"Сохраним!" - конференция по теме "Потери биоразнообразия"
план-конспект урока экологии (9,10,11 класс) на тему

Татьяна Николаевна Андреева
У замечательного американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ под названием «И грянул гром…». В нём повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 млн. лет назад в прошлое. Все «посетители прошлого» должны передвигаться только по специально проложенной тропе, ибо один неосторожный шаг уже способен нарушить последующее развитие жизни на Земле. Устами одного из служащих фирмы это описано так: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши не будет…Вы уничтожите не одну, а миллион мышей…А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей – умрёт одна лиса. Десятью лисами меньше – подохнет от голода лев…И вот итог: через 59 млн. лет пещерный человек, один из дюжины, населяющий весь мир, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, раздавив одну мышь, раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. Это смерть миллиарда его потомков. Может быть, Рим не появиться на своих семи холмах…» Это, конечно, всего лишь фантастика. Но в ней намёк всем нам, как осторожны, должны мы быть в нашем общении с природой. Как часто наши решения оказываются непродуманными, то мы вдруг решаем уничтожить всех волков, якобы приносящих только вред, то заселяем весь материк кроликами, а потом не знаем, как от них избавиться. Таких примеров можно привести сотни. Давайте начнём нашу конференцию со зверей, которых больше никогда не увидим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Bioraznoobrazie_i_chelovek.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Андреева Т.Н.

«СОХРАНИМ!»

Конференция по теме: «Потери биоразнообразия»

Цель: показать необходимость сохранения биоразнообразия на Земле.

Учитель: У замечательного американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ под названием «И грянул гром…». В нём повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 млн. лет назад в прошлое. Все «посетители прошлого» должны передвигаться только по специально проложенной тропе, ибо один неосторожный шаг уже способен нарушить последующее развитие жизни на Земле. Устами одного из служащих фирмы это описано так: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши не будет…Вы уничтожите не одну, а миллион мышей…А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей – умрёт одна лиса. Десятью лисами меньше – подохнет от голода лев…И вот итог: через 59 млн. лет пещерный человек, один из дюжины, населяющий весь мир, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, раздавив одну мышь, раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. Это смерть миллиарда его потомков. Может быть, Рим не появиться на своих семи холмах…»

Это, конечно, всего лишь фантастика. Но в ней намёк всем нам, как осторожны, должны мы быть в нашем общении с природой. Как часто наши решения оказываются непродуманными, то мы вдруг решаем уничтожить всех волков, якобы приносящих только вред, то заселяем весь материк кроликами, а потом не знаем, как от них избавиться. Таких примеров можно привести сотни.

Давайте начнём нашу конференцию со зверей, которых больше никогда не увидим.

Ученик: Около 350 лет назад на территории нашей страны жили предки домашнего рогатого скота – туры. Они водились почти по всей Европе, Северной Африке, на Кавказе, в Малой Азии.

Тур был необычайно стройным и красивым животным. Высокий, сильный, с прямой спиной и посаженной на мощной шее головой с красивыми, лирообразно изогнутыми рогами. Быки туров были матово-чёрными, коровы – рыжевато-бурыми. Эти звери жили  в сырых заболоченных лесных местах небольшими стадами. Врагов у них не было, волки против сильных туров были бессильны. Их жертвами иногда становились лишь старые либо больные животные.

Упоминание тура встречается во многих исторических документах, где часто описывается охота на этих животных. Дальше всего они сохранились в Польше и Литве. Польский король Сигизмунд III. Издал приказ об охране мест обитания туров. Но охрана слишком запоздала. В 1627 г. Пал последний тур. Даже чучела ни одного не осталось.

Ученик: Подобное случилось и с европейской степной лошадью – тарпаном. Она была истреблена ради её мяса. В середине прошлого столетия по всему Азово-Черноморью встречались табуны этих животных. В 1879 году вольные тарпаны на юге страны были уничтожены. Единственный в мире скелет тарпана хранится в зоологическом музее Академии наук в Санкт-Петербурге.

Жертвой человеческой алчности пала зебра квагга, обитавшая в степных равнинах и саваннах Южной Африки. Она была истреблена охотниками ради её красивой шкуры – красновато-коричневой с белыми пятнами и шоколадными полосами на шее. Последняя квагга умерла в Амстердамском зоопарке в 1883 г.

Ученик: В 1741 г. Русский учёный Георг Стеллер открыл у Командорских островов неизвестное людям животное, принадлежащее к отряду сирен, - морскую, или стеллерову корову. Это было безобидное и неуклюжее громадное животное длиной 7,5 м и массой 3,5 т. Питалась морская корова бурой водорослью ламинарией – морской капустой.

Стеллеровы коровы обитали на мелководье вблизи берегов. Они постоянно были заняты едой. Каждые 4-5 мин звери поднимали над водой голову, чтобы вдохнуть порцию свежего воздуха, и вновь принимались за морскую капусту.

К несчастью этих животных, их мясо оказалось вкусным и питательным. Многочисленные китобои беспощадно охотились на морских коров, и их стадо быстро уменьшалось. В 1768 г. Было убито последнее животное. Стеллерова корова была известна людям всего 27 лет.

Ученик: Когда-то на острове Маврикий в Индийском океане обитали многочисленные дронты – крупные, нелетающие и гнездящиеся на земле птицы. Множество их было уничтожено ради мяса и ещё больше пострадало от крыс и свиней, поедавших яйца этих птиц. Истребление этих птиц произошло так быстро, что не удалось сохранить даже музейных чучел.

«Мёртв как дронт» - это не просто оборот речи. Последние из этих крупных птиц были уничтожены около 1680 года.

Учитель: Вымирание живых форм – часть естественного хода эволюции. Виды исчезают с тех самых пор, как на Земле появилась жизнь. Считается, что вымерло примерно 90 % всех когда-либо существовавших живых форм.

В некоторые периоды земной истории темпы вымирания увеличивались. Так было около 65 млн. лет назад, когда исчезли динозавры. В наше время этот процесс опять ускорился.

Вопрос: В чём причины его ускорения?

Подведём некоторый итог, считается, что с 1600 г. человеком было истреблено более 160 видов и подвидов птиц и не менее 100 видов млекопитающих.

Вопрос: В чём отличие естественного процесса вымирания животных от вымирания по вине человека?

Сегодня основная проблема заключается в том, что человек способен так быстро изменять окружающую среду, включая дикую природу, что многие животные не могут приспособиться к новым условиям.

Творческое задание: Приведите примеры синонимов словосочетанию «вымирание по вине человека».

Учитель: Вредит ли охота дикой природе?

Ученик: В прошлом бесконтрольная охота сыграла свою роковую роль в вымирании видов. Бескрылую гагарку, обитавшую в Северной Атлантике, так безжалостно уничтожали ради мяса и для рыболовной наживки, что в 1844 году этот вид исчез с лица Земли. В результате массового отстрела в прошлом веке были уничтожены бизоны. Коммерческий промысел угрожает существованию многих видов кошачьих, китообразных, морских черепах и других животных.

Во многих странах охота регулируется в законодательном порядке. Охотиться разрешено лишь на некоторые виды животных, отстрел которых подчиняется строгим правилам, ограничивающим его так, чтобы численность животных могла восстанавливаться в периоды размножения.

Учитель: В чём заключается наибольшая опасность для диких животных?

Ученик: Даже если бы на волков и тигров никто не охотился, их численность всё равно уменьшалась бы, потому что массированное вторжение людей в дикую природу нарушило биологическое равновесие и сократило местообитания, необходимые этим крупным хищникам.

Разрушение местообитаний – самая серьёзная угроза животному миру планеты. Чрезмерный выпас скота, загрязнение воздуха и водоёмов, вырубка лесов, строительство городов и заводов – всё это приводит к очень быстрому исчезновению диких животных.

Учитель: Каким видам грозит наибольшая опасность?

Ученик: Существует ряд показателей, позволяющих оценить степень нависшей над видом угрозы. Самый очевидный из них – численность. Маврикийских кольчатых попугаев осталось, вероятно, 5-6 штук. Основная причина вымирания – разрушение местообитаний. Популяция яванского носорога сократилась до нескольких десятков особей из-за браконьерской охоты и уничтожения дремучих лесов, где он обитает.

Об исчезновении вида свидетельствует не только численность. Хотя токийских горчаков (мелкие рыбки, родственные гольянам) насчитывается, по меньшей мере, тысяча, этот вид находиться на грани вымирания. В условиях разрастания города и загрязнения среды вряд ли сохраняться те маленькие ручейки в районе Токио, где он водится.

Учитель: Что делается для сохранения диких животных?

Ученик: Важную роль в деле охраны диких животных, находящихся под угрозой уничтожения, играют международные соглашения о запрете на торговлю шкурами редких животных, таких, как гепард и снежный барс, и живыми животными, например редким попугаем под названием императорский амазон, который водится на острове Доминика в Карибском море. Существует международный договор об ограничении добычи китов.

Охраной диких животных занимаются также неправительственные организации, например Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В сферу их деятельности входит создание национальных парков и заповедников, разведение диких животных в неволе, просветительская работа и многое другое.

Частные природоохранные организации помогли перуанскому правительству создать в Андах заповедник для викуний, которые были почти полностью истреблены из-за своей мягкой шерсти. Благодаря защите от браконьеров и поддержанию местообитаний численность этого вида постепенно увеличилась. Животных отлавливали и переселяли в другие районы страны. Возможно, со временем викуньи размножатся достаточно, чтобы их добыча ради шкуры не приносила ущерба виду, а продажа шерсти приносила доход местным жителям.

Ученик: Помощь человека отвела от многих видов угрозу вымирания. В своё время гавайскую казарку почти полностью истребили охотники. В результате разведения выживших птиц в неволе было получено достаточно особей для пополнения дикой популяции. В Северной Америке дикая обыкновенная индейка пострадала от чрезмерной охоты и разрушения местообитаний. Благодаря отлову и переселению оставшихся птиц удалось восстановить этот вид почти по всему прежнему ареалу. Американского бурого пеликана губили пестициды (в частности, ДДТ), которые содержались в употребляемой им пище и вызывали катастрофическое истончение скорлупы яиц. После запрещения ДДТ птицы стали успешно размножаться.

Учитель: Можем ли мы помочь природе?

Ученик: Устройте кормушку для птиц, которые будут в морозные дни прилетать к вашему окну. Собираясь на прогулку в парк или в лес, не забудьте захватить орешки или сухарики для белок. Есть и косвенные пути помощи: можно, например,  не покупать изделий, изготовленных из редких животных.

Учитель: Но под угрозой вымирания находятся и сотни менее заметных видов живых существ – улиток, уховёрток, а также растений – папоротников и других. Чтобы спасти их от вымирания, экологи и защитники природы работают во всех уголках мира. Что заставляет их заниматься этой работой? Наверное, то, что они ощущают себя такой же частью природы, как и все остальные обитающие на ней виды живых организмов. Ведь правом жить на Земле обладают не только те виды животных и растений, которые нравятся людям. Давайте объединим свои усилия и поможем организациям, занимающимся охраной природы и диких животных, которые имеют такое же право жить на этой планете, как и человек.

Ученик: Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Всё дарю

Всё доброе приемлю!

Только

Берегите эту Землю!

Использованная литература

  1. Азбука природы. – М. - Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997. – 336 с.
  2. Берни Д. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы. – М: «Махаон», 2006 г. – 318 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

Экологизация образования в настоящее время  требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...

Экологический проект на тему: «Биоразнообразие дикорастущих первоцветов окрестностей г. Новоульяновска Ульяновского района и проблемы их охраны».

Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового...

МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Cовременная биосфера, среда обитания всех живых организмов, является в то же время и продуктом их жизнедеятельности: неустанного воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) и посмертного разложения ...

Классный час «Сохранить книгу, сохранить цивилизацию, сохранить себя…»

Классный час посвящен значимости книг в истории человечества на примере современной литературы....

Моя публикация в сборнике материалов I региональной научно-практической конференции «Заповедное дело, биоразнообразие, экообразование»

I региональная научно - практическая конференция «Заповедное дело, биоразнообразие, экообразование» Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Городская станция юных натура...

I –ая муниципальная научно-практическая конференция школьников по технологии «Сохраним планету или вторая жизнь старых вещей», посвященная Году экологии в России

Конференция ставит перед собой следующие цели и задачи:o   Определение экологических проблем страны, региона и района;o   Проверка знаний учащихся по технологии и экологи...

«Научная конференция: Сохраним нашу Землю (Keep Our Earth Blue and Green)»

Конспект экологической конференции на английском языке, проводимой в рамках школьной конференции проектных и научно-исследовательских работ «В гармонии с природой и с собой»...