По стране Правознайке
методическая разработка (5 класс) на тему

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

Познавательно-развлекательная программа в рамках правового воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_strane_pravoznayke.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

«ПО СТРАНЕ ПРАВОЗНАЙКЕ»

для учащихся 4 классов.

РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,

высшая квалификационная категория.

                                                            17.10. 2018г.

Мероприятие  «По стране Правознайке».

 Цель: формирование у детей знаний о правах человека.

Задачи:

- закрепить знания о  Всеобщей Декларации прав человека;

- углубить знания о  правах и обязанностях ребенка;

- развивать положительное отношение к законам и  стремление действовать в соответствии с законами жизни;

- способствовать формированию правовой культуры;

 -формировать критерии нравственно-патриотического воспитания;

-способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;  

Оборудование: презентация.

Форма проведения: викторина по сказкам

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.
( отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")
- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране?
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!
- А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. ( отрывок из м/ф «Чиполлино»)
В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится?  (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок  из м/ф "Нехочуха")    
- Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.
- Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
         У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
          Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.
Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
 Правила поведения в школе
- Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей.

Вопрос-ответ.

  1. Страна, где человек родился и вырос.  Ответ: Родина, Отечество.
  2. Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
  3. Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
  4. Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
  5. На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
  6. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
  7. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
  8. Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
  9. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн..
  10. Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
  11. Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
  12. Всемирный документ, провозглашающий права личности, гражданские, политические, социально-экономические права и свободы. Декларация, конвенция.

  1. Игра «Да! Нет!»

Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!».  Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?  – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?  – Нет!

– Защищён ли человек законом?  – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?  – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?  – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?  – Да!

– Может ли человек владеть имуществом?  – Да!

– Какой документ провозглашает права человека? 

– Какой документ защищает права детей? 

– Самый главный документ государства? 

  1. Отгадай сказку.
  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого как летательный аппарат гусей?  («Гуси -Лебеди»)
  3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
  6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.
  7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
  8. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
  9. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
  10. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
  11. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
  1. «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА» 

В: Ст. 22 Закона РБ «О правах ребёнка» гласит «Каждый ребёнок имеет право на отдых».

(И мы сейчас воспользуемся этим правом.)

Я буду называть действия ученика на уроке - если вы считаете их правильными (Хлопайте) - если нет (Топайте).

приходить в школу во время (Хлопайте)

* есть конфеты (Топайте)

слушать учителя

* опаздывать на урок

отвечать на вопросы

* спать на уроке

выполнять домашнее задание

* жевать жевательную резинку

* вертеться на уроке.

  1. Конкурс. «Анаграммы»

Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм.

Ребенок —   КОРЁНБЕ

Семья –  МЯСЬЕ

Страна –   АРАНСТ

Закон –  КОНЗА

Жизнь –   ЗИНЬЖИ

Родители –  ДИЛИЕТОР

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Право – В О Р А П

Школа – Л О К А Ш 

Отдых – Д Ы Х О Т

Человек – Л О В Ч Е К Е

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

  1. Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

Пользуется правом или обязан выполнить….

 1. запрет курить детям;

 2. запрет пропускать занятия без уважительных причин;

3.  запрет кататься по перилам лестницы;

 4. запрет играть на проезжей части дороги.

  1. «Собери пословицу»

Береги одёжу снову, а честь - смолоду. 
При солнышке тепло, при матери – добро.

Грамоте учиться – всегда пригодится ( на образование)

Делу – время, а потехе – час (на отдых)

Правда суда не боится (на защиту своих интересов)

Жить – родине служить (на защиту Родины)

Хочешь есть калачи, не сиди на печи (на труд)

  1. Для закрепления наших знаний проведём игру «Разрешается, запрещается».
    № 1.
    Петь, рисовать и танцевать.
    Уроки в школе посещать,
    Свои таланты развивать -
    Это…..(разрешается)
    № 2.
    Посмотри на этот знак:
    Человек поднял флаг,
    Выражает свое мнение -
    Это …..(разрешается) 
    № 3.
    Эта грань обозначает:
    Мать с ребенком разлучают -
    Это…..(запрещается)
    № 4.
    Здесь ремень вокруг дитя,
    Как лента, извивается,
    Бить, наказывать - всегда …….(Запрещается!)
    № 5.
    Вот ребенок груз несет,
    Тащит, надрывается,
    В детстве тяжкая работа …….(Запрещается!)

IX. Стихи о правах и обязанностях (читают дети)

Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился -
Ты получил свои права:

Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.

Права на игры и желанья,

Права на знание и смех,

Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.

Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,

Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.

Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.

Иренировочный тест для подготовки к ГИА...

Паспорт гражданина. Презентация к занятию образовательного комплекса "Правознайка"

Презентация к занятию  блока  "Документы-надежный выход"образовательного комплекса "Правознайка".Может использоваться на уроках права, обществознания....

Презентация "Правознайка"

Герои любимых сказок рассказывают о правах и обязанностях....

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».Цель программы: форми...