Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР
статья на тему

В статье представлен опыт классного руководителя в организации досуга учеников с ТМНР и РАС в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_rabota.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР.  

Организация досуга детей

В составе моего класса на начало обучения в нашем образовательном учреждении было и осталось на сегодняшний день  шесть обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР, СНР, нарушением поведенческой и эмоционально-волевой сферы, из них четверо имеют расстройства аутистического спектра (РАС). В первый год обучения детям было тяжело не только высидеть урок, но и просто находиться вместе в одном помещении. Отсутствовали навыки адекватного взаимодействия, совместной деятельности, умения вести себя в коллективе.  

В этих условиях для решения коррекционных и воспитательных задач был использован не только учебный процесс, но и внеурочная деятельность, в ходе которой создавались ситуации для многочисленных естественных социальных контактов. Различные формы организации свободного времени и отдыха продумывались и проводились вместе с коллективом родителей класса. Сначала организовывались совместные прогулки,  дни именинника, как в классе, так и в детском развлекательном центре. Первый опыт оказался достаточно тяжёлым, но помог понять особенности поведения детей и учесть это в будущем, чтобы избежать ошибок. Так, например, было выявлено, что часть обучающихся плохо реагируют на громкую музыку, боятся ростовых кукол, быстро утомляются, могут неадекватно реагировать на незнакомую ситуацию. В то же время большую часть класса может увлечь совместный просмотр мультфильма или небольшого представления. Потом это было использовано как один из стимулов для формирования приемлемого поведения.

В ходе дальнейшей работы активно использовался эмоционально-смысловой подход, когда взрослые, проживая вместе с детьми многообразные впечатления от совместных прогулок, культурно-массовых мероприятий и другого освоения социального пространства, помогают детям осмыслить происходящее. В этом случае взрослый как бы «ассистирует» ребёнку, вовремя подавая реплику, которую он может использовать. В этой естественной ситуации, при заинтересованности ребёнка к коммуникации, новые речевые формы схватываются и воспринимаются им как собственные, усваиваются и начинают использоваться впоследствии самостоятельно.

Поведение составляет значительную долю коммуникации. Считается, что у невербальных детей наиболее устойчивые и сложные проблемы поведения. Если у ребёнка отсутствует внутренняя мотивация к коммуникации, нет внешней необходимости в общении, то с точки зрения такого ребёнка ему гораздо проще участвовать в поведении, а не в коммуникации. Если ребёнку позволяют выражать свои желания валянием по полу или другим неприемлемым способом, у него нулевой стимул к подбору слов, формированию звуков и говорению. Важно не просто, например, научить ребёнка смотреть в глаза, обучить указательному жесту, но и  сформировать умение обратиться с просьбой, выразить свои желания в приемлемой форме, получить возможность общаться с окружающими. Для неговорящих детей одним из наиболее перспективных методов для развития коммуникации является подход, развивающий речевые навыки вместе с формированием совместного разделённого внимания, в ходе получения разнообразных впечатлений окружающей действительности.

Необходимо отметить, что даже значительные успехи в развитии навыков коммуникации, возможности эмпатии сами по себе не решают проблему социализации аутичного человека. Огромное значение для успеха коррекционной работы имеет возможность выйти в более сложную социальную среду. Такие выходы необходимы, с одной стороны, для освоения более сложных форм социального поведения, с другой – для получения новых общих впечатлений, которые могут стать предметом общих воспоминаний, обсуждений. Эта проблема решается пошагово. После освоения пространства класса, привыкания к коллективу одноклассников, совместных игр на переменах и выполнения коллективных творческих работ для школьных выставок, обучающиеся  стали принимать посильное участие в жизни школы.

Первое время участие класса в общешкольных праздниках было  минимальным. Дети учились быть просто зрителями и слушателями,  привыкали к нахождению в многолюдном помещении, осваивали элементарные правила поведения на концерте. При этом непосредственные впечатления коллектива класса стимулировали переживания каждого из них. Дети начинали вспоминать, дифференцировать и связывать свои впечатления от происходящего вокруг. Они получают возможность многократного сопереживания друг другу и таким образом приобретают опыт коммуникативного взаимодействия, эмпатии. Пример других детей позволяет смоделировать сценарий правильного поведения, адекватного окружающей обстановке. Наблюдая за выступающими, дети получают пример поведения на сцене.

С каждым последующим годом обучения степень участия класса в школьной жизни увеличивается. Дети всё более социализируются, учатся имитации, взаимодействию, развивают творческие способности и коммуникативные навыки. Если во время спектакля «Кошкин дом» наши классы изображали огонь,  и им  надо было, держась за алую ткань, стремительно покружиться по сцене и быстро убежать, то к третьему-четвёртому классу дети уже могли показать небольшую сценку и с удовольствием участвовали в танце с мамами на 8 марта.

Обучающиеся с РАС и ТМНР  начали адаптироваться к нахождению в коллективе, многолюдном помещении, научились какое-то время тихо сидеть на представлении, выполнять простые инструкции, отвечать на вопросы, более адекватно взаимодействовать с одноклассниками,  с удовольствием ходить на различные экскурсии, в кино и  театр. Для первых посещений театра мы приобретали билеты для класса на последнем ряду, чтобы иметь возможность видеть весь зал, меньше мешать другим и в случае перегрузки иметь возможность тихо покинуть помещение. Ещё мы в течение двух лет ходили в кинотеатр «Победа» на сеансы, специально адаптированные для детей с аутизмом. В результате перед этим новым годом дети смогли без проблем высидеть двухчасовой спектакль в театре «Красный факел» на местах, расположенных в центре зала.

Посещение театров, кинотеатра, зоопарка, цирка, ботанического сада, детской железной дороги, совместные прогулки и празднование дней именинника, участие в общешкольных праздниках, выставках, конкурсах и других мероприятиях, позволило решать задачи развития коммуникативных навыков на доступном для детей с РАС и ТМНР уровне, способствовало сплочению коллектива, положило начало формированию социально-приемлемого поведения обучающихся нашего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности»

Цель мастер-класса: поделиться с  присутствующими с опытом  работы способствующими формированию  коммуникативных  универсальных учебных действий во внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...

Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Презентация к межрайонному семинару-практикуму ГБОУ Школа №281 от 22.12.2017 г...

Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...

Адаптированная основная программа "Пойми меня" по формированию коммуникативных навыков у детей с ТМНР средствами АДК

Адаптированная основная программа «Пойми меня» по формированию коммуникативных навыков у детей с ТМНР ориентирована на  использование средств альтернативной и дополнительной коммуника...