Классный час
классный час (7, 8 класс) на тему

Владимирова Светлана Михайловна

Классный час, посвященный Дню героя-антифашиста. Подробный рассказ о пионерах-героях. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЮНОГО героя-антифашиста «Огонёк памяти» (8 класс)

Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

Содержание мероприятия.

Вступительное слово: Друзья, мы собрались сегодня в этом зале на Огонек Памяти. Не случайно наша встреча проходит в феврале – этот месяц полон памятных дат: 8 февраля – День юного героя-антифашиста, 15 февраля – День Памяти воинов-интернационалистов, 23 февраля – День Защитника Отечества. Все эти даты связаны со страшным словом «война», беспощадным и жестоким. Война – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, принесенные войной, то на земле не звучали бы больше выстрелы. Нашу сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить детям на войне, тем детям, чье детство сжигали, расстреливали, убивали. Убивали бомбой и пулями, голодом, страхом и безотцовщиной.

Презентация «Дети на войне»

1.Чтец: Остановлюсь.

И вздрогнет солнце,

Когда почудится в глазах

Двухгодовалого младенца

Печаль, похожая на страх.

Как будто он такое слышит,

Что не могу представить я.

Земля огнем смертельным дышит.

Ни человека. Ни зверья.

И некому утрат измерить.

Слепые окна. Едкий дым…

Глазам детей нельзя не верить,

Еще больнее – верить им.

Они глядят и словно судят.

На дне бездонных этих глаз –

И правда тех, кто после будет,

И горечь тех, кто был до нас.

(В. Молодяков)

Ведущий 1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».

Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.

Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

Ведущий 2. Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

  1. «… осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»
  2. «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел…»
  3. «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой» - умоляла маленькая девочка солдата.

Стихотворение «Варварство»

Ведущий 1. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли, что такое хлеб.

2.Чтец. А мы не станем памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

3.Чтец. Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Звучит фонограмма «Перезвон колоколов».

Ведущий 1. Все человечество слышит колокольный звон Хатыни!

Ведущий 2. Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. (Музыка замолкает)

Ведущий 2. Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор.

Ведущий 1. За то, что они белорусы, за то, что хотели жить в своем Отечестве без фашистского «нового порядка».

Ведущий 2. Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырвался из огня, расстреливали в упор.

Ведущий 1. Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах.

Ведущий 2. А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминуемую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.

4.Чтец. Ах, горюшко, горе, сыночек родной! –

Сухими губами шептала, -

А может, не станут они над тобой

Глумиться? Ты прожил так мало!

Не видел, как вишня весенней порой,

Как груша в саду расцветала;

Не слышал, как трубно кричат журавли,

Как годы пророчит кукушка,

Не знаешь ты запахов талой земли

И теплой коры на опушке;

Ни разу еще не промчался верхом

За ветром вдогонку в ночное,

Не ел, согреваясь под осень костром,

Печеной картошки с золою.

Ну, хоть бы одни истоптал сапоги,

Прочел ба хоть первую книжку …

Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!

Спаси не меня – так сынишку. (Пауза).

Ведущий 2. Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он.

Звучит фонограмма.

Ведущий 1. В память о детях безвинно погибших от рук фашистов мы зажигаем эту свечу.

Ведущий 2. Многие из детей военной поры добавляли себе годы и уходили на фронт, где сражались с врагом наравне со взрослыми, не жалея себя.

Ведущий 1. Мы не можем не вспомнить, что первый бой приняла на себя Брестская крепость, и среди ее защитников тоже были детьми и подростками: Петр Котельников, Валя Зенкина, Нюра Кижеватова, Коля Новиков, Петр Васильев. Они ходили в разведку, ползли к реке за водой, старались помочь раненным и детям.

.Ведущий 1. К сожалению, сегодня невозможно рассказать обо всех юных героях, сражавшихся с фашистами. О них написаны книги, слагаются стихи и песни.

Ведущий 2. Каждый год 8 февраля пионеры отмечают День юного героя-антифашиста. В этот день в 1962 году в Париже был убит полицейскими юный борец за свободу Даниэль Фери. Ровно через год в тюрьме умер под пытками юный иракский подпольщик Фадыл Джамал. Обоим была по15 лет.

Ведущий 1. С 1964 г. по предложению юных интернационалистов Москвы ежегодно 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, борца за мир и свободу. Юные борцы остаются в строю. Они всегда рядом с нами. Они бессмертны…

- Ребята, как вы понимаете слово «фашист»?

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время на улицах Москвы и других городов (например, на украине – бендеровцы) можно встретить людей с фашистской свастикой на рукавах, которые проповедуют зло, насилие. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые боролись против фашизма.

- Как вы понимаете слово «антифашист»?

На фронт уходили не только взрослые, но и дети такого же возраста, как и вы… Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящён день 8 февраля.

Презентация «Юные герои»    Рассказ о пионерах – героях

ЧтецВаля Котик.

Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. Он учился в школе № 4 г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд.

Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему 14 лет…

2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец: Зина Портнова.

Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Чтец: Леня Голиков.

Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.

А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

Чтец: Марат Казей.

…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

Вместе с опытными взрослыми Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою [2].

ВЕДУЩИЙ: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Лара Михеенко. 
В начале войны Лариса была у бабушки. Деревню заняли фашисты. Однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни девочки ушли к партизанам. В штабе вначале отказались принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

Вася Коробко. Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Семеновского района Черниговской области. Боевое крещение он принял летом 1941 года. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил Василий. Сознательно остался на оккупированной территории. Из занятого фашистами здания школы спас пионерское знамя дружины. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста, вытащил металлические скобы, удерживающие его конструкции. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. По заданию командования отряда стал разведчиком, устроившись работать истопником и уборщиком в гитлеровском штабе. Все, что узнавал Василий, становилось известно партизанам.

Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили многих полицаев и сами понесли большие потери. Вася Коробко воевал в партизанском соединении имени Николая Никитовича Попудренко.  Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Погиб смертью героя в бою 1 апреля 1944 года при выполнении очередного задания.

Награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны и медалью «партизану Отечественной войны» 1 ст. Погиб в 17 лет

Юта Бондаровская 
Летом 1941 года Юта приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту война. Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметовЮта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени. Ей было 14 лет.


Аркадий Каманин - самый юный летчик ВОВ, родился на Дальнем Востоке.  Все события происходили на Калининском фронте. Быстро овладев матчастью, и блестяще сдав все экзамены по теории, Аркадий рвался в небо и мечтал самостоятельно пилотировать. Мечта юного летчика осуществилась на самолете У-2. Вскоре, в июле 1943 года был допущен к самостоятельным полетам. Первые задания были просты и осуществлялись между аэродромами корпуса.

Но Аркадий он доказал, что обладает непреходящим талантом, когда мастерски оторвался от немецкого истребителя. А потом и вовсе проявил героизм во время спасения из горящего самолета советского пилота. Лейтенант Бердников вез на своем самолете секретные разведданные, когда попал под артиллерийский огонь неприятеля. В результате штурмовик ИЛ-2 упал на нейтральной территории, а Бердников потерял сознание. К нему сразу же устремились немецкие солдаты, но Аркадий их опередил и забрал с собой секретную документацию и пилота, находящегося в бессознательном состоянии. А ведь молодому бойцу было всего 15 лет. За этот героический поступок Аркадий получил свою первую награду – орден Красной Звезды.

Аркадий за время войны совершил более 650 вылетов и налетал около 300 часов.

Награжден двумя орденами красной звезды, 3 медалями. После войны продолжал летать. 

Саша Бородулин 
Шла война. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин, юноша с горячим сердцем. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд.Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива. Память о героях вечна! Награжден орденом красного знамени посмертноЕму было 17 лет.

Галя Комлева. Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в посёлке Тарновичи – на юге Ленинградской области – была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семёнова. Для связи с партизанами она подобрала самых надёжных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Весёлая, смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учёбу".

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а её донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по посёлку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца провела Галя Комлева в гестапо. Её ежедневно избивали и без сознания тащили обратно в камеру, чтобы наутро снова взять на допрос. Галя продолжала молчать. Она вела себя мужественно и сохранила доверенную ей тайну, она-партизанская связная Галя Комлева. 20 февраля 1943 года её вместе с другими арестованными увезли в деревню Васильковичи и там расстреляли.

Награждена орденом отечественной войны 1 степени. Ей было 13 лет.

Володя Дубинин  был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. 
Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.


Витя Хоменко. Летом 1941-го 14-летний Виктор после окончания семилетки подал документы в Николаевский судостроительный техникум на Украине. Но началась война и 17 августа 1941 года германские войска вошли в город. Вместо техникума Виктор вступает в подпольную городскую организацию "Николаевский центр". Поскольку Хоменко хорошо владел немецким языком, он получил задание устроиться на кухню в столовую полевого немецкого госпиталя. Позже, перевелся на работу в столовую «Ост», где питались и иногда проводили застолья немецкие офицеры. Не вызывая подозрений у него была возможность слушать их разговоры и передавать их содержание подпольщикам. Старательно работая, Виктор вызвал доверие у немцев, поэтому его стали держать посыльным при их штабе, благодаря чему, подпольщикам стало известно содержание многих секретных документов.

В начале 1942 года у них вышел из строя передатчик, связь с центром прервалась, попытки его починить ни к чему не привели, к тому же закончилась взрывчатка, поэтому нужна была отправка связных. Выбор пал на Витю Хоменко и его сверстника Шуру Кобера. Неся с собой в тайнике зашифрованные документы и пройдя пешком огромное расстояние по маршруту Николаев-Луганск-Ростов, на Кубани ребята перешли линию фронта и оказались в расположении советских войск. На следующий день их доставили в штаб Закавказского фронта, а немного спустя, 27 августа 1942 года отправили самолетом в Москву, в штаб партизанского движения. Там они передали документы в штаб партизанского движения и были направлены на краткосрочные курсы разведчиков.

При возвращении, вместе с Виктором и Шурой для работы в Николаевском подполье было решено отправить радистку Лиду Бридкину. Под покровом ночи 9 октября 1942 года все трое спустились на парашютах за несколько десятков километров от Николаева. Одновременно с самолета были сброшены парашюты с так необходимым подпольщикам грузом – боеприпасами, оружием, радиопередатчиком, литературой, аппаратом для печатания листовок. Пока Шура и Лида занимались его поиском и маскировкой, Виктор быстрым шагом отправился в родной город, чтобы сообщить соратникам по борьбе о своем прибытии. Через некоторое время ценный груз был в Николаеве и начался новый этап борьбы против врага. Но активизация деятельности городских партизан не прошла незамеченной для немецкой службы безопасности. В ноябре 1942-го гестапо арестовало десять участников подполья, среди них был и Виктор Хоменко. 5 декабря после десяти суток непрерывных допросов и пыток они были казнены на Базарной площади Николаева. Юные герои были посмертно награждены орденом Отечественной войны первой степени.

Володя Казначеев. В 1941 году окончил 5-й класс средней школы. После оккупации немецкой армией района мать Володи стала связной между партизанским отрядом и подпольем. Пекла она и хлеб для партизанского отряда в подпольной пекарне, расположенной в лесном урочище «Красный дворец». Немецкая разведка сумела обнаружить это предприятие, и оно было уничтожено посланным туда карательным отрядом. Мать Володи была арестована и 6 октября 1941 года расстреляна оккупантами.

После смерти матери Владимир с сестрой и братом решили перебираться в местный партизанский отряд. В первом же своём задании, Володя был схвачен «полицаем» и лишь по случайности не попал в немецкую комендатуру. Это испытательное задание стало для мальчика своего рода боевым крещением. Владимир Казначеев с огромным энтузиазмом принялся осваивать минное дело, электронику и взрывотехнику, сдал по окончании обучения экзамены на «отлично» и был зачислен в группу подрывников.

Не раз будет ходить Владимир Казначеев на минирование железнодорожных путей. Всего на его счету 10 подорванных эшелонов противника. О том, какой опасной была каждая из этих вылазок говорит тот факт, что за весь период «рельсовой войны» из пятнадцати подрывников в отряде в живых осталось только пятеро, всего отрядом в течение этого времени был уничтожен сорок один эшелон.

Один раз на волосок от смерти прошёл и Володя: выпущенная заметившим его охранником пуля попала в руку. Отрывочная информация об опытном подрывнике Казначееве дошла и до немецкого командования. За его голову оккупационные власти назначили награду, даже не подозревая, что их опасному противнику всего пятнадцать лет. После войны Владимир Казначеев учился на радиста в Киевской офицерской школе. Окончил Одесский институт инженеров морского флота, был назначен начальником отдела по агентированию иностранного флота.

Награжден орденом Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени. 
Валя Зенкина. До последнего участвовала в обороне Брестской Крепости, попала в плен к фашистам. Из плена бежала, в дальнейшем сражалась против немецко-фашистских захватчиков в партизанском отряде. Дожила до наших дней. Во время войны эта маленькая хрупкая девочка удивляла взрослых своим бесстрашием и героизмом в борьбе за независимость нашей Родины. За отвагу и мужество, Валя была награждена  орденом Красной Звезды.

 Нина Куковерова. Когда началась война, мать с детьми — 14-летней Ниной и двумя младшими — осталась в деревне. Отца в это время забрали на фронт. В августе гитлеровцы вошли в Ленинградскую область. 28-го числа взяли Шапки и Нечеперть. Остатки разбитых советских частей группами пробивались на восток. Тогда Нина приютила в доме первых раненых красноармейцев. Скоро появились и партизаны. Стала помогать. Обходить округу. Примечать — где и какое скопление фашистов. Сообщать своим. По её разведданным уже осенью было совершено несколько нападений на дислоцирующиеся немецкие отряды, которые готовились к переброске под Ленинград или возвращались оттуда на лечение.

Через год Куковеровых, как и других местных жителей, отправили в лагерь в Гатчину. А оттуда вывезли под Великие Луки. Нина сразу же вышла на партизан. А потом ушла в отряд. Как и в Тосненском районе, принялась ходить по деревням — собирать информацию, расклеивать листовки. В конце 43-го участвовала в разгроме базы эсэсовцев в деревне Горы: проникла на территорию селения, изучила расположение карателей, сообщила сведения своим.

Погибла она в декабре того же 1943 года. Во время очередного рейда девочку выдал предатель. Нину подвергли жестоким истязаниям, потом казнили.

 Награждена орденом Отечественной войны 1 ст.

Витя Черевичкин. В годы Великой Отечественной войны, по свидетельству историков, голуби доставляли свыше 15 тысяч писем. В семье Черевичкиных наиболее заядлым голубеводом был именно Виктор. Когда немцы оккупировали Ростов-на-Дону повторно, в июле 1942 г., одним из первых приказов оккупационных властей был запрет на разведение голубей городскими жителями. Но в период первой оккупации, длившейся всего неделю, командование вермахта не успело выпустить соответствующее постановление. Тем не менее, ко всем лицам, разводившим голубей, отношение было очень подозрительным. Попал «под колпак» оккупантов и ростовский пэтэушник шестнадцатилетний Витя Черевичкин. Тем более, немецкий штаб располагался недалеко от дома Черевичкиных и у гитлеровцев были все основания подозревать юного соседа в работе на советскую военную разведку.

28 ноября 1941 г., как вспоминает сестра Вити Черевичкина Анна Ивановна, ее брат около двух часов дня отправился кормить голубей. Через полчаса Витя появился во дворе дома под конвоем вооруженного немецкого солдата. Гитлеровец подвел Витю к сараю, где находилась голубятня. Очевидцы были уверены, что сейчас немец расстреляет парня прямо у них на глазах – за разведение голубей. Однако немец потребовал от Вити голубей убить. Витя открыл леток и голуби вылетели на улицу. Немецкий конвоир повел Черевичкина в штаб. Больше родственники его не видели. Как сообщили очевидцы, Витю схватили немцы, заметив, что он подбросил в небо нескольких голубей как раз в тот момент, когда над районом пролетал советский военный самолет. Этого оказалось достаточно, чтобы оккупанты утвердились во мнении: Черевичкин или разведчик, или авианаводчик советских войск.

Витю били штабе, пытаясь выбить признания о сотрудничестве с советским командованием. Был расстрелян в парке Фрунзе города Ростова-на-Дону. В 1961 г. в парке воздвигли бронзовый бюст Вити Черевичкина с голубем в руках. К бюсту примыкает мемориальный пилон с барельефами юных героев советской пионерии – Зины Портновой, Лени Голикова, Марата Козея и других маленьких воинов.

Ведущий. Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных, близких, просто за людей, когда слышишь слово “терроризм”. Слово, несущее беду.

БЕСЛАН Слайд

Чтец 2: Беда случилась. Осень 2004 года началась со страшных событий в Беслане. 1 сентября, когда многие из вас, присутствующих в этом зале, с букетами цветов шли в первый раз в школу, в маленьком городе Беслан в Осетии террористы захватили школу. В заложниках оказались сотни детей, школьные учителя и родители, пришедшие проводить детей в школу с младшими детьми на руках. Всего около 1тысячи 200 человек

(Слайды “Беслан”).

Детей и взрослых террористы загнали в спортивный зал школы, никому не разрешалось вставать. Не давали воды. По всему залу террористы развесили взрывчатку, которая при каждом неосторожном движении могла взорваться. За любое неповиновение грозили расстрелять, даже тогда, когда плакали маленькие дети. Учителя и родители, оказавшиеся вместе с детьми, успокаивали их, ободряли. Одна из девочек начала молиться: “Отче наш! Иже еси на небесех…” Многие подхватили ее молитву. Террорист закричал: “Замолчать!”, а потом разрешил, ухмыльнувшись: “Молитесь, вместе встретимся в раю”. Эти негодяи думали, что, убив не в чем неповинных детей, они окажутся на небесах.

3-го сентября наши десантники начали штурм школы… От взрывных устройств, заложенных террористами в здании школы, в спортивном зале, где содержали большинство заложников, с 1 по 3 сентября погибли и позднее скончались от ранений 333 человека, в том числе 186 детей.

Презентация о Беслане

Чтец. Я думала – война прошла.

Ну пару дырочек прожгла

В шинели моего отца …

А ей все нет и нет конца.

Пускай воюет не отец –

Другой старик, другой юнец.

Другая девочка в слезах –

А всё война в моих глазах!

И по земле идет война –

И по весне идет война.

По сентябрю, по январю –

И по всему, что я люблю.

Устали люди воевать.

Устали люди горевать.

Но по-пластунски словно взвод,

Но будет день – и тих и синь,

Паучья свастика ползет.

И я оружие беру,

И будет мир, и скажет сын,

Спокойно стоя у окна:

«Ну, вот и кончилась война…»

Ведущий 2. «Ну, вот и кончилась война», - если бы каждый человек в мире смог произнести такую фразу, и с открытым сердцем, наполненным любовью, смог бы протянуть руку другому человеку, может быть, в мире стало бы чуточку теплее, а души снова научились бы радоваться прекрасному.

Ведущий 1. А слово «Война» навсегда стерлось из нашей памяти!

Звучит стук метронома. Минута молчания.

Павшим героям и годам страданья

Памятью будет минута молчанья.

1-чтец: Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там стоящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

2-чтец: Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

3-чтец: Юные безусые герои,

Юными остались вы навек,

Вместе с нами вы шагали рядом

Дорогами, которым нет конца.

Рядом с вами не выносят фальши

Наши беспокойные сердца.

4-чтец: И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём.

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.


Звучит песня «Пусть всегда будет солнце». (Можно просто спеть).Слайды

Мероприятие заканчивается акцией «Ради мира на земле!», где участники выпускают в небо белые шары с плакатом, на котором изображен голубь- символ мира. 
Список литературы:


  1. Дети военной поры. Сост. Э. Максимова,М,: Политиздат, 1988г..

  2. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября»

  3. В создании презентации использовались Интернет сайтов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...