Исследовательский проект «Популярность английской литературы среди русских школьников»
проект на тему

Собенникова Ольга Михайловна

Исследовательский проект «Популярность  английской литературы среди русских школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Человек, который понимает,

какое счастье скрыто между двумя

обложками – уже никогда

не откажется от книги»

Владимир Толстой

Актуальность проекта.

Данная работа – мой первый опыт исследовательского проекта. Её актуальность  на данный момент очень велика, ведь 2015 год официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в этом году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью.C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка\43726445.jpg

К Году литературы в России приурочено проведение огромного числа мероприятий, включая литературные конкурсы и «битвы», выступления современных авторов, как молодых, так и наших знаменитых современников, планируется опубликовать собрания сочинений различных авторов. Русская художественная литература имеет очень большое значение в мировой культуре.

 Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания и постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошедших неотъемлемой частью в мировую культуру.

Я была очень рада, когда узнала об этом, потому что моё хобби – чтение.Мне нравятся уроки литературы и английского языка. Читаю я много, но хочу отметить, что в современном мире  чтение не очень популярно среди  подростков. Понять и принять другого человека трудно даже в рамках родной культуры, а как воспитать толерантное отношение к мировоззрению другой культуры, поддержать отношение с людьми разных стран.
          Современная психология определяет чтение художественной литературы, коротких рассказов, сказок как сложный процесс у всех школьников, разного возраста. Чем это вызвано? В современном мире практически у каждого школьника есть телефон, компьютер, интернет. Соответственно большая часть учащихся не читают книги. А чтение – это труд, требующий большого терпения, усидчивости и организованности.


Цель проекта: Расширение круга чтения школьников за счёт лучших изданий современной и классической  английской литературы. Способствовать формированию информационной культуры школьников.

         

Гипотеза исследования:

  В условиях современного села возможно ли знать и увлекаться чтением книг английских авторов.

Задачи.C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\книги.jpg

1. Обогатить свои знания по изучению английской литературы, используя различные источники.

2. Систематизировать сведения о популярных английских писателях,

совершенствуя навыки поисково-информационной деятельности  и умения интегрировать полученные знания.

4. Провести исследование среди учащихся  по вопросу чтения английской литературы.

5. Разработать буклет с советами и рекомендациями для читающих детей

6.Повысить мотивацию к изучению английского языка.

Срок реализации проекта:  январь-март 2015 года.

Проект осуществляется совместно с моими одноклассниками, учениками 8 класса.

Методы исследования:

*описание;

*работа в школьной и сельской библиотеках;

*работа с Интернетом;

* моделирование и проектирование;

* анкетирование;

* поиск и анализ  информации из разных источников: специальной литературы, словарей, справочников и т.д.;

  * компьютерная обработка,  составление диаграмм.

Ожидаемый результат

1. Привлечение внимания к проблеме чтения.

2.Вовлечение сверстников в процесс чтения.

3.Популяризация английской литературы и английского языка.

1 этап. Теоретический. Разработка проекта.

  1. Обучение методу проектной деятельности.
  2.  Консультации с руководителем проекта.
  3.  Изучение структуры и содержания проекта.
  4.  Выбор источников информации.
  5. Поиск информации  об английских писателях.
  6. Просмотр информации на интернет-сайтах.
  7. Опрос учащихся 5-9 классов школы.
  8. Сбор информации в школьной и сельской библиотеках.

Планирование проектной деятельности.

Сроки

Содержание деятельности

Промежуточный результат

10-31

января

Сбор информации:

  • посещение сельской библиотеки;
  • работа с интернет-ресурсами;
  • анкетированиеучащихся 5-9 классов школы;
  • посещение школьной библиотеки.

Накопление имеющихся сведений об английских авторах и их произведениях

1-20 февраля

Обработка информации.

Создание электронной презентации о проекте.

Сохранение информации на электронном и бумажном носителях

21 февраля

Презентация проекта во время проведения недели «Филологии» в школе.

Вызвать интерес у учащихся к чтению книг зарубежных авторов

22-29 февраля

Распространение информации  о книгах. Организация стенда-экрана в кабинете английского языка.

Самоанализ.

Привлечение внимания учащихся

4. Информационные и материальные ресурсы проекта.

Статьи расходов

Потребность

Источники

1.

Канцтовары, диски

100  рублей

Личные

2.

Фотоаппарат

-

Личный

3.

Печать списков

-

Школьные ресурсы

4.

Компьютерная техника

Личные, прокат в школе

5.

Литература

-

Ресурсы библиотеки

Интернет-ресурсы

Итого

  1.  100 рублей

2 этап. Практический.

      На данном этапе проекта я работала над сбором информации и систематизировала сведения о популярных английских писателях.

      Недавно я  прочитала роман «Джейн Эйр» английской писательницы  Шарлотты Бронте и  нашла её очень интересной. Позже я узнала, что он занимает десятое место в списке «200 лучших книг по версии BBC» (2003). Я узнала много о том, как жили люди в Англии в 18 веке. «От Шарлотты Бронте не нужно ожидать знания жизни, правдивости и точности в описании манер, деталей быта, примет времени. Правда этой книги в другом - в правде чувства. Эти страницы и этих героев породило на свет сильное и страстное сердце, ум, который немудрствовал лукаво, фантазия столь буйная и прекрасная, что она вызвала к жизни демонически прекрасного Рочестера, по которому и сегодня втайне вздыхают молоденькие девушки, и трогательную, некрасивую, прекрасную в своей любви и стойкости Золушку - Джейн Эйр.»

      Конечно же, это не единственная книга, которую можно порекомендовать детям прочитать, для того чтобы получить удовольствия от чтения,  приобрести новые знания, познакомиться с реалиями жизни в англоязычных странах, с различными литературными жанрами, а потом эти знания использовать на уроках английского языка.

И поэтому этот недостаток информации я решила восполнить, заглянув в различные источники. Но прежде я решила провести анкетирование среди учащихся 5-9 классов.

Результаты анкетирования учащихся 5-9 классов

1.Вы любите читать? 15-да, 5- не очень.        

2.Каких английских писателей вы знаете? 11- не знаю, 9- В.Шекспир, Анна и Серж Голон, Б.Грин, Джоан Роулинг, Л.Кэролл, Астрид Эриксон.

3.Какие книги английских писателей вы читали? 7- не читал, 13- «Ромео и Джульетта», «Гарри Поттер», «Тёмное сердце Лондона», 2Шерлок Холмс», «Властелин Колец», «Хроники Нарнии», «Алиса в стране чудес».

4.Какие жанры книг вы предпочитаете читать? – Сказки -10, повести- 3, рассказы-13, романы -7, фэнтези -11 , фантастику -5, исторические книги-7.

5.Кто автор книг:

 «Три поросёнка»- 3-(английская народная сказка), 17- не знаю

«Винни Пух и все, все, все»- 6 (Милн), 14- не знаю

 «Маугли»- 5 (Киплинг), 15- не знаю.

          В результате проведенного социологического исследования я выяснила, что 20%  детей увлекаются чтением, но нужно создать условия для формирования культуры чтения. Ведь, это не секрет, что для большинства детей и подростков живущих, особенно в сельской местности мир открывается именно через книги и  имеет большое воспитательное значение, развивает положительные нравственные качества.

      Затем, я прочитала о том, что прошлый год 2014  был перекрёстным годом российской культуры в Великобритании и Годом британской культуры в России. О том, что британские писатели приезжали в Москву, чтобы представить свои книги, встретиться с российскими читателями. В рамках программы проходили горячие дискуссии на актуальные темы, круглые столы со знаменитыми российскими писателями, мастер-классы по творческому письму, дебаты и специальные мероприятия на крупнейших книжных ярмарках Москвы, а также уже ставший традиционным литературный салон за чашкой чая.http://www.pl.spb.ru/projects/Britain_2014/DSC_4462.JPG

Была представлена коллекция новых британских книг, различных британских

      Была представлена коллекция новых британских книг, различных британских издательств, включающая около 600 экземпляров. Наряду с такимизамечательными писателями, как  Д. Свифт, Д. Киплинг, А. Милн, Л. Кэрролл,  Д. Дефо, были представлены новые современные авторы, которые  удачно творят в Великобритании сегодня. Это:

1.Пол Стюарт  «Воздушные пираты»,  «Вольный рыцарь», «Опасный рейс»

2. ИанУайброу«Сурикаты-сумасброды»

3.Сэм Левелин «Милые крошки»

4. Диана Джонс «Зуб Уилкинса», «Ходячий замок»

5.Меттью Скелтон  «Волшебная книга Эндимиона».  

6.Трентон Ли Стюарт «Тайное общество мистера Бенедикта

7.Джоан К.Ролинг  "Сказки барда Бидля" 

8.Шарлотта Мэри Янг  «Маленький герцог Ришар Бесстрашный»

9.Беатриса Поттер «Мышкин дом»

10.ЭдитНесбит «Заколдованный замок», «Пятеро детей и чудище»

   Прочитав аннотации на эти книги, я поняла , что это книги для младших школьников. Но всё-таки некоторые из них я бы прочитала, например,  книгу Пола  Стюарта  «Вольный рыцарь».  Эта книга о рыцаре. «Добрый меч и  верный конь - вот всё его имущество! Вольный рыцарь спешит на помощь прекрасной дамы, которая попала в сети коварной колдуньи. Сможет ли он победить чары колдуньи и выручить из беды красавицу?

-О господа и дамы,http://det-rezh.ucoz.ru/image/2015/66325_c_l.jpg

Сейчас под лютни звон

Я расскажу вам драму

Из рыцарских времён…»

       Потом я составила «Путеводитель коллекции новых британских книг» - ведь должны же мы знать читательские пристрастия английских детей. (Приложение №1)

      Не менее интересным оказался список книг английских писателей, рекомендованный нашими библиотеками на сайтах в интернете под названием  «Английские писатели - детям».

  1. Барри Д. Питер Пэн
  2. Берн Э. Мышиная фея Про этого автора ещё никто ничего не написал.C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\та.jpg
  3. Бёрнетт Ф. Маленькая принцесса
  4. Бёрнетт Ф. Маленький лорд Фаунтлерой
  5. Бёрнетт Ф. Таинственный сад
  6. Биссет Д. Сказки
  7. Блайтон Э. Приключения волшебного кресла
  8. Бонд М. Медвежонок Паддингтон. Серия книг
  9. Будни обыкновенных королей
  10. Грэм К. Ветер в ивах
  11. Даль Р. БДВ, или Большой и Добрый Великан
  12. Даль Р. Матильда
  13. Даль Р. Чарли и большой стеклянный фуникулер
  14. Ибботсон Е. Мисс Ведьма1508827.jpg
  15. Ибботсон Е. Операция «Монстры»
  16. Кейв К., Риддел К. Вильям и волки
  17. Кинг-Смит Д. Леди Дейзи
  18. Кинг-Смит Д. Мой домашний динозавр
  19. Кинг-Смит Д. Мышонок по имени Вольф
  20. Кинг-Смит Д. Нос королевы
  21. Кинг-Смит Д. Поросенок Бейб
  22. Королевская считалка. Английская поэзия для детей
  23. Кромптон Р. Этот Вильям!
  24. Левеллин С. Отчаянные Крошки; Гадкие Крошкиhttp://readik.ru/books/imgbig/291662_b.jpg
  25. Льюис К. Хроники Нарнии
  26. Морпурго М. Каспар, принц котов
  27. Несбит Э. Дети железной дороги
  28. Несбит Э. Принцесса и кошка
  29. Несбит Э., Грэм К. Повседневная жизнь драконов
  30. Нортон М. Добывайки
  31. Поттер Б. Сказки крольчихи Флопси
  32. Пулман Ф. Чучело и его слуга
  33. Сент-Джон Л. История про доброго слона
  34. Сказки старой Англии
  35. Сьэюлл А. Черный красавчик
  36. Титус Е. Великий мышиный детектив с Бейкер-стрит
  37. Трэверс П. Мэри Поппинс
  38. Файн Э. Дневник кота-убийцы, Ответный удар кота-   убийцы
  39. Фарджон Э. Хочу луну и другие истории.

      Итак, продолжить работу над идеей популяризации литературы английских писателей, мне помогли уроки английского языка. Изучая тему “What would you like to read?”  (Что бы вы хотели почитать?),  я и мои одноклассники с помощью интернета решили узнать, о чём эти книги для того, чтобы рассказать о них и порекомендовать их сверстникам. В итоге у нас появилась идея  создания ресурса  “Книжный шкаф поколения NEXT “ , т.е. представление  книги с помощью  создания читательского дневника “в цифре”. (Приложение №2). Это поможет,  нам, владеющим новыми технологиями хорошо ориентироваться  в современной литературе.Повседневная жизнь драконов

      В нашем случае дети должны  сами выбирать книгу в соответствии со своими интересами и поэтому мне пришлось сгруппировать эти книги по  жанрам. Мне хочется порадоваться за тех, кто любит читать сказки (10 из 20 учащихся).Значит, эти дети не равнодушны к чужим проблемам и любят истории с оптимистичным концом, в которых много гуманности, милосердия, которое проявляют герои; доброта  бескорыстна, а зло наказуемо, и именно порядочность помогает людям выходить из сложных жизненных ситуаций. Я посоветую им такие книги: Нортон М. «Добывайки»,Поттер Б. «Сказки крольчихи Флопси», Пулман Ф. «Чучело и его слуга», Морпурго М. «Каспар, принц котов»,Несбит Э. « Принцесса и кошка», Грэм К. «Ветер в ивах», Даль Р. «Чарли и большой стеклянный фуникулер»,  Даль Р. «Матильда», Грэм К. «Повседневная жизнь драконов».

«Драконы в сказках почему-то всегда страшные - злые, кровожадные, глупые. И никому не приходит в голову поинтересоваться, каковы они на самом деле. 
А между тем эти зеленые гиганты - очаровательнейшие и добрейшие существа, которые умеют быть преданными и верными друзьями. Их повседневная жизнь очень похожа на жизнь людей. Драконы, как и мы, не прочь вкусно поесть и сладко поспать, они философствуют и сочиняют стихи, они ленивы, миролюбивы и доверчивы. И точно так же, как и люди, попадают в разные истории…» 
        Кстати, стоит отметить интерес подростков к фантастике и фэнтези (16 из 20 человек). Я думаю, что это  объясняется их желанием уйти в иную реальность от ежедневных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются все подростки без исключения в наши дни. К счастью, сегодня нет дефицита на такую литературу. В нашем списке: Титус Е. «Великий мышиный детектив с Бейкер-стрит» , Хокинг Л. и С. «Джордж и тайны Вселенной»,  Кинг-Смит Д. «Мой домашний динозавр», Кинг-Смит Д. «Мышонок по имени Вольф», Кинг-Смит Д. «Нос королевы», Кинг-Смит Д. «Поросенок Бейб»,  Ибботсон Е. « Мисс Ведьма», Ибботсон Е. «Операция «Монстры»».

     А фаворитом среди книг такого жанра у моих одноклассников является - «Хроники Нарнии» Клайва  С. Льюис. 

      Это цикл из семи книг в стиле фэнтези. В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать и магия никого не удивляет. Простым и понятным для любого возраста языком автор раскрывает темы добра и зла, жизни и смерти, предательства и жертвенности.

      И всё-таки для того чтобы лучше ориентироваться в огромном мире книг, я посетила  Воздвиженскую сельскую библиотеку, ведь не только Интернет — источник просвещения. На вопрос  «Сколько книг английских авторов из моего списка у Вас есть в библиотеке?»  Ответ: 8%. Но мне порекомендовали книги других английских авторов (всего 9). Хочу отметить, что это детективы и ужасы  полные логических загадок – еще одно обширное пространство, интересующее подростков. Вот их рейтинг:

Алан Гарнер« Камень из ожерелья Брисингов»

ФионаКелли  «Тайна дома с приведениями»

ЭдинБдайтон  «Тайна приюта контрабандиста»

Ник Медоу  «Кровь и песок»

Фиона Келли « Тайна бешеного минотавра».

      Что касается нашей школьной библиотеки, она предлагает своим читателям классику.  Я слышала, что читать классику становится модным. Прочитав книгу «Дхейн Эйр» я вдруг поняла, что классика может быть интересной.  Я нахожусь в группе подростков такого возраста  которые уже могутт тяготеть к взрослой литературе и серьезным темам Оскар Уайльз «Счастливый принц»,  Теодор Драйзер «Сестра Керри», Энн Мейтер «Слалкая месть»,  Д.Ф. Купер «Красный корсар»,  Р. Сабатини «Хроника капитана Блада».Едва ли можно рассказать в одной небольшой работе о всех книгах.

      Многое осталось неописанным, многое предстоит сделать. Если мне удалось заинтересовать кого-либо миром книг английских писателей, то я могу считать выполненной задачу, которую ставила.

Результаты проекта.

      Для популяризации книг английских писателей и формирования информационной культуры школьников были созданы «Книжный шкаф поколения NEXT» с рекомендательными списками  книг различных литературных жанров, с аннотациями и интернет ресурсами, электронная презентация. Презентация проекта на уроке английского языка в 8 классе.  Вовлечение сверстников в поисковую деятельность по сбору информации о книгах английских писателей.

Внедрение проекта в социальную практику.

Создан стенд-экран в кабинете английского языка, с изображением рекомендуемых книг, куда дети могут прикрепить свои фамилии, и поделится впечатлениями о реалиях жизни в англоязычных странах после их прочтения.

Размещение этой сследовательской работы на школьном сайте vozdv-shkola.ucoz.ru.

Самоанализ.

Работая над проектом, я научилась вести поисковую и исследовательскую работу, получать необходимую информацию из литературы, электронных источников. Я нашла ответ на вопрос «В условиях современного села возможно ли знать и увлекаться чтением книг английских авторов?». Можно ответить «да», если у вас есть желание, и вы владеете современными технологиями и знаете адреса интернет-сервисов.http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2013/03/sannikova1.jpg

       Перефразируя известное изречение поэта Еврипида «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», можно утверждать: «Скажи мне, какие книги тебе нравятся, и я скажу, кто ты: чем ты увлекаешься, как относишься к людям, о чем мечтаешь!» Хотите больше знать,  больше понимать иноязычную культуру, повысить интерес к  изучению английского языка читайте произведения англоязычных авторов.

Используемая литература.

  1. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. М: Высшая школа,1990
  2. Иванова Е. В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками/ BZI 1999 №6
  3. Методические рекомендации к защите социального проекта.
  4. Культура чтения.http://pandia.org/text/77/381/33565.php
  5. http://www.liveinternet.ru/users/surge_blavat/post348541939/
  6. http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/newsagency/2014/06/item17.html
  7. http://www.pl.spb.ru/projects/Britain_2014
  8. http/iyazyki.ru2013/12mimibibi-outclass


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по литературе "Почему не у всех детей есть детство?"

Данная  работа представляет собой самостоятельный анализ произведений разных авторов о детстве. Работа состоит из двух частей: анализ произведений и социологический опрос.В  работе при...

Исследовательский проект по литературе

Исследовательский проект ученицы 9 класса "Образы славянских богов в книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" Проект был защищён как устный экзамен по выбору в 2009 году...

Исследовательский проект на тему «Этимология русских фамилий»

Исследовательский проект выполнен ученицей 6 а класса  на тему «Этимология русских фамилий» на примере фамилий своих одноклассников....

Педагогический социальный проект "Интернет- безопасная среда для школьников"

Интернет стал еще одной средой существования человека, которая может быть небезопасной. Наряду с полезной и необходимой информацией, способствующей получениюновых знаний, свободному общению, пользоват...

Учебный исследовательский проект по литературе «Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»

Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...

Исследовательский проект по литературе «Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова»

9мая 2020 года наш народ отмечает знаменательную дату 75-летияпобеды в Великой Отечественной войне. Каждый прошедший год отдаляет нас от событий этой войны. Участвуя в шествиях, посвященных Великой по...

Исследовательский проект "Вооружение и обмундирование русской и французской армий в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Данная работа будет интересна на уроках литературы в 10 классе  при изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир" и во внеурочной деятельности....