РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО
рабочая программа (6 класс) на тему

Тараскина Светлана Владимировна

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:

Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon История моего края109.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«История моего края»

Класс: 6А

Уровень образования: основное общее образование

Срок  реализации программы: 2018/2019 учебный год.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:

Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».

Рабочую  программу составила:   Тараскина Светлана Владимировна,

учитель математики высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

                                                           

      Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Актуальность:

    Краеведение – одно из важных  направлений при воспитании личности ученика.

    Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят  о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

       Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

      Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

      Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников  познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

      Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы.

      Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

      Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание истории родного края.

      Задачи:  Образовательные задачи:

  • сформировать знания о природных особенностях своей местности, о народах, живущих на территории края;
  • углубить знания о истории развития родного края;
  • вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению истории и культуры  своего края, её преобразованию и охране.

Личностные   и   метапредметные результаты:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории края разными методами;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру  различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе родного края, осознания необходимости сохранения  окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения истории развития малой Родины..

Метапредметными результатами являются:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения;
  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
  • в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
  • в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие  научные данные образами из литературы и искусства;

      Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

     Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

    1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о технике безопасности при экскурсии, способах и средствах передвижения на местности пешком, об элементарных правилах поведения, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на экскурсии, об основах организации коллективной деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения  и обработки информации.

   2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям.

   3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

      При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций.

     Ожидаемый результат:

1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.

2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников.

3. Создание фотоальбома «По следам музея».

4. Участие в конкурсах краеведческой направленности.

     Направленность дополнительной образовательной программы

     Программа «История моего края» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе  и истории родного края, а также формированию исследовательских навыков.

Календарно- тематический план внеучебной деятельности

«История моего края»  

6А класс – 34 часа

Дата

Тема экскурсии

Содержание программы

План

Факт

1

07.09.2018

Введение. Содержание  и  задачи

работы  внеурочных  занятий.

Организация  занятий.

Обсуждение программы. ПДД, ТБ при посещении музея.

2

14.09.2018

Что я знаю о своём родном крае?

Введение в краеведение. Беседа о значении краеведения

3

20.09.2018

Изобретение электричества

Посещение музея Энергетики

4

20.09.2018

Принцип работы паровой электростанции

Мастер- класс: «Получение электричества с помощью макета паровой электростанции». Музей Энергетики

5

20.09.2018

Принцип работы ТЭЦ 1 города Хабаровск

Просмотр видеофильма в музее Энергетики

6

19.10.2018

Далекое прошлое Приамурья

Хабаровский музей археологии

7

19.10.2018

Далекое прошлое Приамурья

Хабаровский музей археологии

8

31.10.2018

Средневековые государства на Дальнем Востоке

Хабаровский музей археологии

9

31.10.2018

Средневековые государства на Дальнем Востоке

Хабаровский музей археологии

10

16.11.2018

Древнерусский город

Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова.

11

16.11.2018

Древнерусский город

Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова.

12

30.11.2018

Что хранит в себе древнерусская земля?

Встреча с сотрудником отдела экспериментальной археологии А.С. Соболевой об истории исследования древнерусского города, особенностях ведения полевых исследований. На интерактивной части занятия знакомство со средневековым алфавитом.

13

30.11.2018

Что хранит в себе древнерусская земля?

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: письмо на дощечке с воском и бересте.

14

14.12.2018

Раскопки и находки всех периодов древней истории двух регионов- Новгородской области и Хабаровского края

Хабаровский музей археологии.

Встреча с сотрудником отдела экспериментальной археологии А.С. Соболевой.

15

27.12.2018

Древнее гончарство и ремесло.

Хабаровский музей археологии

16

27.12.2018

Ручная лепка из глины

Мастер- класс: освоение одного из древнейших видов лепки; изготовление глиняного сосуда.

17

18.01.2019

Письма из прошлого

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: знакомство с развитием письменности на Руси, письмо на бересте

18

18.01.2019

Письма из прошлого

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: знакомство с развитием письменности на Руси, письмо на бересте

19

31.01.2019

История освоения Россией Приамурского края

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

20

31.01.2018

История освоения Россией Приамурского края

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

21

01.02.2019

Природа Хабаровского края

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

22

01.02.2019

Природа Хабаровского края

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

23

15.02.2019

Материальная и духовная культура коренных народов Дальнего востока

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

24

21.02.2019

Браслет из бересты

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: знакомство с различными этапами обработки бересты, с историей использования этого природного материала; изготовление современного этнического украшения.

25

21.02.2019

Браслет из бересты

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: знакомство с различными этапами обработки бересты, с историей использования этого природного материала; изготовление современного этнического украшения.

26

15.03.2019

Борецкая роспись

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: знакомство с одним из художественных промыслов России, существующим с 18 века; освоение основных элементов росписи; создание собственной открытки, выполненной в этой технике

27

15.03.2019

Борецкая роспись

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: знакомство с одним из художественных промыслов России, существующим с 18 века; освоение основных элементов росписи; создание собственной открытки, выполненной в этой технике

28

26.03.2019

Орнаментальное искусство коренных народов Приамурья

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

29

26.03.2019

Орнаментальное искусство коренных народов Приамурья

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

30

29.03.2019

Роспись бусин

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: знакомство с различными способами нанесения орнамента; создание миниатюрного украшения из глиняных бусин

31

29.03.2019

Роспись бусин

Хабаровский музей археологии.

Мастер- класс: знакомство с различными способами нанесения орнамента; создание миниатюрного украшения из глиняных бусин

32

12.04.2019

Духовная культура кореннных народов Приамурья

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

33

26.04.2019

Военные конфликты и гражданская война в конце XIX- в начале ХХ в.в.

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

34

26.04.2019

Волочаевская битва

Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова

35

16.05.2019

Подводный мир реки Амур

Музей рыб Амура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истории из истории"

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьник...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...

рабочие программы внеурочной деятельности по физической культуре ФГОС

рабочие программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному направлению "Баскетбол" и "Легкая атлетика" для обучающихся 11-14 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО по спортивно - оздоровительному направлению «Волейбол для всех»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» для 7 класса

Программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государстве...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Сад моей мечты"

Большое место данная тема занимает во внешкольной, внеурочной  деятельности учащихся и педагогов. выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масшт...