Описание опыта работы школьной библиотеки
статья на тему

Митникова Елена Александровна

В статье обобщен опыт работы школьного библиотеки: отражены цели и задачи работы, особенности библиотечного обслуживания детей с ОВЗ, описана роль школьной библиотеки в УВП ОУ, намечены пути формирования читательской культуры, описан опыт сетевого взаимодействия школьной библиотеки с библиотеками ЦБС Московского района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx74.89 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова О.В.

Митникова Е.А.

Описание опыта работы школьной библиотеки

  1. Цель и задачи деятельности библиотеки (ИБЦ).

Цели библиотеки школы № 370 соотносятся с целями общеобразовательного учреждения:

• формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,

• создание условий для адаптации к жизни в обществе,

• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,

• формирование здорового образа жизни.

Основными задачами библиотеки являются:

• Обеспечение участникам образовательного процесса (обучающимся, педагогическим работникам, родителям, иным законным представителям обучающихся) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях:

✓ бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);

✓ цифровом (CD-диски);

✓ сети Интернет;

• воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии его творческого потенциала;

• формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

• совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

Для реализации основных задач библиотека:

1) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

2) создает информационную продукцию: организует и ведет справочно- библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

3) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

• представляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

• содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;  

• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентаций, развивающих компьютерных игр);

• руководит воспитательной работой с книгой в ГПД;

4) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;

• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства образовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных и т.п.);

• способствует проведению занятий по информированию информационной культуры;

5) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

  1. Краткая характеристика библиотечного обслуживания обучающихся и педагогов.

Библиотечное обслуживание обучающихся и педагогов школы проходит стационарно в читальном зале и общем абонементе на бесплатной основе. Поиск документов осуществляется непосредственно библиотекарем в фонде, посетители библиотеки не допускаются в фондохранилище, которые имеют возможность самостоятельно подбирать интересующую их литературу в читальном зале в отделе хранения периодических изданий, на временной выставке книг.

В течение последних 3 лет обязанности заведующей библиотеки временно исполняет учитель русского языка и литературы Смирнова О.В. На данном этапе функционирования школьной библиотеки преобладают формы индивидуального библиотечного обслуживания читателей, что позволяет удовлетворить их информационные потребности, развивать структуру и глубину интересов учащихся, содействовать повышению уровня их информационной культуры и читательского развития, организовывать продуктивное сотрудничество библиотекаря и посетителя библиотеки. 

Наиболее важную роль в работе играют беседы, так как позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. Проводятся беседы при записи читателя (о библиотеке и информационных ресурсах, правилах поведения и пользования фондами), при очередном посещении о прочитанных книгах, о рекомендуемой программной и внепрограммной художественной литературе. Беседа о прочитанной книге позволяет проверить эффективность работы по стимулированию чтения и наметить дальнейшие пути рекомендации книг, таким образом библиотекарь получает оперативную обратную связь.

Для успешного взаимодействия специалиста с читателями библиотекарь готовится к индивидуальной работе. Необходимо определить круг наиболее актуальных тем. С этой целью выполняется ряд действий:

  • просматриваются новые номера журналов;
  • отмечается наиболее интересная информация для учащихся и педагогов;
  • оценивается ее объем и степень «сложности» подачи материала для восприятия учащимися с ОВЗ;
  • просматривается новая литература;
  • намечаются группы читателей, кому было бы интересно прочитать поступившие в библиотеку книги;
  • продумываются приемы, с помощью которых можно рекомендовать книги (обратить внимание на иллюстрации, забавные эпизоды в тексте, предисловие, оглавление, отзывы и так далее).

Полученная в ходе работы информация помогает и при уточнении читательского запроса. Учащиеся крайне редко приходят с определенным спросом, зная автора, название книги, тему или жанр литературы. Чаще всего они обращаются со словами: «Дайте что-нибудь почитать». Рекомендовать нужно книги и периодические издания действительно лучшие, социально значимые, пользующиеся популярностью и в то же время отвечающие мотивам чтения, потребностям и интересам самого читателя, но обязательно при этом надо учитывать психофизические особенности учащихся с ОВЗ (быстрая утомляемость, легкая отвлекаемость, недостаточный уровень развития внимания и памяти, что затрудняет восприятие текстов большого объема со значительным количеством деталей, подтекстами). Фактически наибольшим спросом пользуются яркие, красочные периодические издания (детские познавательные журналы о животных и технике), в которых информация подается на доступном для детского восприятия уровне, емко и увлекательно, так как основная масса обучающихся по целому ряду объективных причин не готова к долгому, самостоятельному, вдумчивому чтению. По этой же причине достаточно популярны среди учащихся энциклопедии и детская справочная литература.

При рекомендации книг читателям можно использовать следующие приемы:

  • прием аналогии: для укрепления и развития наметившегося интереса читателя к книгам и периодическим изданиям определенной тематики, жанра, формы подачи материала и так далее рекомендуются аналогичные произведения печати, содержащие новую для читателя информацию;
  • практическая ценность книги для читателя: возможность ее использования при выполнении учебных заданий;
  • подчеркивание  особенностей содержания: новизны, его достоверности (автобиографичности), указывание на связь с актуальными событиями, подчеркивание художественных достоинств книги;
  • привлечение высказываний о книге авторитетных лиц (писателей, ученых, общественных деятелей), отзывов о книге других читателей.

Использование системы «мостиков», «переходов» (теория А.А.Покровского и Л.Б.Хавкиной) помогает постепенно переводить учащихся от относительно «простой» литературы к более «сложной»: от журналов к энциклопедиям, от произведений малого объема к более масштабным.

Для педагогов школы  библиотекарем на педагогических советах и методических объединениях учителей-предметников устраиваются презентации ЭФУ, а также новых поступлений, которые могут быть интересны взрослым, полезны в работе или порекомендованы учащимся (групповое обслуживание).

В индивидуальном порядке в библиотеке или во время родительских собраний проходит консультирование родителей по поводу используемой учебной литературы, ЭФУ, электронных приложений, образовательных порталов, списках рекомендуемой внеклассной литературы и так далее, даются советы, как приучить детей читать.

  1. Создание комфортной развивающей среды библиотеки или ИБЦ.

Комфортная среда библиотечного пространства играет особую роль в процессе формирования личности, читательского вкуса и интереса, и в целом в процессе образования. Она определяется через непосредственное окружение читателя благоприятной атмосферой библиотеки, установлением доброжелательных межличностных отношений между находящимися в библиотеке людьми. Она создается внешними и внутренними условиями. Первые включают в себя общий вид помещения: уют (у нас много цветущих растений), чистота и порядок в библиотеке. Ко вторым относятся: создание атмосферы дружелюбия, открытости, внимательности, вежливости. Свободный доступ к книгам и периодическим изданиям, хранящимся или выставленным в читальном зале, позволяет посетителям не чувствовать себя «случайными гостями» в чужом доме. По этой причине на стеллажах не выставляются редкие и дорогие экземпляры хранения. Благоприятная среда способствует быстрому установлению продуктивного взаимодействия с учащимися, что в свою очередь благотворно сказывается на развитии личности ребенка, его психическом здоровье.

Библиотека – это отдельное социокультурное пространство, со своими правилами и традициями, с которыми знакомят детей школьный библиотекарь вместе с классными руководителями и воспитателями ГПД. В дальнейшем эту работу продолжают работники районных библиотек во время коллективных посещений в рамках проектов. Особое внимание уделяется культуре пользования книгами и работе с информацией (подборка необходимой литературы по проблеме, выбор действий с учетом временных, интеллектуальных возможностей ученика и т.д.).

  1. Роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, в том числе во внеурочной деятельности и оказание дополнительных образовательных услуг. 

Фонд библиотеки постоянно пополняется новой учебной литературой в соответствии с требованиями законодательных актов и ФГОС. В настоящее время общее количество единиц хранения составляет – 13167: из них учебники – 6631 экз., художественная литература – 6536 экз.

Все учащиеся (100%) обеспечены учебниками, необходимыми рабочими тетрадями и учебными пособиями, чтобы успешно осваивать учебные программы.

Фонд художественной и справочной литературы пополнялся в последние 3 года за счет пожертвований книг частными лицами. Имеется относительно небольшой фонд DVD (294 единицы хранения): серия «КиМ», художественные фильмы к программным  произведениям, электронные приложения к учебникам. В библиотеке есть рабочее место, оборудованное компьютером с выходом в Интернет (работа осуществляется под наблюдением библиотекаря). Учащиеся имеют возможность получить помощь от библиотекаря при подготовке докладов, написании рефератов, выборе подходящего материала для участия в конкурсах, выполнения творческих работ в рамках проектов. Многие пользуются этой возможностью регулярно.

В фонде имеются книги по педагогике, психологии, логопедии, методике преподавания разных предметов, к которым учителя часто обращаются в период прохождения обучения на курсах повышения квалификации. 

Школьный библиотекарь оказывает помощь учителям при оформлении тематических выставок в кабинетах, подбирая соответствующие книги или наглядный материал (например, из серии приложения к журналу «Школьная библиотека» или «Юный краевед»), при оформлении тематических общешкольных выставок к праздникам и общешкольным мероприятиям в соответствии с планом воспитательной работы.

Родители учащихся получают консультации школьного библиотекаря по поводу используемых учебников, ЭФУ, электронных приложений к учебникам, рекомендованной программной и внепрограммной детско-юношеской литературы, образовательных порталов, получают советы, как привить любовь к чтению. Консультации проходят во время родительских собраний или индивидуально в библиотеке.

5. Внедрение инновационных технологий.

В процессе обучения и воспитания для детей с ОВЗ огромное значение имеет использование наглядного материала (важно учитывать психофизиологические особенности учащихся, в частности  преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим). В связи с этим огромную роль в работе библиотекаря  играют компьютерные технологии. Благодаря им удается представить материал доступно, красочно, живо, что приводит к повышению мотивации получения новых знаний, опыта, дети легче и глубже усваивают материал.

Часто используются созданные библиотекарем или педагогами школы электронные презентации, готовые видеоролики, размещенные на образовательных порталах сети Интернет, различных направлений: патриотическое воспитание, знакомство с окружающим миром, знакомство с обычаями и традициями русского народа, историей района, города, страны.

Главный акцент в деятельности школьной библиотеки сделан на проектной деятельности, позволяющей расширить рамки образовательной программы, раскрыть творческий потенциал как детей, так и педагогов. Выстроена система взаимодействия с районными библиотеками ЦБС Московского района и используются возможности библиотек города (учащиеся посещают занятия, например, в рамках профориентации). Таким образом расширяется социокультурное пространство, увеличивается количество социальных партнеров, которые могут удовлетворить различные потребности в получении знаний, развитии способностей учащихся. Чем больше талантливых и заинтересованных взрослых вовлечено в образовательный процесс, тем больше шансов у ребенка на развитие.[1]

6. Формирование читательской культуры родителей и их компетенций в вопросах детского чтения, возрождение лучших традиций семейного чтения.

В ГБОУ школе № 370 обучаются дети с ОВЗ, дети из семей социального риска и дети-мигранты. Многие семьи не всегда имеют возможность, а иногда и желание воспитывать и развивать детей в данном направлении. Работая в проекте «Библиотеки Московского района», учащиеся и педагоги школы попытались провести анкетирование среди родителей для анализа проблемы детского и семейного чтения, но ни одной анкеты обратно от родителей не получили. Получается, что родители, с одной стороны, озвучивают проблему детского протеста против книг, но, с другой стороны, занимают пассивную позицию, ожидая, что эту проблему решит «кто-то», возлагая большие надежды на школу, поэтому функцию семейного чтения во многом выполняют педагоги и библиотекарь школы.

Отдельным учителям удается вовлечь родителей в активную деятельность при решении проблемы детского отказа читать книги. Есть пример учителя начальных классов Солдаткиной Н.Е., которая сумела вовлечь родителей в совместную с детьми работу по данному направлению. В библиотеке была организована выставка читательских дневников учащихся класса, которую посетили все ученики начальной школы.

В перспективе работы библиотеке планируется найти активных родителей и принять участие в проектах, пропагандирующих чтение.

7. Актуальность проекта или программы развития: инновационность используемых подходов; понятность и востребованность результата; общественная значимость и   эффективность воздействия на предполагаемые аудитории; обоснованность запрашиваемых средств, реалистичность исполнения проекта.  

Опросы учащихся показывают: современные дети практически не бывают в библиотеках, несмотря на то, что многие из них находятся недалеко от дома. И хотя школа сотрудничает с рядом библиотек Московского района, где проходят различные тематические занятия и мероприятия с учащимися, не все возможности современной библиотеки известны детям и их родителям.

Каждая библиотека по-своему уникальна: со своей историей, спецификой фонда, тематической направленностью просветительской деятельности и т.п.

Далеко не в каждой семье имеются возможность и желание воспитывать и развивать детей в данном направлении.  Достаточно остро эта проблема звучит в специальной (коррекционной) школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, многие из которых плохо ориентируются в своем микрорайоне, районе, мало знают о нем, его истории, достопримечательностях, культурно-досуговых центрах.  При этом увеличилось количество детей-мигрантов, оказавшихся недавно по разным причинам в нашем регионе вместе со своими родителями, которые тоже не владеют достаточной информацией о своём новом месте жительства.

Московский район – неотъемлемая часть истории и культуры Санкт-Петербурга. В 2014 году к 95-летию Московского района учителями ГБС(К)ОУ школы № 370 (старое название школы) был разработан проект «Библиотеки Московского района».

Проект «Библиотеки Московского района» разработан для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей из семей социального риска с целью создания условий для духовно-нравственного развития школьников через организацию и вовлечение их в активную деятельность, используя возможности современных библиотек. Он способствует популяризации представлений учащихся с ОВЗ об истории и развитии библиотечного дела в районе, людях, внесших большой вклад в развитие библиотечного дела Московского района, современной  деятельности библиотек района, также позволяет выстроить систему взаимодействия школы и библиотек района.

Проект актуален, не требует значительных материальных затрат[2], легко тиражируется.

В нашем случае учительский проект был трансформирован в социальный проект учащихся. Девятиклассники взяли большую часть работы по созданию информационного плаката «Библиотеки Московского района» на себя. И хотя последний этап – презентация плаката в школах № 663 и 613 – не был реализован, учащиеся получили колоссальный опыт организации работы (от планирования до результата), а также приобрели опыт установления социального партнерства (с администрацией школы и библиотекой «Экономической и правовой информации»). Работа в проекте, как правило, открывает возможности участия в различных конкурсах. Социальный проект учащихся был представлен на конкурс социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России», где ему было присуждено 2 место. Конкурс проходил для учащихся всех ОУ района, а не только для лиц с ОВЗ. Учащиеся школы № 370 достойно выступили наравне с учениками лицеев и гимназий. Такие достижения придают детям уверенности в своих силах.

В качестве еще одного из многих результатов работы в проекте стоит отметить, что реально выявляются ученики, которых может заинтересовать чтение. Эта группа не велика, но дети заслуживают, чтобы за них боролись взрослые! Из группы девятиклассников 3 записались в районные библиотеки и посещали их после окончания работы в проекте, а один ученик решил изучать архивное дело и успешно учится в колледже.

8. Взаимодействие с сетевыми партнерами разных организационно-правовых форм.

Во время работы в проекте «Библиотеки Московского района» в 2014-2016 годах для учащихся 5-9 классов

  • были проведены занятия по истории Московского района, города, страны, подготовленные сотрудниками библиотек совместно с учителями школы (учащиеся разных классов посетили 10 из 11 библиотек ЦБС Московского района);
  • на базе библиотек были проведены игры для учащихся ГБОУ школы № 370, а также для учащихся с ОВЗ Московского района (школы № 663, 613): «Города-герои», «Блокадный трамвай», «Блокада Ленинграда», «Нева», «Конституция РФ»;
  • к 95-летию Московского района организован и проведен педагогами школы № 370  конкурс для учащихся с ОВЗ «Мой родной Московский» на базе библиотеки № 8 «Орбита» совместно с отделом Краеведения ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района;
  • в библиотеке «Орбита» по итогам конкурса «Мой родной Московский» была организована выставка лучших работ учащихся школ № 370, 613, 663; в библиотеке «Спутник» были выставлены лучшие работы школы № 370 – победителей городского конкурса «Наш Эрмитаж», организованного для лиц с ОВЗ НМО «Школьным центром» Государственного Эрмитажа к 250-летию музея.

На сегодняшний день функционирует система взаимодействия           школы № 370 с библиотеками ЦБС Московского района:

  • «Библиотека с Выставочным залом», библиотека № 3 – проект «Радуга искусства» (знакомит учащихся начальной школы с основными жанрами искусства, с историей развития искусства от первобытности до Древнего Рима, с произведениями искусства по данной теме, связанными с Санкт-Петербургом; готовит учащихся к работе в программе для лиц с ОВЗ НМО «Школьного центра» Государственного Эрмитажа «Наш Эрмитаж» и к посещениям Русского музея и других музеев города); проект «Большой город маленьких детей» (знакомит с историей Санкт-Петербурга);
  • «Библиотека правовой и экономической информации», библиотека №4 – проект «Знаем. Помним. Гордимся.» (знакомит учащихся с основными событиями военной истории России, героями Отечества, с памятными местами, посвященными военной истории в Санкт-Петербурге);
  • Библиотека № 5 «Музей книги блокадного города» - проект «Жизнь книги, изданной в блокаду» (знакомит учащихся с книгами, изданными в блокаду Ленинграда);
  • Центральная детская библиотека им. С.Я.Маршака, библиотека № 6 – проект «Вот мерцает огонек – это экотеремок» (знакомит учащихся начальной школы с основами взаимодействия людей с окружающей средой); проект «Почитаем и узнаем» (знакомит учащихся начальной школы с произведениями писателей России);
  • Библиотека №7 «Спутник» - проект «Сокровища Эрмитажа. История одного шедевра.» (знакомит учащихся с  произведениями искусства, представленными в Государственном Эрмитаже: Анри Матисс «Вид Коллиура», Жорж Густав Леон Дюпюи «Набережная Нотр-Дам в Гавре», Винсент Ван Гог «Куст», Клод Оскар Моне «Дама в саду»; с историей создания, приобретения и экспонирования шедевров); проект «Сказание о земле Русской» (знакомит с историей нашей Родины, родного края, традициями русского народа);
  • Библиотека № 8 «Орбита» - проект «Русская старина» (знакомит учащихся с русским крестьянским бытом, традициями);
  • НМО «Школьный центр» Государственного Эрмитажа – программа работы с детьми с ОВЗ «Наш Эрмитаж» (знакомит учащихся с  основными жанрами искусства, с историей развития общества);
  • ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района – сотрудничество при организации и проведении конкурсов для учащихся с ОВЗ Московского района (например, игры «Нева», «Блокада Ленинграда»).

9.Описание деятельности по созданию положительного имиджа библиотеки или ИБЦ.

Имидж библиотеки, с нашей точки зрения, складывается из следующих факторов:

  • авторитетность и компетентность сотрудников;
  • культура общения в библиотеке;
  • дизайн библиотеки;
  • комфортность условий для пользователей;
  • качество информационных ресурсов
  • оснащенность современной техникой;
  • реклама библиотеки;
  • наличие традиций.

На первое место в иерархии факторов, формирующих положительный имидж, мы поставили человеческий фактор. Кадры, как и во все времена, решают практически все. Но наравне с профессионализмом должны стоять человеческие качества. Дети должны чувствовать себя спокойно, комфортно в библиотеке, чтобы не отпугнуть их строгостью правил поведения.

Постоянная обратная связь с читателями позволяет оперативно реагировать на их запросы. Так, например, каждый год меняется перечень заказа периодических изданий с учетом пожеланий читателей.

Материально-техническая база нашей школьной библиотеки, к сожалению, не достаточно укомплектована, но при работе с читателями мы используем возможности школы. Занятия проходят в тех кабинетах, где имеется необходимое оборудование. Недостаток технического оснащения пытаемся компенсировать интересными мероприятиями, проходящими в школе или на других образовательных площадках. Сотрудничество с библиотеками района и города способствует формированию положительного имиджа библиотеки в целом, так как для детей расширяется круг возможностей, расширяется спектр выбора предоставляемых услуг.

Организация временных выставок (особенно выставка новых поступлений) показывают, что библиотека не находится в статичном состоянии, а то, что «движется», обновляется, привлекает внимание окружающих, вызывает интерес.

Заведующая библиотекой школы возглавляет общественно полезную деятельность – сбор макулатуры, который проходит регулярно в конце каждой четверти, участвует каждый класс. Ведется пропаганда сохранения природных ресурсов. На информационном стенде в библиотеке есть раздел «Сколько деревьев мы спасли», информация постоянно обновляется (45 деревьев за 3 года).[3] Дополнительной наглядной, пользующейся спросом у учащихся агитацией нас обеспечивают компании, занимающиеся переработкой использованной бумаги. От них школа получила несколько интересных книг для детей. Материальные средства идут на пополнение фонда библиотеки.

На сайте образовательного учреждения размещена информация о  фонде библиотеки, о ее возможностях. Ведется работа с родителями.

10. Перспективы развития библиотечного обслуживания читателей.

 В качестве главного пункта плана модернизации библиотеки отметим развитие медиатеки:

  • расширение спектра информационных услуг,
  • увеличение объема информационных ресурсов,
  • создание современных условий для развития умений учащихся в области поиска, извлечения и обработки информации.

Планируем в соответствии с современными требованиями из школьной библиотеки развиться и информационно-библиотечный центр, создать инфраструктуру комфортной информационно-образовательной среды для электронного и дистанционного обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Планируем изменить функциональное деление помещения библиотеки. Площади школьного информационно-библиотечного центра условно должны делиться на зоны, имеющие определенное функциональное назначение:

  • зона № 1 (в данном случае нумерация подчеркивает и значимость этой зоны), содержащей открытый доступ, абонемент, читательский каталог, основная функция – выдача книг и других носителей информации учащимся, учителям и администрации,
  • зона  № 2 (читального зала) - основной функцией является организация индивидуальной самостоятельной деятельности с традиционными (бумажными) и нетрадиционными носителями информации,
  • зона № 3 - главной функцией является  предоставление возможности взаимодействия между учителями, учащимися и сотрудниками. Основное назначение этой зоны –  проведение групповых занятий, которые могут идти как в урочное время (например, уроки с использованием видеопрограмм), так и во внеурочное (занятия в группах с использованием технических средств – компьютера, проектора). Наиболее рационально и удобно, если это помещение будет находиться рядом с зонами №1 и №2, что позволит сотрудникам осуществлять полноценное обслуживание пользователей, работающих в этой зоне

Сотрудник  ИБЦ будет организовывать самообразовательную деятельность всех групп потребителей, он помогать:

а) учащимся работать в её условиях не только с книгой, но и с техническими и информационными средствами (с компьютерными обучающими программными средствами, электронными учебниками, энциклопедиями, тренажерами по коррекции и обобщению знаний, интернет-ресурсами), создавать собственные информационные продукты;

б) учителям подготовиться к урокам с использованием любых средств информации, готовить разовые мероприятия (тематические вечера, видеоконференции), совершенствовать свое профессиональное мастерство, обеспечивая их методическими материалами посредством баз данных;

в) и тем, и другим — создавать новые средства творческой деятельности (на основе имеющихся в фонде).

11. Перспективы укрепления материально-технической базы и информационного пространства библиотеки или ИБЦ.

В плане развития материально-технической базы школы № 370 большое внимание уделяется усовершенствованию материально-технического обеспечения библиотеки. В ближайшее время предполагается ремонт помещения библиотеки, замена стеллажей, приобретение мебели для читального зала, оснащение современной оргтехникой в соответствии с новыми требования законодательных актов.

Планируется приобретение и внедрение автоматизированных библиотечных информационных систем.

12. Распространение опыта работы библиотеки или ИБЦ (где, когда и каким образом деятельность библиотеки образовательного учреждения была представлена профессиональному сообществу и общественности, результативность (награды, публикации и другие свидетельства популяризации опыта работы библиотеки или ИБЦ).

  • 3 – 4 декабря 2015 АППО НПК с международным участием специалистов, работающих с детьми с ОВЗ дошкольного и школьного возраста «Я в мир удивительный этот пришел» - выступление «Сетевое взаимодействие школы и библиотек ЦБС Московского района Санкт-Петербурга по созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. Проект «Библиотеки Московского района»;
  • 16 декабря 2015 Международная НПК «100 проектов в поддержку чтения. От года Литературы к читающей стране» - совместное выступление педагогов школы  Митниковой Е.А., Смирновой О.В. и библиотекаря библиотеки № 5 ЦБС Московского района Стодолиной Ю.М. «Жизнь книги, изданной в блокаду»;
  • 26.02.2015 семинар ИМЦ Московского района «Роль русской литературы в духовно-нравственном воспитании школьников»  совместное выступление педагогов школы  Митниковой Е.А., Смирновой О.В. и педагога дополнительного образования ДД(Ю)Т Московского района Митковской Е.Н. «Сотрудничество школы и библиотек района в духовно – нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»;
  • 24 февраля 2016 в рамках городского открытого фестиваля «Краеведческое образование: традиции и новации» НПС «Краеведческие проекты в современном образовании» (АППО на базе ДД(Ю)Т Московского района) – совместное выступление педагогов школы  Митниковой Е.А., Смирновой О.В. и педагога дополнительного образования ДД(Ю)Т Московского района Митковской Е.Н. «Социально-краеведческий проект детей с ОВЗ «Библиотеки Московского района»;
  • 20-21 апреля 2017 Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» - совместное выступление педагогов школы  Митниковой Е.А., Смирновой О.В. и библиотекаря библиотеки № 5 ЦБС Московского района Стодолиной Ю.М. «Проект «Жизнь книги, изданной в блокаду».

     


[1] Педагоги школы проводят предварительную подготовку специалистов районных библиотек: как правильно реагировать на поведение детей с ОВЗ, каким образом его корригировать, какие воспитательные и образовательные потребности есть у той или иной конкретной группы учащихся. После занятий, на которых обязательно присутствуют педагоги школы, происходит обмен мнениями, как прошло мероприятие и какое впечатление произвели дети. Необходим взгляд «со стороны», чтобы работа детьми была более продуктивной.

[2] Необходимы доступные всем компьютер, принтер, бумага для печатания материалов.

[3] Есть лидеры этого движения – семья Сахарновых (Даниил Сахарнов, ученик 7б класса). В общей сложности они собрали 870 кг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьной библиотеки

План работы школьной библиотеки МБОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО. Основные мероприятия, книги-юбиляры и т.д....

План работы школьной библиотеки

План рабты школьной библиотепки по четвертям...

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"....

Анализ работы школьной библиотеке

Годовой отчет школьной библиотеке...

Компьютерное презентация " ИКТ в работе школьной библиотеке"

Цель и задача моей работы:Цели: •Компьютеризация библиотечного процесса.•Формирование познавательной и информационной культуры учащихся   с помощью новых информационно-коммуникационных ...

Анализ работы школьной библиотеки Перемской ООШ по работе с фондом

Пример анализа работы школьной библиотеки по комплектованию фонда, мониторинга, с диаграммами, выводами....

Описание опыта работы школьной библиотеки

В статье обобщен опыт работы школьного библиотеки: отражены цели и задачи работы, особенности библиотечного обслуживания детей с ОВЗ, описана роль школьной библиотеки в УВП ОУ, намечены пути формирова...