Программа "Школа толерантности"
рабочая программа на тему

Мощенко Нина Валентиновна

Данная программа предназначена для проведения внеурочной деятельности для детей с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tolerantnost.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

«Школа толерантности»

Основание для разработки программы

Программа развития ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Целевая категория

Учащиеся 1-9 классов образовательных организаций для детей с умственной отсталостью

Цели программа

Задачи программы

формирование у обучающихся норм толерантного поведения, осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, умения строить взаимоотношения с другими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

  • формировать у обучающихся установки толерантного сознания и поведения;
  • создать условия для профилактики агрессивного отношения к окружающим, содействовать выбору продуктивных форм поведения в конфликтных ситуациях;
  • развивать у воспитанников способность к эмпатии, сопереживанию и  сочувствию;
  • воспитывать терпимость, уважение к людям, готовность принять их взгляды, обычаи и привычки;
  • содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности;
  • развивать коммуникативные навыки детей, укрепляющие социальные связи и отношения, формировать мотивы положительной социализации личности;
  • содействовать коррекции самооценки обучающихся.

Сроки реализации программы

Комплексно-целевая программа, вариативная часть которой рассчитана на реализацию с 1 по 9 класс

Основные программные мероприятия

Занятия проводятся в режиме образовательного процесса и дополнительного образования как на основе интегрированного, так и на основе модульного подходов. (уроки, классные часы, внешкольные мероприятия, интегрированные занятия, трудовые десанты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, встречи, беседы).

Важнейшие показатели эффективности реализации программы

  • повышение уровня информированности детей по вопросу толерантности;
  • повышение уровня эмпатии;
  • снижение уровня конфликтности личности, выражение своих чувств и переживаний без агрессии и насилия, умение вести диалог с другими людьми;
  • развитие эмоциональной устойчивости в различных жизненных ситуациях;
  • повышение уровня толерантной установки;
  • коррекция самооценки обучающихся;
  • формирование коммуникативных умений, необходимых для социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество

Ожидаемые  результаты  реализации программы:

формирование  осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром,  умение строить отношения с другими людьми на основе  взаимопонимания и принятия их взглядов и традиций;

формирование нравственных ценностей личности, обладающей в том числе  толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции

ПРОГРАММА

«Школа толерантности»

для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.

Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка

Современное российское общество живет многообразной жизнью, в которой существуют различные теории и представления, соседствуют разные общности людей со своими культурными ценностями, социальным опытом, особенностями в психической структуре личности. Все это требует интеграции существующего на принципах понимания и терпимости. Поэтому проблему воспитания толерантности можно рассматривать как формирование одной из абсолютных ценностей общественной жизни и нашего общего культурного достояния наряду с другими общечеловеческими ценностями. Исходя из этого, проблема формирования толерантной среды в образовательном пространстве становится одной из наиболее актуальных на современном этапе. 

В современном содержательном наполнении смысл термина толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Одним из важнейших социальных институтов, которые должны способствовать формированию толерантной культуры, являются общеобразовательные учреждения.

Именно подростковый период развития личности характеризуется интолерантным поведением: повышенной агрессивностью, некритичностью мышления, бескомпромиссностью. В силу различных причин, толерантные установки не формируются у большинства детей естественным путем. Это порождает неприятие ими мира и себя, и как следствие, асоциальное поведение.

Особенно тяжело это проходит у «особых» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Оттого, как ребенок преодолеет данный кризисный период, во многом будет зависеть, насколько понимающим, терпимым станет он в дальнейшем.

Чтобы процесс формирования толерантной личности был целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность с учащимися в образовательном учреждении. Сегодня, когда имеет место нарушение эмоциональных связей в семье, повышенная конфликтность во взаимоотношениях детей друг с другом и обычных детей с «особыми», вакуум, в который попадают многие учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, способна заполнить оптимально организованная воспитательная работа.

Детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей сложно научить толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Т.е., воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит через формирование у них установки на восприятие и действия в социальной действительности и в отношениях с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, конфронтация и самопознание.

На основании вышеизложенного очевидна необходимость разработки целостной программы по формированию толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе реализации программы у детей сформируется  осознание собственной взаимосвязи с окружающим миром,  умение строить отношения с другими людьми на основе  взаимопонимания и принятия их взглядов и традиций. Т.о., должна быть сформирована личность ребенка, обладающая толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.

Цель программы:

формирование у обучающихся норм толерантного поведения, осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, умения строить взаимоотношения с другими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Задачи:

формировать у обучающихся установки толерантного сознания и поведения;

создать условия для профилактики агрессивного отношения к окружающим, содействовать выбору продуктивных форм поведения в конфликтных ситуациях;

развивать у воспитанников способность к эмпатии, сопереживанию и  сочувствию;

воспитывать терпимость, уважение к людям, готовность принять их взгляды, обычаи и привычки;

содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности;

развивать коммуникативные навыки детей, укрепляющие социальные связи и отношения, формировать мотивы положительной социализации личности;

содействовать коррекции самооценки обучающихся.

Возрастное предназначение программы

Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 1-9 классах.

Принципы осуществления программы: 

принцип диалогичности и сотрудничества, как основной источник и движущая сила развития личности;

принцип доверительного стиля общения;

принцип уважительного отношения к личности;

принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия;

принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся;

принцип стимулирования самостоятельного выбора;

принцип обратной связи;

принцип экологии взаимоотношении, обеспечивающий благоприятную социально комфортную среду в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;

принцип воспитывающей рефлексии (создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений).

Программа курса построена на идеях гуманизма. В Конвенции о правах ребенка говорится, что дети имеют право на особые внимание и заботу, т.е. ребенок должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, терпимости, равенства и свободы. Дети с интеллектуальной недостаточностью также должны вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, формируют уверенность в себе и облегчают их участие в жизни общества.

Программа курса не является чем-то неизменным. Она может и должна изменяться в зависимости от уровня подготовки класса, медико-психологических особенностей детей, текущего планирования учебно-воспитательного процесса. Таким образом, программа «Школа толерантности» служит основой для творческой работы учителя.

Курс состоит из 4 блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Программа едина в плане диагностического, коррекционного и развивающего компонентов. Содержание каждого блока программы основано на взаимодействии, взаимодополняемости и взаимосвязи. Занятия проводятся в режиме образовательного процесса и дополнительного образования.

Методическое обеспечение программы

Программа включает психолого-педагогический блок, который содержит предварительную диагностику уровня тревожности, эмоциональной устойчивости, толерантности обучающихся. Педагогам в своей деятельности по формированию толерантных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо владеть информацией о психофизических особенностях своих воспитанников, знать мотивацию их поступков и действий, иметь рекомендации по их коррекции. Поэтому, важное значение по данному направлению имеет тесное сотрудничество педагога и психолога Центра. 

В ходе работы по реализация содержания первого блока используются психологические методы изучения индивидуальных особенностей детей, занятия в тренинговых группах, позволяющие учащимся самостоятельно принимать решения, справляться со своими страхами, стрессами, формировать в себе толерантное отношение к жизненным ситуациям и окружающим людям.

Блок «Люди мира» предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по овладению учащимися знаниями истории и культуры своего народа, воспитанию миролюбия, привитию идей альтруизма обучению основам человеческого общежития с людьми другой нации, гуманного межнационального общения, формированию позитивного отношения к ценностям культур иных стран мира.

Знания, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого происходит познание мира, нравственное становление личности.

Блок «Права человека» включает мероприятия, через которые  реализуются основные принципы и положения толерантности по данному направлению. Приоритетом для педагога при проведении занятий предполагается акцент на такие понятия как свобода, права, ответственность, справедливость, достоинство личности. Разъяснение прав человека и форм проявления толерантности реализуются через осознание обучающимися признания права на жизнь, свободу и достоинство каждого человека гражданского общества.

Блок «Школа нравственности» предусматривает использование педагогических технологий, обеспечивающих проявление воспитанниками собственной нравственной, гражданской позиции, внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения, расширение позитивного социального опыта детей.

При реализации программы используются активные формы и методы, как на основе интегрированного, так и на основе модульного подходов. Педагог при преподавании тем данного курса может органично интегрировать их в мероприятия учебно-воспитательного процесса и системы дополнительного образования (уроки, классные часы, внешкольные мероприятия, кружки), а также планировать в виде отдельного занятия. Только сочетание различных форм и методов может быть целесообразным и продуктивным.

Учитель при преподавании курса становится на позицию сотрудничества с учениками, диалогового конструирования учебного и воспитательного процессов. Причем, во главу угла ставится индивидуальность, субъектный, т.е. лично накопленный опыт ученика, через призму которого и воспринимается все происходящее. Педагог не формирует ребенка по заданным образцам, а активно работает над его самореализацией, развитием личностного потенциала, принятием собственной позиции в отношениях с окружающими.

Именно ситуация диалога, когда умение слушать другого, вставать на его точку зрения, удерживая свою; понимать и сопереживать другому, является главным средством воспитания толерантности.

Целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, трудовые десанты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, встречи, беседы. Учитывая сложность работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, актуальными являются игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Все мероприятия проводятся с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.

Реализуемые формы и методы должны позволить обучающимся:

формировать свое собственное мнение;

учиться слушать других людей, уважать их суждение;

уметь проявлять терпимость в общении с окружающими, стараться не вступать в конфликты.

Критериями оценки полученных результатов служат:

повышение уровня информированности детей по вопросу толерантности;

повышение уровня эмпатии;

снижение уровня конфликтности личности, выражение своих чувств и переживаний без агрессии и насилия, умение вести диалог с другими людьми;

развитие эмоциональной устойчивости в различных жизненных ситуациях;

повышение уровня толерантной установки;

коррекция самооценки обучающихся;

формирование коммуникативных умений, необходимых для социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Примерный учебно-тематический план

№ п/п

Тема модуля

Возрастная категория

Мероприятия

1.

Психолого-педагогический блок

Все возрастные группы

Тестирование на тревожность и конфликтность

Тестирование «Какой я друг?»

2.

Люди мира

1-4 классы

Все возрастные группы

5-9 классы

Упражнение «Волшебный мешок»

Игра «Познакомьтесь – это Я»

Упражнение «Новичок»

Обсуждение сказки «Гадкий утенок»

Упражнение «Будешь играть с нами»

Заочное путешествие по городу Москва

Народные праздники

Обряд чаепития на Руси

Беседы и доклады на уроках истории, географии

Викторина «Как отмечают Новый год в разных странах»

3.

Права человека

Все возрастные группы

5-9 классы

Беседы на правовые темы с привлечением профессионалов.

Игра «Зачем нужны правила?» Беседы «Права и обязанности гражданина» и «Конвенции прав ребенка»

Обсуждение ситуаций «Кто прав?»

4.

Школа нравственности

Все возрастные группы

Чтение рассказов В. Осеевой «Плохо», «Печенье», Л. Толстого «Рассказы о детях», «Корова»

Беседы по рассказам «Просто старушка», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака.

Игра «К тебе пришли гости». Беседа «О дружбе и друзьях» Упражнение «Правила общения»

Игра «Добрые слова»

Содержание программы

I. Психолого-педагогический блок

Цель: исследование и анализ состояния тревожности обучающихся, мотивации конфликтного поведения, формирование способности оценивания и осознания своих эмоций, выбора средств для реализации толерантного поведения.

Содержание

Диагностика тревожности и агрессивности поведения учащихся.

Формы занятий

Тренинги, упражнения, беседы.

II. Люди мира

Цель: развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия людей другой национальности, признания ценности многообразия культур стран мира.

Содержание

История, культура России и других стран мира. Проявления нетерпимости и толерантности в стране и нашем регионе.

Формы занятий

Уроки по истории, географии; экскурсии на выставки, краеведческий музей; беседы, устные журналы, КВН, викторины, конкурсы

III. Права человека

Цель: формирование представлений о ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности

Содержание

Понятия: права человека, свобода, равенство, ответственность, справедливость. Государство и права человека. Конституционные права и свободы человека в современном обществе. Равноправие всех граждан независимо от национальности, вероисповедания, социального положения. Инвалиды и здоровые люди. Конвенция прав ребенка (право  на жизнь, на имя, на гражданство, на образование, на отдых и досуг, на неприкосновенность жилища). Кодекс РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ.

Формы занятий

Уроки по истории, обществоведению, сюжетно-ролевые игры; конкурсы; встречи; беседы.

IV. Школа нравственности

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание терпимости, уважения к людям, обучение действенным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без агрессии и насилия, формирование умений и навыков конструктивного общения, правил поведения в общественных местах, социальной адаптации через создание общественно полезных отношений с социальными субъектами.

Содержание

Понятие «толерантность». Значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми в различных жизненных ситуациях.

Нравственные ценности: доброта, уважение к людям, любовь к Родине, честность, уважение к труду, позитивное отношение к окружающему миру. Взрослые и дети: проблемы и пути их решения.

Этикет. Правила поведения в школе, магазине, дома, других общественных местах. Выстраивание отношений со сверстниками, взрослыми, в интегрированном коллективе с обычными детьми. Социализация личности.

Формы занятий

Уроки истории, обществоведения, клуб «Ты + Я», сюжетно-ролевые игры; конкурсы; встречи; беседы, экскурсии.

Библиография

Асмолов, А.Г. Толерантность в общественном сознании России /А.Г. Асмолов. – М., 1998.

Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: Учеб. Пособие /Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.- М.: Вербум-М, 2003.- 168 с.

Безюлева, Г.В. Основы толерантного образования/Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова //Образовательная политика.-2006.-№.10.- С.33-38.

Борисова, О.В. Создание демократического климата в школе /О.В. Борисова, П.В. Степанов //Повышение квалификации педагогов в области гражданско-правового образования: сб. материалов.- Калуга, 2001.- С. 102-118.

Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/А.Вислова //Воспитание школьников.-2008.- № 3.- С. 15-20.

Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования /Б.С. Гершунский //Педагогика.- 2002.- №7.- С.3-12.

Гурьянов, А. Воспитание толерантной личности /А.Гурьянов// Воспитание школьников.-2008.-№ 4.- С.25-28.

Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие /Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2005.

Мы – сограждане.-Т.1 /Под ред. Л. Семиной.- М.: Бонфи, 2002.- 502 с.

Основы психологии управления: Учебно-методическое пособие. /Автор-сост. В.М. Чернышова – Тамбов: ТОИПКРО,2008.

Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /С. Панченко //Воспитание школьников.-2008.-№ 7.- С.33-38.

Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру.- М.: Бонфи, 2001. – 304 с.

Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: монография /А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.В. Селезнева и др. - М.: изд-во РАГС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...