Лингвистический турнир (6 - 7 класс)
презентация к уроку (6, 7 класс) на тему

Самигуллина Гульнара Тахировна

Презентация для внеклассного мероприятия "Лингвистический турнир" для учеников 6 - 7 классов, построена по принципу телепередачи "Своя игра" и содержит задания разной степени сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya7_lingvisticheskiy_turnir.pptx699.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистический турнир

Слайд 2

Это «ж-ж-ж» – неспроста! 4 6 8 10 12 14 Слов невесомых не свете нет 4 6 8 10 12 14 Слова рассеются – не собрать 4 6 8 10 12 14 И слово имеет свою меру 4 6 8 10 12 14

Слайд 3

Спасибо за внимание

Слайд 4

Это «ж-ж-ж» – неспроста! Сколько раз в данном предложении встречается звук [о]? Сеня в сени сено нёс – щекотало щёки, нос . 4 3 раза

Слайд 5

Найдите в предложениях слова, в которых все согласные звуки звонкие: Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес. Нежданов просто не знал, что отвечать . Это «ж-ж-ж» – неспроста! 6 Владимир, знал

Слайд 6

Это «ж-ж-ж» – неспроста! Найдите слова, в которых ударение падает на второй слог. добрался, догнала, сливовый, кухонный, откупорить, красивее . 8 добрался, откупорить, красивее

Слайд 7

Это «ж-ж-ж» – неспроста! Распределите слова на две группы, в зависимости произношения. Шинель, академия, гантели, библиотека, кафе, майонез, кофе, тент. 10 гантели, кафе, майонез, тент шинель , академия, библиотека, кофе

Слайд 8

Это «ж-ж-ж» – неспроста! Распределите слова в три группы, объясните свой выбор. Сучья, сосулька, роскошь, вьюн, толочь, петелька 12 сучья, вьюн сосулька, петелька толочь, роскошь

Слайд 9

Это «ж-ж-ж» – неспроста! Распределите слова на три буквы, объясните свой выбор. Поёт, отбить, подъехать, курьер, юноша, обойти 14 поёт, юноша отбить, подъехать, курьер, обойти

Слайд 10

Слов невесомых на свете нет Подберите к данным устаревшим словам современные синонимы: 4 палец перст десница глагол стезя чадо правая рука слово дорога ребенок

Слайд 11

Слов невесомых на свете нет Объясните значение фразеологизмов одним словом: 6 много непочатый край вешать нос спустя рукава слово в слово кот наплакал унывать много точно мало

Слайд 12

Слов невесомых на свете нет Замените заимствованные слова русскими синонимами : 8 азбука алфавит аргумент аллегория инфекция диспут доказательство иносказание болезнь спор

Слайд 13

Слов невесомых на свете нет Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы: 10 как в воду кануть исчезнуть промокнуть насквозь перекусить медленно до нитки заморить червячка в час по чайной ложке

Слайд 14

Слов невесомых на свете нет В «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина есть такие строки: Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. Что значит слово «бранный»? Из какого языка оно пришло? Подберите к нему исконно русские соответствия. 12 Слово «брань» заимствовано из старославянского языка, оно значит «борьба, битва, война». «Бранное поле» - поле битвы. Соответствия: оборона, обороняться.

Слайд 15

Слов невесомых на свете нет Писатель В.Д. Набоков в заметке «Искусство перевода» приводит курьезный случай: один немецкий профессор перевел пушкинское «У лукоморья…» оборотом «На берегу Лукового моря …». Имеет ли «лукоморье» какое-либо отношение к луку? Какое лексическое явление повинно в этой ошибке? 14 Виновата омонимия. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». Для сравнения: «лук» (для стрельбы), «излучина» (реки)

Слайд 16

Слова рассеются – не собрать Распределите слова в две группы в зависимости от их строения. Объясните свой выбор. Собачонка, картонка, девчонка, одежонка, сторонка, японка 4 собач-онк-а , девч-онк-а , одеж-онк-а картон-к-а , сторон-к-а , япон-к-а

Слайд 17

Слова рассеются – не собрать Распределите слова в две группы в зависимости от их строения. Объясните свой выбор. Ведро, кашпо, метро, весло 6 ведр-о , весл-о метро, кашпо

Слайд 18

Слова рассеются – не собрать Что общего в происхождении слов мыло, рыло? 8 Они образованы одинаковым способом: от глаголов «мыть», «рыть» при помощи суффикса -л-.

Слайд 19

Слова рассеются – не собрать Сравните современное и историческое членение слова «подноготная». Как историческое членение помогает понять его значение и написание? 10 Слово «подноготная» связано с древней пыткой, когда человеку забивали под ногти щепки, чтобы выпытать сведения.

Слайд 20

Слова рассеются – не собрать Каким способом образовано слово приморье? 12 Слово «приморье» образовано от слова «море» приставочно-суффиксальным способом: море → при-морь -[ й ]-е

Слайд 21

Слова рассеются – не собрать Каким способом образовано слово мореплаватель? 14 Слово «мореплаватель» образовано сложно-суффиксальным способом: море + плавать + тель → мореплаватель

Слайд 22

И слово имеет свою меру Распределите слова в две группы. Объясните свой выбор. тюль, рояль, картофель, фамилия, фасоль 4 тюль, рояль, картофель фамилия, фасоль

Слайд 23

И слово имеет свою меру Замените цифры словами и составьте словосочетания. 5 + сутки 3 + женщина 2 + мужчина 2 + девочка 6 пятеро суток, три женщины, двое мужчин, две девочки.

Слайд 24

И слово имеет свою меру Распределите слова в три группы. Объясните свой выбор. Баку, интервью, купе, Осло, шимпанзе, авеню, Килиманджаро. 8 Баку, Осло, шимпанзе интервью, купе авеню, Килиманджаро

Слайд 25

И слово имеет свою меру У данных слов образуйте форму Именительного падежа множественного числа. Договор, тренер, инженер, профессор, трактор, редактор 10 договоры, тренеры, инженеры, профессора, тракторы, редакторы

Слайд 26

И слово имеет свою меру Краткие прилагательные в современном русском языке выступают в роли сказуемого и не изменяются по падежам. Как объяснить наличие в русском языке таких фразеологизмов, как «среди бела дня», «на босу ногу»? 12 Изначально в древнерусском языке все прилагательные были краткими и изменялись по падежам. Полные прилагательные образовались позже и постепенно вытеснили из широкого употребления краткие формы.

Слайд 27

И слово имеет свою меру Объясните, почему золотая рыбка в сказке Пушкина говорит: « Что тебе надобно, старче?» . Вспомните аналогичные примеры. 14 В русском языке кроме шести современных падежей существовал седьмой – звательный, который употреблялся при обращениях. Устойчивые формулы языка сохранили его до сих пор: «Отче наш», «Боже мой», «Господи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический турнир в 5 классе по теме "Слово и его составляющие"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  в 5 классе поможет в игровой форме обобщить знания учащихся по фонетике, морфемике, словообразованию....

Методическая разработка урока - лингвистического турнира по английскому языку в 5 классе "Британия: обычаи и традиции"

Урок разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 5 класса. В ходе урока решались следующие цели:Учебный аспект:...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Лингвистический турнир"

Материал может использоваться при проведении предметных недель или внеклассной работы по предмету....

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов...

Лингвистический турнир "Где раки зимуют, или ещё раз о фразеологии" (6 класс)

Данная работа представляет собой презентацию к лингвистическому турниру в рамках декады русского языка и литературы. Учащиеся должны показать знание фразеологизмов, их значение и происхождение, уметь ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе "Лингвистический турнир"

Конспект мероприятия содержит занимательные задания, которые можно использовать как во время внеурочной деятельности, так и как занимательный материал на уроках....