Внеурочное мароприятие "Памяти Холокоста"
классный час по истории (9, 10, 11 класс) по теме

Гаммершмидт Зоя Махмудовна

Данное мероприятие разработано для учащихся 9-11 классов. Посвящается памяти жертв Холокоста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Памяти жертв Холокоста» Воспитательное мероприятие, посвящённое Дню памяти жертв Холокоста для учащихся 9-11 классов

Слайд 2

Форма проведения внеклассного мероприятия Литературно-исторический вечер

Слайд 3

Цели мероприятия Воспитательные: воспитывать у учащихся толерантное сознание Развивающие: развивать у учащихся навыки независимого мышления, критического осмысления событий

Слайд 4

«Шесть миллионов мужчин и женщин, из которых полтора миллиона были детьми, погибли лишь потому, что родились евреями». Симона Вайль.

Слайд 5

Холокост -политика нацистской Германии по преследованию и уничтожению евреев. ШОА-катастрофа европейского еврейства в 1933-1945 гг.

Слайд 6

Статистика кровавых цифр Всего уничтожено 6 миллионов евреев в 1933-1945 гг.: 200 тысяч евреев Германии 65 тысяч евреев Австрии 80 тысяч евреев Чехии 110 тысяч евреев Словакии 83 тысячи евреев Франции 65 тысяч евреев Бельгии 106 тысяч евреев Нидерландов 165 тысяч евреев Румынии 60 тысяч евреев Югославии 67 тысяч евреев Греции 350 тысяч евреев Венгрии свыше 2 миллионов евреев Польши

Слайд 7

Освенцим (Аушвиц) Лагерь смерти. Из 1 миллиона 300 тысяч узников дети, подростки составили 234 тысячи. Из них 220 тысяч еврейских детей.

Слайд 8

Тадеуш Боровский Друзья дорогие мои на свободе! Тюремною песней я с вами прощаюсь, Чтоб знали: отчаянью я не поддался. Я верю, что после меня И любовь и стихи мои век не исчезнут, А также, пока вы живёте, Жив буду я в памяти вашей .

Слайд 9

ЛИТЕРАТУРА Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945гг.). /Сост. В.А.Кондратьев, З.Н.Политов. М.: Политиздат, 1979 Ни давности, ни забвения… По материалам Нюрнбергского процесса. М.: Юрид. лит., 1983 Стрижков Ю.К., Тельпуховский В.Б., Ярушина Л. В. Никто не забыт и ничто не забыто. 1941-1945.М.: Просвещение. 1970. http://jhistory.nfurman.com/shoa/grossman019.htm http://www.world-war.ru/article_683.html www . holocf . ru

Слайд 10

Автор презентации Гаммершмидт Зоя Махмудовна, учитель истории и обществознания МКОУ Большеарбайская СОШ Саянского района, Красноярского края.



Предварительный просмотр:

«Памяти жертв Холокоста»

Воспитательное мероприятие,

посвящённое Дню памяти жертв Холокоста

 для учащихся 9-11 классов.

« Шесть миллионов мужчин и женщин,  из которых полтора миллиона были детьми, погибли лишь потому, что родились евреями. »

Симона Вайль, Почётный президент Фонда памяти Шоа.

 

Автор разработки: Гаммершмидт Зоя Махмудовна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Большеарбайская СОШ

Саянского района

Красноярского края

 

Форма проведения внеклассного мероприятия:

литературно-исторический  вечер

(слайды 1,2,3)

Цели мероприятия:

 а) развивающие:

развивать у учащихся навыки независимого мышления, критического осмысления событий.

б) воспитательные:

воспитывать у учащихся толерантное сознание.

Задачи мероприятия:

  1. Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцидов
  2. Воспитание у учащихся понимания опасности шовинизма, антисемитизма, неонацизма.
  3. Формирование интереса к малоизученным страницам  истории  Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

Оборудование: 

1) персональный компьютер

2) мультимедийный проектор

3) мультимедийная презентация мероприятия.

Ход мероприятия:

Первый ведущий.

(слайд 4)

«…Никто не забыт, и ничто не забыто»- слова глубокого смысла, обращённые не только в прошедшее, но и в будущее.

Прошу всех почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.       (Звучит метроном)

  «Холокост» (Holocaust) - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».

В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 000 000 евреев в 1933 - 1945 гг.

  Впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Везелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

  В Израиле и некоторых других странах используется также термин на языке иврит Шоа (Shoah), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства» в вышеуказанных  хронологических рамках

Второй Ведущий

(слайд 5)

1 ноября 2005 года ООН приняла решение учредить Международный день памяти жертв Холокоста, таким образом подтвердив верность своим исконным принципам. Это стало весьма символичным решением для организации, которая родилась на руинах и пепелище  Второй мировой войны. В Германии, которой веками восхищались за ее философов и музыкантов, было принято решение отправить в газовые камеры и сжечь в печах крематория миллионы мужчин, женщин и детей. Их прах покоится также в могилах Украины, Польши, Литвы, Беларуси и других стран. Могилы эти, евреи должны были выкопать своими собственными руками перед тем, как упасть туда под пулями расстрельных взводов, а уж потом быть сожженными в попытке замести все следы преступлений.

Учредив этот день, который сегодня отмечается во всем мире, ООН напоминает нам о конкретном и всеобщем характере Шоа – плановом истреблении, имеющем целью искоренение целого народа – еврейского народа.  

Первый ведущий.

Шоа – это не только то, что произошло в Освенциме. Эта трагедия залила кровью весь европейский континент. Процесс обесчеловечивания порождает нескончаемый поток размышлений о совести и достоинстве людей,  напоминая нам о том, что худшее всегда возможно.

Совет Европы принял решение учредить Европейский день памяти жертв Холокоста и предотвращения преступлений против человечности. Совет избрал дату 27 января – день, когда подразделение советских солдат вошло в Освенцим. В лагере эти солдаты нашли лишь живых привидений, несколько тысяч умирающих и насмерть замученных людей, избежавших казни лишь потому, что эсэсовцы посчитали, что голод, жажда, холод и болезни сделают за них эту работу еще быстрее. Десятью днями ранее большинство выживших фашисты заставили уйти пешком из лагеря, по снегу, и на каждом шагу им грозила расправа. То были «марши смерти».

Второй ведущий:

Где начало этой нечеловеческой политики?  Кто виновник этих злодеяний?

Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистичеcкой партии Германии, принятой в 1920, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек.  Евреев Германии лишали всех политических и гражданских прав.  

В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», в ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря.  В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев.  

Первый ведущий

(слайд 6)

Каким было окончательное решение  еврейского вопроса в Европе?

 Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались. В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс. евреев Германии; 65 тыс. Австрии; 80 тыс. Чехии; 110 тыс. Словакии; 83 тыс. Франции; 65 тыс. Бельгии; 106 тыс. Нидерландов; 165 тыс. Румынии; 60 тыс. Югославии; 67 тыс. Греции; 350 тыс. Венгрии. Подавляющее число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу).

Звучит песня «Бухенвальдский набат»   

 (Слова А.Соболева, музыка В. Мурадели)

  (исполняет хор)

Люди мира на минуту встаньте,

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь,

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, и восстали вновь,

 и восстали и восстали и восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожжённых

Строятся, строятся, в шеренги к ряду ряд

Интернациональные колоны

С нами говорят, с нами говорят.

Слышите громовые раскаты:

Это не гроза, не ураган,

Это вихрем атомным объятый

Стонет океан, Тихий океан.

Это стонет, это стонет, Тихий океан.

Люди мира на минуту встаньте,

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон

Звон плывёт, плывёт над всей землёю

И гудит взволнованно эфир

Люди мира, будьте зорче втрое

Берегите мир, берегите мир!

Берегите, берегите, берегите мир!

1 ученик.

Горе, боль воспоминаний. Их не забудешь, они приходят даже во сне.

Из воспоминаний Симона Вайль, Почетный президент Фонда памяти Шоа: «Для всех, кого депортировали, в том числе и для меня, каждый день полон воспоминаний о Шоа. Самым страшным в памяти до сих пор остается чувство унижения: оно намного сильнее, чем воспоминания об избиениях, изнеможении, голоде, холоде или усталости. Нас лишили имен и опознавали лишь по номеру, вытатуированному на руке. Еще нас преследуют воспоминания о тех, с кем нас безжалостно разлучили по приезде в лагерь, и кого, как нам рассказали позднее, прямиком отправили в газовые камеры.»

2 ученик.

(слайд 7)

Освенцим…Лагерь смерти… Здесь везде была смерть…

Мы привыкли называть его «Освенцим». Это слово знакомо с детства. Со школьных уроков и страшных фильмах о войне. Весь мир называет его лающим немецким словом Аушвиц.

 Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.

Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков.

 Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 12 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры.

В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.

Звучит стихотворение «Варварство». Муса Джалиль

Они их собрали,

Спокойно до боли,

Детишек и женщин…

И выгнали в поле.

И яму себе эти женщины рыли.

Фашисты стояли,

Смотрели, шутили…

Затем возле ямы поставили в ряд

Измученных женщин

И хилых ребят.

Поднялся наверх

Хищноносый майор,

На этих людей

Посмотрел он в упор.

А день был дождливый,

Касалися луга

Свинцовые тучи,

Толкая друг друга.

Своими ушами

Я слышал тогда,

Как реки рыдали,

Как выла вода…

Кричали ручьи,

Словно малые дети…

Я этого дня

Не забуду до смерти.

И солнце сквозь тучи

(Я видел всё это!)

Рыдая, ласкало детей

Своим светом.

Как ветер ревел,

Как, сердечен и груб,

С корнями тот ветер

Вдруг вывернул дуб.

Дуб рухнул огромный

Со вздохом тяжёлым.

И в ужасе дети

Вцепились в подолы.

Но звук автомата

Сумел вдруг прервать

Проклятье, что бросила

Извергам мать!

У сына дрожали

Ручонки и губки.

Он плакал в подол

Её выцветшей юбки,

Всю душу её

На куски разрывая,

Сын будто кричал,

Уже всё понимая:

«Стреляют! Укрой!

Не хочу умирать!»

Нагнувшись, взяла его

На руки мать,

Прижала к груди:

«Ну не бойся, сейчас

Не будет на свете,

Мой маленький, нас…

Нет, больно не будет…

Мгновенная смерть…

Закрой только глазки,

Не надо смотреть.

А то палачи закопают живьём.

Нет, лучше от пули

Мы вместе умрём».

Он глазки закрыл,

Пуля в шею вошла…

Вдруг молния

Два осветила ствола

И лица упавших,

Белее чем мел..

И ветер вдруг взвизгнул,

И гром загремел.

Пусть стонет земля,

Пусть рыдает крича,

Как магма, слеза

Будет пусть горяча!

Планета!

 Живёшь миллионы ты лет,

Садам и озёрам

Числа твоим нет.

Но видела ль ты

Хоть единственный раз

Позорнее случай,

Чем тот, что сейчас?

Страна моя,

Правда на знамени алом!

Омыто то знамя

Слезами не мало.

Огнями той правды

Громи палачей

За детскую кровь

И за кровь матерей!

3 ученик.

Из воспоминаний бывших узников. «  Летом 1944 года из Венгрии прибыли 435 000 евреев. Сразу после того, как они покинули поезд, большинство из них отправили в газовую камеру. Те из нас, кто знал, что их ждет, были охвачены ужасом. Я до сих пор помню выражение их лиц, тех женщин с детьми на руках, те толпы людей, которые не подозревали о своей судьбе. Это самое ужасное из всего того, чему я стала свидетелем в Освенциме.»

 4 ученик

Овсова Ульяна Федоровна, родилась 24 июня 1912 года в деревне Таратутки:
«Нас немцы забирали работать на станцию, грузить вагоны. Напротив станции стояли два дома. В этих домах держали евреев. Согнали их со всего Езерища. У евреев отбирали вещи, их туфли и другую одежду разбирали жены полицаев. А евреев расстреляли. Зимой это было. Холодно. В тот день мы залезли на водокачку, что рядом с железнодорожным вокзалом. Их вели под конвоем. У одной женщины тапок с ноги упал. Так босая и шла. Немцы согнали евреев ко рву и стали стрелять. Раненые лезли из могилы. А немцы били их по рукам, они опять падали в могилу. Страшно было».

5 ученик

Мордехай Цирульницкий, бывший заключенный N 79414. ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ В ОСВЕНЦИМЕ  (Из "Черной книги")

«Однажды, в сильный мороз, эсэсовцы заставили целую группу работать раздетыми. Через два часа люди были совершенно обморожены. Работа стала. Эсэсовцы избили людей палками, те же, кто не выдержал экзекуции и свалились, были отправлены в "газ".

 В одном из греческих транспортов был доставлен детский дом. На железнодорожной платформе эсэсовцы хотели отделить от детей прибывшую вместе с ними воспитательницу. Она категорически отказалась оставить детей одних хотя к этому моменту для всех прибывающих была уже ясна ожидающая их участь. Не подействовали ни уговоры ни попытки насильно оторвать ее. Так и ушла вместе с ними в газовую камеру.»

6 ученик

Свидетельство польской акушерки пани Станиславы Лещинской, бывшей узницы Освенцима

«Среди огромного количества женщин, доставлявшихся туда, было много беременных.

До мая 1943 года все дети, родившиеся в освенцимском лагере, были зверским способом умерщвлены… После родов младенца уносили в комнату, где детский крик обрывался и до рожениц доносился плеск воды, а потом… роженица могла увидеть тельце своего ребенка, выброшенное из барака и разрываемое крысами.

Судьба остальных детей была еще хуже: они умирали медленной голодной смертью. Их кожа становилась тонкой, словно пергаментной, сквозь нее просвечивали сухожилия, кровеносные сосуды и кости»

Исполняется стихотворение

Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге Три тысячи двести девятый.

Обувь детская ношена, правый ботинок с заплатой.

Кто чинил его? Где? В Мелитополе, Харькове, Вене…

Кто носил его? Поль или Жан или русская девочка Женя.

Неужели другой не нашлось в этом мире дороги,

Кроме той, по которой прошли эти детские ноги.

Здесь на всех языках о пощаде пытались молиться

Чехи, греки, евреи, австрийцы, поляки, бельгийцы.

Здесь впитала земля запах тлена и пролитой крови,

Сотни тысяч людей разных наций и разных сословий.

Час расплаты настал, палачей и убийц на колени,

Суд народов идёт по кровавым следам преступлений.

Среди тысяч улик этот детский ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы Три тысячи двести девятой.

7 ученик

Из воспоминаний бывшего узника Освенцима Шломо Венезия

 «Две самые большие газовые камеры были расчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда».

 Исполняется стихотворение

Тадеуш Боровский

Ночь над Биркенау

И снова ночь. Застыла шлаком.

И небо вороном чернеет.

Как труп, за лагерным бараком

синюшный месяц коченеет.

 

И Орион - как после сечи

помятый щит в пыли и соре.

Ворчат моторы. Искры мечет

кровавым оком крематорий.

 

Смесь пота, сырости и гноя

вдыхаю. В горле привкус гари.

Как лапой, душит тишиною

трехмиллионный колумбарий.

 

Ночь без рассвета. Все затмило.

И дело близится к финалу.

Как божий суд над мертвым миром,

вершится ночь над Биркенау.

Перевод А. Гелескула

Инсценировка по рассказу Анатолия Ванукевич попал в Освенцим в феврале 1943 года, ему было 13 лет.

Анатолий:

Мне очень хотелось дожить до освобождения. Мы все об этом мечтали, говорили: ну, хоть один денек прожить после войны. Чтобы рассказать. Мы же видели, как приходили транспорты с людьми. Я видел толпу голых женщин: их раздели и прямо на улице брили им волосы. Я видел, как у матерей отрывали от груди детей и швыряли их, еще живых, в рвы с огнем. Я видел это, видел! Крик стоял страшный! Но ведь и бунты были. Однажды у какой-то женщины оказался пистолет, и она убила трех немцев. За это всех, кого привезли в тот день, расстреляли, не стали даже сортировать.

Собеседник:

Бог умер в Освенциме. Так говорят.

Анатолий:

 Мы постоянно молились. И было ощущение, что с неба на тебя смотрят. У нас и ксёндз был, он в газовую камеру за другого пошел... Раз в неделю проходили акции по отбору ослабевших узников: нас раздевали, обливали из шланга холодной водой, и врачи сортировали: этих - налево, и переписывали их номера, а этих - направо, еще поработают. И все знали, что тех, кто шел в левую группу, завтра или послезавтра вызовут в крематорий. И ксёндз пошел вместо другого.

Собеседник:

Но ведь номер не совпадал?

Анатолий:

 А им какая разница? Газовые камеры должны были работать бесперебойно, вот и всё.

8 ученик.

(слайд 8)

Нацисты творили чудовищные, дотоле невиданные злодеяния против народов СССР, Польши, Чехословакии, Югославии, Франции, Бельгии, Норвегии, Греции, Дании, Голландии.

Исполняется поэма «Реквием» Роберта Рождественского.

 Помните!

Через века,

                 через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придёт

                               никогда,-

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

            павших

                        будьте достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой

             секундой,

каждым

              дыханьем

будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца

                        стучатся,-

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье,-

пожалуйста,

                    помните!

Песню свою

                    отправляя в полёт,-

помните!

О тех,

 кто уже никогда не споёт,-

помните!

Детям своим

                      расскажите о них,-

чтоб запомнили!

Детям

         детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

                         бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звёздам

                           ведя корабли,-

о погибших

 помните!

Встречайте  трепетную весну,

люди земли.

Убейте

            войну,

прокляните

войну,

люди земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!...

Но о тех,

кто уже не придёт

                              никогда,-

заклинаю,-

помните!

 

 Звучит мелодия «Полонез»  Огинского.

 Литература:

  1. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945гг.). /Сост. В.А.Кондратьев, З.Н.Политов. М.: Политиздат, 1979
  2. Ни давности, ни забвения…  По материалам Нюрнбергского процесса. М.: Юрид. лит., 1983
  3. Стрижков Ю.К., Тельпуховский В.Б., Ярушина Л. В. Никто не забыт и ничто не забыто. 1941-1945.М.: Просвещение. 1970.
  4. http://jhistory.nfurman.com/shoa/grossman019.htm
  5. http://www.world-war.ru/article_683.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Холокост и дети

1.Что такое Холокост? 2.Каковы его уроки? 3.Почему стала возможна эта трагедия? 4.Что значит – «помнить и никогда не забывать»? ...

Холокост.Прошлое или реальность

сравнительная характеристика Осетии 2008и  Холокоста...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Формирование толерантности у учащихся через преподавание темы "Холокост". Преподавание темы "Холокост"

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы  привлекают  всѐ  больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности.История Второй мировой и Великой Отече...

разработка внеурочного занятия "Фильм "Туфельки" - самый необычный фильм о Холокосте

Тема Холокоста вошла в современные программы и школьные учебники  истории, но, к сожалению, находит там очень слабое освещение.  Выбор темы связан, прежде всего, с реалиями современного мира...