План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Иванова Елена Владимировна

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов. С помощью таких уроков можно развивать память детей, внимание, логическое мышление, сообразительность и их общий кругозор. Кроме того, уроки позволяют учащимся « проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС

«Музыкальное путешествие по материкам»

Цель урока:  сформировать представления о материках.

Задачи:

    Образовательные:  начать формирование у обучающихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля: познакомить с новыми географическими терминами: « Материк, физическая карта, остров, архипелаг».

Развивающие: продолжить формирование у обучающихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации. Работать в  группе, готовить краткие сообщения

Воспитательные: воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности. Заставить задуматься о необходимости бережного отношения к нашей планете,  исходя из знаний об уникальности каждого материка на Земле.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальных уровнях.                  

 Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.                                                                                  

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.                                                                  

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  урок проект, изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, учебники, физическая карта полушарий

  1. Организационный момент

Рапорт.  Дорый день, ученики! Сегодня необычный урок. И проведут его сразу два учителя. МА и ЕВ.

 Актуализация опорных знаний учащихся

ЕВ: Попробуйте сами определить тему урока,

СЛАЙД 1. Тема урока ?

          ЕВ: Здесь горы-великаны –

     Тибет, Алтай, Памир,

      Карпаты и Балканы.

      Их знает целый мир.

     

                                   (Евразия)

МА:Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять?                              
(Африка)

ЕВ: Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
                           (Австралия.)

МА: Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!

                                  (Антарктида.)

ЕВ: Как одним словом можно назвать наши отгадки? (Материки)

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ, а у меня свой вариант

СЛАЙД 2 с темой урока «Путешествие по материкам»

ЕВ: При решении загадок мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых не упомянули…

МА: с какой целью пришел каждый из вас на  урок?

ЕВ: Для достижения цели мы

  • побываем только на суше Земли;
  •  научимся работать с картой;
  •  узнаем, что же на Земле самое, самое…

Что нам может помочь в этом путешествии?

(карта. ) Давайте вспомним, а что такое карта?)

СЛАЙД 3 МАТЕРИКИ

Изучение нового материала.

Ч то такое материк?

(Материки  (континенты) – это огромные  участки суши, со всех сторон окружённые  водой)

МА: Материки – только ли участки суши? Это еще и страны, население со своей культурой.

ЕВ: Для того чтобы исследовать свой материк вам понадобится следующие источники информации, которые у вас лежат на столах:

  1. «Учебник»
  2. Атлас.
  3. Дополнительная информация по материкам  (приложение 1)
  4. «Волшебный конверт»

МА: На какой материк мы отправимся первый.

Есть пустыня там

Всё пески – Сахара,

Редкие колючки здесь,

И воды-то мало!

Африка 

ЕВ: В путешествии приятнее отправляться с друзьями. Сплоченность команды.

Вам будут предлагаться задания на вашей карте группы. Выполняете их все, но выступать будет каждая команда отдельно.

СЛАЙД 4 физическая карта АФРИКИ

 Площадь Африки составляет 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км²

Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на нысоте 5895 м. 
Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С. 
Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Самой полноводной рекой материка является река Конго.

МА: Выступление команды 1. Все остальные проверяйте и исправляйте если у команды будут ошибки.

Какое животное проживает на этом материке?

Единственные животные, которые не умеют зевать. Длина языка жирафа составляет около 50 сантиметров. Жирафы любят сырой лук. Несмотря на огромную длину, шея жирафа на самом деле слишком коротка для того, чтобы он мог дотянуться до земли. Поэтому, чтобы поднять что-нибудь с пола, им приходится вставать на колени или широко расставлять передние ноги. 

http://mirfactov.com/15-maloizvestnyih-faktov-o-zhirafah/

СЛАЙД 5 фото жирафа

УЧИМ ПЕСНЮ «Песенка про жирафа» (слова Ю.Энтина, муз. Ю. Чичкова)

СЛАЙД 6 Слова песни.

ЕВ: Послушайте следующее стихотворение и определите о каких материках идет речь

Два материка:
Северная, Южная,
Все легко пока.
Речки есть большие,
Помнить это нужно:
Миссисипи – в Северной,
Амазонка – в Южной.
Тянутся высокие
Горы цепью дружно:
Кордильеры – в Северной,
Горы Анды – в Южной.

Обратите внимание за вашей карте группы №2 и №3

Северная Америка

Площадь Северной Америки без островов — 20,36 млн км², с островами 24,25 млн км².

В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли(6193м).

Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.

Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Южная Америка 

Площадь континента — 17,8 млн км² (4-е место среди континентов)

На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.

Выступление команд 2 и 3.

Все остальные проверяйте и исправляйте если у команды будут ошибки.

МА: этот стиль музыки отличается импровизацией и удивительным ритмом. Её придумали не коренные жители (индейцы), а выходцы с материка о котором рассказывала первая группа. Как он называется?

Звучит музыка. ДЖАЗ. Какой инструмент солирует?

СЛАЙД 7: Луи Армстронг с трубой

ЕВ: Необычный материк,

СЛАЙД 8: ВИДЕО:  Назовите животных фото: Белки, крысы, кенгуру И медведь коала.

О каком материке идет речь?

Австралия 

Площадь:7 692 024 км²

Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей 
Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материка, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.

МА. К какой группе музыкальных инструментов относится звучащий? ДУХОВОЙ.  я рассказываю про диджериду. https://www.youtube.com/watch?v=jBNr29RzZFw

СЛАЙД 9 ВИДЕО

ФИЗМИНУТКА

ЕВ. На какой материк нас привели животные?

Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.

самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.

центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом.

СЛАЙД 10 ФОТО ГРУППЫ МЕТАЛЛИКА

МА: В 2013 году современная рок – группа «Металлика» дала самый тихий концерт http://fishki.net/1832127-20-neverojatnyh-faktov-ob-antarktide-kotorye-znajut-ne-mnogie.html

СЛАЙД 11: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ; 4 картинки

О каком материке мы оказались теперь? Выполните задание в «Бортовом журнале».

Евразия (см приложение подробнее ) Евразия – это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна — Российская Федерация. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м),  Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское.

СЛАЙД 12: русские народные инструменты  

МА: инструменты какой страны вы видите? РУССКОГО НАРОДНОГО

А эта страна находится на каком материке? ЕВРАЗИЯ

Как называется торжественная песня, прославляющая город, страну. ГИМН

А у нашего города есть гимн? Он был утвержден в 2014 году. Композитором является: https://ru.wikipedia.org/wiki/Л   Левшин,_Александр_Леонидович

Автор Поем «Мы любим тебя Архангельск»

Кто исполнял? Алла Сумарокова.

ВИДЕО с СУМАРОКОВОЙ

Из каждого путешествия что обычно привозят? сувениры

4.Закрепление материала:

ЕВ: Вам голубем прислали «Волшебный конверт». Вскройте его. Выполните задание.

МА:  Ребята наш урок подходит к концу,

Что особенно понравилось?

ЕВ: О каком материке хотелось бы знать больше? Где можно найти эту информацию? Составьте ТОП 10 интересных фактов о материке из любой области.Это и будет вашим Д/З.

МА: Как в путешествии может помочь музыка? (наладить отношения с местными жителями)

ЕВ: ПАЛЬЧИК _ ЦЕЛЬ.

 Достигли ли вы каждый из вас своей цели?

Спасибо вам, за понимание, поддержку, за работу на уроке.  



Предварительный просмотр:

Бортовой журнал

Список команды:

Тема урока:______________________________________________________________

Задание 1

Площадь Африки составляет __________ млн км², с островами — около _________млн км².

Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают__________. Самая высокая точка Африки – гора___________________.  Это самый _____________континент, на большей его части средняя годовая температура выше +20 °С. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты –___________.   Материк богат реками. Среди них ________– самая длинная река нашей планеты (6671 км).

                                                     ОТВЕТЫ: 30,3; жаркий; Сахара; равнины; Нил; 29,2; Килиманджаро.

Задание 2

     Площадь Северной Америки ________  млн км².  В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи –________________. Самая высокая гора Мак-Кинли - _______м.

Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге. Реки Северной Америки полноводны, самая крупная из них –____________________. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.                                     ОТВЕТЫ: 6193, Миссисипи, 24,25,  Кордильеры.

Задание 3

      Площадь континента —_________млн км².  На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы__________. Это самый_______________ континент планеты. На материке протекает много рек. Среди них ______________ – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – ___________________.

                                                      ОТВЕТЫ: Амазонка,  влажный, 17,8 Анды, Титикака.

Задание 4 

       Площадь материка: ________________км². Это – самый ____________ материк. Он же и самый__________: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нет крупных, полноводных _____.  Самая большая река –___________. Озеро __________– самое крупное на материке, в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.

                                                      ОТВЕТЫ: рек, маленький, Муррей, Эйр, сухой, 7 692 024.

Задание 5 

        Это самый ________материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом___________. На станции ____________полярниками была зарегистрирована температура_____________.  В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному ___________. Центр Антарктиды примерно совпадает с _____________географическим полюсом.

                                               ОТВЕТЫ: южным,  холодный, – 30 °С, государству  ,– 89,2 °С, «Восток».

Задание 6 

          Евразия – это самый _____________материк. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара _____________ (гора_________________ – 8848 м). Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – ________(1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира –___________________. Самое большое по площади озеро –____________.

                                      ОТВЕТЫ: Байкал, Гималаи, Джомолунгма, Каспийское, большой, Аравийский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий

Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути...

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект)  интегрированного урока, презентация  к уроку....

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...

План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»

Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики "Необычное путешествие" в 5 классе

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики в 5 классе. Учебник "Английский в фокусе" 5 класс. Цель урока: обобщить теоретические и практические знания, полученные на урок...