Социальная грамотность. Программа внеурочной деятельности в 7 классе
рабочая программа (7 класс) на тему

Леванова Дарья Федоровна

Программа внеурочной деятельности + КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_grammotnost_vd_programma.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальная грамотность» реализует  социальное  направление развитие личности.

Программа внеурочной деятельности «Социальная грамотность» реализуется за 1 год обучения, на уровне основного образования.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Социальная грамотность» могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

            Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ценностное отношение к человеческому обществу, к своей малой родине, государственной символике, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

- формирование духовных ценностей, гражданственности, патриотического сознания;

- формирование духовных ценностей: терпимости, уважения к людям;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Планируемые результаты реализации программы

Программа по внеурочной деятельности «Социальная граммотность» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

- установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».        

-  выделение морально-этического содержания событий и действий;

-  построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

-  построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

Программа “Социальная граммотность” включает четыри раздела, связанных между собой, способствующих формированию социально-грамотного гражданина России.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


           1. Финансовая грамотность

Главные вопросы экономики, экономические системы. Банковская система. Страхование и кредитование. Ипотека и потребительский кредит. Что такое налоги и зачем они нужны? Что такое бизнес- план?

2. Правовая грамотность

Из истории развития прав человека. Гражданские права и свободы. Обязанности гражданина РФ. Право на труд и заработную плату. Право на благоприятную окружающую среду, всемирные экологические организации. Чем преступление отличается от проступка. Что такое юридическая ответственность? Когда и зачем был введен термин преступления против человечества.

3. Политическая грамотность

Зачем нужны политические права. Выборы и референдум, Принципы избирательного права в РФ. Политические партии и парламентские выборы. Президент РФ. Система сдержек и противовесов. Прокуратура, адвокатура и нотариат.

4. Толерантное поведение

Цивилизации и культура. Что такое традиции и почему они отличаются? Мировые и национальные религии. Что такое культурная антропология? Социальная стратификация - зачем она нужна? Толерантность в современном мире.

Деловые и развивающие игры:

- Игра " Как работает предприятие?" - Игра-прототип "монополии"

- "Если бы"- игра на выстраивание причинно-следственных связей, учащимся предлагается пофантазировать на тему "если бы", ответить на вопросы к чему это приведет, назвать плюсы и минусы.

- Ролевая игра " Традиции народов мира"

Примерные темы для мозгового штурма:

Как жить без кредитов?

Кому мы платим налоги?

Может ли государство жить без налогов?

Любой проступок приведет к преступлению.

Политические партии- представители интересов граждан.

Нужно ли сегодня чтить традиции?

Формы организации деятельности

- Фронтальная работа с целью отслеживания выполнения работы учащимися (постановка и решение учебной задачи, проблемы).

- Индивидуально-групповая форма (распределение учебной работы между членами группы).

- Парная форма работы (два ученика выполняют некоторую часть работы вместе, для закрепления и проверки знаний).

- Кооперативно-групповая форма (обучение в малых группах учащихся, объединенных общей учебной задачей).

- Дифференцированно - групповая  (в разнородные группы, входят сильные, средние и слабые ученики, выполняют некоторую часть работы вместе).

Виды  деятельности

- Обобщение  темы в готовом виде,  с применением мотивирующих приемов, рассказ  учителя.

- Постановка  учебной проблемы – подводящий диалог.

 - Беседа, возможно эвристическая, обсуждение наиболее интересных подходов к решению задач.

- Фронтальная работа с использованием раздаточного материала.

- Просмотр  кинофрагментов или иллюстративного материала в сети интернет.

- Мультимедийная презентация.

- Самостоятельная  творческая работа.

- Целевое  чтение.

- Работа со статистическими данными.

- Работа с законодательными актами.

- Мозговой штурм.

- Деловые игры.

3. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Финансовая грамотность

9

2

Правовая грамотность  

8

3

Политическая грамотность

7

4

Толерантное поведение

8

5

Итоговое обобщение

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

№ урока в разделе

Тема урока

Дата

Финансовая грамотность

1

1

Какие вопросы решает экономика.

2

2

Что такое экономическая система.

3

3

Как работают банки.

4

4

Зачем нужно страхование.

5

5

Система кредитования.

6

6

Как работает ипотечная система.

7

7

Что такое налоги и зачем они нужны.

8

8

Что такое бизнес- план.

9

9

Игра " Как работает предприятие?"

Правовая грамотность

10

1

От варварской правды до современных законодательных актов.

11

2

Взаимосвязь прав и обязанностей гражданина.

12

3

Что такое конституционная свобода.

13

4

Социальные права.

14

5

Экологическое право. Всемирные экологические организации.

15

6

Правонарушения.

16

7

Юридическая ответственность.

17

8

Преступления против человечества.

Политическая грамотность.

18

1

Политические права.

19

2

Выборы и референдум.

20

3

Избирательное право и избирательный процесс.

21

4

Политические партии их функции и цели.

22

5

Президент РФ.

23

6

Принцип разделения властей.

24

7

Прокуратура, адвокатура и нотариат.

Толерантное поведение.

25

1

Что такое культура.

26

2

Что такое цивилизация.

27

3

Традиция, обычай, ритуал.

28

4

Религия.

29

5

Культурная антропология.

30

6

Почему в мире существует социальная стратификация.

31

7

Толерантность в современном мире.

32

8

Ролевая игра " Традиции народов мира"

Итоговое обобщение

33

1

Мозговой штурм: " Зам нас учат быть социально-грамотными? "

34

2

Игра " Если бы" ( Если бы в мире не было социальной защиты)

Итого 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...