Волшебный мир физики
элективный курс на тему

Ермолаева (Меркулова) Ульяна Викторовна

3-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_3-4.docx58.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Кострово»

Утверждено

Директор школы ___________

Ю.А.Афанасьева

приказ №_____от «____»____20___г.                      

Рассмотрено и утверждено                        на заседании МО учителей - предметников

протокол № _____ от «____»_____20___г.

Рассмотрено и утверждено на заседании  педагогического совета

протокол № ___от «____»___20___г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Волшебный мир физики»

3-4 класс

Количество часов в год – 35

Составитель:

Меркулова У.В, учитель физики

п. Кострово

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Наураша»  для обучающихся 3-4  класса  на 2017-2018 учебный год составлена:

в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2011  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

на основе авторской программы Е.А. Шутяевой «Наураша в стране Наурандии».  Методическое руководство для педагогов /  Е.А. Шутяева. – М.: «Ювента»,2015. – 76с.

Цель программы:

побудить интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.

Задачи:

  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • развитие интереса к познанию самого себя  и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
  • развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
  • формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
  • освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • воспитание культуры совместной деятельности, формирование навыков сотрудничества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные 

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Показатели эффективности реализации программы:

  • детское экспериментирование–метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка;
  • проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо;
  • с желанием участвует в опытно-экспериментальной деятельности;
  • эмоционально реагирует на достигнутый результат и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок);
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Формы контроля результативности реализации программы:

  • мониторинг сохранности  состава группы учащихся, занимающихся по данной программе, и посещаемости занятий;
  • наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий;
  • контроль выполнения самостоятельных творческих заданий, заполнение альбома экспериментатора.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час)

Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей.

Температура (4 часа)

Знакомство с понятиями «температура», «градус». Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы.

Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.

Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду. Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.

Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение).

Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.

Свет (4 часа)

Знакомство с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет.  Экран компьютера или телевизора – источник света.

Измерение силы света (фонарика, экрана компьютера, освещённость в комнате)  Влияние света на жизнь растений. Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет).

Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету»

Электричество (4 часа)

Знакомство с понятием «электричество». Опыт «Электрическое яблоко».

Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.

Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.

Изучение электрической лампочки, Опыты с электромотором.

Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки

Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением. Основы безопасного экспериментирования с напряжением.

Кислотность (4 часа)

Введение в понятие «Кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка»

Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке.

Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды.

Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков. Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием.

Магнитное поле (4 часа)

Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами.

Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства.

Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами.

Показ фокусов «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки»

Пульс (4 часа)

Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс.  Измерение пульса (взрослого, ребёнка). Пульс и упражнения. Создание пульса ( медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще.

Сила (4 часа)

Знакомство с понятиями «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы. Измерение веса. Измерение силы удара, силы пальцев. Игра «Кто сильнее ударит». Давление под колёсами автомобиля. Сила в единстве. Игровые измерения (сильный, слабый удар, удар средней силы).

Звук (4 часа)

Знакомство с понятиями «звук», «громкость».  Что такое звук. Что такое громкость. Почему одни звуки высокие, а другие низкие. Измерение звука (игра на ксилофоне, флейте, исследование звука свистка). Звук передаётся по воздуху. Игровые измерения (создание громкого и высокого звука).

Особенности организации образовательного процесса

Построение программного материала  направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности в контексте ФГОС. Занятия кружка строятся в соответствии со следующими этапами  системно-деятельностного подхода:

  1. Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную интеллектуальную деятельность.
  2. Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
  3. Экспериментирование (проведение опытов)
  4. Коммуникация.
  5. Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Используемые технологии обучения:

  • Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»).
  • Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
  • Игровые технологии (компьютерная игра).

Виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • частично-поисковая;
  •  экспериментирование (проведение опытов).

Формы организации деятельности:

  • познавательная беседа;
  • компьютерная игра;
  • эксперимент;
  • художественного творчество (описание результатов эксперимента);
  • пробные выступления перед аудиторией, ответы на вопросы «из зала».

Духовно-нравственное развитие

На занятиях кружка «Наураша» обучающиеся овладевают основами физики, приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

Практическая направленность занятий кружка формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Место программы в учебном плане

Согласно учебному плану и плану внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год реализация программы «Наураша» осуществляется в рамках внеурочной деятельности и планируется из расчета 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.


Тематическое планирование  кружка «Наураша»

№ темы/

Раздела

Название темы/раздела

Общее количество часов на изучение тем/раздела

Из них

Характеристика учебной деятельности обучающихся

теория

практика

контроль

1.

Введение.

1

1

0

0

Знакомство с программой, оборудованием, главным героем – мальчиком  Наурашей.

Знакомство с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

2.

Температура.

4

0

4

0

Знакомство с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «температура тела человека», комфортная температура», «кипение и замерзание воды».

Измерение температуры различных объектов.

Развитие интереса к исследованиям и экспериментам.

Измерение температуры воздуха в разных частях комнаты.

Знакомство с правилами личной гигиены при измерении температуры тела человека.

Соблюдение правил безопасности при обращении с горячими жидкостями.

Умение получать лёд в домашних условиях.

Измерение температуры холодной, горячей  воды. 

Участвовать в коллективной работе.

Измерение температуры льда, мороженого.

Знакомство с комфортной температурой воздуха для человека, животных, растений.

3.

Свет.

4

0

4

0

Знакомство с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещённость».

Сравнивать освещённость различных объектов.

Знать, как освещённость влияет на жизнь растений и других живых организмов.

Проявлять интерес к исследованиям и экспериментам.

Знать, что такое свет.

Уметь изменять освещённость экрана компьютера.

Измерять силу света фонарика, экрана компьютера, освещённость в комнате.

Рассказывать о влиянии света на жизнь людей, растений, некоторых животных.

Рассказывать о скорости света.

Измерять силу света возле окна. Измерять освещённость в разных местах комнаты.

Уметь создавать темноту, яркий свет, комфортный свет.

Экспериментировать со светофильтром, шторами.

Проводить опыты с красителями, с отражателями, с фильтрами.

4.

Электричество.

4

0

4

0

Знакомство с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды».

Знать правила безопасности при работе с электричеством.

Уметь измерять напряжение в простейших цепях электрического тока.

Проявлять интерес к исследованиям и экспериментам.

Знать, что такое электричество, напряжение электрического тока измеряется в вольтах. Напряжение в розетках в домах 220 Вольт.

Показывать полюсы на батарейках «+» и «-».

Проводить эксперимент с яблоком, лимоном, картофелем.

Правильно ставить батарейки в блок.

Проводить эксперимент с динамо-машиной.

Рассказывать об утилизации батареек.

Уметь создавать и убирать  напряжение используя оборудование лаборатории.

5.

Кислотность.

5

1

4

0

Знакомство с понятием «кислотность».

Измерять кислотность разных продуктов.

Рассказывать о полезных и вредных свойствах продуктов, содержащих кислоты.

Проявлять интерес к исследованиям и экспериментам.

Рассказывать о рецепторах, расположенных на языке, отвечающих за вкус.

Проводить эксперименты с апельсиновым, яблочным, лимонным соком, водой, газированным напитком по определению кислотности этих напитков.

Проводить эксперименты с содой.

Рассказывать о том, что при добавлении соды в напитки, кислотность снижается.

Проводить эксперименты с разбавлением напитков водой.

Проводить эксперименты по созданию очень кислого, кислого, не кислого вкуса.

6.

Магнитное поле.

4

0

4

0

Знакомство с понятиями «магнитное поле», «кольцевой и плоский магниты», «магнитные полюсы», «магнитное поле Земли», магнитные и немагнитные материалы».

Измерять поле различных магнитов.

Показывать на примерах взаимодействие магнитов.

Проявлять интерес к экспериментам и исследованиям.

Рассказывать о магнитном поле, о полюсах магнита.

Исследовать кольцевой и плоский магнит. Измерять магнитное поле на разных полюсах магнита.

Экспериментировать с компасом.

Проводить исследование магнитных  и немагнитных предметов.

Сравнивать два магнита, складывать два магнита.

Исследовать остаточный магнетизм.

Создавать сильное и слабое магнитное поле, убирать магнитное поле.

Проводить опыт «Магнитная левитация»

7.

Пульс.

5

1

4

0

Измерять пульс человека с помощью датчика. Стремиться вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Проявлять интерес к экспериментированию и исследованиям.

Показывать сердце человека с помощью фартука.

Объяснять, почему у разных людей разный пульс.

Измерять пульс взрослого, ребёнка без использования прибора.

Объяснять, необходимость заниматься физкультурой.

8.

Сила.

4

0

4

0

Знакомство с понятием силы, как физической величины, «вес предмета».

Проявлять интерес к исследованиям и экспериментам.

Измерять и сравнивать силу с помощью прибора.

Проявлять интерес к исследованиям и экспериментам.

Измерять силу, вес, силу удара, силу пальцев.

Проводить эксперимент по измерению силы под колёсами игрушечного автомобиля.

Объяснять выражение «сила в единстве»

9.

Звук.

4

0

4

0

Знакомство с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».

Объяснять вред громких звуков, рассказывать о плохом воздействии длительного шума на организм человека.

Проявлять интерес к исследованиям и экспериментам.

Знать, что такое звук, громкость.

Проводить эксперимент с ксилофоном, флейтой, свистком.

Объяснять, что такое ультразвук, инфразвук.

Исследовать голос учителя, ребёнка.

Исследовать шум за окном.

Создавать громкий и высокий звук, громкий и низкий звук, тихий и низкий звук, тихий и высокий звук.

Итого

35

3

32

0

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела/урока

Количество часов

Дата проведения занятия

план

факт

Введение

1

1.

Знакомство с Наурашей и страной Наурандией.

Температура

4

2.

Тепло или холодно? Температура воздуха в комнате. Температура тела человека.

1

3.

 Лёд и пламя. Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.

1

4.

Такая разная вода. Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.

1

5.

Вкусные опыты. Измерение температуры любимых лакомств

1

Свет

4

6.

Что такое свет. Измерение силы света.

1

7.

Влияние света на жизнь растений.

1

8.

Эксперименты со светом. Проведение опытов с отражателями.

1

9.

Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету».

1

Электричество

4

10.

Знакомство с понятием «электричество». Опыт Электрическое яблоко.

1

11.

Батарейка. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке.

1

12.

Электричество рядом. Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.

1

13.

Лампочка. Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором.

1

Кислотность

5

14.

Кислотность. Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка».

1

15.

Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке

1

16.

Волшебница сода. Опыты на снижение кислотности.

1

17.

Создай свой вкус. Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков.

2

Магнитное поле

4

18.

Магнитные чудеса. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами.

1

19.

Земля – это магнит. Опыты с магнитами, их особенности и свойства.

1

20.

Остаточный магнетизм. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами.

1

21.

Танцующие магниты. Показ фокуса «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки».

1

Пульс

5

22.

Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс.

1

23.

 Измерение пульса взрослого человека и ребёнка.

1

24.

Когда сердце бьётся чаще. Пульс и упражнения.

2

25.

Игровые измерения. Создание медленного и быстрого пульса.

1

Сила

4

26.

Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы и веса.

1

27.

Что такое удар средней силы. Измерение силы удара, силы пальцев.

1

28.

Давление под колёсами автомобиля. Сравнительные измерения «Кто сильнее ударит, надавит»

1

29.

Игровые измерения. Сильный удар, слабый удар, удар средней силы.

1

Звук

4

30.

Что такое звук. Что такое громкость.  Измерение звука при игре на ксилофоне, флейте.

1

31.

Исследование звука свистка. Сравнительные измерения «Кто громче свистнет»

1

32.

Почему в космосе нет звука. Исследование голоса взрослого, ребёнка.

1

33.

Исследование шума за окном. Игровые измерения «Создаём громкий и высокий звук»

1


Приложение

ОПИСАНИЕ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО  И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Книгопечатная продукция

1.

Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е.А. Шутяева. – М.: «Ювента», 2015. – 76с.

1

2.

Оборудование цифровой  лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

1

3.

Дополнительное оборудование для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания, кубики льда, одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски.

15

4.

Дополнительное оборудование для  изучения темы «Электричество»:  яблоко, лимон, клубень картофеля, ёмкость с солёной водой, б/у батарейки.

15

5.

Дополнительное оборудование для  изучения темы «Кислотность»:  ёмкость для промывки датчика, соки (апельсиновый, яблочный, лимонный), вода, сладкая газированная вода.

15

6.

Дополнительное оборудование для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики, скрепки.

15

7.

Дополнительное оборудование для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль.

15

8

Дополнительное оборудование для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха человека.

16



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по физике «Волшебная сила энергии»

Данная работа является исследовательской. Цель данной работы: показать, что энергия является движущей силой жизнедеятельности человеческого организма. Задачи, решаемые в ходе исследовательской работы:...

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

План учебно-воспитательной работы объединения « Волшебная иголочка» по программе «Волшебная иголочка»

План учебно-воспитательной работы по 2 годичной образовательная программе «Волшебная иголочка», предназначен для ознакомления детей  7-11 лет с различными видами рукоделия: швейное искусство, пош...

Занятие по внеурочной деятельности по физике для 7 класса "Волшебные опыты- давление в жидкостях и газах"

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по физ ике для 7 класса...

Игра - путешествие в мир волшебного королевства физиков

Игра - путешествие в мир волшебного королевства физиковЦель: Погрузить учащихся 5 класса в науку физики и физических экспериментов.Привить и поддержать интерес учеников к предметам...