«Семья и семейные взаимоотношения»
классный час (9 класс) на тему

Ким Алексей Евгеньевич

Сценарный план воспитательного  классного часа в 9 классе.

Тема: «Семья и семейные взаимоотношения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план воспитательного  классного часа в 9-в классе.

Тема: «Семья и семейные взаимоотношения»

Воспитательные цели и задачи:

  1. Сплочение коллектива.
  2. Привитие навыков общения и коммуникабельности.
  3. Развитие нравственно-правовых основ ребенка.
  4. Развитие  личностной призмы оценки взаимоотношений.

Образовательная цель: знакомство с законодательством о семье.

Оборудование классного часа: доска, мультимедийное оборудование, маркеры, ватман, клей, ножницы, вырезки фотографий из журналов и газет, раздаточный материал.

Класс – 9

Примерный возраст детей – 14-15 лет.

Время – 45 минут

Оформление кабинета: на доске материалы прошлого воспитательного часа: коллаж «Виртуальная семья», кроме этого, рисунки детей, название темы классного часа, страница из этно-календаря «2008год-год семьи».

 Расстановка мебели: парты сдвинуты к стене, стулья расставлены полукругом, на стульях лежат анкеты вводного опроса.

Ход классного часа:

Классный час начинается с вводного слова классного руководителя:

«Здравствуйте, ребята, сегодня, наш классный час посвящен теме: «Семья и семейные взаимоотношения». Символом уходящего 2008 года не случайно была семья, так как тема эта актуальна во все времена. Ведь семья – это простейшая и наиглавнейшая форма единения людей.

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на стульях лежат анкеты, которые предназначены для того, чтобы вы их заполнили в начале нашей встречи. И сейчас я прошу вас их заполнить, на это вам даётся около 3 минут».

Ребятам даётся 3 минуты для заполнения анкет.

После этого классный руководитель объявляет задание 1 части (теория) классного часа:

« Ребята, на прошлом классном часе мы с вами говорили о семье. Вам были даны анкеты, которые вы заполняли  вместе с родителями. Прочитайте, пожалуйста, ответы на вопросы пункта 5».

Ребята зачитывают ответы на вопросы анкеты, после чего классный руководитель читает обобщенный ответ на эти же вопросы, данный родителями, которые  они сформулировали на родительском собрании, и  предлагает тему для общего обсуждения:

«Ребята, как вы думаете, почему ваши родители посчитали, что именно такой они хотят видеть вашу будущую семью, что именно эти………(ответ на вопрос родителями) ценности вы возьмете в вашу семью, и почему, как вы думаете, ответы родителей так отличаются от ваших?»

Ребятам дается время на общее обсуждение, причем классному руководителю отводится роль стороннего наблюдателя, вмешивающегося в диалог только при необходимости. Далее ребятам предлагается  обсудить вопросы классного руководителя:

«Скажите, ребята, как, по-вашему, что такое семья?»

После этого вопроса детям даётся возможность высказать свои предположения, при этом ни одно из них не отвергается.

Классный руководитель: «Ну что ж, теперь, выслушав ваши предположения относительно данного вопроса, что же такое семья, давайте посмотрим,  какое определение термину «семья» даёт закон». (Здесь демонстрируется второй слайд презентации с определением термина «семья», взятого из конституции Р.Ф).

Классный руководитель: « Ребята, скажите, а с какого возраста, по-вашему, у нас в стране можно вступить в семейные отношения?» После этого вопроса, как и в случае с первым, детям даётся время на обсуждение.

Затем классный руководитель предлагает формулировку, взятую из семейного кодекса Р.Ф., «О возможном возрасте вступления в брак»

На этом первая часть классного часа заканчивается, начинается вторая часть (практика). 

В этой части детям предлагается просмотреть видео клип из фильма «Гарри Поттер»  и ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, чего не хватало главному герою клипа?
  2. Чем или кем он заменил отсутствие родителей, нехватку семейного тепла и  взаимопонимания?
  3. Какие взаимоотношения будут в семье главного героя в будущем?

После этого классный руководитель предлагает ребятам следующее задание:

« Ребята, на прошлом классном часе мы с вами создавали правила для нашей виртуальной семьи, а сегодня мы вместе попробуем создать  коллаж нашей возможной семьи. Для этого вам понадобится разбиться на 4 команды, согласно вашим цветным кружкам, розданным вам в начале классного часа. На столах  команд, к которым вы относитесь, лежат точно такие  же  цветные кружки. Это и есть ваша команда.

Теперь, разбившись на команды, вы начинаете создавать коллаж вашей будущей семьи.

На эту работу вам отводится 10 минут, по окончании которых по 2 представителя от команды должны презентовать свои коллажи, в работе вам могут помочь слова-ассоциации, характеризующие семейные взаимоотношения. Их вы подбирали на прошлом классном часе. (При этом открывается 4 слайд со словами-ассоциациями).

На этом 2 этап (практика) закончен.

3-часть Релаксация.

В этой части ребятам предлагается заполнить  анкеты итогового контроля, которые предназначены для того, чтобы определить практические и теоретические изменения в мировоззрении учащихся.

На это им отводится 3-минуты.

Далее проводится игровое упражнение «Хорошее настроение». 

Суть игры:

Ребята  садятся в круг, берутся за руки, и, поворачиваясь к соседу, произносят добрые пожелания в адрес друг друга, при этом отпуская руки. Когда очередь доходит до классного руководителя, он подводит итог классного часа:

« Ребята,  хочу Вам напомнить,  что есть разные семейные отношения, но запомните, что у вас есть главное: это ваш классный коллектив, ваша школьная семья, где вас ценят и любят, что бы ни случилось. На этом наш классный час окончен. Всем спасибо и до свидания».

В конце классного часа звучит музыка  «Гимн семье» группы Инь-Янь.

Приложения к классному часу:

1. Анкета для учащихся. «Моя семья и её традиции».

2. Анкета для родителей. «Моя семья и её традиции».

3. Анкета вводная.

4. Анкета итоговая.

Анкета.

Тема: Моя семья и её традиции.

1.Ваше имя__________________________________________________________________

2.Какие ценности вашей семьи являются приоритетными для Вас?___________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Вставьте пропущенные слова (словосочетания, характеризующие ваши семейные отношения).

В моей семье процветает…………………………………………………………….…………………………..из них наиболее ценными для меня являются………………………………………..………..

потому что………………………………………………………………….., в мою будущую семью из этих ценностей я возьму…………………………………………………………........

потому что……………………………………………………………………………….………..

4. Есть ли в вашей семье традиции, которые вы почитаете и отмечаете?________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Давайте помечтаем.

 Какой, по-вашему, будет ваша семья в будущем?___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Какие из семейных ценностей вашей семьи вы возьмете в свою будущую семью?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Какие  правила бы вы установили в своей семье?___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Что бы вы хотели изменить и применить в своей семье и почему?____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по-вашему, такое семейные ценности и традиции, какую роль они играют в вашей семье сейчас и почему?_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы.

Анкета для родителей.

Тема: Моя семья и её традиции.

1.Ваше имя___________________________________________________________________

2.Какие ценности вашей семьи являются приоритетными для Вас?____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Вставьте пропущенные слова (прилагательные, характеризующие ваши семейные отношения).

В моей семье процветает…………………………………………………………….…………..

из них наиболее ценными для меня являются………………………………………..………..

потому что……………………………………………………………..…………………….……

4. Есть ли в вашей семье традиции, которые вы почитаете и отмечаете?_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Давайте помечтаем.

 Какой, по-вашему, будет семья вашего ребенка в будущем?_________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие из семейных ценностей вашей семьи, по-вашему, ваш ребенок возьмете в свою будущую семью?______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

о какой семье вы мечтали в детстве?______________________________________________

 Что из того, о чем вы мечтали в детстве, исполнилось в вашей семье?__________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по-вашему, такое семейные ценности и традиции, какую роль они играют в вашей семье сейчас и почему?_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы считаете главным для вашего ребенка сегодня и почему?______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы.

Анкета вводная.

Ф.И__________________________________________________________________________

Расскажите, как происходит создание семьи с точки зрения закона____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой закон контролирует вопросы семьи?_________________________________________

Что такое, по-вашему, семья?____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, что такое семейные ценности и традиции?___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что может произойти с человеком, если у него нет семьи или очень близкого человека?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попробуйте посоветовать такому человеку, как можно исправить это положение и кто мог бы ему в этом помочь?_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы.

Анкета итоговая.

Ф.И__________________________________________________________________________

Расскажите, как происходит создание семьи с точки зрения закона____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой закон контролирует вопросы семьи?_________________________________________

Что такое, по-вашему, семья?____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, что такое семейные ценности и традиции?___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что может произойти с человеком, если у него нет семьи или очень близкого человека?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попробуйте посоветовать такому человеку, как можно исправить это положение и кто мог бы ему в этом помочь?_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Насколько изменились ваши взгляды с начала занятия и почему_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы оцениваете мероприятия__________________________________________________

Что бы вы хотели изменить или добавить в мероприятие_____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема классного часа: «Семья и семейные отношения»

Слайд 2

Слово « Семья » восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово « фамилия », которое в русском языке в первую очередь обозначает « общее имя для членов семьи » 1. Семейное законодательство Статья 1. Основные начала семейного законодательства 1 . Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. 2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Слайд 3

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА Статья 13. Брачный возраст Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Слайд 4

Вопросы для анализа видеоклипа Гарри Поттера Какие взаимоотношения были в семье главного героя? Как вы думаете, чего не хватало главному герою клипа? Почему это произошло? Чем главный герой заменил потерянные семейные взаимоотношения? 5. Какие чувства, по-вашему, главный герой не получил в семье? 6. Какие взаимоотношения будут в семье главного героя в будущем?

Слайд 5

Шаблон для презентации работы группы. Наша семья в будущем, будет состоять из ……….. В ней будут следующие традиции……………………… Во взаимоотношениях между членами нашей семьи будут царить следующие принципы………. Одним словом нашу будущую семью можно назвать……… Особенностями нашей семьи будет………….

Слайд 6

Принципы в помощь при работе групп. Семейные традиции, Уважение, Взаимодоверие, Взаимопомощь, Поддержка, Дружба, Любовь, Быть одним целым в семье, Держаться вместе, Держать мужа сытым, Делать все вместе, Совместная жизнь без лжи, Доверие, Не доводить до слез, Равноправие всех, Совместно придуманные традиции, Тепло, Взаимопонимание.

Слайд 7

Шаблон для презентации работы группы. Наша семья в будущем, будет состоять из ……….. В ней будут следующие традиции……………………… Во взаимоотношениях между членами нашей семьи будут царить следующие принципы………. Одним словом нашу будущую семью можно назвать……… Особенностями нашей семьи будет………….

Слайд 8

Мы одна большая семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений"

Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей,...

Анализ семейных взаимоотношений

Анализ семейных взаимоотношений. Тест опросник позволит вам проанализировать стиль семейных взаимоотношений...

Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей

Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особен­ностей и по-разному реагирует на вмешательство извне, каким бы оно ни было, педагогам целесообразно использовать как прямой, так и опосредованн...

Урок английского языка в 6 классе по теме "Семейные взаимоотношения"

Урок английского языка по теме "Семейные взаимоотношения" проводится в 6 классе по учебнику Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В.\'\'Enjoy English\'\'. На уроке решаются важные образовательные, развивающ...

План конспект урока английского языка в 10 классе. Семейные взаимоотношения. Конфликты между родителями и подростками.

Урок разработан на основе УМК Enjoy English  10 класс под редакцией Биболетова М.З., Бабушис Е.Е. .Урок: Систематизации знаний (общеметодологической направленности). В ходе урока выполняются след...

Опросник "Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)...