Литературно-музыкальные композиции "Безумству храбрых поём мы песню".
классный час на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_kompoziciya.docx20.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальные композиции "Безумству храбрых поём мы песню".

(посвящается учёным прошлого).

Цели: развивать интерес учащихся к научной деятельности, творческое отношение к новым знаниям;  способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

Оборудование: материалы художественно-исторической хрестоматии; костюмы и реквизит исторических персонажей.

Ход мероприятия.

1-й ведущий: 16-е столетие стало веком рождения современной науки. Наиболее пытливые умы посвящали свои жизни осмыслению фактов, постижению законов мироздания, ставили под сомнения веками устоявшие догмы. Но церковь была ещё сильна, инквизиция (специальный церковный суд), созданная для борьбы с еретиками, выносила один приговор за другим, не желая терять влияние церкви.

1-й бродяга:

Рим и всех и каждого грабит безобразно

Пресвятая курия-это рынок грязный!

Там правда сенаторов продают открыто,

Там всего ты добьёшься при мошне набитой.

Есть у римлян правило, всем оно известно:

Бедного просителя просьба не уместна,

Лишь истцу дающему в свой черёд даётся,

Как тобой посеяно, так тобой и пожнётся.

Писарь и привратники в этом с папой схожи,

Свора кардинальская не честнее тоже:

Если мзду обильную ты им не предложишь,

То и дела правого выиграть не сможешь.

2-й бродяга:

Прошу, молчи, не смей меня будить.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать-удел завидный.

Отрадней спать, отрадней камнем быть.

3-й бродяга:

Зову я смерть, мне видеть невтерпёж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье.

2-й ведущий: Критическое отношение к так называемым незыблемым истинам приводило к открытиям, в корне меняющим старое мировоззрение. Польский астроном Николай Коперник, создатель гелиоцентрической системы, заявил, что Земля наряду с другими планетами вращается вокруг Солнца. В предисловии в книге "Об общении небесных сфер" учёный писал, что 36 лет он не решался обнародовать свой труд. Сочинение было издано в 1534 г. за несколько дней до смерти автора.

Сцена 1-я (сидящий в кресле умирающий Коперник и гонец с книгой, читающий стихи).

Старый Коперник лежал. Умирал математик Коперник.

Вдруг растворяется дверь, и за ней весь в пыли незнакомец.

Бледной, дрожащей рукой он снимает дорожную сумку,

Свёрток достал и вручил умиравшему книгу.

Тихо мертвевшей рукой свою книгу Коперник погладил,

Радость во взгляде зажглась, и счастливый Коперник

                                                                                  заплакал.

Слёзы текли по щекам и искрились в глубоких морщинах,

Взгляд засверкал и погас, и ресницы навеки сомкнулись.

Ясно, спокойно лицо. На губах чуть заметна улыбка.

Книга в руках мертвеца - знак победы над смертью -

                                                                                  бессмертья.

1-й ведущий: Если Коперник избежал преследований лишь потому, что выход книги совпал с его кончиной, то судьба Джордано Бруно оказалась трагичной. В молодости он стал монахом доминиканского ордена. Бруно не скрывал своих убеждений и вызывал недовольство святых отцов. Вынужденный покинуть монастырь, вёл бродячий образ жизни. Преследуемый, бежал из родной Италии в Швейцарию, затем жил во Франции и Англии, где занимался наукой. Свои идеи изложил в сочинении "О бесконечности, вселенной и мирах".

2-й ведущий: Читая лекции по космологии в Оксфордском университете. Бруно вёл ожесточённые дискуссии с местными теологами и схоластами. В аудиториях Сорбонны силу его аргументов испытали французские схоласты. В Германии он прожил целых 5 лет. Там был издан целый ряд его трудов, вызывавших новый взрыв ярости итальянской инквизиции, готовой на всё, ради того, чтобы заполучить самого опасного, по её мнению, еретика.

Сцена 2-я (Бруно излагает свои факты)

"-Я утверждаю, что вселенная бесконечна. Жизнь не может ограничиваться конечным миром - это противоречило бы самому представлению о ней. Она творит всё новые и новые миры. Поэтому и наша Земля не может являться центром Вселенной. Не солнце движется вокруг Земли, а Земля с луной и все планеты -  вокруг Солнца. Нет никаких хрустальных сфер. Не льётся оттуда свет на Землю. Свет и жизнь даёт нам Солнце. Мерцающие сине-голубые звёзды - такие же солнца, как наше. Всё движется, развивается и совершенствуется по одному общему закону..."

1-й ведущий: По наущению церкви венецианский патриций Мочениго пригласил Джордано Бруно в качестве домашнего преподавателя философии и выдал его инквизиции. Учёный был заточён в застенки. В течении 8 лет католический трибунал безуспешно добивался публичного отрицания Бруно от его научных трудов.

Сцена 3-я (вынесение вердикта).

Судьи: ВИНОВЕН... ВИНОВЕН... ВИНОВЕН...

Один из судей: Обращение к римскому губернатору: "Примите еретика в своё введение, чтобы по своему усмотрению подвергнуть его заслуженной каре. Умоляем вас, однако, умерить суровость вашего приговора в отношении его тела, так, чтобы ему не грозила смерть от пролития крови. Так постановили мы, кардиналы, инквизитор и генерал, чьи подписи следуют дальше.

Бруно: Быть может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю.

1-й ведущий: 16 февраля 1600 г. на Площади Цветов Бруно был сожжён на костре, стоически приняв смерть и не отказавшись от своих убеждений.

2-й ведущий: Такая же участь едва не постигла и другого итальянского учёного - астронома, физика и механика Галилео Галилея. Созданный им в 1609 г. телескоп позволил получить объективные доказательства выводов Коперника и Бруно. Первые же наблюдения за звёздным небом показали полную абсурдность утверждения церкви.

Сцена 4: (Галилей наблюдает небо в телескоп).

 Поздний вечер. Галилей, со зрительной трубой наблюдает, в страшном волненье ведёт наблюдения и делает неоднократные записи.

Виргиния: Что ты там видишь отец?

Галилей: Много больше, чем думал увидеть.

Виргиния: Чем ты взволнован, отец?

Галилей: Свои счастьем, любимая, счастьем. Первым из всех на земле чудеса твой отец наблюдает.

Виргиния: Можно и мне посмотреть?

Галилей: Ты вторая из смертных увидишь. То, что ты увидишь сейчас, никому на земле не известно.

Вот посмотри без трубы. Вот Луна, все считают, что это зеркало или хрусталь. А в трубу - это шар, и огромный.

Виргиния: (смотря в трубу.) Это огромнейший шар. Что на нём за круги и пятна?

Галилей: Наша Луна, как Земля. На ней горы, моря и долины. Вон, посмотри без трубы. Вот Плеяды. Семь звёзд. Видишь, семь их. Слабому глазу их семь, а в трубу?

Виргиния: (смотря в трубу.) Сколько их там!

Галилей: Сосчитай их.

Виргиния: Их нелегко сосчитать. Их там больше, чем семь.

Галилей: Их там сорок. Сорок их сам насчитал. Знали семь. Знали семь. Тридцать три открыли мы. Вон, посмотри без трубы. Вот, сосчитай восемь звёзд Ориона.

Виргиния: (смотря в трубу.) Сколько, отец, их!

Галилей: Насчитал я там восемь десятков. Вон, посмотри без трубы. Серебристая бледная дымка. Видишь, по небу идёт. Там, в тумане, искрится дорога. Это зовут млечный путь., это млеко богини пролито. А посмотри-ка в трубу.

Виргиния: (смотря в трубу.) Там всё небо усыпали звёзды.

Галилей: Сколько их, милая там?

Виргиния: Там все звёзды.

Галилей: Все звёзды. Все звёзды. Словно нет им числа. Там сверкающих солнц мириады. Там мириады планет. Мириады миров во Вселенной. Прав был Коперник. Он прав. Прав и Кеплер, неистовый Бруно. Кто же посмеет теперь отрицать то, что каждый увидит? Каждый увидит теперь, убедится своими глазами. Слава счастливой судьбе, даровавшей мне счастье быть первым.

2-й ведущий: Даже близость к папе Урбану 8-му не защитила Галилея. В 1633 г. римским католическим судом книга Галилея "Диалог" была запрещена, а автор объявлён "узником инквизиции" и оставался ими в течении 9 лет вплоть до смерти. Только в 1992 г. Ватикан оправдал Галилео Галилея.

Бродяги:

Ну, вот и в Краков мы пришли,

Что уваженья дань Копернику отдать,

Мы памятник ему нашли,

Стоим, горды здесь стоять.

У стен старинных университета

Мы видим этот памятник простой,

Воздвигнутый учёному - поэту,

Провидцу правды вечно молодой.

Им Краковцы горды необычайно,

И разве можно не гордиться им,

Ведь у завистливого неба тайну

Он вырвал разумом своим земным.

Детей приводят к университету,

Чтоб дочка знала, и чтоб сын узнал:

-Смотрите все: простой канонник этот

Престол господний смело колебал!

Для всех народов над планетой всею

Теперь иным созвездиям сиять,

 И вместе в ними жить и побеждать

Копернику, Джордано, Галилею!

1-й ведущий:

Безумству храбрых поём мы славу!

Безумство храбрых - вот мудрость жизни!

В бою с врагами истёк ты кровью.

Но будет время - и капли крови твоей горячей,

Как искры вспыхнут во мраке жизни

И много смелых сердец зажгут безумной

жаждой свободы, света!

Пускай ты умер! Но в песне смелых и

сильных духом

Всегда ты будешь живым примером,

Призывом гордых к свободе, к свету!

Безумству храбрых поём мы песню!

Исполняется песня (Коперник, Бруно, Галилей) - "В кромешном дыму...".

В кромешном дыму не виден рай,

А к боли привыкло тело,

И если решать, тогда решай,

А коль рисковать, за дело.

Припев:

Чтоб сказать, мог сказать,                                

Жизнь я прожил не зря,

И дерзать, да дерзать,                                            - 2 раза.

Жизнь я прожил не зря.

Коль ей дорожить умеешь.

А коль суждено умереть в строю,

Потомки добром пусть вспомнят,

Серьёзно взглянув на судьбу мою,

Ошибки все мне припомнят.

Припев: тот же.

В кромешном дыму не виден рай,

А к боли привыкло тело,

И если решать, тогда решай,

А коль рисковать, за дело.

Припев: тот же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы « Нас песня на подвиг звала».

Чем дальше от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем грандиознее представляется подвиг  народа, отстоявшего  Родину от фашизма. Многие люди , родившиеся  в послевоенное...

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»Цели: познакомить воспитанников с поэзией и песнями времен ВОВ; заинтересовать их творчеством писателей и композиторов ВОВ; разв...

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

Внеклассное мероприятие, посвящённое аварии на Чернобыльской АЭС "Безумству храбрых поём мы песню"

Цели:Рассказать учащимся о трагедии на Чернобыльской АЭС, о подвиге людей - ликвидаторов аварии.Развивать познавательную и творческую активность.Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.Обо...

Отважным пожарным поём мы песню

Сценарий выступления на конкурсе агитбригад Дружин юных пожарных ДЮП "Отважным пожарным поём мы песню"....

Устный журнал «Безумству храбрых поём мы песни»

Материал посвящён нашим землякам, которые отдали свои жизни за Родину, за процветание мира и спокойствия на нашей земле....