КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья на тему

 Морозова Юлия Борисовна

Исследовательская деятельность учащихся одна из эффективных форм обучения и воспитания. Большие преимущества в этой работе дает использование краеведческого материала. Результатом является пополнение фондов школьного музея, разработка новых экскурсий, а также написание исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogical_section.morozova_julia_borisovna.doc.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая секция для педагогов.

«КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

«REGIONAL STUDIES MATERIAL AS THE MOST IMPORTANT SOURCE OF PUPILS’ RESEARCH ACTIVITY»

Морозова Юлия Борисовна

(г. Пугачев Саратовской области, МОУ СОШ №1 им. Т. Г. Мазура, учитель истории)

        Pupils' research activity is one of effective forms of education and upbringing. Big advantages are given by using local history materials in this work. The results are: the replenishment of school museum's funds, the development of new excursions and also the writing of research works.

        История большой страны почти всегда находила свое отражение в жизни небольшого провинциального города Пугачева. К такому простому, но важному выводу приходят все, кто, так или иначе, занимается изучением истории родного края.

История «большого террора», освоение целины, индийский поход Павла 1, восстание Емельяна Пугачева, 1 мировая война, Великая Отечественная война, полет человека в космос – можно долго перечислять те исторические события, которые имели непосредственное отношение к жизни наших земляков и истории нашей малой родины.

Но чем ближе история, которую мы хотим узнать, тем больше лежит ответственности на тех, кто берется за исследование. Требуется честный и тщательный подход к разработке любой темы, чтобы не плодить очередную фальсификацию или неточности в трактовке каких-либо событий.

На протяжении многих лет в нашей школе идет работа по изучению истории родного края. Результатом этой работы является пополнение фондов школьного музея, разработка новых экскурсий, а также написание исследовательских работ.

Учебно-исследовательская работа – это особый жанр, предполагающий самостоятельное исследование школьника, которое должно приводить к получению нового знания – того, что еще никто не знал.

Процесс исследования – сложная и кропотливая работа, требующая от участников много времени на поиск и обработку информации, умения работать с архивными материалами, брать интервью, анализировать полученную информацию и многое другое.

Поэтому, данный вид деятельности не может быть массовым и в него вовлечены только те, которые имеют желание проводить исследование и у которых хватит терпения довести его до конца.

При этом надо понимать, что далеко не все направления могут стать темой ученической работы. Для подростка не подходят темы общего, абстрактного или теоретического характера, они далеки от ребят и не вызывают особого интереса у учащихся. Школьник должен четко видеть предмет своего исследования – историю конкретного здания, церкви, местности, праздника, традиции, семьи, человека.

        Поэтому в основном мы занимаемся исследовательской деятельностью, связанной со сбором краеведческого материала. Смысл этой деятельности в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю своей семьи, глубже понять взаимосвязь локальной истории с историей страны. Предметом исследования может стать изучение своей родословной, жизнеописание выдающейся личности, история одной фотографии, необычный экспонат школьного музея, малоизвестные архивный материал и т.д.

В зависимости от предмета исследования используются разные методы.

В ходе работы юный автор может знакомиться с литературой, работать с опубликованными, архивными и другими источниками, искать людей, способных предоставить информацию по конкретным вопросам, организовывать социологические опросы и т.д.

Для работы исследовательского характера кроме литературы, необходимо привлечение хотя бы одного–двух источников – именно они дают возможность не повторить выводы предшественников, а самостоятельно проанализировать данные,  внести что-то новое.

Для школьных работ в качестве источников привлекаются:

опубликованные (печатные) источники,

        архивные документы,

устная история, или полевые материалы,         добытые при полевых исследованиях дневники, письма, документы,

         данные социологических опросов,

данные натурных исследований (измерений),

изобразительные источники (видеоматериалы – фотографии, рисунки, планы, чертежи, схемы, видеосюжеты и пр.),

произведения искусства и быта,

вещевые материалы (предметы народного быта, археологические материалы).

Каждый из источников имеет свою специфику работы с ним.

Ребята представляют результаты своих работ на школьном, районном и всероссийском уровне на научно-исследовательских, научно-практических и краеведческих конференциях: «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее», «Отечество. Саратовский край в истории страны», «Меня оценят в 21 веке», «Инициатива молодых», «Национальное достояние», «Интеллектуальное Возрождение» и т.д.

Данные проекты можно использовать на уроках истории, на внеклассных мероприятиях по краеведению. Силами ребят выпущен буклет «Забытые страницы провинциальной истории», создана видеоэкскурсия по школьному музею «Купеческий Николаевск», а также видеоролики в рамках «Афганского проекта».

Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся можно назвать одной из эффективных форм обучения и воспитания. Использование местного краеведческого материала дает ряд преимуществ в исследовательской деятельности. Во-первых, для учащихся это самый доступный источник. Во-вторых, работа с местным материалом позволяет ребенку узнать много интересного о родном крае, городе, селе, людях, живущих или живших здесь, позволяет мотивировать интерес к учебе и совершать собственные открытия.

Список использованной литературы

1. Сборник материалов Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению. М., 2012.

2. Школьное краеведение: опыт и проблемы. – Омск: Издательский дом «Наука», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».

Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся  по биологии через использование краеведческого материала....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на основе краеведческой работы

Статья рассказывает о практике организации поисково- исследовательской работы школьников. В статье приводятся методиеские наработки....

Мастер- класс Краеведческий материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в условиях реализации ФГОС ООО

Методическая разработка для учителей географии дает возможность организовать учебный процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, учитывая региональные и местные условия....

Использование регионального материала для организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов, особое место занимает научно-исследовательская деятельность учащихся. Большую роль при организации исследовательской деятельности играет испо...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...