Внеклассное мероприятие "День биоразнообразия"
материал на тему

Жиренко Надежда Владимировна

привлечения интереса и внимания к проблеме сохранения уникальной природы на нашей планете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_den_bioraznoobraziya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

Акция

 «Дни защиты от экологической опасности»

Экологическое мероприятие, посвящённое

Международному дню биологического разнообразия.

        

                                                                                              Подготовила: учитель

                                                                                           биологии  Жиренко Н.В.

                                                                                             

Пристень 2017

Цель мероприятия:

- привлечения интереса и внимания к проблеме сохранения уникальной природы на нашей планете

Задачи :

 - формировать представления детей о биологическом разнообразии  и его сокращении;

- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

- развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе

        Биоразнообразие – основа жизни. Без огромного природного многообразия жизнь на нашей планете была бы невозможна.
      В 1992 году в Рио-де-Жанейро была открыта для подписания Конвенция о биологическом разнообразии. Под этим термином понимается совокупность всех видов живых организмов (от бактерий до млекопитающих), неотъемлемой частью которых является и человек. Основной целью Конвенции является сохранение биологического разнообразия на генетическом, видовом, экосистемном уровнях.
     Конвенция о биологическом разнообразии была ратифицирована более чем 160 странами. Россия утвердила Конвенцию в 1995 году.
    20 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 22 мая, день принятия Конвенции о биологическом разнообразии, Международным днем биологического разнообразия. Ранее этот День отмечался 29 декабря.

        Главная задача Международного дня биологического разнообразия - обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Биологическое разнообразие нашей планеты продолжает сокращаться, а экологическое равновесие все еще подвергается изменениям. Около 60% экологической системы деградирует или используется безрассудно, что ведет к потере биологического разнообразия и тяжелым последствиям, которые в ближайшие 50 лет могут усугубиться.

        Главной целью данного праздника можно назвать привлечение внимания мировой общественности к проблеме утраты различных видов животных, растений, насекомых и т.д. В настоящее время очень многие из них находятся на грани исчезновения, некоторые уже успели исчезнуть. Нам необходимо сохранять биологическое разнообразие, с умом использовать все его компоненты.

 Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю  нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Коль суждено дышать нам  воздухом  одним,

Давайте –ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

    Всемирный союз охраны природы назвал семь основных факторов, которые способствуют сокращению биологического разнообразия:

  1. Загрязнение окружающей среды.
  2. Потеря и фрагментация естественной среды.
  3. Глобальные климатические изменения.
  4. Конкуренция со стороны инвазивных видов.
  5. Опустынивание.
  6. Безрассудное использование природных ресурсов.
  7. Рост населения и чрезмерное потребление.

     Большинство этих факторов так или иначе связано с человеческой деятельностью.

     Международный день биологического разнообразия призван напомнить нам о необходимости бережного отношения к природе для обеспечения сохранения в том числе и человека как одного из биологических видов.

Потеря биологического разнообразия

      Большая часть тех, кто периодически задумывается об опасностях, подстерегающих мир природы, склонны думать об опасности, как о чем-то, грозящем другим существам. Сокращение популяций таких экзотических животных, как панды, тигры, слоны, киты, а также различные виды птиц привлекают внимание к проблеме попавшего в зону риска вида. С учетом текущих мировых тенденций исчезновение грозит почти 34 000 видов флоры и 5200 видам фауны, включая исчезновение каждого восьмого вида пернатых.

       Можем ли мы на глобальном уровне спасти экосистемы, а вмести с ними не только ценные для нас виды, но также миллионы других видов, которые, возможно, станут для будущих поколения источниками питания и лекарств? Ответ кроется в нашей способности умерить наши аппетиты, приведя их в соответствие с возможностями природы производить то, что нам нужно, и поглощать то, что мы выбрасываем.

Традиции, связанные с праздником (как отмечается)

  • Ежегодно, по случаю этого праздника, генеральный секретарь ООН обращается с посланием к обществу. Проводятся также и различные мероприятия, каждый раз под новым девизом. Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства присоединиться к этой конвенции. Кроме того, данная организация объявила о своем намерении к 2015 году обеспечить экологическую стабильность в мире.
  • Ежегодно меняется тема проведения Международного дня биологического разнообразия:

2014 года - «Биоразнообразие островов».

2013 год — «Вода и биоразнообразие»

2012 год — «Биоразнообразие морей»

2011 год — «Биоразнообразие лесов»

2010 год — «Биоразнообразие для нужд развития и облегчения бремени нищеты»

2009 год — «Захватнические чуждые виды»

2008 год — «Биоразнообразие и сельское хозяйство»

2007 год — «Изменение климата и биологическое разнообразие»

        Сегодняшнее внеклассное мероприятие мы приурочили к  Международному дню биологического разнообразия. Ребята, вы  владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении экологических ситуаций. (Ребята делятся на две команды, придумывают себе название)

Я думаю, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру.

 

Конкурс 1 «Экологическая зарядка»

Вопросы  для 1 команды:

  1. Дерево – символ России. (Береза)
  2. Листья сосны. (Хвоя)
  3. Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
  4. Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
  5. Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)
  6. Сосновый лес. (Бор)
  7. Плод дуба. (Желудь)
  8. Самое быстрое животное суши. (Гепард)
  9. «Плач» березы весной. (Сокодвижение)
  10.  Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
  11.  Токсичный туман. (Смог)
  12.  Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг)
  13.  Экологически чистое топливо. (Водород)
  14.  Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)

Вопросы  для 2 команды:

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
  2. Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
  3. Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м  в окружности)
  4. Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
  5. Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)
  6. Кора березы. (Береста)
  7. Дубовый лес. (Дубрава)
  8. Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)
  9. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
  10. Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
  11.  Лежбище медведя. (Берлога)
  12. Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
  13. Виды растений и животных, встречающиеся только на  данной местности. (Эндемики)
  14.  Причина  потепления климата Земли. (Парниковый эффект)

Конкурс 2 «Экологическая  АБВГДейка»

 За  одну  минуту 1 команда должна  вспомнить представителей  флоры, а 2 команда – представителей фауны.

Варианты  ответов:

          ФЛОРА                                                   ФАУНА

А – акация                                                          аист

Б – береза                                                           беркут

В – василек                                                         варан

Г – горицвет                                                       горилла

Д – дуб                                                                дикообраз

Е – ель                                                                 енот

Ж – жасмин                                                        жираф

З – земляника                                                     зебра

И – ива                                                                иволга

К – клен                                                              кит

Л – липа                                                              лось

М – малина                                                         морж

Н – незабудка                                                     носорог

О – ольха                                                             ондатра

П – полынь                                                          павлин

Р – ромашка                                                        рысь

С – сосна                                                             сыч

Т – тополь                                                           тушканчик                                                      

У – улотрикс                                                       удав

Ф – фиалка                                                          фазан

Х – хвощ                                                              хорек

Ц – цикорий                                                        цапля

Ч – чистотел                                                       чайка

Ш – шиповник                                                    шакал

Щ – щавель                                                         щука

Э – элодея                                                            эму

Ю – юка                                                               юрок

Я – ягель                                                              ягуар

Вопросы для зрителей

  • Какое животное может прожить 45 дней без употребления воды? (Верблюд.)
  • Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка.)
  • Рекордсмен спячки среди животных. Недаром говорят: «спит, как...». (Сурок.)
  • Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверек похож на гордо вытянувшегося командира. (Суслик.)
  • Замечательные строители и инженеры, создатели различных «проектов» построек. (Бобры.)
  • Название свое они получили оттого, что их мясо похоже по вкусу на мясо молочного поросенка, а второе слово добавилось потому, что завезены были «из-за моря». (Морские свинки.)
  • Какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит.)

Конкурс 3 «Скороговорочный»

1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.

2 команда: Три свиристеле  еле-еле свистели у ели.

Конкурс 4 «Что? Где? Когда?

Что?

1) О каком дереве идет речь?

Стоит дерево, цветом зелено,

В этом дереве четыре угодья:

Первое – мир освещать,

Другое – крик утешать,

Третье – больных исцелять,

А четвертое – чистоту  соблюдать.

- Объясните, что означают эти угодья. 

(Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане).

2) О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении

Преданье есть, оно неново,

Что в ночь Иванову, раз в год,

Он может цвесть. Кто знает слово

Лишь тот цветок его найдет?

- Может ли цвести папоротник? Почему?

(Папоротник. Он никогда не цветет, т. к. споровое  растение).

Где?

Где живут колибри? (В Южной Америке)

Где у кузнечика ухо? (На ноге)

Когда?

    1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова, т. к. птицы - теплокровные животные)

    2. Когда клест выводит своих птенцов? (Зимой)

Конкурс  5 «Капитан, капитан, улыбнитесь…»

 На экране проецируются изображения животных, которых при помощи мимики и жестов должен изобразить один из членов команды. Задача капитана -  не видя изображения,  угадать животное.

Конкурс  6 «Решаем экологические проблемы»

Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:

1) Использование ядохимикатов.

2) Приобретение белянкового  наездника.

3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.

Какое направление  предложите вы? Свое решение обоснуйте.

Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника.

Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.

Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.

Пословицы и поговорки
Лес и воды – краса природы.
Враг природы тот, кто лес не бережет.
Не поднимай на лес руку, он послужит и сыну, и внуку.
Лес не школа, а всех учит.
Много леса – не губи, мало леса – береги.
Растение – земли украшение.
Срубили кусты – прощай птицы.
Кто лес любит, тот его не губит.
Берёзового соку на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Сломить деревце – секунда, а вырастить – года.
Срубил дерево – посади два.
Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади.
Был бы лес, соловьи прилетят.
Срубишь лес – на следующий год не вырастет.
Не тот охотник хорош, который убивает, а тот хорош, который бережет и охраняет.
Возвращай земле долг – будет толк.
Зеленое царство – лучшее лекарство.

Конкурс  7 «Цепи питания»

Составить  схему цепи питания из предложенных  компонентов природы.

1 команда:  лягушка, водный  детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж.

Ответ: детрит – комар (личинка, затем взрослая особь) – стрекоза – лягушка – уж.

2  команда:  пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб.

Ответ: хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед.

Конкурс  8 «Литературная гостиная»

Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.

  1. Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл  бандерлогами? (Обезьян)
  2. В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
  3. Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)
  4. Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  5.  «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк)
  6. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
  7. Сколько лет рыбачил  старик  пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
  8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
  9. Что потерял ослик  Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
  10. Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря)
  11.  Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу)
  12.  Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)
  13.  На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре)
  14.  В кого превращался князь Гвидон в  «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)

Конкурс  9 «Черный ящик»

В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки? (Зеркало)

Подведение  итогов игры, награждение победителей.

 И в заключении   хотелось бы  прочесть следующие строки:

Сегодня живя, помни о том,
Что эта планета - наш общий ДОМ.
Ответственным будь ты, все береги!
Для будущих поколений ДОМ сохрани!

Красная книга
Охраняются «Красной книгой»
Много редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Охранять от опасности нужно,
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстие и дружбу,
И доверие, и доброту.
И скорее под звездною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас.

Источники информации

ФЛОРА

ФАУНА

А –

А –

Б –

Б –

В –

В –

Г –

Г –

Д –

Д –

Е 

Е 

Ж –

Ж –

З –

З –

И –

И –

К –

К –

Л –

Л –

М –

М –

Н –

Н –

О –

О –

П –

П –

Р –

Р –

С –

С –

Т –

Т –

У –

У –

Ф 

Ф 

Х –

Х –

Ц –

Ц –

Ч –

Ч –

Ш –

Ш –

Щ –

Щ –

Э – 

Э – 

Ю –

Ю –

Я-

Я –

1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.

2 команда: Три свиристеле  еле-еле свистели у ели.

Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:

1) Использование ядохимикатов.

2) Приобретение белянкового  наездника.

3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.

Какое направление  предложите вы? Свое решение обоснуйте.

Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.

1 команда:  лягушка, водный  детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж.

2  команда:  пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сохраним!" - конференция по теме "Потери биоразнообразия"

У замечательного американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ под названием «И грянул гром…». В нём повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 млн. лет назад в прошлое. Все «пос...

План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

Экологизация образования в настоящее время  требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...

Экологический проект на тему: «Биоразнообразие дикорастущих первоцветов окрестностей г. Новоульяновска Ульяновского района и проблемы их охраны».

Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового...

МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Cовременная биосфера, среда обитания всех живых организмов, является в то же время и продуктом их жизнедеятельности: неустанного воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) и посмертного разложения ...

Биоразнообразие рыб реки Моген-Бурен и озера Хиндиктиг-Хол

Семейства Хариусовые. Род Хариусы. Вид Монгольский хариус...

Внеклассное мероприятие по биологии «Этот удивительный мир цветов» «Биоразнообразие – основа жизни на Земле»

Данное внеклассное мероприятие знакомит  учащихся с многообразием первоцветов и проблемой их сохранения,воспитывает бережное отношение к природе,развивает познавательный интерес, творческие спосо...

Внеклассное мероприятие " Растения Бугульминского района, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан" в рамках Международного дня биоразнообразия.

 Ситуацию с охраной редких растений усугубляет то, что население их почти не знает. Именно поэтому на занятиях кружка, мы решили выяснить какие редкие и исчезающие растения, занесенные в К...