Проект История России через традиции и православие. Великая Пасха 2018
презентация к уроку (7, 8, 9 класс) на тему

Шахова Наталья Павловна


Работа построена с использованием выдержек  из  призведений русских классиков, национального фольклора, ссылок на исторические события. В презентации широко представлена живопись русских художников, иконопись и ряд других иллюстративных материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

    111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А          Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

                 email: sk31@edu.mos.ru                                            Факс: (499) 374-11-31

ПРОЕКТ

«История России через народные традиции и православие»

Текст к презентации

«Великая Пасха»

Разработала

воспитатель Шахова Н.П.

2017-2018г.г.

История России через народные традиции и православие.

Великая Пасха

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha), Воскресе́ние Христо́во или Светлое Хритово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». (1,2,3)

 Это великолепный пир, который Господь приготовил всем, находящимся под его покровительством. Души православных христиан и людей светских, но уважающих свою историю, культуру, переполнены в этот день радостью и надеждой. Многие стремятся в пасхальную ночь попасть на службу в храм, кто-то посещает праздничную службу на следующий день, кто-то просто устраивает домашнее застолье, поддерживая многовековую традицию праздновать Пасху в семье.

Православные традиции многие жители многонациональной России на генетическом уровне впитали с молоком матери. Это оставлено нам предками, от рождения и до заката преодолевавшими нелёгкий жизненный путь – путь с падениями и восстановлениями не только тела, но и души. Как весенний росток, душа в этот светлый день чувствует потребность тянуться вверх к своему совершенствованию и обновлению.

(4,5) А перед Пасхой в Великий четверг традиционно на Руси красили яйца. По старинному деревенскому обычаю использовали для этого шелуху лука, отчего получались они, похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они по-особенному – не то кипарисом, не то свежим тесом, прогретым солнцем. А можно было накрасить жёлтых яиц, используя для этого отвар из листьев молодой берёзы. Прекрасная традиция красить яйца дошла до наших дней, собирая за этим занятием всю семью. Немало обычаев, обрядов и поверий у христиан связано с уже окрашенными яйцами. Освященному пасхальному яйцу даже приписывались мистические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, предотвратить болезни скотины и сделать шерсть животных гладкой, вернуть любимого, сберечь от воровства, выгнать из дома нечистую силу.

(6) Яйца не только красили, но и расписывали. Ещё в далекие языческие времена появилось сакральное искусство писанкарства — художественная роспись яиц различными цветными узорами и орнаментами, которые несут под собой тайный глубинный смысл. Точно не известно, где и когда зародилось искусство писанкарства. Скорее всего оно зародилось вполне интуитивно — когда совершенно незнакомые люди, в разных уголках мира, которые никогда не встречались, не пересекались вдруг начали делать одно и то же дело — разрисовывать яйца. И вот писанки стали разрисовывать древние славяне, персы, кельты, греки, римляне. Например, в настоящее время эта традиция очень почитаема на Украине; здесь в городе Коломыя даже создан единственный в мире музей писанки (7).

(8) Как уже упоминалось, происхождение обычая красить и дарить пасхальные яйца теряется в глубине веков. В православной традиции обычай дарить яйца обычно связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию. Святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарить ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

(9) По версии дохристианского происхождения, предлагалось и другое объяснение. Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В отдельных публикациях сообщается, что расписанные яйца страуса, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до н. э.

(10) Славянам мир казался похожим на огромное яйцо. Посредине, подобно желтку, расположена сама Земля, белок – вода, плева – облака, скорлупа – небо.

(11,12) Прекрасная традиция красить яйца, собирая за этим занятием всю семью, соблюдалась как в прошлые века на Руси, так сохранилась и до наших дней. Это событие нашло отражение в живописи русских художников, на многочисленных открытках 19 века ………………

   (13) Традиционно утром перед пасхальной Великой субботой в деревенских и городских домах пахло куличами. Куличи у хороших хозяек получались румяные душистые, они обязательно украшались бумажными цветами, которые заранее мастерили в семьях вместе с детьми.

А знаете, сколько было секретов и правил при выпечке пасхальных куличей? В комнате должно быть тепло, не менее 25 градусов; тесто вымешивали так долго, чтобы совершенно отставало от рук или стола; мука самого лучшего качества обязательно просеивалась; тесто должно было подходить 3 раза для большей пышности, в него обязательно добавляли специи, шафран или кардамон, и, конечно, украшали куличи, чем бог пошлёт: орехами, фруктовыми цукатами, изюмом, сахаром или просто сухарной крошкой.

Но откуда появилась традиция выпечки куличей, и что означает само слово – кулич?

С принятием христианства и началом отправления религиозных обрядов по образу и подобию таинств, совершаемых греческой церковью, в русский язык пришло огромное количество слов, заимствованных из греческого языка. Слово кулич тоже греческого происхождения, означающее круглый хлеб.

Однако если мы обратимся к истории, выясняется, что обычай печь обрядовые хлеба изначально появился не в христианской, а в языческой традиции – задолго до появления христианского культа, причем пекли их не один, а два раза в год: в начале весны (знаменующем начало полевых работ) и в конце осени (по поводу сбора урожая).

С приходом христианских традиций на Русь традиционный для обряда хлеб  стал именоваться куличом и являться обязательным атрибутом пасхальной трапезы. В каждом российском регионе для выпечки использовали разные формы. Но по большей части кулич напоминал высокий церковный хлеб – артос.

(14,15) Кулич, конечно, главное украшение пасхального стола. После семи недель Великого поста небольшой кусочек сдобного кулича был лучшей пищей, способной и создать ощущение радостного праздника, и подготовить организм соблюдающего пост прихожанина к обильному праздничному застолью.

Христианский смысл традиции выпекать куличи на праздник связан с древним преданием, согласно которому воскресший Иисус Христос посещал трапезничающих апостолов. С той поры они все время оставляли для Иисуса место в центре стола, где его всегда ожидал свежеиспеченный хлеб.

Также одним из постулатов христианского учения является представление о том, что каждая семья есть малая церковь. Поэтому для любой семьи было особенно важно в пасхальные дни наличие кулича на столе, что стало символом незримого присутствия Господа в каждом доме.

(16) Ещё традиционно готовили вкуснейшую творожную пасху, куда помимо творога клали много яичных желтков, сметану, сливки, сахар, душистые специи по вкусу, изюм.

(17) Потом всё это великолепие укладывали в красивые корзины или коробки, чтобы отнести в храм накануне Пасхи (в субботу) и освятить с молитвой.

В ночь под воскресенье, когда пасхальные хлопоты по дому оставались позади, все православные готовились к заутрени – торжественной службе в храме.

(18,19) Московская Пасха была могучая! Грохнет в полночь первый удар колокола с Ивана Великого, так словно небо со звёздами упадёт на землю. А раскачивали этот тяжёлый колокол человек двенадцать. Первый удар совпадал с боем часов на Спасской башне, а следом палили из старых орудий на Тайницкой башне – сто один выстрел. Растекался звон колокола Ивана Великого над Москвой, а остальные колокола московских церквей дружно вторили ему. Всё больше народу, семьями с детьми, собиралось в храмы по всей России (19,20)

 А в некоторых монастырях в пасхальную ночь сохранялся старинный   обычай: после заутрени выходили к реке девушки со свечами. Пели «Христос воскресе», кланялись в пояс реке, а потом – прикрепляли свечи к деревянным щепкам и по очереди пускали их по реке. Была примета: если пасхальная свеча не погаснет, то девушка обязательно замуж выйдет, а погаснет – быть ей незамужней. А ещё в народе была легенда, что в ночь на Светлое Христово Воскресенье спускается с неба на землю лестница и по ней сходит к людям Господь с апостолами, преподобными, мучениками и прочими святыми. Господь обходит землю, благословляет поля, леса, реки, птиц, человека, зверя и всё сотворённое Его волей.

(20,21,22) В каждом храме радость пасхальной службы ширилась, как Волга в половодье. Готовились иконы и хоругви для крестного хода. Из алтаря в это время выносился запрестольный серебряный крест, Евангелие, огромный круглый хлеб – артос, зажигались красные пасхальные свечи. Тесно прижавшись друг к другу   ночными потёмками, осыпаемые трезвоном и обогреваемые огоньками свечей, люди обходили храм и останавливались у его главного входа, чтобы трижды пропеть главное: «Христос воскресе» и в ответ услышать: «Воистину воскресе».

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.  

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

(23) Следующая после Пасхи неделя – Святая. Гуляют по улицам, москвичи обязательно водят детей в Кремль, чтобы показать его красоты и святыни.                

(24,25) После ночной службы с Крестным ходом наутро, придя утром домой, разговляются – столы у всех ломятся от праздничных блюд, от одного взгляда на которые «слюнки текут»; поздравляют друг друга с Пасхой Великой и христосуются три раза.

(26 И конечно, - подарки, особенно детям. В семьях зажиточных – кошелёчки разукрашенные, различные игрушки, книжки и обязательно – яички. Но не только крашеные, но и деревянные, посеребрённые, стеклянные, хрустальные, расписанные цветными красками. До сих пор сохранилась традиция создавать произведения искусства в виде расписных яиц. Особенно прославился своим мастерством Фаберже……………..

(27) А у детей на Святой неделе свои пасхальные радости – катание расписных яиц с горки. Для этого заранее изготавливались деревянные лоточки с невысокими бортиками. Игроки по очереди пускали крашеные яйца по лотку. Выигрывал тот, чьё яйцо скатывалось дальше. Если яйцо одного игрока задевало уже находящиеся внизу яйца, то они доставались удачливому игроку.

(28) Широко был распространен обычай «биться» пасхальными яйцами. Два игрока брали в руку по яйцу и ударяли ими одно об другое. Выигрывал тот, чьё яйцо разбивалось. Распространена была игра в кучки. Пасхи не бывало без качелей едва ли ни в каждом доме, а в местах массовых гуляний заранее возводили общественные качели.

(29) Через неделю после Пасхи первый весенний праздник на Руси – Красная горка. Русские люди встречали весну, устраивали хороводы, игрища. В тульской губернии зазывали весну: «Весна красна! На чём пришла? На чём приехала? На сошечке, на бороночке и прочее. В Калужской губернии поселяне зазывали весну тоже с песнями, но при этом мастерили соломенное чучело, укрепляли его на шесте и ставили на холме. Садились вокруг с угощением, а вечером совершали обряд сжигания чучела с песнями и плясками.

(30,31,32) По всей Руси в это время устраивали гулянки, собирали цветы, молодые   высматривали себе суженых, чтобы на Красную горку сыграть свадьбу после Великого поста. А дело это было серьезное. Сначала жениху надо было посвататься к невесте, потом обоим получить благословение от родителей, и только потом можно было венчаться и играть свадьбу.

(33,34,35) На сороковой день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Иисуса Христа в Царство Отца Небесного, которое произошло на горе Елеон в присутствии апостолов и Божией Матери.  Больше месяца каждый день после Великой Пасхи считается светлым и праздничным в честь Воскресения Христа. Почему? Многим из нас знакома по иконам и живописным полотнам картина: поднимающийся над землёю, над своими собравшимися учениками Иисус Христос. Сорок дней он, воскресший, был среди людей и опять после этого срока удалился, растворяясь в небесной глубине. Вознесением завершилось земное служение вочеловечившегося Бога Сына. Победив смерть, в своём лице Он вознёс человеческую природу к престолу Бога Отца, подготовив этим людей к принятию Святого духа.

(36) Праздник Вознесение Господне напоминает людям о приоритете духа над телом, идеального над материальным. А также о том, что Господь всегда рядом с тем, кто хочет учиться любить  Его и окружающий нас мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение культуры и истории Великобритании через ее традиции и праздники

Эта статья о празднике All Hallows Day, который отмечался в нашей школе в конце первой четверти. На празднике были маски, конкурс костюмов, традиционные британские конкурсы, и настоящий шотландец, кот...

Конспект урока по истории России "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" 6 класс

Конспект по теме "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" может быть использован учителем как при подготовке к уроку истории в 6 классе, так при организации внеклассного мероприятия или за...

Проектная работа по теме: «Система патриотического воспитания через традиции казачества: история и современность»

Исследовательская работа преподавателя истории по изучению традиций казачества...

Проект История России через традиции и православие. Путешествие по стране фразеологизмов 2017

В данной работе раскрывается история возникновения ряда фразеологизмов. Часть из них связана с историей России, Москвы и Европы, часть - с конкретными историческими личностями. Часть фразеологизм...

Проект История России через традиции и православие. Рождество Христово

В работе использовались выдержки из произведений русских классиков, народного фольклора, исторических описаний, которые иллюстрируют работы русских живописцев, иконопись и прочее - всё, что раскрывает...

Проект История России..Традиции и праздники Перед Великим постом

Презентация освещает народные традиции, обычаи, несколько православных праздников, которые приходятся на период с февраля до Великой Пасхи....

Заметка о проекте "История России-моя история" НПК "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"

Проект " История России - моя истории"  объединил и взрослых, и детей. Ребята с интересом изучали архивные документы, брали интервью, находили старые фото, узнавали факты из истории сво...