ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК…»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Урок посвящен проблеме охраны малых рек Ростовской области и разработан с целью экологического воспитания школьников.
Одна из важнейших задач урока – внедрение проектной технологии обучения (формирование у учащихся умений обработки и обобщения большого объема информации, оформления ее в виде презентаций с использованием различных программ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Большекирсановская сош
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ
НА
ТЕМУ: «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК…»
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ:
МАКАРЁВА С.Ю.
2011
Тема: «Водные ресурсы Ростовской области.
Большие проблемы малых рек…»
Цели: 1.Продолжить формирование знаний учащихся о природе родного края, расширить знания о водных ресурсах Ростовской области.
2.Совершенствовать умения учащихся в работе большим объёмом информации, с тематическими картами, с дополнительной литературой. Использовать творческий потенциал учащихся в составлении характеристики водных объектов, презентаций о родном крае, в том числе, используя компьютерные технологии, работая с дополнительной литературой.
3.Способсвовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой Родине.
Оборудование:
- карта «Южный федеральный округ»,
- физическая карта «Ростовская область»
- мультимедийный проектор
- статистические данные
Урок посвящен проблеме охраны малых рек Ростовской области и разработан с целью экологического воспитания школьников.
Одна из важнейших задач урока – внедрение проектной технологии обучения (формирование у учащихся умений обработки и обобщения большого объема информации, оформления ее в виде презентаций с использованием различных программ).
При подготовке урока использованы различные варианты самостоятельной деятельности учащихся: сбор и обработка информации в ходе экспедиции; получение информации из Интернета; самостоятельная работа с различными источниками знаний; картографический и графический способ обработки данных.
При оформлении презентаций уделено внимание эстетическому воспитанию учащихся на базе межпредметных связей с литературой, музыкой и изобразительным искусством.
Проекты могут быть использованы на уроках:
- Географии при изучении тем «Водные ресурсы Ростовской области»(8кл.), «Гидросфера»(6кл.); «Изучение рек своей местности»(6кл.), «География Ростовской области»(9кл.);
- Экологии.
Целесообразно использование материалов проекта при проведении недели географии в школе.
Ход урока:
Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Любовь к Отчизне начинается с малого: с твоего дома, улицы, друзей. То , чем ты окружаешь себя с детства, и что станет твоей судьбой. Знаешь ли ты мир вокруг себя? Умеешь ли ты любоваться и красотой первого робкого цветка и прелестью красок осени?
Останешься ли ты равнодушным к чужому страданию или придёшь на помощь? Человек жив лишь тем, что становится частью его души. Любовь начинается с познания: познания мира вокруг себя и своего места в этом мире.
Есть хорошие слова известного писателя–географа Ю.К.Ефремова: «Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем полней люблю, чем больше знаю…» Чем больше мы узнаем о своем крае, о своей Миусской стороне, тем больше любим его и гордимся…
И я уверена, что уроки по изучению природы Миусского края оставят в ваших сердцах особые чувства…
“Ты знаешь край, где все обильем
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу
И до земли висит их плод тяжелый?”
О каком крае идёт речь? Конечно же, речь идет о нашем крае… Миусской стороне, нашей Ростовской области.
Сегодня мы продолжаем изучать природу нашей области , а в частности водные ресурсы нашей малой родины, но дадим не просто географическую характеристику речным ресурсам нашего края , а попытаемся определить и решить экологические проблемы малых рек Ростовской области. Итак, тема нашего урока: «Большие проблемы малых рек…»
Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком иль вдалеке,
Вьются множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь- дорога у них далека
Если высохнут малые речки-
Обмелеет большая река.
Учитель. Ребята, а какие малые реки Ростовской области вы знаете. А какие реки протекают по территории Матвеево Курганского района?
Учащиеся. Ответы.
Работа по карте Ростовской области.
Учитель. При изучении рек России вы ребята получили задания подготовить проекты на следующие темы : «Значение малых рек», «Проблемы малых рек Ростовской области», « Река Миус и её экология…» . Все группы плодотворно и увлеченно работали. Я знаю , что все ребята собрали и создали интересные проекты в которых не только рассмотрели проблемы , но и предложили пути их решения, что не мало важно. Итак, настал момент поделиться результатами своей работы .
Учитель предлагает выступить первой группе учащихся.
Учащиеся. Представляем вашему вниманию свой проект «Почему без малых рек нет больших?». (слайд 1. Презентация 1).
Перед нами стояли следующие задачи: 1. Изучить научную и справочную литературу по теме «Водные ресурсы Ростовской области». 2.Отобрать информацию о малых реках и их значении. 3.Подготовить презентацию по теме с использованием картографических схем и графиков. (слайд2.Презентация 1).
Климатические условия, рельеф местности и гидрогеологические особенности территории обусловило относительно слабое развитие гидрографической сети.
В пределах Ростовской области в бассейне р. Дон протекает 4744 рек, основную часть которых представляют реки протяженностью менее 10 км.(Слайд3. Презентация 1) На долю рек длиной 100-500 км и более приходится всего 0,77%. Густота речной сети составляет 0,1-0,6 км/км2. Какие же они малые реки? Все реки нашей области равнинные, неглубокие с хорошо разработанными широкими долинами. Имеют извилистые русла, спокойное медленное течение. .(Слайд4. Презентация 1)
Водность рек – ее характер и изменение во времени и по территории в пределах области определяется климатическими условиями и разнообразием местных физико-географических условий.( Слайд 5, 6. Презентация 1)
Учитель. Ну, чо же ребята у кого есть вопросы по данному проекту. Ну, а теперь послушаем вторую группу учащихся, которые рассмотрели проблемы малых рек Ростовской области.
Учащиеся. Представляем вашему вниманию проект на тему: «Чем и как болеют малые реки Ростовской области?»( Слайд 1,2,3 презентация 2). В ходе работы над данным вопросом мы установили основные «болезни» рек Ростовской области?»( Слайд4. презентация 2). В последние годы в связи с дестабилизацией экономики и снижением инвестиций в охрану природной среды, происходит ухудшение экологической обстановки. Качество воды поверхностных зачастую не соответствует стандартам. Вода рек не отвечает требованиям водных объектов рыбохозяйственного назначения.
Источниками загрязнения поверхностных вод бассейна являются сточные воды промышленных предприятий, хозбытовые сточные воды, а также смыв с сельхозугодий, неорганизованные сбросы животноводческих комплексов( Слайд 5 презентация 2). .
Большая часть сточных вод подвергается различным видам очистки, однако, очистные сооружения работают не всегда достаточно эффективно, поэтому довольно часто в водоемы сбрасываются недостаточно очищенные сточные воды, содержащие химические соединения, негативно влияющие на гидрохимический режим водных объектов.
Основной объем неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, содержащих значительное количество загрязняющих веществ сбрасываются в водные объекты в районе городов Ростова-на-Дону, Каменска, Красного Сулина, Сальска, Волгодонска, Шахт, Новочеркасска и других.
На основе анализа результатов наблюдений за последние 10-25-лет к наиболее важным показателям, фактически определяющим загрязненность речных вод можно отнести нефтепродукты, железо, сульфаты, хлориды, медь, азот аммонийный.
Среди болезней наших рек особо выделяют заиление рек. Это явление прежде всего связано с ведением сельскохозяйственных работ и в частности распашкой пойменных земель. ( Слайд 6, презентация 2). В 2007 году Законодательное собрание Ростовской области приняло областную целевую программу на 2007-2011 годы, согласно которой на расчистку рек в период до 2011 года предусмотрено более 520 миллионов рублей из областного и федерального бюджетов.
По данным комитета, в прошлом году планировалось расчистить семь рек в Ростовской области - Старый Дон в Константиновском районе Ростовской области, Дон в районе станицы Старочеркасской, Малую Куберле в Зимовниковском районе области, Темерник в Ростове-на-Дону, устьевой участок реки Маныч в Багаевском районе, Миус от российско-украинской границы до села Куйбышево Куйбышевского района, Мокрый Еланчик от границы с Украиной до села Анастасиевка Матвеево-Курганского района. В частности, часть намеченной территории реки расчищена, но этого недостаточно.
В результате хозяйственной деятельности последних 40-50 лет, связанных с активным гидротехническим строительством, а также увеличением потребления водных ресурсов, произошло обмеление(Слайд 7, презентация 2) и заиление рек. В результате уменьшилась пропускная и дренирующая способность русел рек, произошло заболачивание и зарастание поймы водной растительностью. На многих реках отсутствует сток, в связи с маловодностью ухудшились условия среды обитания биоресурсов.
На сегодняшний день в Ростовской области, как и в соседних регионах, практически отсутствуют реки, не нуждающиеся в расчистке.
Мы также вносим свои предложения по решению данных проблем(Слайд 8 и 9, презентация 2) и предлагаем вашему вниманию вывод . Спасибо за внимание!
Учитель. Очень интересный материал вы нам представили ребята, ну и после описания проблем всех малых рек Ростовской области мы с вами перейдём к нашей родной и любимой реке на берегу которой вы провели ни один жаркий летний день…
Сюда пришли когда-то запорожцы,
Один из них , что был высок и рус,
Сказал: «Так бачтэ, бачтэ тико, хлопцы,
Здесь речка вьется будто бы мий ус».
Конечно, же ребята , это наша любимая река Миус. О проблемах Миуса мы с вами сейчас узнаем более подробно.
Учащиеся. Тема нашего проекта «Река Миус и её экологические проблемы». В ходе данной работы мы попытались ответить на вопрос : «Почему погибает река Миус?» И вот, что у нас получилось. : Миус – самая протяженная река южного склона Донецкого кряжа. Ее длина – 258 км. Верхнее течение Миуса находится на Украине, среднее и нижнее – в Ростовской области. Площадь бассейна - 6680 км². (слайд №3)
Река берет начало на склонах Донецкого кряжа( Украина) (СЛАЙД 4). Долина Миуса в верховьях имеет V-образную форму, ширина которой варьируется от 0,2 до 1,2 км; ниже по течению, в пределах степной зоны она расширяется до 5 — 6 км. Заводи в верховьях на отдельных участках отсутствуют, в среднем и нижнем течении реки их ширина составляет до 800 м; берега покрыты луговой растительностью и кустарником. Русло извилисто и имеет ширину 15 — 25 (в низовьях — до 45м). Глубина реки на плёсах до 6 м, на перекатах уменьшается до 0,5 м, впадает в Миусский лиман Таганрогского залива (Азовское море). А давайте ребята откроем физическую карту РО и подтвердим вышесказанные слова.
Водные ресурсы р.Миус на территории Ростовской области имеют комплексное использование для водоснабжения г.Таганрога, с.Покровское, сельскохозяйственного водоснабжения Матвеево-Курганского, Куйбышевского и Неклиновских районов. Для обеспечения орошаемых земель водой и в целях распределения ресурсов в бассейне построено значительное количество прудов и водохранилищ. Ну, а чем «болеет» наша река мы определили и на слайдах 7,8, 9 презентации вы , ребята это можете увидеть.
Учитель. Ну, а правы ли наши исследователи реки Миус мы с вами можем убедиться, пригласив гостя- эколога, представителя районного комитета природы ( можно взять старшеклассника, участника экологического кружка).
Эколог. Фактическое состояние бассейна реки характеризуется высокой степенью загрязнённости сточными и техническими водами. Основными загрязнителями вод являются промышленные предприятия Донецкой и Луганской областей. Гидрохимический состав природной воды в пограничных створах с Украиной по ряду показателей не соответствуют нормам качества воды. Содержание некоторых химических веществ в несколько раз превышает предельно допустимые концентрации, так содержание железа в 28 раз, цинка в 3 раза, нефтепродуктов в 15 раз. Источником загрязнения вод реки Миус ядохимикатами может быть смыв данных веществ с сельскохозяйственных полей. Учёные Краснодарского института, проведя исследования обнаружили, что в воде водоёмов и донных отложениях наблюдается превышение содержание солей тяжёлых металлов в 10-20 раз (меди, хрома), что приводит к разложению печени рыб на 4-5 году их жизни. Наличие в воде азота аммонийного способствует развитию сине-зелёных водорослей вредных для водоема. Особую тревогу вызывает заиление реки Миус, 20-30 лет назад глубина достигала 2,5-5 метров, то в настоящее время её глубина 1,5-2,5 метра. И если мы не примем меры по полной расчистки реки, то через 15-20 лет будет наша река настоящим болотом.
Река превращена в сточный коллектор предприятий Украины, поэтому необходимо разработать мероприятия по оздоровлению реки Миус не только в Ростовской области, но и на Украине. Спасибо за внимание!
Учитель. В погоне за сиюминутной выгодой, терзаемые жаждой наживы люди начали методически убивать реку и её ни в чём не повинных обитателей, тем самым, убивая самих себя и своих настоящих и будущих потомков. Рано или поздно людям придётся отвечать за свои поступки перед своими потомками, которые непременно спросят, что за неразумное племя варваров жило здесь? Племя, предавшее свою веру, отказавшееся от уз братства, уничтожившее живую природу, разбазарившее её недра, погубившее реку и оставившее после себя безжизненную пустыню, воздвигнувшее непонятные границы, разделившие этими границами себя самих. Ответ придётся держать всем: и участникам такого «шабаша» и тем, с молчаливого согласия которых творились эти злодеяния. За берега, превращённые в мусорные свалки и сточные канавы, за браконьерские сети, которые стали обыденным явлением, за «электроудочки», выбившие всё живое в реках и озёрах. В индусской религии, предполагающей «ренкарнацию» души, существует незыблемое правило: душа умершего, никогда не переходит на следующий уровень воплощения, пока не устранит все совершённые при жизни неблаговидные поступки и деяния, не соберёт весь мусор, брошенный за всю свою жизнь где попало, не восстановит погубленные деревья и кустарники и не возместит вред, причинённый живой природе. И пока этого не произойдёт, она будет метаться и страдать, как страдала в своё время живая природа по вине такого человека. Представляете, сколько нам с вами предстоит работы после смерти? Даже вечность меркнет перед такой громадой дел. И только после завершения этой работы мы поймём, о чем хотела рассказать и от чего предостерегала река неразумных людей, возомнивших себя венцом мироздания и забывших о своих корнях. И чтобы не обрекать себя на вечные мучения и призрение потомков, ещё не поздно услышать голос гибнущей природы, внять её мольбам и попытаться уже сейчас исправить ошибки, совершённые нами или хотя бы не совершать новых насилий над природой. Тщеславные люди зачастую забывают, что человек рождается на свет нагим, нагим он и покидает этот бренный мир. О нём на земле, остаётся только память потомков. Ни какие материальные блага не способны заменить людям общение с живой природой…
Берегите воды!
Послушайте! Речушка вдоль околицы текла. Негромкая… Но мы её любили, дети,- Она ведь первою была Для нас и, значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь Зелёная, и хвощ болотный вылез… Как будто люди целью задались Убить её и своего добились. С. Викулов Плачет малая речонка, Одолел речонку страх – Стала тонкой-тонкой, Обмелела на глазах. Дунет ветер – и в минутку След её песком затрёт. Муравей – на что малютка – Вброд речонку перейдёт. Пер. с болгарского В.Викторов |
Ребята, давайте разработаем мероприятия по улучшению экологического состояния нашей реки. Но, это будет темой нашего следующего урока и вашим домашним заданием. Урок окончен. Досвидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Водные ресурсы Томской области. Водосберегающие технологии
Тема урока:«Водные ресурсы Томской области. Водосберегающие технологии» Цель урока:познакомить обучающихся с богатством водных ресурсов Томской области, оценить их состояние; рассмотреть в...
План- конспект к уроку в 7 классе.Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве
План- конспект к уроку изобразительного искусства в 7 классе и презентации к урокам в 6 и 7 классах.резентации...
План-конспект открытого урока в 5 классе по теме: "узнаем больше друг о друге"
Урок разработан в форме КВН...
План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»
Цели1. Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли от других планет.2....
План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»
Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...
План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»
Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...
План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.
План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....