Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий
план-конспект урока географии (6 класс) по теме

Ливоненкова Ирина Семёновна
Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути коррекции имеющихся недостатков определили цели и задачи урока на тему: "Материки на глобусе и карте полушарий" по географии в 6 классе по разделу "Земной шар".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6kl.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 Сахалинская область «Специальная  (коррекционная) школа – интернат №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья

                  Конспект  урока

Интегрированный урок (география, биология, история) по теме:                         «Материки на глобусе и карте полушарий»

 

                                                                                               Выполнила:

                                                                                                 Ливоненкова И.С.                                                                                                 учитель

                                                                                   географии и биологии                                                                                                 ГОУ

                                                                   Специальная (коррекционная)

                                                                           школа-интернат № 2

                                                                   

           

                                     

                                п. Смирных, 2012

                                Введение

        

        Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать её качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути коррекции имеющихся недостатков определили цели и задачи урока на тему: «Материки на глобусе и карте полушарий» по географии в 6 классе по разделу «Земной шар» (урок № 8).

        Применение на уроке разнообразных форм, методов и приёмов обучения с использованием современных технологий создают благоприятные условия, способствующие развитию познавательной активности через коррекцию развития этих познавательных процессов для достижения конечного результата

        Успех достижения целей и задач урока зависит от того насколько активно учащиеся участвуют в учебном процессе, от правильного использования средств,  методов и приёмов обучения и насколько интересно было ученикам на уроке, вызывал положительные эмоции. В этом ученикам должен помочь учитель. Чтобы школьники занимались на уроке с желанием и интересом необходимо разнообразить уроки.

        К таким формам я отношу креативные (нестандартные) уроки, личностно-ориентированные, уроки с применением программированных заданий, тестов, комбинированные уроки с использованием дидактических игр, современных инновационных технологий, заданий на развитие памяти, мышления, внимания, развития речи, наглядных иллюстраций.

        К методам стимулирования и мотивации учебной деятельности отношу познавательные игры, учебные дискуссии (беседы, рассказы), интеграция, неожиданность, занимательность, эффект удивления и поиска, создание ситуаций новизны и успеха.

        Таким образом, используя перечисленные возможности, я создаю благоприятные условия для коррекционно-развивающего обучения и появлению у учащихся школы устойчивого желания учиться.

        Знания, полученные на уроке, в результате активной познавательной мотивации прочны и осознанны.

         

        

                                   

ТЕМА УРОКА: Материки на глобусе и карте полушарий

Цели и задачи урока: 1. Образовательные. Дать понятие материк и часть света.                                          Познакомить с положением их на глобусе и карте полушарий.                                

                         2. Коррекционно-развивающие. Развивать коррекцию                                недостатков психофизического развития посредством беседы,                                 вопросов, чтения текста для любознательных.                                                        Развивать навыки работы с глобусом и картой полушарий,                                        пространственное воображение и умение выполнять                                                 простейшие дидактические задания в виде перфокарт, ребусов и т. д.

                        

                        3. Воспитательные. Воспитывать интерес к предмету,                                 любознательность с целью расширения кругозора учащихся.                                 

Оборудование:

                            Глобус, физическая карта полушарий, видеофильм (DVD)                                       «География для самых маленьких», рис. 93., стр. 109. учебника                               «География» для 6 класса, плакаты с названиями материков и  

                           частей  света.                                

                           Наглядные пособия «Океан», «Суша», портреты мореплавателей  

                           Христофора Колумба, Ф.Ф. Беллинсгаузена,                            

                           Ю.Ф,Лазарева и другие цветные иллюстрации.

                                                   Ход урока

I. Организация учащихся на уроке

                Долгожданный дан звонок,

                Начинаем наш урок.

 Здравствуйте, садитесь. Продолжаем изучать тему «Земной шар». Отгадайте ребус «Океан». Что было задано на дом? – «Океаны на глобусе и карте полушарий.

II. Проверка знаний учащихся.

1. Карточки-задания: а); б); в).

2. Фронтальный опрос.

        1). Как распределяется вода и суша на Земле?

        2). Как называется вся водная поверхность Земли?

        3). А суши?

        4). На какие части делится Мировой океан?

        5). Сколько океанов на земном шаре?

        6). Какой океан самый большой, назовите и покажите его на глобусе и карте полушарий? Почему он так называется?

        7). Какой океан самый маленький? Назовите его и покажите на глобусе и карте полушарий. Почему он так называется?

        8). Задание на доске. Распределить названия океанов, начиная с самого большого.

        9). Где вы живёте? Покажите на карте остров Сахалин. Какой океан его омывает?

        10).Какое хозяйственное значение имеет Мировой океан?

III. Изучение нового материала

        

        1. Сообщение темы  и целей урока.

На доске: ки ри те ма. Составив из данных слогов название больших участков суши, вы узнаете тему нашего урока.

 Это материки. Сегодня на уроке мы совершим путешествие на материки и части света земного шара. Узнаем, как они называются, где находятся на глобусе и карте полушарий, кем были открыты.  

 Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

        2.Что такое материк?

        3. Что такое часть света?

        4. Работа с глобусом и картой полушарий.

а). Найдите на глобусе и карте полушарий материки. Прочитайте их названия (см Приложение, стр. 4-5). Сколько на Земле материков?

в). Найдите на глобусе и карте полушарий части света. Прочитайте их названия. Сколько частей света на Земле? (Раньше светом называли сушу).

        

        5. Работа с тетрадью

● Записать названия материков и частей света в тетрадь в два столбика.

        Евразия                                   Европа

        Африка                                  Азия

        Северная Америка                Африка

        Южная Америка                Америка

        Антарктида                        Антарктида

        Австралия                                  Австралия

        6. Работа с учебником.

● Открыть учебник на стр.109. Найти рис.93 «Материки». Сравнить между собой материки по величине, и определить какой из всех материков самый большой, а какой самый маленький и так далее?

        7. Использование на уроке фрагмента из DVD –фильма «География для самых маленьких» о материках.

        8. Рассказ учителя о некоторых интересных сведениях: о материках и частях света.

Евразия – самый большой материк земного шара. Европа условно разделена на две части света – Европу и Азию. Граница между ними проходит по восточным склонам Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее кавказских гор, Чёрному морю.

Африка – второй по величине материк. Он находится по обе стороны экватора. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. Африка самый жаркий материк.

Северная и Южная Америка  - находится в западном полушарии. ПО площади занимает третье и четвёртое места. Америка как часть света была открыта Христофором Колумбом в 1492 году, но своё название получила по имени Америго Веспуччи, который первым его описал.

Австралия  - самый засушливый и самый маленький материк, полностью лежит в восточном полушарии. Это материк- заповедник, где обитают животные которых нет на других материках – кенгуру, коала, утконос, ехидна и др.

Антарктида – самый холодный материк, температура зимой здесь иногда доходит до 90 градусов. Поверхность Антарктиды покрыта толстым слоем льда. Материк был открыт в 1820 году русскими моряками.(Показать портреты великих мореплавателей).

IV. Закрепление

1. Как называется материк, где мы живём?

2. Найдите на физической карте полушарий остров Сахалин. В какой части света он находится?

3. Каким океаном омывается материк Евразия?

4. Покажите на карте. где проходит условная граница между Европой и Азией?

5. Отгадай ребусы: «Европа», «Азия», «Австралия».

6. Впиши в клетки нижнего ряда соответствующие по цвету буквы.

        Какое слово получилось? (Африка).

        Покажи на карте.

7. Подведение итогов урока. Что узнали на уроке? Оценки.

        V. Задание на дом

1). Стр. 109-112. Читать и отвечать на вопросы текста.

2). Выбрать один материк по желанию и описать его по плану:

        ☻ В каком полушарии находится;

        ☻ Как  расположен по отношению к линии экватора и полюсам;

        ☻ Какими океанами омывается.

                Материал для любознательных

▪  Главное богатство Южной Америки – её растительный мир. Отсюда европейцы привезли картофель, вывезли семена шоколадного и каучукового деревьев.

▪  Материк Антарктида – это земля, закованная в ледяной панцирь. Земли материка хранят полезные ископаемые: железную руду, алмазы, каменный уголь. Чтобы узнать, что там, учёные бурят скважины – колодцы трёхкилометровой глубины. Холоднее места не найдёшь во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы. При таких морозах металлические трубы, если ударить по ним твёрдым предметом, раскалываются, как стеклянные. Здесь сильные ветры со скоростью до 100 метров в секунду могут свирепствовать до 340 дней в году. В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Обитатели этого материка держаться поближе к берегу. Тут и теплее, и пищу в море легче найти.

▪  В Африке растёт множество полезных для человека растений: кофейное дерево, масличная и финиковая пальмы, оливковое  дерево. В лесах заготавливают ценную  древесину (красное, жёлтое, железное деревья).

        Опережающее задание к теме: «Материки на глобусе и карте полушарий»

                                АВСТРАЛИЯ

        Австралия – самый маленький материк. Слово «Австралия» означает «южная». Австралия очень удалена от других материков и была открыта лишь в !7 веке.

Два океана – Тихий и Атлантический – омывают её со всех сторон тёплыми водами. Весь материк расположен в восточном полушарии к югу от экватора и находится в основном в южном полушарии.

        Когда в Австралии зима в северном полушарии лето, и наоборот. Самый жаркий месяц  - январь, самый холодный – июль. Для австралийца север – это жаркие морские пляжи, где зимой температура воздуха +25;+30 градусов, а воды +23;+25 градусов.

        Австралия – самый засушливый материк на земном шаре. Засухи могут длиться несколько лет.

В Австралии своеобразен растительный и животный мир. Здесь сохранились животные, которых нет больше ни на одном материке. Здесь обитает более 100 видов сумчатых животных. Особенно распространены кенгуру.

        Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук, впервые посетив Австралию, был удивлен странным видом неизвестного ему животного, высоко прыгающего на длинных задних ногах. Кук спросил у австралийцев, как называется животное – «Кенгуру, кенгуру!» - отвечали они. Этим именем и стали называть увиденное Куком животное. И только значительно позднее Кук узнал, что восклицание «кенгуру» значило на местном наречии: «Не понимаю!»  В Австралии живут ехидна и утконос. В экваториальных лесах обитает коала. Богат и разнообразен мир птиц (страус Эму, лирохвост, бескрылая птица киви) Австралия – родина зелёных попугайчиков, которые там живут огромными стаями!

        Австралийцы любят природу своего материка и заботятся о её сохранении.

Дополнительный материал для закрепления:

        1. Найди самое маленькое число. Выпиши в рамочку только нечётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.  

.

  14

  13

  12

  11

  10

   9

   8

 

   7

   6

   5

   4

   3

   2

   1

  У

  К

  З

И

  И

  Р

  Ф

  Е

  Я

  Т

   В

  А

   Л

   М

ОТВЕТ:        

                

Какое слово получилось?  (Материк).

               

        2. Запиши,  какие океаны омывают каждый из материков.

 

             МАТЕРИКИ        

               

                                     ОКЕАНЫ

АНТАРКТИДА

АВСТРАЛИЯ

АФРИКА

ЕВРАЗИЯ

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

        

         

 Список используемых источников

1.   Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.

2.   Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 6 класс. Учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида с приложением. – М.: «Просвещение», 2006.

3.  Лифанова Т.М.  Рабочая тетрадь по начальному курсу Физической географии.

Учебное пособие для 6 класса спец. (коррекц.) школ VIII вида. – М.: «Просвещение», 2001.

4.   Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б. Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2002.

5.   Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М.: «ВАКО», 2006.

6.   Кондратьев Б.А., Метревели П.М. Уроки географии в 6 классе. Москва: «Просвещение», 1969.

7.   Детская энциклопедия «Махаон» - Географические открытия. ООО «Издательская Группа Аттикус», 2008.

8.   Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. Москва: «Просвещение», 1977.

9.  Скрябина А.О., Ерофеев И.А. География материков и океанов. Учебник для 8 класса вспомогательной школы. Москва: «Просвещение», 1991.

10. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: «Просвещение», 2006.

11. Энциклопедия «Зачем и почему» -  Дикие животные, Арктика и Антарктика, Пингвины и др. Издательство «Мир книги», 2007 – 2010.

12. DVD – видео, «География для самых маленьких», фрагмент. Производство ООО «Эллит», Россия.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии, биологии.

Формирование знаний о развитии сельского хозяйства в России; систематизация представлений учащихся  о строении растений, их многообразии, значении для человека; закрепление навыка работы с ...

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе к УМК В.П. Максаковского...

Презентация на тему:"Материки на глобусе и карте"

Презентация к уроку на тему: "Материки на глобусе и карте" проведенному в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида...

Бинарный интегрированный урок география+биология по теме "Байкал - бесценный дар природы"

Бинарный урок разработан в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта. Для проведения урока необходим мобильный или компьютерный класс, урок проводится с использованием инте...

Конспект открытого урока по географии в 6 классе по теме «Материки на глобусе и карте полушарий»

Конспект открытого урока по географии в 6 классе по  теме «Материки на глобусе и карте полушарий»...

Конспект открытого урока по географии в 6 классе по теме «Материки на глобусе и карте полушарий»

Конспект открытого урока по географии в 6 классе по  теме «Материки на глобусе и карте полушарий»...

План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...