Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» для 7 класса
рабочая программа (7 класс)

Программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе  Учебного плана МАОУ «Моргуновская ООШ» на 2019 – 2020 учебный год,  с использованием учебного пособия для 7 класса «Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования» А.В. Фирсов, Е.В. Лившиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мой Пермский край»

для 7 класса

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе  Учебного плана МАОУ «Моргуновская ООШ» на 2019 – 2020 учебный год,  с использованием учебного пособия для 7 класса «Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования» А.В. Фирсов, Е.В. Лившиц.

Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Краеведческое

воспитание в настоящее время  - одно из важных направлений в работе школьных учреждений.

Участие школьников в краеведческой и исследовательской деятельности создает благоприятные возможности для освоения школьниками таких общечеловеческих ценностей, как красота, добро, милосердие. Способствует расширению кругозора учащихся и углублению знаний по краеведению и литературе родного края.

Курс «Мой Пермский край. Литературные расследования» по своему содержанию является интегрированным

(краеведение - литература). Курс «Мой Пермский край» в 7 классе направлен на изучение литературы родного края и

представляет собой форму литературных расследований. Программа курса поделена на 8 разделов – «дел», как они

названы в учебнике. В процессе работы по каждому разделу учащиеся в творческой форме знакомятся с жизнью и

творчеством одного из писателей, чей творческий путь в литературе был связан с историей нашего края.

Программа составлена для учащихся 7 классов общеобразовательных школ и поддерживается одноименным

учебным пособием, выпущенным издательством ВЛАДОС в 2017 г.

Курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).

Цель: углубление знаний учащихся по вопросам литературного краеведения.

Задачи:

Познавательные:

  • формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни края;
  • приобщение учащихся к богатству литературы Пермского края;
  • обогащение учащихся новыми знаниями, образными представлениями личности писателей и поэтов Пермского края;
  • формирование литературно-теоретических понятий.

Развивающие:

  • развитие у школьников способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы Пермского края и воплощенных в ней явлений жизни (наглядная демонстрация связи литературы с жизнью).

Воспитывающие:

  • воспитание гражданской идейно-нравственной, патриотической позиции учащихся;
  • воспитание речевой культуры учащихся.

Формы работы: самостоятельные, игровые, исследовательские, практикумы, проекты и др.

Формы контроля: опрос, беседа, ответы на вопросы, пересказ, чтение по ролям, проект, выразительное чтение, тест по содержанию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты

• ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе изучения произведений художественной литературы родного края;

• сознание, признание высокой ценности художественной литературы родного края.

Коммуникативные результаты

• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

• умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в группе и сотрудничать в совместном решении

проблемы ( задачи).

Познавательные результаты

• Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, определителей;

• осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• освоить основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.

• Запись, фиксация информации об авторах и произведениях Пермского края, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Регулятивные результаты:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

В результате изучения курса «Мой Пермский край. Литературные расследования» в 7 классе обучающиеся должны:

Знать/понимать

 содержание изученных литературных произведений,

 основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,

 знать основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

 воспроизводить содержание литературного произведения,

 работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное

и др.),

 оценивать характеры героев, их поступки;

 заучивать наизусть и выразительно читать,

 выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом

или развернутом виде;

 участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

 выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,

 составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.

Использовать

 приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;

 уметь ориентироваться в окружающем мире,

 уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;

Уровень результатов работы по программе

  1. уровень:
  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости литературы для личного развития;
  1. уровень:
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  1. уровень:

умение применять литературные знания в повседневной жизни.

Содержание программы

1.Вводное        занятие. Как работать с книгой «Мой Пермский край». Литература и воображение. (1 час)

2. Дело №1. Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане. Михаил Осоргин. (2 часа)

3. Дело №2. О птичьих гнёздах, авиаторах и эликсире молодости. Василий Каменский. (2 часа)

4. Дело №3. О невидимом оружии, сыре-боре. Аркадий Гайдар. (2 часа)

5.Дело №4. О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях. Александр Грин. (2 часа)

6.Дело        №5. О подземном мире, коварных хранителях и динамите. Павел Бажов. (4 часа)

7.Дело №5. О двух родинах, любви и ящике с петухом. Виктор Астафьев. (3 часа)

8.Дело №7. О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке. Борис Пастернак. (2 часа)

9.Дело        №8. О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине. Василий Немирович-Данченко. (2 часа)

10. Итоговое занятие. (1 час)

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Дата

проведени

я

теорети

ческих

практиче

ских

всего

1.

Вводное занятие. Как работать с книгой «Мой Пермский край»

0,5

0,5

1

2.

Дело №1. Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане. Михаил Осоргин. Расследование первое. Детство.

0,5

0,5

1

3.

Михаил Осоргин. Расследование второе. Юность. Зрелые годы

0,5

0,5

1

4.

Дело №2. О птичьих гнёздах, авиаторах и эликсире молодости. Василий Каменский. Расследование первое: птенец в гнезде.

0,5

0,5

1

5.

Василий Каменский. Расследование второе: певчая птица - обретение голоса., «крыловейность», поэт - перелётная птица.

0,5

0,5

1

6.

Дело №3. О невидимом оружии, сыре-боре. Аркадий Гайдар. Расследование первое: добрые дела.

0,5

0,5

1

7.

Аркадий Гайдар. Расследование второе: невидимое оружие.

0,5

0,5

1

8.

Дело №4. О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях. Александр Грин. Расследование первое: зов моря.

0,5

0,5

1

9.

Александр Грин. Расследование второе: сказочник, герой.

0,5

0,5

1

10.

Дело №5. О подземном мире, коварных хранителях и динамите. Павел Бажов. Расследование первое: испытание красотой, верностью и трудом.

0,5

0,5

1

11.

Павел Бажов. Расследование второе: испытание темнотой, молчанием, золотом и дружбой.

0,5

0,5

1

12.

Павел Бажов. Расследование третье: испытание талантом, благородством и бескорыстием.

0,5

0,5

1

13.

Дело №6. О двух родинах, любви и ящике с петухом. Виктор Астафьев. Расследование первое: родина «с ноготь величиной»

0,5

0,5

1

14.

Виктор Астафьев. Расследование второе: «не у каждого жена Марья, а кому Бог даст»

0,5

0,5

1

15.

Дело №7. О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке. Борис Пастернак. Расследование первое: Пастернак и Урал, пять секретов.

0,5

0,5

1

16.

Дело №8. О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине. Василий Немирович-Данченко. Расследование первое: Немирович-Данченко на Урале.

0,5

0,5

1

17.

Итоговое занятие. Защита проектов.

1

1

Литература.

  1. Литература Прикамья. Хрестоматия для начальной школы. Пермь «Книжный мир» 2000г.
  2. Литература Прикамья. Хрестоматия для средней школы. Пермь «Книжный мир» 2000г.
  3. Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования. Учебное пособие для учащихся 7-х классов. Владос, Москва 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Красноярского края 7 класс.

Рабочая программа по истории Красноярского края 7 класс....

Рабочая программа по истории Красноярского края 8 класс.

Рабочая программа по истории Красноярского края 8 класс....

рабочая программа по истории Нижегородского края 6 класс

Рабочая программа по истории Нижегородкого края рассчитана на 6 класс...

рабочая программа по истории донского края 9 класс

рабочая программа по истории донского края 20 век авторы учебника са кислицын иг кислицына для 9 класса ...

Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс

Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс по учебнику Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования/ Под ред. Р.А. Кассиной/(А.В. Фирсова, Е.В. ...

Программа внеурочной деятельности "Природа родного края" 3 класс

laquo;Природа родного края» — интегрированный курс для младших школьников, в который входят три блока: «Мир культуры», «Мир природы», «Мир истории&raqu...

Комплект презентаций "Мой Пермский край" 5 класс

Комплект презентаций "Мой Пермский край" 5 класс...