьи, и начинать  лучше  с  изучения  и  оценки,  основных  стресс- факторов  в  семье.  Первый  стресс-фактор:   социальный – это безработица,  неполная, многодетная  семьи, скученность  в  квартире.  Второй  стресс-фактор:  со  стороны  родителей – трудности  в  воспитании. Третий  стресс-фактор: со  стороны  ребёнка – отклонения  в  поведении.    

 

                               

                4. Правило  посещения  семьи  учащегося

1

Договоритесь  заранее  о  посещении  семьи.                                                                                                Не  забывайте,  что  Вы  заходите  в  частное  владение.                                                                                  Все  квартиры   в  нашем  селе  приватизированы.

2

Не  начинайте  разговор  у  двери,  на  ходу.

3

Проявите  такт  в  разговоре  с  родителями,                                                                                      всегда  начинайте  с  похвалы  и  комплиментов.

4

Не  превращайте  разговор  в  допрос.

5

Продумайте  основные  пункты  разговора.

6

Делать  записи  при  посещении  нежелательно,                                                                                           но  после  посещения  надо  записать  суть  беседы  и  сделать  выводы.

7

Вести  беседу  желательно  со  всей  семьёй, в  присутствии  ребёнка.

8

Подчёркивайте  свою  заинтересованность  судьбой  ребёнка

9

Взвешивайте  уровень  своих  требований  и  возможности  семьи.

         5. Формы  и  методы  социально-педагогического  взаимодействия  с  семьёй.

*Информационный  бюллетень.  Это  эффективный  способ  сделать  работу  педагогов  открытой  для  семей, вовлечь  родителей  в  школьную  жизнь  своего  ребёнка. Бюллетень  имеет  несколько  коротких  и  легко  читаемых  рубрик. Текст  бюллетеня  содержит  конкретные  имена  детей  и  членов  их  семей,  когда  речь  идёт  о  благодарности. Бюллетень  выпускается  ежемесячно  или  раз  в  четверть.

*Краткие  сообщения – СМС.  Это  сообщения  о  достижениях  ребёнка  или  благодарность  родителям  за  оказанную  помощь  в  учёбе. Родители  с  удовольствием  читают  эти  послания  и  присылают  педагогам  ответные.

*Визиты  родителей  в  класс.  Присутствуя  в  классе, родители  ощущают  личную причастность  к  школьной  жизни. У них  появляется  реальная  возможность  наладить  дружеские  отношения  с  другими  семьями. Педагоги, в свою  очередь,  могут  лучше  узнать  каков  родительский  стиль  общения  и  воспитания  детей.

*Индивидуальные  консультации.  В  доверительной  обстановке  можно  обсудить  с  родителями  все  аспекты  обучения  и  воспитания  их  ребёнка.  А  с другой – получить   от  родителей   информацию.  Социальный  педагог  несёт  персональную  ответственность  за  сохранение  конфиденциальности  полученной  информации.

*Семейные  проекты. Например.  Предложить  всей  семьёй  сходить  в  лес  и  создать  коллекцию  из  опавших  осенних  листьев. Выполнение  семейных  домашних  проектов  позволяет  детям  лучше  усвоить  учебный  материал, а  родителям  ответственность  и  заинтересованность  в  воспитании  и  дополнительном  образовании  своих  детей.

*Родительские  собрания  даёт  педагогам  хорошую  возможность  для  общения  со  всей  группой  родителей  в  целом,  совместного  обсуждения  и  решения  актуальных  вопросов.  Тёплая, доброжелательная  обстановка – вот  неотъемлемый  элемент  проведения  любого  собрания.

6.Координационный  план  работы  с  детьми  «группы  риска»                       на  5  лет  с  2015  по  2020  год.

Направления  

                   

                          Мероприятия

Кл.  рук.

Соц. пед.

Инспект.  ПП

Психолог

ЗДВР

ЗДУВР

Совет пр.

Родком.

1.Организационная

1.Составление  социального  паспорта  классов

+

+

2.Характеристики  на  детей группы  риска

+

+

3.Выявление  детей, находящихся  в  ТЖС

+

+

+

+

4.Организация  встреч  педагогов  школы  с  родителями

+

+

+

+

+

+

5.Организация  досуга  и  внеурочной  деятельности.

+

+

+

+

+

+

+

6.Составление  документов  в  КДН  и  другие  службы.

+

+

+

+

+

+

7.Организация  летнего  отдыха  детей  ГР.

+

+

+

+

2.Работа  с  учащимися

1.Контроль посещаемости  и  успеваемости  детей   группы  риска.

+

+

+

+

+

+

+

2.Вовлечение  детей  группы  «риска»  в  кружки  и  секции.

+

+

+

3.Проведение  профилактических  бесед.

+

+

+

+

4.Посещение  уроков  с  целью  наблюдения  за  учащимися.

+

+

+

+

5.Направление  на  консультацию  к  мед. специалистам.

+

+

+

6.Проведение  психодиагностики.

+

7.Разбор  конфликтных  ситуаций.

+

+

+

+

+

+

3.Работа  с  родителями

1.Посещение  семей

+

+

+

+

+

2.Проведение  консультаций  для  родителей.

+

+

+

+

3.Проведение  совета  профилактики.

+

+

+

+

+

+

+

+

4.Разработка  рекомендаций  для  родителей.

+

+

+

+

5.Выступления  на  родительских  собраниях.

+

+

+

+

+

+

4.Работа  с  педагогами

1.Консультации  по  результатам  медосмотра  школьников.

+

+

2.Консультации  по  результатам  диагностики.

+

3.Разработка  рекомендаций  по  работе  с  детьми  группы  «риска».

+

+

+

4.Выступления  на  педсоветах  и  совещаниях.

+

+

+

+

+

+

5.Проведение  семинаров, тренингов  и  деловых  игр  для  педагогов.

+

+

+

+

 

                    7.Последствия  употребления  спиртных  напитков.

1

        Прогулы

2

Болезни

3

Разводы

4

Отравления

5

Алкоголизм

6

Преступность

7

Дорожно-транспортное  происшествие  (ДТП)

8

Врождённые  уродства

9

Самоубийства

10

Смерть

8.Листовка  «Закон  и   Я»

Статьи  УК  РФ

                     Содержание

Сроки  наказания

Статья 151

Вовлечение  несовершеннолетнего  в  совершение антиобщественных  действий.

До  5  лет

Статья 4 пункт  11 закона  ФЗ  № 120

Появление  несовершеннолетнего  на  улице  после  22  часов  без  сопровождения  законного  представителя.

Штраф  с  родителей  2000  руб.

Статья131

Изнасилование

От 3 до 10 лет

Статья 158

Кража

От 3 до 10  лет

Статья  161

Грабёж

От 4 до 10  лет

Статья  162

Разбой

От 3 до 10 лет

Статья  166

Угон

От 5 лет  или  штраф  до  120 000  руб.

Статья 213

Хулиганство

От 2 до 7 лет

Статья  228

Сбыт  и  хранение  наркотических  веществ.

До  пожизненного

                                 9. Памятка  учащемуся.

        Дорогой  друг!  Обязанности  человека  делятся  на  4  группы:

                            *перед  самим  собой;

                            *перед  семьёй;

                            *перед  государством;

                            *перед  другими  людьми.

1. Ты  живёшь  среди  людей.  Не  забывай, что  каждый  твой  поступок,  каждое  твоё  желание  отражаются  на  окружающих  тебя  людях.  Знай, что  существует  граница  между  тем,  что  тебе  хочется, и  тем,  что  можно. Проверяй  свои  поступки,  чтобы  окружающим  тебя  людям  было  хорошо.

2.Ты  пользуешься  благами,  созданными  другими  людьми.                                            Плати  им  за  это  добром.

3.Все  блага  и  радости  жизни  создаются  трудом. Без  труда  нельзя  жить  честно. Ученье – это  твой  первый  труд.  Идя  в  школу,  ты  идёшь  на  работу.

4.Будь  добрым  и  чутким  к  людям.  Не  причиняй  людям  зла, уважай  и  почитай МАТЬ  и  ОТЦА – они  дали  тебе  жизнь,  они  воспитывают  тебя,  они  хотят,  чтобы  ты  стал  грамотным,  образованным  человеком  с  добрым  сердцем  и  чистой  душой.

5.Не  будь  злым  и  равнодушным. Уважай  людей, если  хочешь,  чтобы  люди  уважали  тебя.

10.Школа выживания.                                                                                                               Среди  всех  прав, которыми  обладает  человек,  право  на  жизнь  и  личную  неприкосновенность  является  важнейшим,  чтобы  предотвратить  беду,  необходимо  научиться  распознавать,  где  она  может  таиться. Особенно  уязвимыми,  в  этих  отношениях,  являются  дети.  Они  должны  быть  ориентированы  на  формирование  навыков  безопасного  поведения.

*Безопасность – это положение,  при  котором человеку  не  угрожает  какой-либо  вред, несчастье.

*Экстремальная  ситуация – это  крайняя, необычная  по  трудности  и  сложности  ситуация.

                   

                   Почему  люди  попадают  в  экстремальную  ситуацию?

*они  недооценивают возможную опасность, идут на неоправданный риск;

*часто  не  думают о последствиях  своего  поведения;

*не знают, как избежать опасности;

*к опасным ситуациям  приводит  равнодушие окружающих.

              1.Как уберечь себя от нападения на улице.

1.Соблюдай  детский  комендантский  час (ДКЧ), в  22 часа  ребёнок  должен  находиться  дома.

2.Старайся не ходить по безлюдным, мало освещённым и незнакомым улицам в вечернее  время.

3.Опаснрсть может исходить также от заброшенных зданий, пустующих строек, лесных полос, парков - здесь могут находиться преступники.

4.Если встретится подозрительный человек или группа людей на улице, а прохожих поблизости нет, лучше избежать встречи с ними  и  повернуть назад.

5.Не бери с собой на улицу дорогие вещи, деньги – они могут стать приманкой для преступника.

6.Не провоцируй нападение, какими – либо противоправными действиями со своей стороны.

             2.Как себя вести при нападении.

1.Если тебя кто-то преследует, старайся бежать туда, где  могут быть люди.

2.Если это невозможно сделать, громко кричи, зови на помощь.

3.Если преступники требуют отдать какую – либо вещь, не сопротивляйся, лучше лишиться её, чем жизни и здоровья.

4.Запомни приметы преступника, чтобы потом можно было описать его портрет в полиции.

              3.Как уберечь своё жилище от грабителей.

1.Никогда не открывай двери незнакомым людям.

2.Всегда закрывай входную дверь на прочный внутренний замок.

3.Если кто – то пытается проникнуть в квартиру, когда ты дома один, громко кричи и зови соседей, срочно звони в полицию, службу спасения, родителям, в школу.

4.Не рассказывай малознакомым людям и даже приятелям о том, что имеет ваша семья, эта информация может попасть к преступникам.

5.Думай о безопасности своих соседей, если видишь что – либо подозрительное, сразу сообщай об этом взрослым.

                4.Как не стать жертвой маньяка.

1.Никогда не садись в чужую машину.

2.Никогда и никуда не ходи с незнакомыми людьми, что бы тебе ни обещали за это.

3.Не  садись в лифт с незнакомыми людьми.

4.Если на тебя кто – то напал: кричи, вырывайся, кусайся. Старайся убежать любым способом.

5.Твои родители  должны  всегда  знать, где ты находишься.

                 5.Как отказаться от спиртного и наркотиков.

1.Наркотики и спиртное предлагают люди, имеющие корыстные цели. Даже если это приятели, они желают тебе ЗЛА!   Уйдите от них подальше.

2.Приняв, наркотики и спиртное ты можешь умереть или нанести  вред  своему  организму.

3.Лучше всего не связываться с компанией,  в которой  употребляют наркотики и алкоголь.

Дети, берегите  себя!!!

11. Результаты  медицинского  осмотра  детей  МБОУ  СОШ                                                    с.Арыг-Узюнский   за  2015, 2016,2017 годы.

В  данной  школе  нет  медицинского  пункта. Все  положенные  прививки   и  медицинские  услуги выполняются  фельдшерами  врачебной  амбулатории.   По   данным  медосмотра  школьников за  последние  3  учебных  года  детей  с  первой  медицинской  группой  с  каждым  годом  уменьшается.  Практически  здоровыми  в  2017  году  является  только  10%  детей  от  общего  числа  школьников. Результаты  последних  трёх  лет  медосмотра  школьников  нашей  школы показано  на  этой  таблице.

Годы

Количество учащихся

Первая  медицинская  группа

количество

   в  %

2015

222

76

   34

2016

229

57

   25

 2017

237

24

   10

 2017 – 2018  учебный  год  был  благополучным  для  детей  школы  по  гриппу, ОРВИ,  ОРЗ  и  инфекционным  заболеваниям, но  настораживают  результаты  пробы «Манту» за  этот  учебный  год. На  октябрь 2017 года  положительные  результаты  пробы «Манту»  имело 20  детей:  с 1 по 4 классы  11 детей; с 5 по 9 классы  6;  в 10 классе – 3.   С  ноября  2017  года  по  март  2018  года  дети  прошли полный  курс  амбулаторного лечения, которая  осуществляла   патронажная  сестра  врачебной  амбулатории  Мартан.Л.А.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"

Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...

Методические рекомендации для социального педагога

Предложенные  материалы  преднозначены социальным педагогам ОУ, специалистам по социально-педагогических служб. ...

Методические рекомендации для социальных педагогов в школе

Методические рекомендации  по подготовке документов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....

Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей " Детская агрессия: причины и последствия"

Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...

Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей , Детская агрессия: причины и последствия"

Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...

Методические рекомендации для социальных педагогов по организации работы с несовершеннолетними, признанными комиссией КДН и ЗП района, находящимися в социально опасном положении

Индивидуальная программа реабилитации (далее план ИПР) несовершеннолетнего, признанного комиссией КДН и ЗП, находящимся в социально опасном положении (далее СОП) представляет собой документ, описывающ...