Проект История России через традиции и православие. Рождество Христово
материал (7, 8, 9 класс) на тему

Шахова Наталья Павловна


В работе использовались выдержки из произведений русских классиков, народного фольклора, исторических описаний, которые иллюстрируют работы русских живописцев, иконопись и прочее - всё, что раскрывает данную тему проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

    111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А          Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

                 email: sk31@edu.mos.ru                                            Факс: (499) 374-11-31

ПРОЕКТ

«История России через народные традиции и православие»

 «Праздник Рождества Христова в России»

Разработала

воспитатель Шахова Н.П.

2017-2018г.г.

Праздник Рождества Христова в России

(1) Не в образе императора, который принесёт материальные блага народу, не в образе воина, который спасёт его от врагов, является на землю долгожданный Миссия. Он рождается в Вифлееме от самой скромной и смиренной из дев. Место   рождения ИХ - пещера для скота, хлев, подстилка из соломы, согревающая его младенческое тельце. Как же получилось, что ИХ родился при таких обстоятельствах?

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф  -  муж  Марии, был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.
В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.(2)
      А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:
«Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях»
Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях.  Через восемь дней назвали младенца Иисусом. Какая великая тайна!(3)

 Но в ней, в этой тайне, – ключ к пониманию роли Иисуса Христа на земле. Люди хотели, чтобы Бог принёс им изобилие, изменил окружающий мир. Но для изменения внешней жизни им нужно было измениться прежде самим, исцелиться от внутренней болезни – греха, который в той или иной мере гнездится в сердце каждого из нас. Ради спасения людей Бог стал простым смертным человеком и принял на себя все земные страдания, чтобы искупить своими страданиями весь род человеческий от господствующими над ним грехами.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, ещё в первые века после Р Х. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЮТ

 Рождество – праздник семейный, уютный, домашний. Семьёй собирались под одним кровом, готовились к великому празднику, молились, выставляли на подоконники зажжённые свечи, как-бы приглашая в дом Марию и Иосифа, которым после нелёгкого пути не нашлось места в гостинице в Вифлееме. Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря (по старому стилю). (  )В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставляя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной - распаренные в воде хлебные зерна пшеницы с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества-Сочельником.
Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца.

(..)Рождество всегда было на Руси семейным праздником. К нему заранее готовились. По городам и весям устраивались рождественские ярмарки и базары. Мороз в эти дни обычно такой, что воздух мёрзнет, инеем стоит. А отовсюду по заснеженным дорогам тянутся обозы с товаром. «Обоз - это будто поезд, только вместо вагонов сани по снежку поскрипывают полозьями, как гуси друг за другом тянутся. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек – «пылкого морозу». Рябчик идёт сибирский, тетерев-глухарь и всякая лесная птица. А на базарах прямо из саней торговля, да без весов, поштучно. Так больше продашь. Широка Россия, без весов, на глаз»!

«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес ёлок! А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Наша ёлка…как отогреется, расправит лапы – чаща. На Театральной площади в Москве, бывало, лес.  Стоят в снегу. Мужики-торговцы в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках – будто волки. Костры кругом горят, погреться…»(..)

(..) «Сбитеньщики ходят, аукаются в ёлках: «Эй, сладкий сбитень, калачики горячие!» Что такое сбитень? А такой горячий напиток, лучше чая. С мёдом, с имбирём – душисто, сладко. Стакан -  копейка. Калачик, стаканчик сбитню толстенький такой, гранёный, - пальцы жжёт. На снежку, в лесу… приятно!»

Сбитень, сбитень — старинный русский горячий напиток из воды, мёда и пряностей, в состав которых нередко входили травяные сборы. Впервые упомянут в славянских летописях в 1128 году.
Горячий сбитень обладал согревающим и противовоспалительным действием, поэтому пили его преимущественно в зимний период. Другой разновидностью этого напитка был холодный сбитень», который был не менее популярным питьем при утолении жажды в бане или летом.
Существует мнение, что сбитень берет свое название от глагола «сбивать» (т.е. соединять части воедино).
До появления чая в России сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком русских, приготавливали его в самоварах. Существовали стационарные «сбитенные курени», которые располагались в многолюдных местах города. Роль прилавка играло большое окно, пробитое в стене дома.
В сбитень часто добавляли зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец. Наиболее древние описания приготовления сбитня даны в Домострое (книге по ведению домашней жизни XVI век).
    (…)  «А в домах православные готовятся к празднику. Пахнет натёртыми полами, мастикой, ёлкой. Лампы не горят, всё лампадки перед иконами. Печки трещат, пылают…Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросёнком с кашей… - после поста так сладко. Это густые запахи Рождества, домашние… Праздник чувствуется даже на кухне: на полу новые рогожки, добела выскоблены лавки, блещет стол… Жарко, светло и сытно. В городских семьях побогаче дети, конечно, мечтали о Святках, новогодних праздничных ёлках, походах в театр. Но это всё чуть позже…» А пока детям наряжают ёлки и прячут под них подарки. Эта традиция устраивать в домах ёлки появилась в Росси только с середины 19 века.

   (…) А под Рождество, в сочельник, - бывало не ели до первой звезды. Варили кутью или сочиво из зёрен пшеницы, с мёдом; да взвар – из чернослива, груши… Ставили образа на сено. Почему? … А  будто – дар Христу». Он же в овечьих яслях родился, на сене.

(…)В ночь под Рождество, все православные, порой с детьми, шли в храм ко всенощной службе. По улице – сугробы, как горы.  И кажется воздух – синий-синий, серебрится пылью, дымный, звёздный… Звёздный звон, певучий, - плывёт, не молкнет. Звон-чудо, звон-виденье, который славит Рождество Христово. А к утру возвращаются из церкви и всё – другое. «Снег – святой. И звёзды – святые, новые, рождественские. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась, указав путь к месту рождения И Х»

(…) А потом рождественское застолье в каждой православной семье – кому что бог послал. В зажиточных дворянских, купеческих, да и крестьянских семьях обязательно на столе запечённый поросёнок или гусь. А потом множество закусок, да заедок, да наливок, да взваров, да пирогов и сластей на любой вкус – всего и не перечислишь.

(…) С середины 19 века в России появляются первые поздравительные открытки – сначала европейские, а позже и отечественные. Конечно самыми красочными и яркими были рождественские послания.

С Рождества до Крещения Господня (с 25декабря/7) праздновал русский народ Святки  - святые дни, радовался рождению младенца Христа.

В эти дни по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни - колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие - свидетели и участники событий. Поющие беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

 В старину в замосковских селениях в санях возили Коляду – девицу, одетую сверх платья в белую длинную рубашку. Колядовщики пели при этом: «Уродилась Коляда накануне Рождества…Мы ходили, мы искал Коляду святую…Нашли Коляду у Петрова-то двора…Светел месяц Петр сударь, свет Иванович, красно солнц, Анна Кирилловна, частые звёзды – то дети их. Здравствуй, хозяин с хозяюшкой, на долгие веки, на многие лета». Колядующие могли рядиться в   костюмы в виде цыган,  скоморохов, животных…(…)

    (..) Обряд славления Христа обычно устраивали днём дети, молодёжь. Славильщики ходили по домам с вертепом, (балаганом-театром), вифлиемской звездой, виршами, рацеями и корзинами для сбора угощения, подарков. Хождение со звездой есть общее во всей Руси действо. (…) Вертеп устраивался  в виде ящика или домика, где с помощью деревянных фигурок и простых декораций  представлялись сцены о рождении Христа. Звезда делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечами. Мальчишки, ходя по улицам, для важности вертели звезду во все стороны. За своё пение славильщики и получали разные подарки.

(…) Угощали и пряниками-козулями, которые издавна пекли к Рождеству. Их делали из тёмного теста и украшали цветной глазурью. Пряники выпекали в виде звезды, пастуха, ангела, домиков, также в виде домашних животных, в северных губерниях – в виде оленя.

Славильщики поздравляли хозяев с Рождеством и прославляли Христа по-разному:

Дай тебе, Господи,

На поле природ, на гумне примолот,

Квашни гущина,

На столе спорина,

Сметаны - ти толсты,

Коровы – ти дойны!

От востока с мудрецами

Путешествует звезда, -

С драгоценными дарами

Одарить пришли Христа.

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздничком поздравить,

Вам на потешки,

А нам пожалуйте на орешки!

Ходят славильщики по домам, позванивают колокольчиками над дверьми. В богатые дома приходит много славильщиков: перед иконами поют священники, у порога поздравляют музыкантs, странников много заходит, а то и стражи порядка зайдут с прославляющим пением…приходят и уходят люди. И всем угощенье, награда: кому «жёлтый бумажный рублик и по пирогу с ливером, а кому и зелёный стаканчик водки» поднесут; детям – игрушки, конфеты, пироги сладкие, пряники, а то и денежку вынесут… Всем радостно славить Рождество Христово!

Ну,  конечно, молодёжь  в весёлые рождественские дни устраивала катанья с горок, игры в снежные городки, а кто побогаче и на тройках разъезжали по сельским дорогам и городским улицам. А вечерами устраивали святочные гаданья.

 



Предварительный просмотр:

ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

    111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А          Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

                 email: sk31@edu.mos.ru                                            Факс: (499) 374-11-31

ПРОЕКТ

«История России через народные традиции и православие»

 «Праздник Рождества Христова в России»

Разработала

воспитатель Шахова Н.П.

2017-2018г.г.

Праздник Рождества Христова в России

(1) Не в образе императора, который принесёт материальные блага народу, не в образе воина, который спасёт его от врагов, является на землю долгожданный Миссия. Он рождается в Вифлееме от самой скромной и смиренной из дев. Место   рождения ИХ - пещера для скота, хлев, подстилка из соломы, согревающая его младенческое тельце. Как же получилось, что ИХ родился при таких обстоятельствах?

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф  -  муж  Марии, был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.
В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.(2)
      А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:
«Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях»
Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях.  Через восемь дней назвали младенца Иисусом. Какая великая тайна!(3)

 Но в ней, в этой тайне, – ключ к пониманию роли Иисуса Христа на земле. Люди хотели, чтобы Бог принёс им изобилие, изменил окружающий мир. Но для изменения внешней жизни им нужно было измениться прежде самим, исцелиться от внутренней болезни – греха, который в той или иной мере гнездится в сердце каждого из нас. Ради спасения людей Бог стал простым смертным человеком и принял на себя все земные страдания, чтобы искупить своими страданиями весь род человеческий от господствующими над ним грехами.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, ещё в первые века после Р Х. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЮТ

 Рождество – праздник семейный, уютный, домашний. Семьёй собирались под одним кровом, готовились к великому празднику, молились, выставляли на подоконники зажжённые свечи, как-бы приглашая в дом Марию и Иосифа, которым после нелёгкого пути не нашлось места в гостинице в Вифлееме. Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря (по старому стилю). (  )В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставляя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной - распаренные в воде хлебные зерна пшеницы с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества-Сочельником.
Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца.

(..)Рождество всегда было на Руси семейным праздником. К нему заранее готовились. По городам и весям устраивались рождественские ярмарки и базары. Мороз в эти дни обычно такой, что воздух мёрзнет, инеем стоит. А отовсюду по заснеженным дорогам тянутся обозы с товаром. «Обоз - это будто поезд, только вместо вагонов сани по снежку поскрипывают полозьями, как гуси друг за другом тянутся. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек – «пылкого морозу». Рябчик идёт сибирский, тетерев-глухарь и всякая лесная птица. А на базарах прямо из саней торговля, да без весов, поштучно. Так больше продашь. Широка Россия, без весов, на глаз»!

«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес ёлок! А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Наша ёлка…как отогреется, расправит лапы – чаща. На Театральной площади в Москве, бывало, лес.  Стоят в снегу. Мужики-торговцы в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках – будто волки. Костры кругом горят, погреться…»(..)

(..) «Сбитеньщики ходят, аукаются в ёлках: «Эй, сладкий сбитень, калачики горячие!» Что такое сбитень? А такой горячий напиток, лучше чая. С мёдом, с имбирём – душисто, сладко. Стакан -  копейка. Калачик, стаканчик сбитню толстенький такой, гранёный, - пальцы жжёт. На снежку, в лесу… приятно!»

Сбитень, сбитень — старинный русский горячий напиток из воды, мёда и пряностей, в состав которых нередко входили травяные сборы. Впервые упомянут в славянских летописях в 1128 году.
Горячий сбитень обладал согревающим и противовоспалительным действием, поэтому пили его преимущественно в зимний период. Другой разновидностью этого напитка был холодный сбитень», который был не менее популярным питьем при утолении жажды в бане или летом.
Существует мнение, что сбитень берет свое название от глагола «сбивать» (т.е. соединять части воедино).
До появления чая в России сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком русских, приготавливали его в самоварах. Существовали стационарные «сбитенные курени», которые располагались в многолюдных местах города. Роль прилавка играло большое окно, пробитое в стене дома.
В сбитень часто добавляли зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец. Наиболее древние описания приготовления сбитня даны в Домострое (книге по ведению домашней жизни XVI век).
    (…)  «А в домах православные готовятся к празднику. Пахнет натёртыми полами, мастикой, ёлкой. Лампы не горят, всё лампадки перед иконами. Печки трещат, пылают…Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросёнком с кашей… - после поста так сладко. Это густые запахи Рождества, домашние… Праздник чувствуется даже на кухне: на полу новые рогожки, добела выскоблены лавки, блещет стол… Жарко, светло и сытно. В городских семьях побогаче дети, конечно, мечтали о Святках, новогодних праздничных ёлках, походах в театр. Но это всё чуть позже…» А пока детям наряжают ёлки и прячут под них подарки. Эта традиция устраивать в домах ёлки появилась в Росси только с середины 19 века.

   (…) А под Рождество, в сочельник, - бывало не ели до первой звезды. Варили кутью или сочиво из зёрен пшеницы, с мёдом; да взвар – из чернослива, груши… Ставили образа на сено. Почему? … А  будто – дар Христу». Он же в овечьих яслях родился, на сене.

(…)В ночь под Рождество, все православные, порой с детьми, шли в храм ко всенощной службе. По улице – сугробы, как горы.  И кажется воздух – синий-синий, серебрится пылью, дымный, звёздный… Звёздный звон, певучий, - плывёт, не молкнет. Звон-чудо, звон-виденье, который славит Рождество Христово. А к утру возвращаются из церкви и всё – другое. «Снег – святой. И звёзды – святые, новые, рождественские. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась, указав путь к месту рождения И Х»

(…) А потом рождественское застолье в каждой православной семье – кому что бог послал. В зажиточных дворянских, купеческих, да и крестьянских семьях обязательно на столе запечённый поросёнок или гусь. А потом множество закусок, да заедок, да наливок, да взваров, да пирогов и сластей на любой вкус – всего и не перечислишь.

(…) С середины 19 века в России появляются первые поздравительные открытки – сначала европейские, а позже и отечественные. Конечно самыми красочными и яркими были рождественские послания.

С Рождества до Крещения Господня (с 25декабря/7) праздновал русский народ Святки  - святые дни, радовался рождению младенца Христа.

В эти дни по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни - колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие - свидетели и участники событий. Поющие беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

 В старину в замосковских селениях в санях возили Коляду – девицу, одетую сверх платья в белую длинную рубашку. Колядовщики пели при этом: «Уродилась Коляда накануне Рождества…Мы ходили, мы искал Коляду святую…Нашли Коляду у Петрова-то двора…Светел месяц Петр сударь, свет Иванович, красно солнц, Анна Кирилловна, частые звёзды – то дети их. Здравствуй, хозяин с хозяюшкой, на долгие веки, на многие лета». Колядующие могли рядиться в   костюмы в виде цыган,  скоморохов, животных…(…)

    (..) Обряд славления Христа обычно устраивали днём дети, молодёжь. Славильщики ходили по домам с вертепом, (балаганом-театром), вифлиемской звездой, виршами, рацеями и корзинами для сбора угощения, подарков. Хождение со звездой есть общее во всей Руси действо. (…) Вертеп устраивался  в виде ящика или домика, где с помощью деревянных фигурок и простых декораций  представлялись сцены о рождении Христа. Звезда делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечами. Мальчишки, ходя по улицам, для важности вертели звезду во все стороны. За своё пение славильщики и получали разные подарки.

(…) Угощали и пряниками-козулями, которые издавна пекли к Рождеству. Их делали из тёмного теста и украшали цветной глазурью. Пряники выпекали в виде звезды, пастуха, ангела, домиков, также в виде домашних животных, в северных губерниях – в виде оленя.

Славильщики поздравляли хозяев с Рождеством и прославляли Христа по-разному:

Дай тебе, Господи,

На поле природ, на гумне примолот,

Квашни гущина,

На столе спорина,

Сметаны - ти толсты,

Коровы – ти дойны!

От востока с мудрецами

Путешествует звезда, -

С драгоценными дарами

Одарить пришли Христа.

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздничком поздравить,

Вам на потешки,

А нам пожалуйте на орешки!

Ходят славильщики по домам, позванивают колокольчиками над дверьми. В богатые дома приходит много славильщиков: перед иконами поют священники, у порога поздравляют музыкантs, странников много заходит, а то и стражи порядка зайдут с прославляющим пением…приходят и уходят люди. И всем угощенье, награда: кому «жёлтый бумажный рублик и по пирогу с ливером, а кому и зелёный стаканчик водки» поднесут; детям – игрушки, конфеты, пироги сладкие, пряники, а то и денежку вынесут… Всем радостно славить Рождество Христово!

Ну,  конечно, молодёжь  в весёлые рождественские дни устраивала катанья с горок, игры в снежные городки, а кто побогаче и на тройках разъезжали по сельским дорогам и городским улицам. А вечерами устраивали святочные гаданья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 4-го класса на тему: "Рождество Христово. Традиции празднования

В данной разработке урока по Основам православной культуры представлен материал для изучения урока в 4-м классе по теме - "Рождество Христово. Традиции празднования....

Проект История России через традиции и православие. Путешествие по стране фразеологизмов 2017

В данной работе раскрывается история возникновения ряда фразеологизмов. Часть из них связана с историей России, Москвы и Европы, часть - с конкретными историческими личностями. Часть фразеологизм...

Проект История России через традиции и православие. Великая Пасха 2018

Работа построена с использованием выдержек  из  призведений русских классиков, национального фольклора, ссылок на исторические события. В презентации широко представлена живопись русски...

Проект История России..Традиции и праздники Перед Великим постом

Презентация освещает народные традиции, обычаи, несколько православных праздников, которые приходятся на период с февраля до Великой Пасхи....

Презентация праздника "Рождество Христово" история и традиции

Презентация праздника "Рождество Христово" история и традиции...

Конспект детского праздника «Рождество Христово» с использованием народных традиций в старшей группе.

Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями празднования Рождества. Задачи. Развивающие Продолжать развивать интерес к русским традициям, формировать элементы самостоятельности,...

Заметка о проекте "История России-моя история" НПК "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"

Проект " История России - моя истории"  объединил и взрослых, и детей. Ребята с интересом изучали архивные документы, брали интервью, находили старые фото, узнавали факты из истории сво...