Речь-показатель культуры.
методическая разработка (5 класс) на тему

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

Познавательно-развлекательная программа проводится в рамках воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech-pokazatel_kultury.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Речь-показатель уровня культуры.

Воспитательное мероприятие для обучающихся  5  классов.

Цель:  Профилактика сквернословия среди обучающихся.Формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения бранных слов, с исследованиями учёных о влиянии слов на уровень культуры, жизнь и здоровье человека.  
  • Развивать коммуникативную культуру, ответственное отношение к своим словам.
  • Расширять знания школьников о вредных привычках.
  • Познакомить  детей с губительным влиянием сквернословия на речь, здоровье, с пагубным влиянием его на личность.
  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества, стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию.
  • Побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
  •  Формировать навыков  здорового образа жизни

Методические приемы: методы формирования сознания обучающихся (объяснение, внушение, беседа), игровые методы.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: презентация по теме

Оформление: плакаты-“Здоровье не купишь – его разум дарит”,: “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо”, «Нет ничего заразнее слова» Восточная мудрость, «От гнилого сердца и гнилые слова»;

Предметы: мяч

Подготовительная работа:

  • Провести анкетирование среди учащихся: “Твоё отношение к сквернословию”( .10.17)
  • Выпустить стенгазету по данному содержанию и по результатам анкет (.10.17)
  • Выучить cобучающимися стихи (сентябрь) ГПД
  • Выучить с обучающимися пословицы (сентябрь) ГПД

План мероприятия:

  1. Стих-ие «Привет!»
  2. Игра с мячом.
  3. Введение в тему. Стих-ие Матусовского.
  4. Тема мероприятия.
  5. Результаты анкетирования.
  6. По словарям русского языка.
  7. История  возникновения сквернословия.
  8. Исследования учёных.
  9. Стих-ие Н.Шаварина
  10. Динамическая пауза «Встали, присели»
  11. Познавательная игра.
  12. Итог.

.

                                        Ход мероприятия:

Слайд 1

  1. Организационный момент.

Когда встречаем мы рассвет
Мы говорим ему - привет.
С улыбкой солнце дарит, в след
Нам посылая свой привет.
И вы запомните совет
Дарите всем друзьям привет.
При встрече через много лет
Вы скажете друзьям - привет.
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы привет.

- Всем ли мы можем сказать – привет?

- Как нужно приветствовать взрослых?

- Что означает слово “здравствуйте”?

- Здравствуйте!

- Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье.

- А здоровы ли вы, дорогие мои?

- Хорошее ли у вас сегодня настроение?

- Что влияет на настроение? (ответы детей)

- Одной из причин плохого настроения является плохие привычки свои или окружающих.

Слайд2

Игра с мячом «Назови вредную привычку, которая влияет на здоровье человека»

Педагог: (бросает мяч воспитаннику, а он даёт ответ).

Предполагаемые ответы ребят: Неправильное питание, несоблюдение режима дня, алкоголь, курение, одежда не по погоде и сезону, нежелание заниматься спортом, зарядкой, гулять, двигаться, чистить зубы, несоблюдение правил безопасности, гигиены, привычказлиться, драться и т.д.

Воспитатель: Вы много назвали вредных привычек, которые губят здоровье, но есть ещё одна вредная привычка, которая вредит здоровью людей.

Слайд 2

  1. Введение в тему.

Слайд 3

Прослушайте внимательно стихотворение Матусовского и подумайте, о какой вредной привычке мы сегодня будем разговаривать.  (Читает уч.)

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно в общем серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков,

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Воспитатель: Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Слайд 4

Слайд 5

  1. Основная часть.

Слайд 6

Что же такое сквернословие?

Согласно словарю В. Даля, «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всебогопротивное». Согласно толковому словарю русского языка Ушакова, «скверна- всё гнусное, мерзкое, пороки». Согласно толковому словарю Ожегова, «скверна- нечто гнусное, порочное»

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Слайд 7

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. 
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». 

Слайд 8

История возникновения мата уходит в далекую древность. В те времена произносить эти слова-заклинания имел право только служитель божества - жрец. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух.Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Демона или ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали. Так вот, и пугали и призывали демона одними и теми же словами – скверной бранью. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

 Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым. Например, во времена царя Алексея Михайловича Романова за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни, при Петре 1, сквернословящего человека подвергали публичной порке.  Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. 

Слайд 9

В наше время мат не остается безнаказанным. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. Публичное произнесение нецензурной брани в адрес конкретного лица содержит признаки оскорбления, за которое виновный подлежит ответственности по статье 130 Уголовного кодекса Российской Федерации. Оскорбление, выраженное в нецензурной форме, может совершаться как в присутствии, так и отсутствие оскорбляемого, если виновный рассчитывает, что факт оскорбления станет известен потерпевшему. Оскорбление наказывается штрафом до сорока тысяч рублей или обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года. Адресная нецензурная брань, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, влечет наказание в виде штрафа до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет.

 Слайд 10

Ученые проверили, как влияют слова на воду. Проводили разные эксперименты: над одной матерились, над другой молились. Потом эту воду заморозили и исследовали её внутренне строение (структуру).Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Человеческое тело на 80 % состоит из воды. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!Также проводились эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой молились, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, которые поливали водой над которой матерились, не прорастали либо плесневели, а политые водой,над которой молились, прорастали лучше, чем те семена на которые вообще никак не воздействовали.

 Ученые проверили как отражаются добрые и злые слова на растениях. Догадайтесь, какое из растений, изображенных на слайде, «обругали»?

 «Обруганные» растения хуже развивались, больше болели и даже становились уродами, не способными расти, развиваться и размножаться.А «обласканные» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена восстанавливались и начинали расти. Значит добрые слова оздоравливают, а бранные травмируют.

У вас может возникнуть вопрос: «Опыты проводились с растениями. Причём здесь человек? Но, в том-то и дело, что все живые существа развиваются по одним и тем же законам, будь то растение, животное, насекомое, человек

Наблюдения показали, что матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства.

     Все эти опыты проводились учеными разных стран и разными людьми, но все показывают одно.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, люди, сами того не подозревая, призывают зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя и свое потомство.

 Слайд 11,12

Сквернословие.

В народе исконно нашем

Обычай такой пребывает:

Народ ругается матом ,

Которого не убывает.

Напротив, слова эти скверные

Уже к языку прилипли,

И в кровь они въелись, наверное,

У тех, для кого мат – реликвия.

Речь русскую, непревзойдённую

Матом они испоганили

Ругаясь бесстыдно, по-чёрному

Дома, на улице, в бане ли,

В троллейбусах, в скверах, на площади,

У памятника освободителям,

В толпе, ожидая очередь,

В кабинах автолюбителей…

И грязный язык сквернословия

Из сердца людей изрыгает

Без всяких различий сословия,

Весь грех, что в душе пребывает.

А источая нечисти, 
В которых душа взрастилася,

Не жди к себе жизни почести,

И от природы милости.

Не обвиняй кого-нибудь

В том, что судьба не сложилась –

Ты получил лишь то, мой друг,

Что в языке накопилось. ( Н. Шаварина)

Слайд 13

Продолжи пословицу.

Дискуссия «Нужен ли нам мат».

Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия.

- Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т. п.)

- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

- Сквернословие - это вредная привычка. А к чему ведут вредные привычки? (Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.)

- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

- Есть ли у вас зависимость от сквернословия, собираетесь ли вы с ней бороться?

- Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения).

Слайд 14

Динамическая пауза «Встали, присели» (проводится под музыку Владимира Косма из кинофильма «Игрушка»).

На произнесенное «волшебное» слово ребята встают, на «злое» слово – приседают. (Любовь, скверна, доброта, драка, надежда, гадость, вера, злоба, красота, болезнь, счастье, хулиган, радость, горе, мама, грубость, пожалуйста, ложь, спасибо).

Слайд 15

Давайте, вместе подумаем, что нужно делать, чтобы избавится от сквернословия? (ответы учащихся). Итак, чтобы избавиться от мата, надо:

  • Больше читать. Читайте классику, громко и вслух. Читайте и учите стихи. Так, многократное повторение красивой художественной речи сможет осесть в подсознании, и мату там может не остаться места.
  • Слушайте хорошую музыку, такую же классическую: Бетховен, Бах, доказано, что они позитивно влияют на психику, успокаивают нервы. Зачастую нервное состояние заставляет человека постоянно сыпать ругательствами.
  • Не позволяйте другим ругаться в Вашем присутствии, делайте замечания мужчинам, если они матерятся в присутствии женщин и старайтесь сами следить за речью.
  • Как ни странно, действенный способ избавиться от привычки материться - следить за тем, что говоришь. Не спешите, говорите обдуманные фразы. Заядлому матершиннику с непривычки может быть очень тяжело.
  • Больше позитива в жизни, ищите новые и прекрасные слова, расширяйте свой кругозор и помните, что Ваша речь - показатель уровня Вашей культуры. Сделайте его выше!

Слайд 16

Познавательная игра.

- Мальчик, вежливый и развитый,

 говорит, встречаясь, … (здравствуйте).

- Растает даже ледяная глыба

 от слова тёплого … (спасибо).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят: ... (благодарю)

- Не забудьте, что на прощанье

говорить всем нужно … (до свидания)

  1. Обобщение.

Слайд 17

Слова влияют на человека?

Бранные злые слова негативно отражаются на здоровье человека, укорачивая жизнь и притягивая болезни; добрые – улучшают здоровье, побуждают к восстановлению организм. Сквернословить невыгодно в финансовом отношении. Сквернословие осуждается обществом, церковью, законом. Сквернословие - вредная привычка или национальная гордость?

Ребята, думайте, прежде чем говорить. Ибо слово наше строит нашу судьбу, направляет к добру и к злу, а отказ от сквернословия — наша самооборона.

Так давайте избавим нашу речь, и без того насыщенную, прекрасную и красивую, от матерных слов, тем более, что эти древние слова, призванные оберегать человека, не заслуживают такого к ним обращения. Они должны уйти в историю того времени, когда их использовали не для оскорбления.

Я призываю вас пользоваться только теми словами, смысл которых вы знаете наверняка.

 Язык наш прекрасный – богатый и звучный,

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нѐм есть и усмешка, и мягкость, и ласка.

 Написаны им и рассказы, и сказки –

 Страницы волшебных, волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Культура речи – показатель образованности и развитости личности

 «Культура речи – это совокупность и система её коммуникативных качеств» (Б.Н.Головин)   Какой же должна быть наша речь? Она должна быть правильной, ,хорошей, выразительной, точн...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....