Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов
    календарно-тематическое планирование на тему

    Кузнецова Алла Валерьевна

    Программа  воспитательной  работы по  социальному  направлению "Я - гражданин  России" для  обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ya_-_grazhdanin_rossii.docx52.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Петрова».        

                                                                            Согласовано:               Утверждаю:

    Рассмотрено на заседании                         Зам. директора по УВР        директор школы

    ШМО начальных классов                    _____________Е.А.Иванова               ___________________Н.И. Христюк.

    №________от_______________        

    Руководитель ШМО                     «___» ________________2018 г.        «___» ________________2018 г

    ______________ О.И.Егорова

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    по социальному направлению

    «Я – гражданин  России»

    для обучающихся с нарушением интеллекта

    2-3-4 классы

    Пояснительная записка

    Программа «Я – гражданин  России» (социальное направление) (далее Программа) ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта учащихся с нарушением интеллекта.

    Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе  «Я – гражданин  России»

    Программа  составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями МБОУ «Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа  имени. П.П. Петрова»   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с нарушениями интеллекта. Программа составлена на 2018 – 2019 учебный год, рассчитана на 3 года обучения в 2, 3 и 4 классах в  соответствии с количеством часов, отведенным учебным планом школы  в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений: 2класс – 1 год, 3 класс -2 год, 4 класс – 3 год.

     Занятия проводятся 1 раз в неделю, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи), логопедическими занятиями. Длительность занятий 30 минут для воспитанников 2 класса и 40 минут для воспитанников 3-4 классов. Занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку.

     Систематически (один раз в четверть) осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать результаты успешности развития младших  школьников. Данные мониторинга заносятся в карту по воспитанности.

    Цель программы: Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

    Задачи:

    • Формировать у детей представления о качествах личности и нравственных нормах поведения.
    • Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилам, регулирующими поведение в обществе
    • Развивать        механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
    • Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
    • Развивать        основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
    • Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Виды деятельности:

    - Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других. 

    - Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Выполнять упражнения на развитие диалогической и монологической        речи

    - Объяснять наблюдаемые явления, совместно договариваться о правилах общения.

    - Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем.

    - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    - Слушать других, участвовать в разыгрывании ситуаций, этюдов. Чтение и анализ художественных произведений

    - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

    Формы и методы работы

    • познавательная беседа;
    • этическая беседа;
    • профилактическая беседа;
    • игры: ролевые, ситуационные;
    • мини-конкурсы;
    • совместная разработка правил поведения.
    • занятия с использованием художественных средств выразительности;
    • упражнения;
    • тренинги;
    • экскурсии;
    • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

    Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

    Предполагаемые результаты реализации программы:

    обучающийся имеет представление:

    • о  качествах личности и нравственных нормах поведении о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
    • о конфликтах и способах их разрешения;
    • об основных моделях коммуникативного поведения;
    • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др. ;
    • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
    • умеет анализировать поступки свои и других людей ;
    • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
    • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
    • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

    обучающийся имеет опыт:

    • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
    • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
    • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

    взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

    Содержание программы

    2 класс

    Давайте        познакомимся,        друг        другу улыбнувшись! Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.

    Дом, в котором я живу

    Экскурсия по школе. Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».

    Самое удивительное чудо на свете

    Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку.

    Вежливая        азбука.        (Зачем        нужна вежливость?) Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).

    Как хорошо быть вместе!

    Дать понятие        о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.        Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра - драматизация «Всё в порядке».

    Внимательный ли ты слушатель?

    Упражнения на развитие диалогической и монологической        речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».

    Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят

    Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».

    Ссоры и споры

    Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора.        Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную        выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра.

    Ответственность и я

    Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» .Игра        «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям?

    Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

    Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята».

    Жадность и жадины

    Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков.

    3 класс

    Вежливость - основа воспитанности

    Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?

    Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?

    Правда и ложь

    Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».

    Умеет ли разговаривать природа

    Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса.        Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра- пантомима.

    Добро и зло

    Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся - добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра - сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо - плохо».

    Какими в жизни следует быть?

    Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.

    Всё начинается со слова «Здравствуйте»

    Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную        окраску.        Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры

    Это слово говорят, если вас благодарят

    Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.

    Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

    Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику?        Разыгрывание        ролевой ситуации. Художественное слово.

    Когда без извинения не обойтись?

    Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.

    Пиктограммы        «Злость»,        «Извинение», «Радость».

    Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

    У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону) Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».

    В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

    Игра «Опиши предмет»        Моделирование

    ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

    4 класс

    Азбука общения

    Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить.

    Признаки        плохого        умения        слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи».

    Волшебная палочка - это речь

    Наука «риторика», ее значение и история. Интонация и решение проблем:        тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп,        тон,        громкость).        Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу.

    Гостям всегда рады

    Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли»

    Если с другом вышел в путь

    Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение        «Дружный        класс».

    Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание        и обсуждение        ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.

    Это - ты, а это - я, а это - все мои друзья

    Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»

    Почему люди ссорятся?

    Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай».

    Культурный человек: кто он такой?

    Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игра « Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений с изображением        различных        поведенческих ситуаций.

    Правила поведения в столовой

    Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого        «Золотой        ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую.

    Правила поведения в библиотеке

    Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку. 

                                                                     Календарно-тематическое планирование 2 класс

      п/п

    Тема занятия

    Дата план

    Дата факт

    1

      Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

    2

      Дом, в котором я живу

    3

      Самое удивительное чудо на свете

    4

      Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

    5

      Как хорошо быть вместе!

    6

      Внимательный ли ты слушатель?

    7

      Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

    8

      Ссоры и споры

             II четверть

    9

      Я- неповторимый человек

    10

      Оцени других и себя

    11

      Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

    12

      Посеешь характер - пожнешь судьбу.

    13

      Как стать прилежным и старательным?

    14

      Жадность и жадины.

    15

      Моя внимательность и внимание

    16

      Ответственность и я

            III четверть

    17

      Волшебные слова

    18

      Если с другом вышел в путь.

    19

      Вредные привычки

    20

      Да здравствует вежливость

    21

      Добро или зло?

    22

      Учитесь быть трудолюбивыми.

    23

      Правила общения с окружающими.

    24

      Почему люди ссорятся ?

    25

      Правила поведения в столовой

    26

      Вежливый отказ

                VI  четверть

    27

      Правила поведения в библиотеке

    28

      Правила поведения на уроке и на перемене

    29

      Когда без извинения не обойтись?

    30

      Слово — мостик понимания между людьми

    31

      Быть честным — это хорошо или плохо?

    32

      Я и мои друзья

    33

      Обобщающее занятие

    Календарно-тематическое планирование 3 класс

    п/п

    Тема занятия

    Дата план

    Дата факт

    1

      Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

    2

      Как хорошо быть вместе!

    3

      Умеет ли разговаривать природа

    4

      Всё        начинается        со        слова

    «Здравствуйте»

    5

      Это слово говорят, если вас благодарят

    6

      Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

    7

      Когда без извинения не обойтись?

      8

      Слово - мостик понимания между людьми (как слушать      собеседника и вести себя во время разговора)

              II четверть

    9

       У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)

    10

      В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

    11

      Правда и ложь

    12

      Добро и зло

    13

      Волшебники добра

    14

      О лени и лентяях

    15

      Терпенье и труд все перетрут

    16

      Я и мое настроение

           III четверть

    17

      Эмоции и мое поведение

    18

      Путешествие в страну чувств

    19

      Твоё здоровье зависит от тебя.

    20

      Игра: « Мы в гостях».

    21

      Радость и я.

    22

      Что такое стыд?

    23

      Экскурсии «Профессии в школе»?

     24

      «Вежливость – точность королей».

     25

      Что такое зависть?

    26

      Я не ссорюсь, значит я здоров.       

                  IV четверть

    27

      Труд кормит – а лень портит.

    28

      Дорожные знаки.

    29

      Мой характер и успехи в школе.

    30

      Поза, мимика и жесты.

    31

      Что я люблю в других?

    32

      Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья

    33

      Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья

    34

      Обобщающее занятие

    Календарно-тематическое планирование 4 класс

    п/п

    Тема занятия

    Дата план

    Дата факт

    1

      Азбука общения

    2

      Волшебная палочка - это речь

    3

      Гостям всегда рады

    4

      Если с другом вышел в путь

    5

      Это - ты, а это - я, а это - все мои друзья

    6

      Почему люди ссорятся?

    7

      Культурный человек:        кто он

    такой?

      8

      Правила поведения в столовой

           II  четверть

    9

      Правила поведения в библиотеке

     

    10

      Добрые дела. «Доброе дело два века живет»

    11

      Жизнь дана на добрые дела

    12

      Быть скромным - это хорошо или плохо

    13

      Учитесь быть скромным

    14

      Это просто хвастунишки

    15

      Быть честным - хорошо или плохо?

    16

      Чем отличается фантазия от лжи?

          III четверть

    17

      Быть щедрым - это хорошо или плохо?

    18

      Помогай людям

    19

      Приноси людям радость

    20

      Умей видеть в другом человеке хорошее

    21

      Защити слабого

    22

      Расту настоящим мужчиной

    23

       Поступай с другим так, как ты хочешь, чтобы поступали

       с тобой

     24

      Если дружбой дорожить

     25

      Учимся видеть в друге хорошее

    26

      Как избавиться от прозвищ?

                   IV четверть

    27

      Чистота –лучшая красота

    28

      По одёжке встречают

    29

       Красен человек статью

    30

       Обиженные вещи

    31

       Вежливые слова

    32

       Культура разговора

    33

       Уважай старших

    34

       Обобщающее занятие


                                                                           

                                                                                              Литература

    1. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. - Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. - 192 с.
    2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.
    3. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. - М : ТЦ Сфера, 2004.
    4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.
    5. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. : Просвещение, 1994.
    6. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград : Учитель, 2007. - 204 с.
    7. Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. - 160 с.
    8. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
    9. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития,1997. - 240 с.
    10. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
    11. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.
    12. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и

    младшими школьниками:        Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 80 с.

    1. Обучение и воспитание во вспомогательной школе / под редакцией В.В. Воронковой. - М. : Просвещение, 1984.
    2. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. - М.:АРКТИ,2006.-312с




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по ИЗО, автора Н.М. Сокольниковой, 2,3,4 классы. ФГОС

    Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Рабочая программа составлена на основе Пр...

    Рабочие программы 2, 3, 4, 5, 7 классы по эрзянскому языку

    Тематическое планирование по предмету ""Эрзянский язык" для русскоязычных школ....

    Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (седьмого вида) 8 класс

    Данная программа разработана в соответсивии с федеральным компонентом для детей, обучающихся по программам основной школы, но явлеется адаптированной к детям седьмого вида...

    Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ ФГОС 1-2 класс

    Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ ФГОС 1-2 класс (лёгкая степень умственной отсталости...

    Рабочие программы по Физической Культуре для коррекционной школы VIII вида (2,3,4,5,8 класс)

    Рабочие программы по физической культуре для коррекционной школы VIII вида составлены по В.В.Воронковой...

    Рабочая программа по чтению для обучающихся с ОВЗ (8 класс)

    Рабочая программа по чтению разработана для обучающихся с ОВЗ 8 класса.Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литер...