Главные вкладки

    План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»
    методическая разработка по географии (6 класс) на тему

    Кулигина Людмила Васильевна

    Экологизация образования в настоящее время  требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразовательной деятельности, поисками путей решения данной проблемы, апробирую  инновационные педагогические технологии в практике преподавания географии. Одной из таких находок стал метод проектов. Опыт применения метода проектов в урочной форме организации учебной деятельности учащихся с целью экологического просвещения представлен в предлагаемой разработке урока.  Данный урок рассчитан на учащихся 6-го класса при изучении физической географии: при обобщении темы «Биосфера» или проведении уроков  из часов резервного времени. Содержание урока и материалы к уроку можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, посвящённых 75-летию Алтайского края. Каждый учитель по своему усмотрению может наполнить план-конспект урока своим содержанием.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon scenariy_uroka.doc72 КБ
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc49.5 КБ
    Microsoft Office document icon prilozheniya_2-6.doc49.5 КБ
    Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc22.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока

    «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

    Образовательные задачи:

    - сформировать представления о причинах и темпах  уменьшения видового разнообразия животных в Алтайском крае, соседних регионах и России; познакомить с мерами по охране животных.

    Развивающие задачи: формирование проектных умений:

    - мыследеятельностных: проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

    - презентационных: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

    -    коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, приходить к согласию, умение вести дискуссию;

    -  поисковых: находить информацию по библиотечным каталогам, проводить контекстный поиск, привлечение Интернет-ресурсов, формулирование ключевых слов;

    - информационных: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

    Воспитательные задачи: формирование потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану животных, рациональное природопользование, убеждения в необходимости и возможности решения экологических задач, стремления к распространению  экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

    Технология: метод учебных проектов.

    Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая

    Этапы работы:

    1. Погружение в проект – 1 урок

    . Организация деятельности – 1 урок

    . Осуществление деятельности – внеурочная деятельность

    V. Презентация результатов – 2 урока

    I. Погружение в проект:

    1. Фрагмент видеофильмов о заповедных территориях Алтайского края  «Большереченский  заказник», «Путешествие в Тигирекский заповедник» (Приложение 1.).

    2. Вступительное слово учителя: «Давайте немного пофантазируем и представим себе, что мы пригласили для участия в межрегиональной школьной конференции «Сохранение биоразнообразия на заповедных территориях Алтае-Саянской горной страны», конференция проводится в юбилейный для нашего края год – 75-летие Алтайского края. Вам нужно будет встретиться с вашими сверстниками из соседних регионов – Красноярского края, республик Алтая, Хакассии, Тывы и рассказать о том, какие особо охраняемые природные территории есть в Алтайском крае. На конференции вы представите свои проекты, узнаете о том, как решают проблемы в других регионах. А сначала познакомимся с экологическими проблемами нашего края»

    Учащимся по группам раздаются карточки с информацией об уменьшении разнообразия животных и причинах, их вызывающих (Приложение 2).

    3. Определение темы и постановка учебной задачи 

    Обсуждение вопросов (проблематизация)

    Вопрос: «Какая общая экологическая проблема возникла у жителей нашего региона?» (ответ: уменьшение численности, исчезновение видов животных и сокращение их биоразнообразия)

    Знакомство с понятием «биоразнообразие» (термин записывается на доске).

    Вопрос: «Каковы причины уменьшения численности и исчезновения животных?»  

    Учащиеся в группах на основе содержания таблицы (Приложение 2) формулируют причины бедственного положения животных и записывают их на листе ватмана, затем листы с записью все группы вывешивают на доске, проходит обсуждение информации и делается вывод о причинах снижения численности животных и уменьшения их биоразнообразия (физическое истребление, переэксплуатация, разрушение и деградация местообитаний, перенос особей какого-либо вида за пределы его ареала, климатические изменения).

    Учитель: «Вот уже почти 100 лет – с момента создания первого заповедника (Баргузинский заповедник – 1916 г.) – развивается система охраняемых природных территорий.  Десятки заповедников и национальных парков, организованные на сегодняшний день в России, сохраняют неприкосновенность разных природных уголков нашей страны. Это богатейшее наследство, которое невозможно измерить в деньгах, оно охраняется для будущих поколений. Но природа продолжает посылать нам сигналы SOS»

    Вопрос: «Назовите пути решения проблемы уменьшения численности и исчезновения видов животных мировым сообществом и отдельными  странами на Земле» (запись на доске результатов обсуждения: законодательная охрана, создание Красной книги, организация заповедных территорий, разведение редких видов в неволе и восстановление численности их популяций, научные изыскания, просветительская работа, деятельность общественных экологических организаций, проведение Международных экологических акций, хартия Земли и т. д.).

    Учитель: «Можете ли вы прямо сейчас дать компетентный совет по решению проблемы сохранения видового разнообразия животного мира нашего региона на основе опыта в других регионах России.  Знаете ли вы, чем разные виды охраняемых территорий отличаются друг от друга, какие законы имеются в нашем государстве об охране животного мира, какие международные соглашения направлены на решение данной проблемы, каких животных заносят в Красную книгу и другое?»

    Определение темы урока.

    Учащимися формулируется тема урока (записывается на доске).

    Постановка учебных задач:  

    - первая задача формулируется учащимися после определения темы урока и записывается на доске;

    - вторая – формулируется и записывается в ходе организации деятельности по выполнению проекта:

    1) изучить меры, принимаемые нашим государством и человечеством для  охраны  животного мира - цель темы;

    2) планирование  своей будущей деятельности по решению учебной задачи – цель данного урока.

    4. Определение способа решения учебной задачи 

    Учитель: «Так как ответы на вопросы по сохранению биоразнообразия мы можем найти только сообща, участвуя в совместных проектах, объявляется конкурсный набор участников конференции. К участию допускаются те, кто представит проект, содержащий подробное изложение одной из мер по охране животного мира, применяемых на Земле».

    Вопрос: «Что же такое проект?» Работа с определением понятия «проект».

    Проект - произведение человеческой деятельности, служащее способом достижения цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной (авторской) и объективной новизной (записано на доске).

    Вопрос: «Какова отличительная особенность проектной деятельности от выполнения творческого задания?» Из определения понятия  вычленяются этапы работы над проектом:

    есть проблема;

    определяется способ её решения;

    реальный результат  её решения.

    5. Формулирование тем проектов (запись на доске). Например, «Красная книга Алтайского края» или «Красная книга Сибири», «Организация специальных охранных территорий (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)», «Большереченский заказник – сохранение фауны Троицкого района», «Животный мир Тигирекского заповедника»,   «Зоопарк как способ сохранения видового разнообразия животных» (На примере зоопарка «Лесная сказка» г. Барнаула), «Законодательные акты по охране животных», «Природоохранные традиции алтайского народа», «Межрегиональные  соглашения по охране животных» и другие.

    II. Организация деятельности

    1. Выбор тем проектов, формирование групп (возможно индивидуальное выполнение проекта).  Определяется вторая учебная задача данного урока.

    2. Обсуждение организации работы (фронтальная беседа, запись на доске)

    Источники информации: научно-популярная литература школьной и домашней библиотек, газета «Природа Алтая», Интернет-ресурсы, взаимодействие с отделами экопросвещения,  интервью, участие в экспедициях…

    Результат: представление на конференции своих проектов (доклады, рефераты,  памятки, буклеты, плакаты,  стендовые доклады,  фотогазеты,  макеты,  компьютерный слайд-фильм, презентация, альбомы и т. д.).

    3. Планирование проектной деятельности и её письменное оформление:

    - работа в группах по постановке цели и задач, выбору способа действия  и формы представления результата с использованием схемы «Учебный проект» (Приложение 3);

    - распределение обязанностей – «статусных ролей», заполнение матрицы проекта (Приложение 4);

    - выступления групп по содержанию, обсуждение, уточнение.

    4. Организационные вопросы

    сроки выполнения проекта;

    внеурочные консультации с учителем;

    заслушивание промежуточных результатов на уроках, решение возникших проблем;

    оценка проекта (учащимся раздаются оценочные таблицы) (Приложение 5).

    III. Осуществление деятельности 

    1. Работа проводится во внеурочное время, используются возможности НОУ «ШАНС» (Школьная Академия Научного Сотрудничества), занятия в кружках, в рамках программы «Одарённые дети».

    2. Организуются консультации учителей-предметников, научных руководителей,  учёных.

    3. Работа со специальной литературой, сайтами Интернет-ресурсов.

    IV.Презентация результатов

    1. Вступительное слово учителя: «Мы подошли к завершающему этапу - наступил ответственный момент: вам предстоит представить результаты своей работы. Мы должны внести свой вклад  в дело  сохранения биоразнообразия животных в нашем регионе. Сегодня будут выданы «билеты» на участие в межрегиональной конференции школьников.

    В своих проектах вы представите описание мер по охране животного мира и сохранению его биоразнообразия в Алтайском крае, для того чтобы нашим опытом могли воспользоваться жители Алтае-Саянского региона. Получение «билета» по результатам защиты проекта - свидетельство успешного выполнения вами работы.

    2. Постановка учебных задач урока

    Учитель: «В ходе работы над проектом мы с вами определили меры, принимаемые по охране животного мира и сохранению его биоразнообразия в нашем крае. Но полной информации о сущности этих мер у вас не было. Все вы работали над разными темами, а сегодня на уроке у вас будет возможность получить информацию обо всех обозначенных нами мерах по охране животного мира. Следовательно, какова учебная задача на сегодняшний урок?

    - Узнать, как осуществляется охрана животного мира и сохранение биоразнообразия у наших соседей (запись на доске).

    В ходе подготовки к сегодняшнему уроку вами была продела большая проектная работа, каждый из вас приобрёл собственный опыт этой деятельности, который значим как для вас, так и одноклассников. Поэтому назовите ещё одну учебную задачу урока:

    - проанализировать работу над проектом.

    3. Установка к презентации проектов:

    -  Время защиты, ответы на вопросы – 5-7 минут

    - Начать с самоанализа работы над проектом (рекомендации были даны заранее).

    Источники информации (как были использованы, полученные в школе знания; применение собственного опыта; какая новая информация и откуда поступила, как рассматривалась).

    Как проходила работа над проектом. Какие возникали идеи, как они обсуждались, какие из них были отвергнуты, а какие приняты и  почему?

    Какие были трудности в ходе работы над проектом и как они преодолевались?

    - Присутствующие  могут задавать вопросы

    4. Презентация учащимися проектов

    5. Подведение итогов

    Высказывание мнений учащихся, учителя, членов жюри. Вручение символических билетов, как знак высокой оценки представленной работы. Заполнение оценочного листа.

    6. Рефлексия (индивидуальная). Ответы на вопросы (Приложение 6).

    Литература:

    1. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе: Методическое пособие / Под ред. И.Д.Чечель. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.

    2. Исследовательский подход в образовании: от теории к практике. Научно-методический сборник в двух томах/Под общей редакцией А. С. Обухова. Т. 2: Практика и методы организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «исследователь», 2009.

    3. Природа – источник познаний. Сборник методических разработок педагогов Алтайского края. /Научный редактор д. б. н. проф. В. А. Рассыпнов. – Барнаул: АКДЭЦ, 2012.

    4. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных Алтайского края. По страницам Красной книги Алтайского края. – Барнаул, 2009.

    5. Экологическая мозаика. Сборник методических разработок по экологии. Издательский центр «Гранит». -  Барнаул, 2010.

    Интернет-ресурсы, ИКТ:

    1. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире». www.Femida.info

    2. Сборник учебных фильмов. АКИПКРО. – Барнаул, 2007.

    3. CD – «Особо охраняемые природные территории Алтайского края». – Барнаул, 2010.



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

    Экологизация образования в настоящее время  требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразовательной деятельности, поисками путей решения данной проблемы, апробирую  инновационные педагогические технологии в практике преподавания географии. Одной из таких находок стал метод проектов. Опыт применения метода проектов в урочной форме организации учебной деятельности учащихся с целью экологического просвещения представлен в предлагаемой разработке урока.  Данный урок рассчитан на учащихся 6-го класса при изучении физической географии: при обобщении темы «Биосфера» или проведении уроков  из часов резервного времени. Содержание урока и материалы к уроку можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, посвящённых 75-летию Алтайского края.

    Использование метода проектов позволяет решать как образовательные задачи экологического содержания, так и целый комплекс развивающих и воспитательных задач. Произведенный в результате проектной деятельности «продукт», его презентация и разносторонняя оценка работы над проектом дают возможность отследить уровень усвоения содержания, а самостоятельность выполнения и используемые приемы и формы самостоятельной работы обеспечивают более прочное усвоение знаний. Приобретенные школьниками умения и навыки проектной деятельности могут быть востребованы при организации внеклассной работы по предмету, в том числе экологического содержания.

    Каждый учитель по своему усмотрению может наполнить план-конспект урока своим содержанием.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 2.

    Исчезающие виды животных на территории Алтайского края

    Название животного

    Лимитирующие факторы

    Шмель степной

    Сплошная распашка целинных земель и применение пестицидов

    Степная гадюка

    Вид, чрезвычайно редкий, возможно, исчезнувший на территории региона. Целенаправленное уничтожение, выпас, сенокошение, садоводство, распашка земель.

    Розовый пеликан

    Состояние вида и его гнездовых популяций в России оценивается как критическое. В Алтайском крае не гнездится, отмечены редкие случаи залётов.

    Орлан-долгохвост

    Не выяснены. Возможно, одной из главных причин является редкость гнёздопригодных участков близ крупных водоёмов, которые не посещаются человеком.

    Остроухая ночница

    Недостаток пещер и других убежищ, пригодных для летнего и зимнего обитания; беспокойство при посещении пещер людьми, браконьерский отлов.

    Савка

    Естественные колебания гидрологического режима, зарегулирование стока рек.

    Змееяд

    Узкая пищевая специализация и редкость сочетания необходимых условий. Сокращение численности змей. Чрезвычайно чувствителен к беспокойству.

    Дрофа

    Чрезвычайно редкий в крае, почти исчезающий вид. В прежние времена неумеренная охота и распашка степей. Гибель при столкновении с ЛЭП.

    Стерх

    Низкая и нестабильная плодовитость (один птенец). Обская популяция страдает из-за охоты на журавлей в Афганистане и Пакистане.

    Нельма, белорыбица

    Перекрытие реки Оби плотиной Новосибирской ГЭС, загрязнение водоёмов, песчано-гравийные месторождения в руслах рек.

    Словарная работа: лимитирующий фактор – фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, ограничивающий любое проявление жизнедеятельности организма. Лимитирующий фактор регулирует состояние организмов и экосистем.

    Приложение 3.

    Итак, при создании проекта желательно соблюдать определенную последовательность этапов работы:

    Выбор темы, постановка проблемы и содержание должны предполагать: интеграцию наук и различных областей практической деятельности; цели, задачи и содержание работы.

    Подготовительный этап: формулировка гипотезы исследования; анализ содержания и т. д.

    Разработка сценария и синтез модели: составление программы проектной деятельности, определение источников информации.

    Форма представления информации и выбор программных продуктов (если говорить о мультимедийном проекте).

    Синтез компьютерной модели объекта.

    Работа с мультимедийным проектом: презентация результатов проекта.

    Приложение 4.

    Матрица проекта:

    1. Лицевая сторона: тема проекта; авторы проекта; проблема проекта; цель проекта; задачи проекта; методы и способы достижения поставленной цели и реализации проекта;  результат; планирование деятельности и презентации: заполнение матрицы проекта (как будут реализовываться цель и задачи, кто какие действия будет осуществлять, какие ресурсы будут использованы, как будет производиться презентация и др.)

    2. Оборотная  сторона:

     Тема__________________________________________________________  

    Авторы (Ф.И., класс) ____________________________________________

    Приложение 5.

    Оценка проекта, выполненного учащимся _________________ 6-го класса

    по теме ___________________________________________________________

    Достигнутый результат

    Оформление

    Защита

    Процесс проектирования

    Кол-во баллов

    Приложение 6 .

    Вопросы рефлексии работы над проектом

    1. Что мне  лично дало выполнение проекта?

    2. Что у меня не удалось по личной вине, в чём это заключалось (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)?

    3. Что у меня не удалось по объективной причине, в чём это заключалось и как следует избежать неудач в будущем?

    4. Если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха?

    5. Что нового узнал, работая над проектом?



    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

    Троицкий района Алтайский край

            

    «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

            

              Номинация конкурса: урок

            

              Учитель: Кулигина Людмила Васильевна

                                                                                                                                                                                   

            

    пос. Гордеевский - 2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока на тему "Животные"

    урок предназначен для учащихся 5-го класса. по типу - урок применения знаний и умений. вид урока - дидактическая игра...

    План-конспект урока "Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края"

    Урок элективного курса "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья".Учащиеся узнают об особенностях паразитических организмов и их значении в практической деятельности чело...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК…»

              Урок посвящен проблеме охраны малых рек Ростовской области и разработан с целью экологического воспитания школьников....

    План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

    План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

    План-конспект урока по теме: "Животные"

    Материал представляет собой план-конспект, методические рекомендации, рабочие листы для учащихся к уроку по данной теме в рамках курса УМК "Английский в фокусе-5". В материале содержатс...

    План- конспект урока по немецкому языку в 9 классе по теме: «Проблемы выбора профессии»

    Цели:1.Формирование навыков монологической и диалогической речи по теме «Выбор профессии».2.Воспитаниеуважения к любому труду, к людям труда.3.Формированиеактивной жизненной позиции учащихся....

    ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА «КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ»

    Тема:   «Как живут животные». Цели урока: -  познакомить с условиями жизни животных ( наличие пищи, воды, тепла, света, воздуха);- расширить представления учащихся...