Занятие – экскурсия «Приметы осени».
план-конспект по теме

Тимошенко Алла Анатольевна

Ребята, прозвенел звонок,  но сегодня у нас будет не обычный занятие, мы с вами пойдем на экскурсию. Вы уже бывали на экскурсиях. Кто из вас помнит правила поведения на экскурсии? (ответы детей). Итак,  мы отправимся в школьный двор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_primety_zanyatie_-_ekskursiya_17.docx418.65 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие – экскурсия «Приметы осени».

Цель: расширить представления учащихся о приметах осени.

Задачи:

- Образовательные: познакомить детей с понятием «окружающий мир»;  расширить представление обучающихся о приметах осени; познакомить со стихами об осени Е.Ф. Трутневой.

- Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, память, мышление, внимание, связную устную  речь учащихся, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней природы.

- Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе, в малой группе.

Оборудование: опавшие листья разных деревьев, репродукции осенних пейзажей, стихотворения об осени, цветные мелки.

Ход занятия-экскурсии:

Организационный момент.

- Ребята, прозвенел звонок,  но сегодня у нас будет не обычный занятие, мы с вами пойдем на экскурсию. Вы уже бывали на экскурсиях. Кто из вас помнит правила поведения на экскурсии? (ответы детей). Итак,  мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.)


Актуализация знаний

-Ребята, послушайте стихотворение пермской поэтессы Е.Ф.Трутневой:

Утром мы во двор идем — 
Листья сыплются дождём, 
Под ногами шелестят 
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки 
С паучками в серединке, 
И высоко от земли 
Пролетели журавли. 
Всё летит! Должно быть, это 
Улетает наше лето.


hello_html_m31c881db.jpg

(1884 - г. Пермь - 1959), 

- Ребята, о каком времени года написано это стихотворение? (об осени)

- Вот сегодня наша экскурсия посвящается осени. Тема нашего занятия «Золотая осень».

hello_html_5cc5da2c.jpg

Работа по теме:

- Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

-А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют: дуб, клен, ясень, береза, яблоня, рябина).

hello_html_m47da45ac.jpghello_html_m28ec6779.jpg

hello_html_62bc8dd9.jpghello_html_61169825.jpghello_html_m47c220fc.jpg

- А что создано природой? (Называют.)

- Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая».

-Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите. (Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)

-А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. (Доказывают.)

-Посмотрите на небо. Что мы видим? (облака, солнце) Они живые? (Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается.)

-Вот мы и определили признаки живого и неживого.

-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.

(деревья, птицы, цветы).

-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе.

(солнце, облака, камень, песок, ветер).

- Итак, природа бывает «живая» и «неживая». Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Осень.)

- Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая. Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)

- А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы.)

- А как изменилась жизнь людей с приходом осени? ( Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)

- Все верно. Молодцы!

-Ну а сейчас мы отдохнем.

Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем,

 Руки поднять вверх

 А потом их опускаем,

 Руки расслабленно опустить вниз.

 А потом их разведём

 Наклон назад, откинуться, руки развести в стороны

 И скорей к себе прижмём

 Руки поставить перед грудью, ладонями к себе

 А потом быстрей, быстрей

 Движения рук, как при беге в быстром темпе

 Хлопай, хлопай веселей!

 Хлопки в ладоши

- Посмотрите, какие деревья растут в нашем дворе? (дуб, березы, клен, яблони, ясень…)

Дидактическая игра «Угадай дерево».

-А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).

hello_html_m1136e9d1.jpghello_html_m5a764f5b.jpg

-А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)

- Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

- Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья. Какого цвета? (дети рассматривают опавшие листья, называя их цвета).

-Природа осенью необычайно красива. Многие поэты и художники воспевают эту красоту. Мы много читали и заучивали  стихотворений об осени. Вспомните. (Если дети затрудняются, учитель читает заранее подготовленные стихотворения). Авторы называют осень золотой, багряной, прекрасной…

Послушайте, какими словами-красками описывает осень Е.Ф.Трутнева/

СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.

- Как и поэты, художники, тоже восхищаются осенней природой.   Посмотрите, какие замечательные картины пишут художники (дети рассматривают репродукции).

- Теперь, я хочу, чтобы вы тоже стали художниками, и нарисовали осенние деревья. Показали всю красоту осенней природы. Для этого нам понадобится разбиться на группы (дети под руководством учителя делятся на команды, и рисуют на асфальте выбранные деревья).

 

После того, как учащиеся закончили, можно выбрать лучший рисунок.

Итог занятия.

- Ребята, что же нового вы узнали сегодня на занятии-экскурсии? (ответы детей).

- Со стихами какого поэта вы познакомились? ( Е.Ф. Трутнева)

- Мы рассматривали  то, что нас окружает. Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

- Какая бывает природа? (живая и неживая).

- Вспомните признаки живой природы, приведите примеры.

- Вспомните признаки неживой природы, приведите примеры.

- Как же меняется природа с приходом осени?

- Сегодня замечательно прошла наша экскурсия. Спасибо, молодцы. А сейчас мы отправляемся в класс. (Организованно возвращаемся в школу).

hello_html_42dfccb6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук [Д] и буква «Д». Приметы осени.

Конспект группового логопедического занятия с детьми  с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости....

Занятие Золотая осень (экскурсия в осенний лес)

Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня пойдём?Ребята, подумайте: кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы, которые прово...

Экскурсия.Приметы ранней осени.

Данный материал предназначен для ознакомления с приметами ранней осени в городском парке, а также для закрепления экологических знаний воспитанников....

Конспект занятия-прогулки «Экскурсия в осенний городской парк»

Цель: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в парке; расширить и углубить знания о деревьях осеннего парка; воспитывать в детях эстетические чувства.Задачи:&midd...

Конспект развивающего занятия Приметы осени" (для детей 5-6 лет)

Цель: Формирование представлений детей об изменениях в природе осенью. Содержит познавательные и игровые моменты....

Экскурсия в осенний парк " Деревья в осеннем лесу"

*Углубить представления о сезонных изменениях в природе.*Расширить знания детей о деревьях осеннего парка.*Коррекция зрительного восприятия через наблюдения за природой.*Воспитывать умение вести себя ...

Познавательная викторина «Приметы осени»

Цель:  Обобщить знания детей об осени.Задачи:Углубить знания детей об основных приметах и признаках осени;Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение...